История складывания ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:18, реферат

Краткое описание

Европейский Союз объединяет 15 европейских стран с целью обеспечения мира и процветания своих граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных интересов. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономического и социального единства и учреждения экономического и валютного союза.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...…………………3
1.Предпосылки создания ЕС……….……………………….………………….5
1.1 Образование европейских сообществ………………………………………..…7
1.2 Развитие сообществ в единый европейский рынок……………………………9
1.3 Юридическая природа Европейских сообществ и Европейского союза.…..10
2. Основные события в истории расширения Сообщества…….……..…….11
3. ЕС в наши дни……………………………………………………….……...12
4. Европейский Союз - член мирового сообщества…………………….......13
Заключение………………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………...…….17

Файлы: 1 файл

Всеобщая история Рогачёв.docx

— 39.98 Кб (Скачать)

                                 Министерство культуры Российской Федерации

филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования 

«Санкт-Петербургский государственный  университет 

культуры и искусств»  в г. Архангельске

 

 

 

 

 

РеФЕРАТ

 

По дисциплине: Всеобщая история

 

Тема: «История складывания ЕС»

 

 

 

Выполнила:

Ковальчук Анна

студентка 4 курса,

факультета искусств и  культурологии

 

Проверил:

Рогачёв И.В., кандидат пед. наук

 

 

 

 

 

Архангельск 2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………...…………………3

1.Предпосылки создания  ЕС……….……………………….………………….5

1.1 Образование европейских  сообществ………………………………………..…7

1.2 Развитие сообществ  в единый европейский рынок……………………………9

1.3 Юридическая природа  Европейских сообществ и Европейского  союза.…..10

2. Основные события в  истории расширения Сообщества…….……..…….11

3. ЕС в наши дни……………………………………………………….……...12

4. Европейский Союз - член  мирового сообщества…………………….......13

Заключение………………………………………………………………………….15

Список литературы…………………………………………………………...…….17 

ВВЕДЕНИЕ

 

Европейский Союз объединяет 15 европейских стран с  целью обеспечения мира и процветания  своих  граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных интересов. Страны Союза твердо привержены  сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без  внутренних границ, укрепления  экономического и социального единства  и  учреждения  экономического и  валютного союза.

Создание единого рынка  для  более,  чем  369  миллионов  европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала.

Внутри Европейского Союза  разрабатывается единая политика в  таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений  с внешним миром Союз разрабатывает  внешнюю торговую и  коммерческую  политику и  начинает играть все более важную роль на международной арене  путем  проведения  единой внешней политики и политики безопасности.

Интересы европейцев  на  международном  уровне представляются рядом общих институтов:

Совет Министров, состоящий из пятнадцати глав государств и правительств стран-членов ЕС является основным органом принятия решений. Он выдвигает широкие политические инициативы  и  определяет  основные  направления  политики. В  зависимости  от  обсуждаемых  вопросов, Совет состоит из тех министров стран-членов, которые отвечают за данную область.

Председатель и 19 членов  Европейской  Комиссии контролируют выполнение Европейских Договоров. Европейская Комиссия  выполняет решения Совета Министров и обладает правом инициативы по  подготовке и  выдвижению проектов общих законодательных актов. Комиссия  имеет  исполнительный аппарат, а также управляет такими программами, как Тасис.

Европейский Парламент  является собранием  из  626 депутатов, напрямую избираемых гражданами  стран-членов. Депутаты  изучают  законопроекты и утверждают бюджет. Они принимают совместные решения с  Советом Министров по конкретным вопросам и контролируют работу Советов ЕС и Европейской Комиссии.

Какие же страны входят в  состав ЕС?

В число пятнадцати государств, образующих Европейский Союз, входят:

Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швеция, Финляндия, Франция.

Эти страны объединяют огромные территории, людские и материальные ресурсы, и нельзя не оценивать той  роли, которую играет ЕС в жизни  всех европейских стран. Поэтому  я и заинтересовалась созданием, развитием и перспективами Европейского союза и соответственно попытаюсь  передать эту заинтересованность через  эту работу.

 

1. СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО  СОЮЗА.

