Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:34, реферат
Целью данной работы является: изучить процесс становления современного российского парламентаризма
Введение 3
Историческая практика представительных органов России 6
Состояние парламентаризма в современной России 10
Основные сценарии развития парламентаризма в России 16
Заключение 20
Список литературы 22
Глоссарий 23
Слабость политических партий приводит к тому, что механизм поддержки обществом курса, проводимого парламентом, подменяется воздействием многочисленных групп интересов, давления и лоббирования. Они деформируют функционирование избирательной системы, имея громадные возможности в ходе избирательной кампании обрабатывать массовое сознание и не нести никакой политической ответственности за свои обещания перед избирателями.
Таким образом,
в России процедура
Все сказанное свидетельствует о том, что парламент современной России еще далек от совершенства, парламентаризм у нас еще недостаточно оформился.
Основные сценарии развития парламентаризма в России
"Третья волна демократизации", прокатившаяся по миру в последней четверти XX в., на сегодняшний день практически выдохлась. З. Бжезинский отмечает, что после разгула анархии ельцинских времен он не видит альтернативы курсу на укрепление основ государственности. Этот курс, при всех его авторитарных "перекосах", - залог дальнейшего развития России, закономерная реакция на полуанархический авторитаризм 1990-х годов, который завел общество в тупик, также он указывает, что "ограничения на определенные аспекты той хаотичной свободы, которая утвердилась на волне крушения советской системы", были вызваны потребностью в восстановлении законности и порядка.
Главная опасность для свободы и демократии в России исходит из неверного толкования либеральной политики, ее места и роли в процессе демократизации российского общества. В обозримом будущем перспективы развития демократии в России почти не просматривается. Скорее всего, нас ждет дальнейшее укрепление исполнительной "вертикали". При этом разделение властей и демократические институты будут носить "технический" характер, а выборы сохранятся как инструмент легитимации и подстраховки элиты.
К сожалению, взгляд на перспективы развития России по пути правовой государственности не очень оптимистичен. Ограничения социально-экономических прав следует считать сегодня в России главной осью дискриминации.
В целом ряде
случаев ситуация с правами человека
в социально-экономической
На сегодняшний день накопилась критическая масса изменений, и мы оказались в политически новой стране. Суммируя суть происходящих сдвигов, можно свести к следующему:
Массовый абсентеизм и негативное голосование становятся нормой.
Если исходить из того, что ценность проводимой правительством политики - стабильность выбранного им курса, то прогнозные сценарии целесообразно поделить на три группы:
Сценарии расположены по степени убывания вероятности их реализации.
Рассматриваются возможные альтернативы дальнейшего развития российской политической системы:
Остановимся подробнее на каждом из вариантов:
Перспективы демократии в России, безусловно, зависят от процесса усвоения обществом либерально-демократических ценностей, от уровня политического участия. В России его уровень очень низок по сравнению с Европой. Имеется в виду, выходят ли люди на демонстрации, стачки, пикеты и т.д., пишут ли письма во властные инстанции. Президент в публичных выступлениях демонстрирует заботу о людях. Создается впечатление, что многое делается. Тем не менее по ежегодному опросу оказывается, что 40% (из 2-3 тыс.) студентов не ходят на думские выборы. На вопрос: "Участие в выборах ваша гражданская обязанность или нет?" большинство говорит - гражданская обязанность. "Можете ли вы своим участием повлиять на положение дел в стране, регионе, городе и т.д.?" Абсолютное большинство отвечает "нет". Во времена первых выборов (начало 1990-х годов) более половины населения говорило "да".
Сегодня в России
нет оппозиционных лидеров, способных
составить конкуренцию
В стране
практически отсутствует полити
Есть ли перспективы позитивного развития и становления парламентаризма в России?
Без правового урегулирования проблем деятельности оппозиционных партий в стране сегодня вряд ли можно восстановить престиж Государственной Думы, вряд ли можно вообще говорить о развитии парламентаризма в России.
Нам нужен авторитетный,
работоспособный и ответственны
Парламентаризм по природе своей выражает динамику общественного мнения, которая может и должна быть уравновешена стабильностью положительной государственной цели, своего рода политической ценностью, предохраняющей государство от дезинтеграции. Соглашаясь с необходимостью широкого представительства различных политических и общественных сил, гласной борьбы мнений и интересов, следует признать, что образование верховной власти на основе такой борьбы неизбежно вносит деструктивное начало в государственную жизнь.
Проблема перехода от парламентаризма к "прямой демократии" весьма актуальна для России, поскольку парламентаризм для нее относительно новое явление. Основным техническим препятствием выступает пока низкая компьютеризация страны, не позволяющая оперативно и дешево выявлять мнение народа по насущным проблемам. Главное же состоит в том, что новая система предполагает относительно высокий уровень образованности и сознательности населения. Поэтому переход к прямой демократии в России начнется, по-видимому, через одно-два поколения.
Заключение
С одной стороны, политическая система России вроде бы демократична, так как ей присущи ключевые признаки демократического строя:
С другой – эти атрибуты демократии во многом декоративны, поскольку Конституция РФ, принятая в 1993 г., закрепила общественный порядок, тяготеющий к самовластию.
Пытаясь внедрить в российское общество западную модель демократии, радикальные либералы не посчитались с тем, что данная модель формировалась столетиями, притом в совсем иной социокультурной среде. И хотя некоторые важнейшие демократические нормы, прежде всего свобода слова и выборность властных органов, уже стали для активного большинства граждан неотъемлемой характеристикой политической жизни, тем не менее последние всероссийские выборы показали, что население проявляет возрастающую готовность довериться харизматическому лидеру. Высокий кредит доверия президенту России вполне может быть интерпретирован как "рейтинг" разочарования властью и надежды на нормализацию сверху системы государственного управления жизнедеятельностью общества.
Своеобразие российского варианта установления парламентской формы правления в заметной степени обусловливалось особенностями дореволюционной и послереволюционной истории, многовековыми традициями самодержавия, а также опытом авторитарного управления обществом. Отсутствие реальных прав и свобод личности, сильнейшая централизация управления, подавление инакомыслия предопределили консерватизм процессов парламентаризации властных отношений. Российской модернизации государственной власти изначально и по сей день присущи половинчатость, внутренняя противоречивость, непоследовательность.
Надо понять, что только "диктатура закона" может предшествовать нормальному экономическому прогрессу громадной страны. И еще одно препятствие на пути демократии в России - закрытость государственной власти от народа. У нас пока еще нет "настоящего" гражданского общества, но уже появились первые ростки того, что называется общественным мнением. У граждан России накопилось очень много вопросов к власти, к ее центральным и региональным органам, таких, например, как почему власть не может обеспечить провод бюджетных денег тем, кому они предназначены?
Говоря о состоянии отечественного парламентаризма, нужно отталкиваться от трех тезисов:
Список литературы