История русских городов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 00:27, реферат

Краткое описание

Вопрос о том, когда славяне появились на территории, где позднее сложилось Древнерусское государство, до сих пор окончательно не решен. Некоторые исследователи считают, что славяне являются исконным населением этой территории, другие полагают, что здесь обитали неславянские племена, а славяне переселились сюда уже значительно позже, лишь в середине I тысячелетия н.э.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. История Киева……………………………………………………..4
Глава 2. История Великого Новгорода……………………………………15
Глава 3. История Великого Ростова………………………………………21
Глава 4. История Смоленска………………………………………………28
Глава 5. История Чернигова……………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………....41
Список литературы…………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

Московский государственный медико.docx

— 66.19 Кб (Скачать)

    При Ярославе Мудром возобновило свою деятельность Новгородское государственное вече, новгородская аристократия - потомки  родоплеменных вождей - получили особые судебные права и налоговые льготы, была создана древнейшая редакция Русской  Правды.

    Важным  этапом в формировании республиканских  традиций стало обретение новгородской аристократией самоуправления. С  конца XI в. новгородцы начинают избирать себе посадников, а затем и тысяцких, участие которых в политической жизни государства постепенно расширяется.

    В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя  Всеволода Мстиславича и объявили о своей "Вольности в князьях". Это привлекло к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече на Ярославовом дворище с участием всех жителей города, вечевые собрания в городских концах.

    Разрушить новую традицию попытался великий  владимирский князь Андрей Боголюбский. В 1169 году он объединил дружины южнорусских  князей и бросил их на уничтожение  Новгорода. Город не имел профессиональной армии, укреплений и не успел собрать  ополчение. Силы нападавших и защитников города оказались очень неравны. Тем не менее армия Андрея была не только разгромлена, но и взята  в плен. Новгородцы связывали эту  победу с помощью и заступничеством  чудотворной иконы Божией Матери "Знамение", почитающейся с тех  пор в качестве национальной реликвии русского народа.

    В середине ХIII в. обрушившееся на Русь татаро-монгольское  нашествие во многом коснулось и  Новгорода. Поход Орды на Новгород в 1238 г. закончился неудачей для завоевателей. Героизм и мужество защитников нового Торга, оказавшегося на пути Орды, задержали  татарскую конницу почти на месяц. Начавшаяся весенняя распутица заставила  захватчиков повернуть назад. Тем  не менее, по воле великого князя Александра Невского Новгород в полной мере разделил экономическое бремя, возложенное  Ордой на Русь. Огромная и достаточно плотно заселенная новгородская земля  выплачивала большую часть причитавшегося с Руси "татарского выхода", снижая тем самым угрозу новых разрушительных набегов на южнорусские земли.

    Избежавший  разрушения город сыграл важную роль в защите северо-западных рубежей  Руси от шведской и немецкой крепостной агрессии. В 1240 г. новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии рек Невы и Ижоры, а в 1242 г. новгородцы вместе с владимирской дружиной разгромили на льду Чудского озера объединенные силы Ливонского и Тевтонского крестоносных орденов. Рыцарской армии был нанесен самый большой урон за всю историю средневековых войн. Одержанная победа была закреплена разгромом Ливонского ордена а Ракворской битве в 1268 году.

    Усилия  новгородцев и псковичей разрушили  планы католической Европы по духовному  закабалению Руси, ослабленной ордынским  нашествием, позволили сохранить  православие как основу народного  духа.

    На  протяжении столетий Новгород собрал вокруг себя огромные территории. Перед  лицом все громче звучавших объединенных тенденций со стороны Москвы, Твери, Великого княжества русско-литовского новгородская аристократия пыталась сохранить  и обеспечить независимость новгородского  государства. Новгород успешно боролся  с армиями Михаила Тверского  и Дмитрия Донского, в период братоубийственной  междоусобной войны в начале XV века принял у себя и укрыл ее организатора и вдохновителя Дмитрия Юрьевича Шемяку.  

    Борьба  двух тенденций особенно обострилась  в ее родине XV столетия, когда Новгород в нарушение ранее подписанного соглашения с Москвой, призвал на княжение великого князя Казимира, государя католической Литвы. Москва в 1471 году ответила на новгородское "предательство" военным походом, выявившим глубокий раскол внутри самого новгородского  общества. Архиепископский поляк  отказался сражаться против великого князя Московского, а "переветник" Упадыш заклепал пушки железом, чем  вывел из строя всю новгородскую артиллерию.

    Убедившись  в нежелании большинства жителей  Новгородской земли защищать интересы узкого круга новгородской аристократии, великий государь московский Иван III совершил в 1478 г. поход на Новгород "миром". Город сопротивления не оказал, правящие круги просили лишь гарантировать  им безопасность, сохранить имущество  и земельные владения.

