Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:34, реферат
Иван IV - одна из наиболее интересных фигур в истории нашей страны.
недовольных к отъездам, Грозный брал с бояр, подозреваемых в желании
отъехать в Литву, обязательства не отъезжать за поручительством нескольких
лиц; такими «поручными грамотами» он связал все боярство. Но отъезды
недовольных все-таки бывали, и в 1564 г. успел бежать в Литву князь Андрей
Михайлович Курбский, бросив вверенные ему на театре войны войска и крепость.
Принадлежа к составу «избранной рады», он пытался объяснить и оправдать
свой побег «нестерпимою яростию и горчайшею ненавистью» Грозного к боярам
его стороны. Грозный
ответил Курбскому
противополагал обвинениям боярина свои обвинения против бояр. Обе стороны —
монарх, стремившийся «сам править», и князь-боярин, представлявший принцип
боярской олигархии, — обменялись мыслями с редкой откровенностью и
резкостью. Бестужев-Рюмин в своей «Русской Истории» первый выяснил, что в
этом вопросе о царской власти и притязаниях бояр-княжат основа была
династическая. Потомки старой русской династии, «княжата», превратившись в
служилых бояр своего сородича московского царя, требовали себе участия во
власти; а царь мнил их за простых подданных, которых у него «не одно сто», и
потому отрицал все их притязания. В полемике Грозного с Курбским вскрывался
истинный характер «избранной рады», которая, очевидно, служила орудием не
бюрократически-боярской, а удельно-княжеской политики, и делала ограничения
царской власти не в пользу учреждений (думы), а в пользу известной
общественной
среды (княжат).
III .Опричнина
К середине 60-х годов XVI века в окружении
Ивана IV не осталось людей,
которые могли бы хоть как-то сдерживать
буйные страсти государя, характер
его претерпел серьезные изменения. “Некоторые
грани его личности, в
особенности жилка садистской жестокости,
стали более явными, находя
выражение в припадках безудержного гнева”,
- пишет Вивиан Грин. Она же
называет введение опричнины “дальнейшим
скачком по дороге вниз к видимому
психическому расстройству”.
Итак, в 1564 году царь выехал из Москвы в
Александровскую слободу,
откуда и были присланы в столицу знаменитые
грамоты об отречении.
Скрынников считает отречение хорошо
продуманным политическим шагом. В своем
обращении царь апеллировал к народу,
поэтому под давлением обстоятельств
Боярская дума была обратиться к государю
с верноподданническим ходатайством
и принять все поставленные Грозным условия,
принять введение опричнины.
Скрынников пишет: “Царь обрушил на стану
“грозу”, чтобы искоренить
непорядки в суде и защитить справедливость.
На практике опричнина привела к
неслыханным беззакониям, насилиям и кровопролитию.
По своему
деморализующему влиянию на русское общество
террор можно сравнить разве что
с монгольским игом”. Я, однако, не буду
касаться социально
экономических и политических аспектов
опричнины, я лишь попытаюсь
проследить, каким образом кровавый террор
повлиял на личность Ивана IV.
Здесь следует подробнее остановиться
на нравах и обычаях
Александровской слободы, государства
в государстве, где поселился Иван IV.
Покинув столицу, царь окружил себя новыми
помощниками, набранными из
подонков общества. Новое окружение государя
не понимало целей, которые
ставил перед собой Грозный, и поэтому
все больше скатывалось к насилию,
которое ничем не было ограничено. По мнению
Валишевского, “ эти лукавые
царедворцы способствовали развитию у
него влечения к грубому разврату и
льстили некоторым садистским наклонностям,
лежавшим, без сомнения в его
натуре”. Как уже говорилось, царь был
весьма религиозным человеком, и
Александровская слобода, где он поселился
удивительным образом сочетала в
себе черты кровавого вертепа и монастыря.
Валишевский, например, считает,
что опричнина по сути своей во многом
походила на монастырское братство.
