Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:42, реферат
Тема реферата – «История лесной промышленности Вяземского района в 50-80хх г.». Эта тема актуальна и важна как для жителей Вяземского района, так и для всего Дальнего Востока в целом. Ведь Вяземский район является уникальным местом с красивейшей природой и богатейшими природными ресурсами. Конечно, наиболее ценным ресурсом в районе всегда считалась древесина, вырубка леса и его переработка являлись основным занятием населения.
Свое название район получил в честь известного соискателя и инженера Ореста Полиеновича Вяземского, автора многих соисканий при строительстве железных дорог на Дальнем Востоке.
Переход на хлыстовую вывозку леса повлек за собой техническое перевооружение нижнего склада. Поступающие на нижний склад хлысты разгружали и раскряжевывали на четырех разделочных .эстакадах, где круглосуточно работали восемь бригад. Объем разделки древесины достигал 330 тысяч кубометров в год. При погрузке на платформы МПС было задействовано десять бригад, одних только грузчиков насчитывалось 80 человек. Грузили вручную, работа чрезвычайно тяжелая и трудная, на вооружении были только маленькие узкоколейные краны. На этом участке достойно трудились И.М. Соловьев, Д.М. Кручан, Г.И. Зырянов, Н. Валеев, М.А. Ивченко, С.С. Савчак и другие. Первый консольно-козловой кран (ККС) был установлен в 1962 году. При его монтаже отличились рационализаторы — талантливейший ме- ханикХ.Ф. Поляков и слесарь творческой группы Г.Я. Ваулин. Они предложили смонтировать кран не поперек, а вдоль разделочных эстакад, а затем поднять и развернуть на роликах. Это позволило не прерывать производственный процесс. До 1968 года было установлено четыре крана, затем еще два. Установка кранов в корне изменила погрузо-разгрузочные работы, значительно облегчив труд грузчиков. Кроме объемных показателей по лесозаготовкам на контроле было выполнение Госплана по производству шпал широкой колеи для МПС и клепке. Для наращивания мощностей по производству шпал необходимо было модернизировать шпалотарный цех. С этой целью были установлены три шпалорезных станка с рабочим режимом в три смены. Объем производства шпал достигал 390 тысяч штук в год. Главный инженер леспромхоза Николай Никифорович Никоненко, ставший затем директором, разработал конструкцию двухпильного шпалорезного станка с электрифицированной кареткой. Творческая бригада внедрила это рацпредложение в производство. В конкурсе среди лесозаготовительных предприятий на создание лучшего шпалорезного станка рационализаторы Вяземского леспромхоза заняли почетное второе место.
В шестидесятые
годы усиленно развиваются торгово-
В 1958 году введен в действие тарный цех по производству клепки и ящичной тары. В начале семидесятых был построен новый тарный цех, который после реконструкции перерабатывал до 21 тысячи кубометров низкосортной древесины и получал до 6 тысяч кубометров готовой продукции. Немаловажную роль в этом производстве играли пилоправы Столяров и Шикула. Ударно трудились, перевыполняя производственные задания, Р.И. Корчинская, А.И. Козулина, Т.И. Сандалюк, И.Р. Воробьев, Е.Н. Киянец, П.Е. Ханов, П.С. Смирнова, А.Ф. Шевченко.
Нижний склад претерпел за 70 лет большие перемены. Произведена реконструкция эстакад, старые деревянные заменены на новые, с железобетонным основанием. На разделочных площадках установлены механические растаскиватели хлыстов и сортировочные транспортеры с электрическими сбрасывателями сортиментов. На погрузке в вагоны широкой колеи действуют мощные краны ККУ-7,5 и ККС-10.
Со временем разделочная эстакада с транспортером, так в свое время удивлявшая многих, перестала быть эффективной. В связи с наращиванием объемов лесозаготовок возникла необходимость усовершенствовать эту фазу производства, максимально механизировать и автоматизировать труд рабочих. Так в 1975 году на нижнем складе группа сотрудников ЦНИИМЭ, ДальНИИЛП, ИТР и рабочих леспромхоза под руководством кандидата технических наук, старшего научного сотрудника ЦНИИМЭ С.И. Тес- люка приступила к монтажу ЛО-68 — первой на Дальнем Востоке и в стране полуавтоматической линии по раскряжевке крупномерного леса. Наладку вел А.П. Васильев со своей бригадой. За монтаж и освоение этой линии бригадир УКБ Александр Петрович Васильев награжден орденом Трудовой Славы III степени, в 1983 году за достижение высоких производственных показателей ему присвоено звание лауреата Государственной премии СССР.
Как не вспомнить замечательную женщину, работавшую рядом с мужчинами, Анну Остаповну Задорожную — первую и единственную женщину-оператора сортировочного транспортера на линии ЛО-68.