1.1 Предпосылки  создания ЕС

 

Идея  создания  объединенной  Европы  неоднократно  выдвигалась  в прошлом, особенно в связи с кровопролитными конфликтами в истории  европейского континента. Первые проекты объединения Европы относятся  к XIII-XV вв. и принадлежат  французскому  королевскому  прокурору  П.дю Бую и  чешскому королю Й.Подебраду. Подобные  же  проекты  предлагали англичане У.Пенн и Дж.Беллер, французы Ш.де Сен-Пьер и В.Гюго, великий немецкий философ И.Кант и многие другие. В ХХ в. в межвоенный период европеизм ассоциируется, прежде всего, с именем австрийского графа Р.Куденхове-Калерги, автора книги «Пан-Европа» и министра иностранных дел Франции А.Бриана. Но попытки объединения Европы в то время не принесли успеха. Оно началось в целях предотвращения войны  и  сотрудничества европейских народов после второй мировой  войны. Документы,  подписанные в Ялте и Потсдаме создавали, казалось бы, определенные  предпосылки для сотрудничества; но противостояние двух систем после войны привело к тому, что это сотрудничество было сведено на нет. На смену антигитлеровской коалиции пришла Европа, разбитая на  2 лагеря; началась  очередная  в истории Европы тридцатилетняя война в виде “холодной” войны.       

 В этой обстановке  интеграционные процессы пошли  различными путями:  
-в Западной Европе они привели к созданию различных объединений запад-ноевропейских государств, нередко под эгидой США;

-в Восточной Европе  появились свои объединения, в  свою очередь, под руководством  в лице СССР.Противостояние между  этими 2мя лагерями привели  к созданию военно-политических  организаций, например,  Западноевропейский союз(на основе Брюссельского пакта 1947 года),вошедший в НАТО в 1949 году;

-в Восточной Европе  – военно-политическая организация  Варшавского  договора. Целям экономической  интеграции должно было отвечать  создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). К сожалению, различные пути интеграции основывались на различных принципах, что и  сыграло  определяющую роль в их судьбе как на Западе, так и  на  Востоке. На Востоке  Европы ни ОВД, ни СЭВ не выдержали проверки временем. Сам  интеграционный процесс на  Востоке  развивался  в  рамках  прямого  принуждения, нередко в виде военной силы. Вместе с крушением тоталитаризма эти интеграционные объединения распались и  прекратили  свое  существование.

Иначе развивался процесс  интеграции на Западе континента. Основная доминирующая черта интеграции здесь: союз однородных по своей социально-экономической  природе государств, в основу кладется система демократических ценностей  и институтов, которые позволили  создать достаточно прочные объединения  в лице европейских сообществ.

Западные государства  пошли по следующему пути: кто не признает демократические ценности, тот остается за рамками интеграционных образований; чтобы вступить в Союз, надо доказать, что государство разделяет  ценности и нормы в рамках Европейского права. 
       Если исторические предпосылки после второй мировой войны как на Западе, так и на Востоке были примерно одинаковы, то формы, способы и приемы объединения, направленность интеграционных процессов-- различны. На Западе идея создания военно-политического союза не была конечной целью интеграции; уже к началу 50ых годов возникла потребность в решении ряда новых проблем. С одной стороны - необходимость противостоять угрозе со стороны СССР, с другой - американское противостояние. Все это сказалось на особенностях интеграции на европейском континенте, но движение за объединение продолжало активно развиваться. В литературе часто вспоминают У.Черчилля (выступление в Олбрайте, Цюрихе - идея создания Соединенных Штатов Европы). Более конкретные предложения по интеграции поступали от французских деятелей: Жана Мане, Робера Шумана и др.        

 В условиях таких  различных подходов была созвана  первая международная конференция,  которая должна была разработать  первый акт. В результате противоречий  на конференции осталось всего  6 участников: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург, которые и подписали 8 апреля 1951 году в Париже договор о  Европейском Объединении Угля  и Стали (ЕОУС), который вступил  в силу в 1952 году. Формально  его цель была скромной: создание  узкофункционального сообщества, обеспечивающего  создание общего рынка угля  и стали шести государств. Соответственно, ЕОУС наделялось для этого  необходимыми полномочиями. С созданием  ЕОУС также решались некоторые  конкретные вопросы, связанные  с подъемом производства в  тяжелой промышленности этих  шести государств. Однако значение  этого договора выходит далеко  за эти рамки. Главное то, что  на основе ЕОУС отрабатывались  те начала и принципы, которые  следовало положить в основу  европейской интеграции. 