Опричники при поступлении на службу произносили
клятву, аналогичную клятве
при пострижении в монахи, и в некотором
роде отрекались от мира, не имея
права поддерживать связь даже с близкими
родственниками, если те остались в
земщине. В слободе действовал устав, подобный
монастырскому. Около 300
наиболее близких к государю опричников
надевали на свои золотые кафтаны
черные рясы и принимали участие в сложных
религиозных обрядах, в которых
Иван IV исполнял роль игумена, Вяземский
- келаря, а Скуратов - пономаря.
Мне кажется, что в этих богохульных обрядах
в полной мере раскрывалась
болезненная неуравновешенность и противоречивость
личности Грозного. В
соответствии с представлениями Ивана
крайнее благочестие полностью искупало
крайний разврат, которым были заполнены
перерывы между церковными службами.
Существует масса отвратительных легенд,
повествующих о развлечениях,
которым предавался царь и его приближенные.
Кровавые расправы следовали одна за другой,
уничтожались целые
поселения, Грозного обуяла жажда крови.
Так в 1570 году жесточайшему
разгрому подвергся Новгород, независимое
боярство которого было обвинено в
измене государю. Уничтожение Новгородской
республики, несомненно, имело
политические причины, но методы, которые
Иван IV при этом использовал
абсолютно бесчеловечны: “... замученных
привязывали к саням длинной
веревкой, волокли через весь город к Волхову
и спускали под лед...
Связанных женщин и детей бросали в воду
и заталкивали под лед палками”.
И все это по приказанию царя! Вот краткий
психологический портрет Ивана IV
времен опричнины: “Он скрытен, он отлично
знает, чего хочет, и хочет
разумного или того, что, по крайней мере,
кажется таким при данных
обстоятельствах. Он изворотлив, тонок
и любознателен во всех отношениях.
Порой он бьет дальше намеченной цели,
что зависит от его необузданного
темперамента. У него больше жертв, чем
действительных врагов. Нельзя не
согласиться на этот раз с Ломброзо, сказавшим,
что раз человек отведал
крови, убийство для него становится потребностью.
Кровь повелительна
настолько, что ей нельзя противиться.
По его словам, чувственная любовь
нередко сплетается с жаждой крови - вид
ее сильнее возбуждает половую
страсть... За кровавыми сценами всегда
следует проявление самого неистового
разврата. В этом объяснение жизни Александровской
слободы”.
Сложно объяснить, каким образом зверства,
учиняемые опричникам по
приказу Ивана, сосуществовали с идеями
высшей власти, которые Грозный
высказывал, скажем, в знаменитых посланиях
князю Курбскому, и с целью,
которую ставил перед собой государь,
когда вводил опричнину - централизация
власти и уничтожение боярского могущества.
Мне кажется, что Иван IV, в силу
обстоятельств вступив на путь террора,
попал во власть своих скрытых
пороков и не мог более остановиться в
своем падении.
IV. Личная
жизнь Ивана IV
Характер и темперамент царя в большой
мере нашли отражение в его
личной жизни, поэтому, изучая взаимоотношения
Ивана IV с близкими ему
людьми, можно сделать определенные выводы
относительно его личности.
Ключевский писал о молодом государе:
“В 17-20 лет, при выходе из детства,
он уже поражал окружающих непомерным
количеством пережитых впечатлений и
передуманных мыслей... В 1546 году, когда
ему было 16 лет, среди ребяческих
игр он, по рассказу летописи, вдруг заговорил
с боярами о женитьбе, да
говорил так обдуманно, с такими предусмотрительными
политическими
соображениями, что бояре расплакались
от умиления...”. Итак, в 1547
году Иоанн избрал себе в супруги Анастасию
Захарьеву. Современники
приписывают ей все женские добродетели:
целомудрие, смирение, набожность,
чувствительность, благость, ум, не говоря
о красоте. Венчание прошло в
храме Богоматери. Прервав веселые пиры
двора, Иоанн и супруга ходили пешком
зимой в Троицкую Сергиеву лавру и провели
там первую недели великого поста,
ежедневно молясь над гробом святого Сергия.
