История парламентаризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:34, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является: изучить процесс становления современного российского парламентаризма

Оглавление

Введение 3
Историческая практика представительных органов России 6
Состояние парламентаризма в современной России 10
Основные сценарии развития парламентаризма в России 16
Заключение 20
Список литературы 22
Глоссарий 23

Файлы: 1 файл

парламентаризм итог.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

 

Российская  Федерация

Томская область, Томский район

Муниципальное образовательное учреждение

«Синеутесовская средняя общеобразовательная школа»

Томского района

              

 

 

 

История   России

История парламентаризма в России

 

 

 

Выполнила:

Ученица 10 класса

Чабан Дарья

Руководитель:

Учитель истории  Ручкина Е.В.

 

 

 

 

 

 

п. Синий  Утёс    2011 год

 

Содержание

Введение

3

Историческая  практика представительных органов  России

6

Состояние парламентаризма  в современной России

10

Основные сценарии развития парламентаризма в России

16

Заключение

20

Список литературы

22

Глоссарий

23

Приложения

28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Введение

В 2011 году российский парламент  отмечает свое 105-летие.  Становление парламентаризма является итогом длительного и сложного процесса политического и социального развития. Необходимость реформирования страны, определения ориентиров развития российской государственности в период перехода и становления демократии обусловили актуальность данной работы. Одна из проблем, стоящих перед российским обществом, это выработка модели механизма, обеспечивающего принятие государственных решений на основе волеизъявления большинства населения. Известно, что государственная власть не может обеспечивать реализацию всех потребностей слоев и групп населения (хотя бы в силу ограниченности материальных ресурсов). К тому же, интересы различных групп граждан очень часто противоречат друг другу, что влечет их противоположное отношение к одним и тем же постановлениям государственной власти. В этих условиях перед государственной властью стоит задача обеспечить эффективное управление обществом в целом. Данная задача будет достигнута при построении власти таким образом, когда она сможет:

а) отражать многообразие общественных интересов;

б) учитывать  их при принятии различных государственных решений;

в) вырабатывать общую, компромиссную позицию, приемлемую для различных групп населения  страны.

Структура и  полномочия государственной власти должны быть выстроены из необходимости  обеспечения баланса интересов  различных социальных групп населения. Как показала историческая практика, именно парламентская модель построения властных отношений стала той схемой, которая позволяет достаточно точно определять широкий спектр интересов различных социальных общностей и на их основе вырабатывать общие государственные решения (возможно, в чем-то компромиссные), в той или иной степени удовлетворяющие потребностям большинства населения страны. Парламентаризм имеет все возможности обеспечить приемлемые варианты сочетания различных интересов граждан, а также общества и государства в целом.

Парламентаризм  предполагает:

  • наличие у парламента статуса и полномочий высшего представительного и законодательного органа;
  • наличие системы партий парламентского типа;
  • защита прав и свобод граждан (свобода слова, средств массовой информации, объединений и т.п.). Поэтому парламентаризм как сложное и противоречивое социально-политическое явление не может возникнуть сразу, а предполагает длительный этап развития. Можно признавать наличие деформаций в этом процессе, например, случаи нарушения прав избирателей. Вместе с тем следует отметить, что формирующееся гражданское общество в России в силу отсутствия устоявшихся парламентских традиций оказалось недостаточно восприимчиво к ценностям и институтам представительной демократии.

Целью данной работы является: изучить процесс становления современного российского парламентаризма.

Задачи:

  • раскрыть принципы формирования Федерального Собрания как политического института;
  • определить особенности становления представительной системы власти в Российской Федерации;
  • показать влияние социально-политической ситуации в стране на специфику работы Федерального Собрания;
  • изучить особенности формирования сословно-представительных органов на разных исторических этапах развития России;
  • показать роль и влияние на этот процесс различных политических сил;
  • выявить этапы и особенности формирования парламентской системы в России;
  • предположить возможные варианты развития парламентской системы в перспективе.

При написании  данной работы использовался исторический подход, что позволило рассмотреть процесс становления парламентаризма с учетом российских традиций и закономерностей.

Предполагается, что становление современного российского  парламентаризма происходит на двух уровнях - социополитическом и институциональном. Первый связан с началом формирования гражданского общества, а второй получил свое воплощение в децентрализации государственной власти, ее распределении между законодательной, исполнительной и судебными ветвями.