 Договор о ЕОУС, заключенный  сроком на 50 лет, предусматривал  создание 4-х институтов: 

-верховный руководящий  орган (где были представлены  все государства-члены, но их  представители были независимы  от своих правительств); 

-специальный совет министров;  

-парламентская ассамблея;  

-суд.

Ведущее место в этой системе  занимал верховный руководящий  орган, он инициировал и принимал юридически обязательные решения. Совмин обеспечивал связь верховного руководящего органа с национальными правительствами. Парламентская ассамблея состояла из делегаций национальных парламентов  и обладала консультативными функциями. Суд осуществлял контроль за выполнением  нормативно-правовых актов объединения.  

 

1.2 Образование  европейских сообществ.

 

 

 В 1956 году состоялась встреча руководителей  государств в Венеции; на конференции  был одобрен доклад Спаака; затем  начались переговоры о создании Европейского экономического сообщества.

Уже в 1957 году 2 акта, призванных сыграть важнейшую роль в развитии процессов интеграции, были готовы к подписанию. В 1957 году в Риме состоялась торжественная процедура подписания:

1)Договора о создании  Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или договора об общем  рынке);

2)Договора о создании  Европейского сообщества по атомной  энергии (Евратом).  
       Оба договора вступили в силу с 1 января 1958 года.                                                            

 Подписанные акты имели  важное значение для развития  процессов интеграции в Западной  Европе. Евратом напоминал по  своему функциональному назначению  ЕОУС, т.е. регулировал сравнительно  узкую, но очень важную (энергетическую) область международного сотрудничества.  

 В отличие от Евратома, создание Европейского экономического  сообщества имело чрезвычайно  важное не только энергетическое, но и политически-правовое значение. Речь шла о создании интеграционного  объединения универсального характера.  В состав Сообщества вошли  страны с высоким уровнем развития, что во многом предопределило  значительные темпы его экономического  роста на протяжении последующих  15 лет. В 1958г. среднемесячный  доход на душу населения составлял  980 долларов в Нидерландах, 1170 в  Бельгии и 800 долларов в Северной  Италии. Разрыв, как видим, невелик.  Сильно отставала лишь Южная  Италия(360 долларов). За первые 15 лет  разрыв по объёму ВНП на  душу населения между странами  сокращался: 26% в 1960г., 13.5% в 1970г.  и 15% в 1973 г., что в целом свидетельствует  о сближении уровней экономического  развития участников Сообщества.      

 Выдвигалась задача  создания общего рынка товаров,  услуг, капиталов и рабочей  силы, основанного на таможенном  союзе. В ходе построения общего  рынка должна была быть обеспечена  экономическая интеграция государств, создана основа для будущего  экономического и валютного сообщества, создан сам механизм для управления  интеграционными процессами. 

 Договор предусматривал  поэтапное строительство общего  рынка.

Сообщества наделялись необходимыми институтами и материальными  средствами.  
Были предусмотрены 4 главных института:

1)Совет (состоял из  официальных представителей правительств  государств-членов на уровне министров).

2)Комиссия (в отличие от  Совета, состояла из международных  чиновников, правда они назначались  только при условии единогласного  решения) состояла из независимых  комиссаров. Т.о., Комиссия выступала  в роли наднационального органа.

Договором о создании ЕЭС  также предусмотрено учреждение:  

3)Парламентской ассамблеи,  чьи полномочия несколько расширены  по сравнению с ЕОУС;

4)Суда Европейских сообществ.        

 Одновременно с подписанием  римских договоров там же в  Риме подписана Конвенция об  объединении парламентов и судов  всех объединений (соответственно, ЕОУС, Евратома и ЕЭС).  
        В 1965 году был подписан договор о слиянии советов и комиссий трёх сообществ.     

Информация о работе История складывания ЕС