Экономические реформы 1989-1990 «Программа 550»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:10, контрольная работа

Краткое описание

Нарастание негативных тенденций в обществе привело, что страна в середине 80-х годов оказалась на грани серьезного экономического кризиса. Положение в стране поставило перед необходимостью радикальной перестройки всех сторон жизни.
В марте 1985 г. на внеочередном пленуме ЦК Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Начальный период деятельности нового руководства характеризовался попыткой модернизировать социализм. Это проявилось в решениях апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, XXVII съезда КПСС (1986 г.), XIX партконференции (1988 г.).

Оглавление

Экономические реформы 1989-1990 «Программа 550». Стр. 1
Реформа управления 2004г. Стр. 6
Список литературы. Стр. 8

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию и науке РФ.docx

— 27.92 Кб (Скачать)
 

         Содержание

  1. Экономические реформы 1989-1990 «Программа 550».  Стр. 1
  2. Реформа управления 2004г.       Стр. 6
  3. Список литературы.       Стр. 8         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    1 

     Экономические реформы 1898-1990 «Программа 500».

     
     
         Предпосылки возникновения «Программы 500 дней».

         Нарастание негативных тенденций в обществе привело, что  страна в середине 80-х годов оказалась на грани серьезного экономического кризиса. Положение в стране поставило перед необходимостью радикальной перестройки всех сторон жизни.

         В марте 1985 г.  на внеочередном пленуме ЦК Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Начальный период деятельности нового руководства характеризовался попыткой модернизировать социализм. Это проявилось в решениях апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, XXVII съезда КПСС (1986 г.), XIX партконференции (1988 г.).

         XIX партконференция высказалась  за реформу политической системы  в СССР, сущность  которой заключалась в том, чтобы полностью демонтировать тоталитарный политический режим, восстановить полновластие народа; радикально перестроить советское многонациональное государство, сформировать и обеспечить гарантии многопартийности и политического плюрализма.

         Стратегической целью  перестройки политической системы  являлось формирование правового государства  и гражданского общества, где будет обеспечено верховенство закона и равенство всех перед законом, где  гарантированы права и свободы  каждому гражданину, где гражданин и государство будут выступать равноправными субъектами права.

         В марте 1989 г. впервые  в СССР состоялись свободные выборы. На I и II Съездах народных  депутатов произошло оформление депутатских фракций. III Съезд народных депутатов СССР (1990 г.) впервые  в истории страны ввел должность Президента  СССР как главы  исполнительной власти, им был избран  М.С. Горбачев. Съезд отменил 6-ю статью  Конституции,  которая законодательно закрепляла руководящую роль КПСС  в Советском государстве. Отмена 6-ой статьи  способствовала активизации деятельности новых политических партий.  Первой себя провозгласила  оппозиционная партия  КПСС   "Демократический союз" в мае 1988  г.

                   2

         В начале второй половины 80-х гг. провозглашались различные  пути выхода из кризиса. На II съезде народных депутатов СССР в конце 1989 г. правительство предложило свою  программу перехода к "планово-рыночной экономике", рассчитанную на 6 лет. На первом этапе (1991-1992 г.) должен был быть осуществлен комплекс чрезвычайных мер. Предполагалось использовать как директивные методы управления, так и экономические рычаги, роль которых постепенно   должна была возрастать. На втором этапе (1993-1995 г.)  ведущее место отводилось экономическим методам  руководства.

         Помимо правительственной программы, был  ряд других альтернатив. В том числе  программа межрегиональной депутатской группы, которая предлагала более радикальные меры: ускоренный переход  к рыночной экономике, для нормализации потребительского рынка и обеспечения социальной защищенности  трудящихся.

         1.ввести карточки и  обеспечить всех  необходимым  минимумом  продуктов и товаров  по более низким ценам.

         2.ввести свободный  рынок (коммерческие цены), который  должен был постепенно расширяться.

         Съезд народных депутатов  СССР утвердил правительственную программу. Однако, уже вскоре стало ясно, что она не действует. Положение на потребительском рынке усложнилось. В сложившейся обстановке правительство срочно приступило к подготовке целого пакета законопроектов с целью ускорить переход к регулируемой рыночной экономике.

         На третьей сессии Верховного Совета СССР правительство  выступило с новой программой осуществления экономических реформ (докладчик Н.И. Рыжков), в которой намечалось  резкое повышение цен на продукты (на хлеб в 3 раза) и на промышленные товары с частичной компенсацией.

         31  июля 1990  г. состоялась встреча Президента СССР М.С. Горбачева с Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным, на которой была достигнута договоренность о разработке альтернативной программы. Была  создана комиссия под руководством академика С.С. Шаталина и  Г.Я. Явлинского. Комиссия подготовила общесоюзную  "Программу 500 дней". 
 

                                                                                 3

               Программа 500 дней.

         В программе «500дней», подготовленной в 1990г. группой советских  экономистов под руководством С. Шаталина и Г.  Явлинского, говорилось, что главной целью экономической  реформы  является «экономическая свобода  граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы».

         Авторы программы «500 дней» отмечали следующие принципы функционирования новой экономической системы, которая должна быть создана:

-максимальная свобода экономического субъекта (предприятия, предприниматели).

- полная  ответственность экономического  субъекта за результаты хозяйственной  деятельности, опирающиеся на юридическое  равноправие всех видов собственности, включая частную.

-конкуренция  производителей как важнейший  фактор стимулирования хозяйственной активности.

-свободное  ценообразование, балансирующее  спрос и предложения.

-дополнение  товарного рынка, рынком рабочей  силы и финансовым рынком.