Анализ деятельности Федерального собрания дает возможность выявить ряд особенностей современного российского парламентаризма. Прежде всего, отмечается важная роль, которую играет в складывании российского парламентаризма становление и развитие института Президента Российской Федерации. Существенным является то, что возникновение в России института президентской власти было подготовлено всем ходом исторического развития. Будучи в прошлом монархическим самодержавным государством, Россия во все времена не знала и не могла знать института президента. В советскую эпоху институт президента также отвергался. Тем не менее - в силу своего ярко выраженного персонифицированного характера - он на определенном этапе оказался более приемлемым для политической элиты, нежели основания парламентской республики.

Практическое  значение работы состоит в использовании материалов для изучения данной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Историческая  практика представительных органов  России

Институты представительной власти в России уходят своими корнями вглубь веков отечественной истории, так что было бы ошибочным считать современный российский парламентаризм искусственным явлением, чуждым природе нашей государственности. В ходе политических изменений и исторического развития государства постоянно вызревали и деформировались основы представительства: 

    • Вече, как форма общинной демократии;
    • Княжеские, а затем Боярские Думы, как политические институты, ограничивающие власть правителя;
    • Земские соборы, как форма сословной демократии.

В развитии российского парламентаризма можно выделить следующие этапы:

      1. В 1711 г. Петр I образовал Сенат - высшее политико-административное учреждение, которому, в числе прочего вменялась в обязанности подготовка различных законопроектов, что, однако, не превращало его в политический руководящий орган. Законопроекты разрабатывались департаментами, рассматривались группами сенаторов и чиновников, после чего они были представлены императору, вносившему в них свои соображения и подписывавшему документы, обретавшие тем самым силу законов.
      2. Начиная с 1801 г., когда на престол взошел воспитанный в либеральном духе император Александр I, идея учреждения законодательного органа в виде парламента вернула себе право на обсуждение. Инициатором политической реформы выступил М.М.Сперанский. В "Общем обозрении всех преобразований", представленном Александру I к концу октября 1809 г., управление страной предлагалось осуществлять на основе разделения властей и участия общества в выборах, начиная с мельчайшей волости. Далее, в течение года (в ознаменование десятилетия царствования) должны были быть последовательно сформированы: Государственный совет (верхняя палата российского парламента), переустроенные министерства, обновленная "судная часть". Затем собирались депутаты в Государственную думу, что завершало устройство парламентской системы. Пирамиду государственной власти венчал император, который сохранял за собой державную исполнительную власть и право на законодательную инициативу.
      3. Вторая половина XIX в. – период формирования тайных политических обществ, которые занимались разработкой проектов реформирования государственного устройства России, что получило наибольшее воплощение в сочинениях декабристов, особенно в "Конституции" Н.М.Муравьева и "Русской правде" П.И.Пестеля.
      4. Несмотря на то, что в высших властных кругах идея парламентаризма далеко не всегда находила понимание и тем более поддержку, она все прочнее входила в общественное сознание образованной части России. Земская реформа 1864 г. отозвалась в среде либеральной интеллигенции заметным энтузиазмом. Ее представители взяли на себя ответственность по губернскому, уездному и городскому управлению. Не получая сколько-нибудь ощутимого содействия со стороны императорской власти, они, тем не менее, занимались общественными делами, реализуя важные и нередко весьма масштабные проекты.
      5. Парламент в России появился лишь под воздействием революционных событий 1905 г. 17 октября 1905 г. император подписал манифест, в соответствии с которым населению даровались "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов". В развитие этого положения манифеста была образована рабочая курия. Право избирательного голоса получили рабочие промышленных заведений численностью более 50 человек. Дума приобретала, вместе с законодательными, и контрольные функции. Подписывая манифест, Николай II признался, что дарует конституцию. В соответствии с манифестом была избрана I (Первая) Государственная дума, просуществовавшая всего неполных четыре месяца и по своему социальному составу оказавшаяся самой "демократичной" из всех Дум при царе: наиболее многочисленную группу составляли крестьяне - 45,5%, затем дворяне -- 36%; ее членами являлись 10 князей, 4 графа и 2 барона.

Российский "парламент", состоял из Государственной думы и Государственного совета. Обе "палаты" получили право издания, изменения и отмены законов, но за исключением Основных законов, инициатива пересмотра которых отводилась императору. Характерно, что последний, как и большинство монархов (президенты по преимуществу пользовались правом отлагательного вето), обладал правом абсолютного вето, что обеспечивало возможность утверждения законов, а без его вердикта они не могли вступить в силу. Но принципиально это означало утрату российским императором права своим указом по частному делу отменить действие общих законов, если они вступали в противоречие между собой.  Однако созданный законодательный орган ни царя, ни его правительство не устраивал - еще до открытия сессии Думы царь издал указ о наделении Госсовета законодательными полномочиями и правом вето на законы, принятые Думой. Вместе с тем, социально разнообразная Дума с первых же заседаний повела себя не вполне миролюбиво в отношении царя и его окружения и 9 июля 1906 г. была распущена под предлогом, что депутаты "уклонились в не принадлежавшую им область".