Ритмично и слаженно на протяжении многих лет работала укрупненная комплексная сквозная бригада раскряжевщиков на ручной эстакаде. До 1978 года этим коллективом руководил Ф.И. Абламский. Выйдя на пенсию, он передал руководство П.Г. Крутикову. Около 10 лет возглавлял бригаду Петр Григорьевич, сплотил крепкий трудолюбивый коллектив. Бригада продолжала работать по-ударному, раскряжевывая в смену от 300 до 360 кубометров леса. За 1983 год этой бригадой разделано 93 тысячи кубометров древесины, из них 30 тысяч — сверх плана. За успешное выполнение планов и социалистических обязательств в одиннадцатой пятилетке (1981-1985) П.Г. Крутиков был награжден орденом «Знак Почета». Уходя на заслуженный отдых, он передал эстафету ветерану труда, кавалеру ордена Трудовой Славы III степени, заслуженному работнику лесной промышленности РСФСР Виктору Анатольевичу Казарину, умелому воспитателю и организатору. Основной костяк бригады — это люди, преданные своему делу, которые отдали леспромхозу многие десятки лет добросовестного труда, — Л.П. Станкевич, Ю.А. Веденин, И.В. Погорелов, Г.М. Коропец.
Многие годы
в авангарде соревнующихся шла
раскряжевочная бригада Николая Ивановича
Сукачева. Секрет успешной работы в том,
что в ней крепкая трудовая и производственная
дисциплина, хорошо отработана взаимозаменяемость,
а бригадир заслужил непоколебимый авторитет.
А. П. Васильев, лауреат Государственной премии СССР (второй слева), с
членами бригады
Н.Н. Боликовым, В.А. Коваленко, B.C. Падурой,
В.М. Чернюком
Добросовестно, перевыполняя производственные задания, трудились А. Брень, П. Любов, А. Литвиненко, А. Катанаев, В. Зайченко, В. Колесников, Н. Сидоренко, С. Дерейчук. Нижний склад во все годы отличался работой сильной инженерно- технической службы. С особым уважением вспоминают ветеранов, которые много сил, а порой и здоровья отдали производству: это наставники молодежи Кузьма Ефимович Зайцев, долгое время возглавлявший коллектив нижнего склада; Дмитрий Иванович Кучменко и Владимир Ильич Селезнев, технические руководители; Георгий Дмитриевич Ребик, начальник цеха; мастера Н.А. Краснов, Н.П. Боликов, Я.И. Евтухов, B.C. Марченко и П.И. Вечурко; механики И.И. Дзыгарь, И.К. Захаренко. Они поистине мастера своего дела, которые с полной самоотдачей и ответственностью выполняли производственные задания.
Шестидесятые — семидесятые: годы трудового подъема
Шло интенсивное освоение лесосырьевой базы. Одним из основных факторов, способствовавших бурному развитию лесозаготовок, послужили решения Совета Министров СССР о закреплении лесосырьевых баз за предприятиями, что являлось гарантом
перспективы развития
леспромхозов.
Н.Н. Никоненко,
директор Вяземского
леспромхоза
с 1964 по 1968 год
Но в середине
шестидесятых годов стало ясно, что
закрепленная в Хабаровском крае
лесосырьевая база не обеспечивает Вяземскому
леспромхозу перспективу
первая очередь — ЛЗП Тигровый и в бассейн реки Третья Седьмая;
вторая очередь — от ЛЗП Тигровый до ЛЗП Шумный в бассейн реки Левый Подхоренок;
третья очередь — от ЛЗП Третья Седьмая на ЛЗП Медвежий и переход в бассейн реки Алчан Приморского края;
четвертая очередь — от ЛЗП Медвежий в бассейн реки Матай района имени Лазо, но это строительство не было осуществлено до конца.
На вооружение поступает новая техника: трактора ТДТ-75, челюстной погрузчик П-19, автомобили ЗИЛ-157, МАЗ-509, МАЗ-500, Практически к середине шестидесятых годов леспромхоз имел мощную техническую базу, которая обеспечивала рост объемов на вывозке, производстве круглых лесоматериалов и переработке леса. В 1963 году предприятие перешло на стопроцентную хлыстовую вывозку, и в этом же году был достигнут ее максимальный уровень — 474 тысячи кубометров.
В конце шестидесятых
годов правительство СССР принимает
ряд решений на основании постановления
«О развитии лесной промышленности в период
1970-1986 годов», согласно которым лесной
отрасли, как валютодобывающей, придается
особое значение. Были заключены компенсационные
соглашения (КС) между СССР и Японией на
поставку лесовозной, дорожно-строительной
техники и оборудования по производству
щепы. И с 1970 года в леспромхоз начинают
поступать мощные лесовозы «Комацу-Ниссан»
и бульдозеры «Катерпиллар».
Коллектив управления Вяземского леспромхоза.