    Присоединение Новгорода к Москве положило начало единому российскому государству, открыло новую страницу русской  истории.

    XV век стал новой страницей и  в истории самого Новгорода.  Все новгородские землевладельцы  были выселены в другие земли,  а их владения розданы московским  дворянам.

    Продолжали  развиваться ремесло, торговля, новый  расцвет переживала культура, впитавшая  в себя многие традиции древнего города.

    Возможно, сохранение новгородских традиций вызвало  особое раздражение у нездорового, мнительного царя Ивана Васильевича  Грозного, подвергшего в 1570 году новгородскую землю невиданному по своей жестокости опричному разгрому. По всей земле  были замучены тысячи людей, разграблены  церкви и монастыри, деревни и  села пришли в запустение.

    XVII век начался для Новгорода  с новых несчастий. В 1611 - 1617 гг. он был оккупирован шведами,  вновь разграбившими и разрушившими  город. После шведского разорения  Новгородская земля уже не  смогла восстановить былую мощь.

    Еще на протяжении столетия Новгород был  важной крепостью на северо-западных границах России. Строительство Петербурга в начале 18 века и перенос столицы  империи на берега Невы привели к  утрате и этого значения древнего города. Он сохранил лишь роль важного  духовного центра русского православия.

    Глава 3. История Великого Ростова.

    Название  города традиционно, хотя и не очень  уверенно, связывают со славянским личным именем Рост (ср. Ростислав), от которого с помощью суффикса -ов образовано притяжательное прилагательное. Фасмер сравнивает его со старославянским  именем Растиць (Черноризец Храбр), сербохорватским  Растиħ.

    Ростов  — один из древнейших городов Руси. В старейшей русской летописи «Повести временных лет», в записи за 862 год о нём идет речь как  о существующем городе, которым владел Рюрик и где «первые насельники»  принадлежали к племени меря; в  дальнейшем летопись сообщает, что  «в Ростове сиде князь, под Олегом суще». При этом следует иметь  в виду, что, как показал А. А. Шахматов, упоминание Ростова под 862 годом  отсутствовало в тексте начальной  летописи и было внесено сводчиком XII века.

    Согласно  данным археологии, старинное Сарское  городище, первое укрепленное поселение  на озере Неро, возникло в земле  меря в VII веке и долгое время было мерянским племенным центром. О  времени возникновения собственно Ростова, самая ранняя дендрохронологическая  дата в котором относится к 963 году, существуют различные гипотезы: одни из них предполагают возникновение  города в дославянскую эпоху, другие — перенос с Сарского городища в X веке. А. Е. Леонтьев считает Сарское  городище — племенным центром  меря, Ростов — дружинным центром  славян, контролировавших эту территорию. По мнению краеведа В. Плешанова, основывающемся на результатах последних археологических  исследований, Ростов возник как мерянский  поселок в конце VIII в. или несколько  раньше; во времена Рюрика он стал центром  сбора дани в пользу Новгорода, оставаясь  в других отношениях пригородом Сарского городища; с усиленной славянской колонизацией, начавшейся с ликвидацией  полунезависимости мерян при  Игоре (в 920-е — 30-е гг.), Ростов, как  база славян, приобретает господствующее значение. История о Казанском царстве упоминает черемис как коренных жителей Ростова, не пожелавших креститься и поэтому покинувших город. Местные черемисы-марийцы имели самоназвание «мäpӹ», которое сохранилось у этногруппы северозападных мари, проживающих в Нижегородской и Костромской областях.

    Как показали раскопки 1980-х гг., мерянское  поселение на месте Ростова занимало край береговой террасы к западу от устья р. Пижермы. Оно не было укреплено, но защищалось Пижермой, заболоченной низиной р. Ишни и, видимо, засеками в окружающем лесу и подоводными  частоколами на р. Которосли и  озере. Поселение находилось напротив острова — огромного камня-останца, почитавшегося мерянами, и служило  центром культа божества, аналогичного (также и по имени) славянскому  Велесу, связанного также с медвежьим  культом. Еще в XIX веке память о нем  жила в ростовской поговорке: «Он зол, как идол Велес». В настоящее время разные источники воспроизводят «легенду» об основании Ростова, выводящую название от словосочетания «Россов стан» и приписывающую это основание некоему царевичу Россу-Вандалу. Сюжет, носящий явно литературное происхождение, впервые появился в XIX веке в книге «Сказания Великого Новгорода, записанные купцом Александром Артыновым» (среди других сюжетов, все также с явно книжной основой) и Артыновым же, очевидно, и выдуман. «Легенда» точно датирует событие 1793 г. до н. э., Росса-Вандала называет сыном библейского Раугила, правнука патриарха Иакова, и утверждает, что он дошел до Ростова, преследуя похитившего его жену египетского царевича Априса, сына (упоминаемого у Геродота) египетского царя Нехона.