Но и Вторая Дума, просуществовавшая с февраля  по июнь 1907 г., оказалась малоуправляемой. Даже после уточнения избирательного законодательства, отдававшего отныне все преимущества состоятельным сословиям, эта Дума получилась еще "левее" первой. Социал-демократы, отказавшись от тактики бойкота, получили 65 мест (всего левые партии завоевали 222 мандата -- 43%), а крайне правые потерпели на выборах поражение. Третья и Четвертая Думы оказались сравнительно жизнестойкими по преимуществу благодаря их составу, более лояльному к царской власти. А лояльность была обеспечена за счет опять-таки измененного избирательного законодательства, блокировавшего оппозицию.

При разработке правовых основ деятельности Госдумы правительственные структуры постарались, чтобы ее законодательные полномочия, бюджетные права и контрольная (в отношении министров) функция изначально были ограничены. Над Думой был поставлен Госсовет, не пропускавший неугодные правительству законопроекты; она была лишена права формировать правительство, которое было ответственно только перед монархом.

Поскольку монарх и его правительство удерживали существенные полномочия в сфере законодательства, Государственную думу России начала нашего века сложно квалифицировать в качестве парламента.

      1. В послереволюционный период отечественной истории развивался иной тип народного представительства - Советы. Принцип разделения властей был отвергнут, тем самым государство отказалось и от парламентаризма европейского типа. Законодательные и представительные институты (просуществовавший в 1917 - 1937 гг. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, позднее - Верховный Совет, съезды Советов) лишь частично соответствовали общей модели парламентаризма. Законодательные функции Советов были ограниченными и порой просто формальными. К недостаткам советской системы можно отнести выборы в Советы всех уровней на безальтернативной основе - в строгом смысле слова этот процесс трудно назвать "выборами", ибо можно было только проголосовать за рекомендованную "партией-государством" кандидатуру. Таким образом, при советской власти формально единовластные Советы были в целом второстепенными элементами политической системы - они не располагали правовым потенциалом влияния на реальную жизнь общества.

По "сталинской" Конституции СССР 1936 г. власть объявлялась  принадлежностью всех трудящихся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Избирательная система обращалась в систему всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании. Реабилитировались некоторые элементы парламентаризма - законодательная власть определенно связывалась прежде всего с исключительными прерогативами Верховного Совета СССР - высшего органа государственной власти страны.

      1. Советские конституции 70-х гг. (союзная 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г.), продолжая линию на преемственность социалистического принципа, несколько откорректировали его в контексте концепции "развитого социализма". Однако страна постепенно теряла идеологическую и геополитическую ориентацию.
      2. Начало конституционной реформы пришлось на конец 1988 г., когда был принят закон "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР". Уже одно то, что в лице Верховного Совета СССР страна получила постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти, а в лице Комитета конституционного надзора (предтечи Конституционного Суда) - один из важнейших институтов системы сдержек и противовесов, с очевидностью, подтверждает: начало процессам парламентаризации было положено.
      3. Постсоветский (российский) период, характеризующийся  складыванием парламентской формы правления на основе принципа разделения властей при наличии многопартийности и свободных выбором путем тайного голосования.

Итак, анализ исторической практики представительных органов власти России позволяет выяснить, что отечественный путь к парламентаризму был сложным и нередко драматическим. Это обусловлено множеством факторов, в том числе характером социально-исторического развития, национальными духовными традициями, опытом государственной жизни, геополитическими обстоятельствами, достигнутым на каждом этапе уровнем политической и правовой культуры и т.д. Своеобразие российского варианта установления парламентской формы правления обусловливалось особенностями дореволюционной и послереволюционной истории, многовековыми традициями самодержавия, а также опытом авторитарного управления обществом. Господство в России на протяжении многих столетий деспотической системы власти, отсутствие реальных прав и свобод личности, преимущественная ориентация государства на принудительно-силовые методы во внутренней и внешней политике, сильнейшая централизация управления, подавление инакомыслия предопределили отставание процессов парламентаризации в стране.

Информация о работе История парламентаризма