Большинство историков
соглашается, что царица оказала благотворное
влияние на характер Ивана IV,
но, как уже говорилось, в 1560 году царица
скончалась после 10 месяцев
болезни.
Второй раз Иван IV женился в 1561 год на полудикой
черкешенке, дочери
князя Темрюка, названной в крещении Марией.
“О ней ходила молва, что она
была так же распущена по своим нравам,
как и жестока по природе,”- пишет
Валишевский. Интересно, что Штаден в своих
воспоминаниях говорит о ней
следующее: “Она-то, Мария Темрюковна,
и подала великому князю совет, чтоб
отобрал он для себя из своего народа 500
стрелков и щедро пожаловал их
одеждой и деньгами и чтобы повседневно
и днем, и ночью они ездили за ним и
охраняли его”. Таким образом, идея опричнины,
возможно, отчасти
принадлежит ей. Мария умерла в 1569 году,
и царь решил жениться в третий
раз.
В 1571 году царь обвенчался с Марфой Собакиной,
дочерью новгородского
купца, но она умерла через две недели
после свадьбы.
Необходимо отметить, что в те времена
церковные законы позволяли
жениться не более двух раз и то, что Ивану
IV удалось, хотя и с большим
трудом, обойти все запреты, еще раз говорит
об авторитарности его
личности. Уже в 1572 он повел к алтарю Анну
Алексеевну Колтовскую, дочь
одного из своих приближенных. Через три
года царь заточил супругу в
монастырь, где она прожила до 1626 года
под именем инокини Дарьи. Предлогом
к этому послужило предъявленное царице
обвинение в заговоре против царя.
После этого Иван IV одну за другой приблизил
к себе двух наложниц -
Анну Васильчикову и Василису Мелентьеву.
Обе они вопреки церковным законам
признавались его супругами, хотя для
сожительства с ними он испросил
только разрешения своего духовника, понимавшего,
как пишет Валишевский,
“что для такого человека, как Иван, нужно
изобретать более эластичные
правила”. Василиса имела неосторожность
завести любовника, князя
Девтелева. Без лишних раздумий царь приказал
посадить его на кол перед
окнами дворца, а Василису сослать в монастырь.
Следующая супруга Ивана IV, Мария Долгорукая,
также умерла
насильственной смертью. Царь, заподозрив,
что Мария досталась ему не
девственницей, приказал посадить ее в
коляску, запряженную лихими лошадьми
и утопить в реке Сере. Последней женой
Ивана IV стала Мария Федоровна
Нагая.
В 1581 году произошло событие, еще более
усугубившее нравственную
болезнь государя - в припадке гнева он
убил собственного сына, царевича
Ивана. В книге того же Валишевского приведены
несколько версий, объясняющих
это событие. По одним источникам, царевич,
видя неудачи русской армии в
Ливонской войне, сам захотел руководить
войсками, чем навлек на себя гнев
отца, по другим, он заступился за ливонских
пленников, но наиболее
вероятно, что Иван “встретил свою невестку
(Елену Шереметьеву, третью жену
царевича, которая была в это время беременна)
во внутренних покоях дворца и
заметил, что ее костюм не вполне соответствовал
требованиям приличий того
времени... Оскорбленный царь-игумен ударил
ее с такой силой, что в
следующую ночь она прежде времени разрешилась
от бремени. Естественно, что
царевич не воздержался от упреков по
адресу царя. Грозный вспылил и
замахнулся своим посохом. Смертельный
удар был нанесен царевичу прямо в
висок”.
Вот что пишет по этому поводу Вивиан Грин:
”После своей
болезни 1553 года Иван казался глубоко
неуравновешенным человеком,
временами неуравновешенным на грани
безумия. Его чувство личной
незащищенности, его основополагающее
недоверие, даже к тем, кто был ему
особенно близок, его садизм, его неуправляемые
приступы гнева говорят о
глубоко нездоровой личности. Кстати,
после болезни царь пристрастился к
потреблению ртути, которая постоянно
кипела в котле у него в комнате
специально для него”.