    Домонгольская эпоха

    В IX веке Ростов вместе со всеми владениями меря был присоединен к государству  Рюрика со столицей в Ладоге. В походе князя Олега на Царьград ростовчане участвовали в качестве союзников. Со второй половины XI века Ростов — центральный город северо-восточных владений русских князей, территории, ставшей основой современной России. Тем самым было признано его большее значение по сравнению с Белоозером, которое стало частью Ростово-Суздальского княжества. Лишь в 1125 году Юрий Долгорукий перенёс столицу в Суздаль.

    С конца XI (номинально, по церковной историографии, принято считать с 991; но два первых епископа св. Феодор и Иларион, посланные в Ростов, были изгнаны) по 1788 год, когда кафедра была перенесена в Ярославль, город был епархиальным центром. В 1160 г. на месте деревянного Успенского собора, построенного по преданию еще в 991 г. св. Феодором, немец Куфир строит каменный собор, впрочем, рухнувший в 1204 г. В 1207 году появляется самостоятельное Ростовское княжество, быстро ставшее одним из влиятельнейших политических центров русских князей. Основатель княжества, старший сын Всеволода Большое Гнездо Константин Всеволодович, в 1214—1231 годах заново отстроивший Успенский собор. В это время город переживал небывалый экономический и культурный подъём. Ростов являлся одним из самых больших городов на северо-востоке, площадь его укреплённой части, окружённой валом и рвом, составляла более 100 гектаров. В городе существовали княжеский и епископский дворы, большой торг, более 15 храмов, несколько монастырей, из которых Авраамиев был основан в XI веке и является, таким образом, одним из старейших русских монастырей.

    Монголо-татарское  иго

    В 1237 году Ростов не оказал сопротивления  монгольским войскам, так как  дружина ростовского князя Василько Константиновича в составе объединённых владимиро-суздальских войск под  предводительством великого князя  Юрия участвовала в битве с  полчищами Бурундая на реке Сить в 1238 году; Василько при этом был взят в плен и затем казнен. Князем стал его малолетний сын Борис, при котором в частности произошло крупнейшее восстание против татарских сборщиков налогов в 1262 году.

    В 1297 году ростовский князь Константин Борисович выдал свою дочь за московского  княжича Юрия Даниловича. Это не помешало Юрию в 1317 г. с татарскими отрядами Кавгадыя и Астрабыла сжечь Ростов и изгнать из него князя, судя по всему, Александра Константиновича, державшего сторону Твери в споре между  Юрием и Михаилом Тверским за великокняжеский  престол. По гипотезе В. А. Кучкина около 1328 г. Ростовское княжество и самый  город Ростов разделились на две  части: Борисоглебскую, на восток, которую  получил князь Федор, и Сретенскую, на запад, которую получил князь  Константин. Сретенская часть, возможно, вскоре была объявлена частью Владимирского  великого княжения и фактически попала в полную зависимость от Москвы. По другой версии под власть Москвы в 1328 году попадает все Ростовское княжество. Именно к этому времени относится  переселение из города местных бояр, включая Кирилла — отца Сергия Радонежского; автор жития святого  пишет по этому поводу: «увы Ростову  и его князьям, взяли у них  власть, княжение, имение и славу». Ростовская дружина участвовала в битве  на Куликовом поле. При Василии II Темном Ростовское княжество фактически окончательно входит в состав Москвы: в 1430-х гг. там присутствует великокняжеский  наместник, а по своей духовной 1461/2 Василий завещает его в полную собственность своей жене Марии. Финал драмы настал при Иване III. В 1473/4 году князья Борисоглебской линии  продали остатки своих княжеских  прав Ивану III.

    В составе Московского государства

    Несмотря  на потерю политической самостоятельности, Ростов продолжал оставаться резиденцией  митрополита и крупнейшим церковным центром.

    При царе Иване Грозном Ростов был  взят в опричнину. В смутное время  Ростов не избежал трагической участи многих российских городов. В 1608 году он был сожжён и разграблен тушинскими отрядами, которые взяли в плен митрополита Филарета (Романова) будущего патриарха и отца царя Михаила  Федоровича. В истории Ростова  это было последнее нашествие  захватчиков, вскоре после которого для укрепления города вокруг его  центральной части была насыпана земляная крепость.

Информация о работе История русских городов