Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:34, реферат
Целью данной работы является: изучить процесс становления современного российского парламентаризма
Введение 3
Историческая практика представительных органов России 6
Состояние парламентаризма в современной России 10
Основные сценарии развития парламентаризма в России 16
Заключение 20
Список литературы 22
Глоссарий 23
Российская Федерация
Томская область, Томский район
Муниципальное образовательное учреждение
«Синеутесовская
средняя общеобразовательная
Томского района
История России
История парламентаризма в России
Выполнила:
Ученица 10 класса
Чабан Дарья
Руководитель:
Учитель истории Ручкина Е.В.
п. Синий Утёс 2011 год
Содержание
Введение |
3 |
Историческая практика представительных органов России |
6 |
Состояние парламентаризма в современной России |
10 |
Основные сценарии развития парламентаризма в России |
16 |
Заключение |
20 |
Список литературы |
22 |
Глоссарий |
23 |
Приложения |
28 |
Введение
В 2011 году российский парламент отмечает свое 105-летие. Становление парламентаризма является итогом длительного и сложного процесса политического и социального развития. Необходимость реформирования страны, определения ориентиров развития российской государственности в период перехода и становления демократии обусловили актуальность данной работы. Одна из проблем, стоящих перед российским обществом, это выработка модели механизма, обеспечивающего принятие государственных решений на основе волеизъявления большинства населения. Известно, что государственная власть не может обеспечивать реализацию всех потребностей слоев и групп населения (хотя бы в силу ограниченности материальных ресурсов). К тому же, интересы различных групп граждан очень часто противоречат друг другу, что влечет их противоположное отношение к одним и тем же постановлениям государственной власти. В этих условиях перед государственной властью стоит задача обеспечить эффективное управление обществом в целом. Данная задача будет достигнута при построении власти таким образом, когда она сможет:
а) отражать многообразие общественных интересов;
б) учитывать их при принятии различных государственных решений;
в) вырабатывать общую, компромиссную позицию, приемлемую для различных групп населения страны.
Структура и полномочия государственной власти должны быть выстроены из необходимости обеспечения баланса интересов различных социальных групп населения. Как показала историческая практика, именно парламентская модель построения властных отношений стала той схемой, которая позволяет достаточно точно определять широкий спектр интересов различных социальных общностей и на их основе вырабатывать общие государственные решения (возможно, в чем-то компромиссные), в той или иной степени удовлетворяющие потребностям большинства населения страны. Парламентаризм имеет все возможности обеспечить приемлемые варианты сочетания различных интересов граждан, а также общества и государства в целом.
Парламентаризм предполагает:
Целью данной работы является: изучить процесс становления современного российского парламентаризма.
Задачи:
При написании данной работы использовался исторический подход, что позволило рассмотреть процесс становления парламентаризма с учетом российских традиций и закономерностей.
Предполагается, что становление современного российского парламентаризма происходит на двух уровнях - социополитическом и институциональном. Первый связан с началом формирования гражданского общества, а второй получил свое воплощение в децентрализации государственной власти, ее распределении между законодательной, исполнительной и судебными ветвями.
Анализ деятельности Федерального собрания дает возможность выявить ряд особенностей современного российского парламентаризма. Прежде всего, отмечается важная роль, которую играет в складывании российского парламентаризма становление и развитие института Президента Российской Федерации. Существенным является то, что возникновение в России института президентской власти было подготовлено всем ходом исторического развития. Будучи в прошлом монархическим самодержавным государством, Россия во все времена не знала и не могла знать института президента. В советскую эпоху институт президента также отвергался. Тем не менее - в силу своего ярко выраженного персонифицированного характера - он на определенном этапе оказался более приемлемым для политической элиты, нежели основания парламентской республики.
Практическое значение работы состоит в использовании материалов для изучения данной темы.
Историческая практика представительных органов России
Институты представительной власти в России уходят своими корнями вглубь веков отечественной истории, так что было бы ошибочным считать современный российский парламентаризм искусственным явлением, чуждым природе нашей государственности. В ходе политических изменений и исторического развития государства постоянно вызревали и деформировались основы представительства:
В развитии российского парламентаризма можно выделить следующие этапы:
Российский "парламент", состоял из Государственной думы и Государственного совета. Обе "палаты" получили право издания, изменения и отмены законов, но за исключением Основных законов, инициатива пересмотра которых отводилась императору. Характерно, что последний, как и большинство монархов (президенты по преимуществу пользовались правом отлагательного вето), обладал правом абсолютного вето, что обеспечивало возможность утверждения законов, а без его вердикта они не могли вступить в силу. Но принципиально это означало утрату российским императором права своим указом по частному делу отменить действие общих законов, если они вступали в противоречие между собой. Однако созданный законодательный орган ни царя, ни его правительство не устраивал - еще до открытия сессии Думы царь издал указ о наделении Госсовета законодательными полномочиями и правом вето на законы, принятые Думой. Вместе с тем, социально разнообразная Дума с первых же заседаний повела себя не вполне миролюбиво в отношении царя и его окружения и 9 июля 1906 г. была распущена под предлогом, что депутаты "уклонились в не принадлежавшую им область".
Но и Вторая Дума, просуществовавшая с февраля по июнь 1907 г., оказалась малоуправляемой. Даже после уточнения избирательного законодательства, отдававшего отныне все преимущества состоятельным сословиям, эта Дума получилась еще "левее" первой. Социал-демократы, отказавшись от тактики бойкота, получили 65 мест (всего левые партии завоевали 222 мандата -- 43%), а крайне правые потерпели на выборах поражение. Третья и Четвертая Думы оказались сравнительно жизнестойкими по преимуществу благодаря их составу, более лояльному к царской власти. А лояльность была обеспечена за счет опять-таки измененного избирательного законодательства, блокировавшего оппозицию.
При разработке правовых основ деятельности Госдумы правительственные структуры постарались, чтобы ее законодательные полномочия, бюджетные права и контрольная (в отношении министров) функция изначально были ограничены. Над Думой был поставлен Госсовет, не пропускавший неугодные правительству законопроекты; она была лишена права формировать правительство, которое было ответственно только перед монархом.
Поскольку монарх и его правительство удерживали существенные полномочия в сфере законодательства, Государственную думу России начала нашего века сложно квалифицировать в качестве парламента.
По "сталинской" Конституции СССР 1936 г. власть объявлялась принадлежностью всех трудящихся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Избирательная система обращалась в систему всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании. Реабилитировались некоторые элементы парламентаризма - законодательная власть определенно связывалась прежде всего с исключительными прерогативами Верховного Совета СССР - высшего органа государственной власти страны.
Итак, анализ исторической практики представительных органов власти России позволяет выяснить, что отечественный путь к парламентаризму был сложным и нередко драматическим. Это обусловлено множеством факторов, в том числе характером социально-исторического развития, национальными духовными традициями, опытом государственной жизни, геополитическими обстоятельствами, достигнутым на каждом этапе уровнем политической и правовой культуры и т.д. Своеобразие российского варианта установления парламентской формы правления обусловливалось особенностями дореволюционной и послереволюционной истории, многовековыми традициями самодержавия, а также опытом авторитарного управления обществом. Господство в России на протяжении многих столетий деспотической системы власти, отсутствие реальных прав и свобод личности, преимущественная ориентация государства на принудительно-силовые методы во внутренней и внешней политике, сильнейшая централизация управления, подавление инакомыслия предопределили отставание процессов парламентаризации в стране.