Характер и темперамент государя, несомненно,
сыграли важную
роль, но и объективные факторы исторического
развития имели большое
значение.
Иоанн Васильевич Грозный скончался 18
марта 1584 года. Предание
гласит, что перед смертью он проявлял
необыкновенную мягкость ко всем
окружающим. Своего сына Федора он убеждал
царствовать благочестиво,
избегать войн с христианскими государствами.
Он завещал сыну уменьшит
налоги, освободить пленных, по всем монастырям
он приказал разослать
грамоты с просьбой помолиться за его
грехи. Так мирно и благочинно
завершилась жизнь одного из самых кровавых
правителей в истории России.
Заключение
Личность Ивана IV, без всякого сомнения,
сложна и противоречива, но
именно в силу своей неординарности она
снова и снова будет приковывать к
себе взгляды исследователей, стремящихся
понять сущность исторических
процессов. Многие аспекты деятельности
Грозного до сих пор остаются
неисследованными, тем не менее, с его
именем связана целая эпоха развития
Российского государства, эпоха, которая
оказала огромное влияние на весь
последующий ход истории нашего государства.
Пожалуй, последствия
царствования Ивана Грозного точнее всего
охарактеризовал Василий Осипович
Ключевский, который писал, что Иван IV
“…не был государственным дельцом.
Одностороннее, себялюбивое и мнительное
направление его политической мысли
при его нервной возбужденности лишало
его практического такта,
политического глазомера, чутья действительности,
и, успешно предприняв
завершение государственного порядка,
заложенного его предками, он незаметно
для себя самого кончил тем, что поколебал
самое основание этого порядка.
Карамзин преувеличил очень немного, поставив
царствование Ивана - одной из
прекраснейших по началу - по конечным
его результатам наряду с монгольским
игом и бедствиями удельного времени.
Вражде и произволу царь жертвовал и
собой, и своей династией, и государственным
благом. Большинство современных историков,
изучающих эпоху Ивана Грозного, ориентируются
в первую очередь на личность царя. Но,
несмотря на преобладание личностноориентированного
подхода, ученые все-таки стараются описывать
историю страны, а не историю влияния государя
на историю страны.
Список
использованной литературы
1.
Валишевский К. Иван
Грозный. - М.: СП “Квадрат”, 1993
2. Грин В. Безумные короли. -
М.: “Зевс”, Ростов-на-Дону:
“Феникс”, 1997
3. Дворниченко А.Ю., Кащенко
С.Г., Кривошеев Ю.В.,
Флоринский М.Ф. История
России с древнейших
времен до начала XX века. -
С-Пб.: Изд-во СПбГУ, 1992
4. Ключевский В.О. Исторические
портреты. - М.: Изд-во
“Правда”, 1990
5. Любищев А.А. Понятие
великого государя и
Иван Грозный//Звезда, 1995,
№8
6. Орлов А.С., Георгиев
В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина
Т.А. История России.
- М.: “Проспект”, 1997
7. Платонов С.Ф. Учебник
русской истории. - С-Пб.:
“Наука”, 1993
8. Скрынников Р.Г. Великий
государь Иоанн Васильевич
Грозный. - Смоленск:
Русич, 1996
Скрынников Р.Г. История
Российская IX-XVII вв. -
М.: Изд-во “Весь мир”,
1997
Штаден Г. Записки немца
опричника//Смена, 1995,
№8
9.Карамзин Н. М., История
государства Российского
от VI века до начала
XYI века/ Н. М. Карамзин.
Т. 5. - М.: АСТ, 2007.- 882с.
10. Карамзин Н. М., Полное собрание сочинений. В 2-х томах/ Н. М. Карамзин.- М.: Издательство МГУ, 1982.- 778с.
11. Скрынников Р.Г., Иван Грозный/ Р.Г. Скрынников.- М.: «Издательство АСТ», 2001.- 480с.