1968 год
Руководство леспромхоза (директор В.В. Пилипенко) принимает решение о прекращении строительства железнодорожных веток и усов как трудоемких и высокозатратных, переходе на автовывозку и развитии сети лесовозных автомобильных дорог.
Первый перевалочный
склад был организован в
По линии мини-КС в леспромхоз начинает поступать импортное оборудование по производству технологической щепы — японская установка «Тюгоку Кикай».
ДальНИИЛПом был
разработан эскизный проект первого на
Дальнем Востоке и в Восточной Сибири
цеха по переработке дровяной древесины
и выпуску экспортной технологической
щепы проектной мощностью 10 тысяч кубометров
в год при двухсменном режиме работы. Внедрением
проекта занималась творческая бригада
Х.Ф. Полякова под руководством директора
леспромхоза В.В. Пилипенко, курировал
работу заведующий лабораторией комплексной
переработки древесины ДВ НИИ лесной промышленности
А.А. Се- люга. В сжатые сроки цех был смонтирован
и введен в эксплуатацию. И первые кубометры
щепы пошли на экспорт. Затем вводились
экспериментальные цеха с более мощными
установками УПЩ-6А, УТС-500. Максимальные
объемы по производству щепы были достигнуты
в 1975 году — 22,9 тысячи кубометров. С высокой
производительностью в цехах трудились
бригада А.К. Лещука, слесари-операторы
А.С. Сарайкин, Ю.А. Курышев, А.С. Фе- нина
и другие. За весь период работы цехов
в Вяземском ЛПХ было произведено 237 тысяч
кубометров щепы.
В конце восьмидесятых — начале девяностых годов экспортные цены на щепу стали снижаться, а железнодорожные тарифы на перевозку грузов — расти. В результате ее производство стало нерентабельным и с 1992 года прекращено.За годы девятой пятилетки в производство внедряются более мощные трелевочные трактора ТТ-4, происходит полная замена лесовозов на импортные «Комацу-Ниссан». Все эти годы коллектив леспромхоза работает стабильно. В этот период рождается новая форма организации труда — укрупненная комплексная бригада (УКБ), как на лесосечных работах, так и на вывозке леса. Преимущества ее были очевидны — взаимозаменяемость кадров, уменьшение простоев, повышение производительности труда на 10-15 процентов. За достижение наивысших результатов во всесоюзном социалистическом соревновании, за досрочное выполнение плана 1975 года и ус пешное завершение девятой пятилетки ЦК КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ наградили коллектив Вяземского леспромхоза (директор В.В. Пилипенко) памятным знаком «За трудовую доблесть в девятой пятилетке» и присудили переходящее Красное знамя.
Велика была роль партийной организации в жизни коллектива Вяземского леспромхоза, численность которой составляла 187 человек. Партийный комитет во главе с В.Ф. Клачковой уделял большое внимание производству, помогал в организации социалистического соревнования и формировал коммунистическое отношение к труду. Заведующая партийным кабинетом А.А. Харина — человек с активной жизненной позицией, воспитала большой отряд пропагандистов, помогала советом и делом молодым специалистам. Достижению эффективной работы предприятия способствовали многие факторы, среди них значительную роль отводили повышению профессионального мастерства и экономических знаний работников предприятия. Огромная заслуга в организации экономической учебы мастеров и специалистов среднего звена принадлежит руководителю планово-экономического отдела Екатерине Даниловне Дубовицкой, человеку мудрому и строгому, отдавшей родному предприятию 43 года своей жизни. Нельзя не отметить влияние на развитие предприятия и улучшение его работы экономической реформы, проводимой в стране в конце шестидесятых — начале семидесятых годов, в соответствии с которой леспромхозу было предоставлено право создавать фонды экономического стимулирования. Прибыль за минусом налогов, то есть чистая прибыль, должна была оставаться на предприятии как источник формирования фондов: развития производства, социального развития, материального поощрения работников. Это был поистине революционный шаг в экономике. Устранялась уравниловка в распределении прибыли, устанавливалась прямая материальная заинтересованность коллективов в получении прибыли не только за счет увеличения объемов производства, но и за счет снижения себестоимости продукции, рачительного ведения хозяйства. Это было большим стимулом для предприятия в ликвидации узких мест на производстве и решении многих вопросов социальной направленности. В 1968 году в Вяземском леспромхозе на базе СУ-7 был образован ремонтно-строительный участок (начальник М.И. Изергин), который занимался строительством и капитальным ремонтом жилфонда и объектов соцкультбыта. Параллельно функционировал жилищно-коммунальный отдел (начальник А.И. Ваулин) по обслуживанию и содержанию жилфонда. В этот период были построены кирпичный гараж на 20 мест, клубы, столовые, жилье на лесопунктах, первые благоустроенные жилые дома в Вяземском. Численность этих двух служб составляла 130 Человек.
Информация о работе История лесной промышленности Вяземского района в 50-80хх г