-открытость  экономики, ее последовательность  интеграция в мировое хозяйство.

-обеспечение  высокой степени  социальной  защищенности граждан.

-отказ всех  органов государственной власти  от прямого участия в хозяйственной  деятельности.

         В соответствии с программой «500 дней» в течение первых 110 дней (программа чрезвычайных мер) должен быть принят пакет законов, необходимых для функционирования рыночной экономике; начинается приватизация и акционирование государственной собственности, проводится жесткая финансово-денежная политика, ведущая к резкому сокращению бюджетного дефицита и прекращению роста денежной массы, начинается земельная реформа проводится сокращение военных расходов и инвестиций за счет бюджета, прекращается выплат всех дотаций и субсидий предприятиям , начинается по этапная либерализация цен.

                 4

         В течение следующих 150 дней(101-250й)  намечалось снятие государственного контроля над ценами для широкой товарной массы, полная ликвидация бюджетного дефицита, широкое развитие приватизации, демонополизация и ликвидация устаревших  административных  структур, индексация доходов с учетом динамики цен.

          В течение последующих 150 дней(251-400й) на базе рыночных отношений и все более полного насыщения рынка намечалось достичь его стабилизации, еще дальше продвинуть приватизацию и либерализацию цен, ввести конвертабельность рубля.

         Наконец, оставшиеся 100 дней ожидалось начало подъема в экономике, развертывание масштабной структурной  перестройки.

         Из этого краткого напоминания  о программе «500 дней»  ясно, что она представляет собой  не более чем схему последовательности действии в рамках перехода к рынку. Сам переход к рынку за 500 дней осуществить невозможною В лучшем случае эту программу следует рассматривать в качестве стартера запуска рыночных преобразований. И не более того.

       
       
               Итог  проводимых реформ.

         В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР  в целом одобрила "Программу 500 дней"  и определила ее начало-1 сентября 1990 г. Затем эта программа была  изложена   на Верховном Совете  СССР. Одновременно  был заслушан доклад Н.И. Рыжкова о правительственной программе. Обсуждение не привело к принятию ни той, ни другой программы. По предложению М.С. Горбачева была выработана единая /компромиссная/ программа, хотя эти программы концептуально были не совместимы.

         19 октября 1990 г.   Верховный Совет СССР утвердил новый вариант программы, получивший название "Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике". Она носила общий, не конкретный характер, не указывала сроки осуществления конкретных мер. Президентская программа фактически блокировала "Программу 500 дней", породила конфликт между Центром и Россией. 

               5

         После подавления августовского  путча 1991 г. создались более благоприятные условия для перехода к рынку. В октябре 1991 г. на X съезде народных депутатов РСФСР Президент России Б.Н. Ельцин объявил об осуществлении программы реформ, включающих либерализацию цен, приватизацию предприятий, создание благоприятных условий для предпринимательства. Однако время было потеряно, и реформы начали осуществляться с большими осложнениями.

 
                Реформы управления  РФ 2004г

         Одними из первых нормативных  правовых актах, в которых были очерчены контуры административной  реформы,  были Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах». Также постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 «О Правительственной комиссии по проведению административной реформы».

 20 мая 2004 г. Президент Российской Федерации утверждает указ № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительно власти» и положений об отдельных федеральных органах исполнительной власти, утверждаемых указами президента или постановлениями правительства.

В соответствии с протоколом заседания Правительства  РФ от 21 октября 2004 г. Минэкономразвития России была разработана и представлена в Правительство РФ Концепция Федеральной целевой программы (ФЦП) "Административная реформа".Концепция ФЦП предусматривала реализацию комплекса мер в области внедрения в деятельность органов исполнительной власти механизмов управления по результатам проектного управления, внедрение стандартов государственных и муниципальных услуг, разработку и внедрение административных и электронных административных регламентов, повышение эффективности системы закупок для государственных и муниципальных нужд, создание и реализацию особых механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах, создание механизмов досудебного обжалования и административного судопроизводства (административной юстиции), завершение пересмотра избыточных и дублирующих функций органов исполнительной власти и устранения неэффективного государственного вмешательства в экономику, реформу контрольно-надзорных органов, развитие системы аутсорсинга административно-управленческих процессов, реформирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, обеспечение прозрачности и эффективности взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества.

                                    6

         В соответствии с утвержденной концепцией Минэкономразвития России 3 ноября 2004 г. разработало и внесло в Правительство РФ проект целевой программы (ФЦП) "Административная реформа", рассчитанной на 2005-2010 гг.

         Президент РФ выступил 13.09.2004г. с предложением по новому порядку избрания губернаторов, по  новой системе избрания депутатов Государственной думы и по созданию общественной палаты. В конце2004г. Эти предложения стали законными. По  новому закону региональные законодательные собрания по предоставлению Президента  избирают нового главу региона. Президент получил право отзыва губернаторов за ненадлежащие исполнения обязанностей. Свое недоверие губернатору вправе выразить и  законодательное собрание. Таким образом, Президент  взял на себя ответственность, за работу губернаторов.

         Были отменены выборы депутатов Государственной думы по одномандатным округам. Основная цель к сугубо   партийным выборам состояла в том, чтобы стимулировать развитие партийной  системы в стране.

         По инициативе Президента его политических союзников в  парламенте осуществлены меры  по формированию крупных общенациональных партий;   такие как отмена в избирательных бюллетенях графы «Против всех» и повышение минимального уровня для прохождения партий в Государственную думу  с5% до 7%.Создание общественной палаты РФ активизировало формирование его  институтов. Общественная палата дополнила работу парламентариев.

Информация о работе Экономические реформы 1989-1990 «Программа 550»