История лесной промышленности Вяземского района в 50-80хх г

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:42, реферат

Краткое описание

Тема реферата – «История лесной промышленности Вяземского района в 50-80хх г.». Эта тема актуальна и важна как для жителей Вяземского района, так и для всего Дальнего Востока в целом. Ведь Вяземский район является уникальным местом с красивейшей природой и богатейшими природными ресурсами. Конечно, наиболее ценным ресурсом в районе всегда считалась древесина, вырубка леса и его переработка являлись основным занятием населения.
Свое название район получил в честь известного соискателя и инженера Ореста Полиеновича Вяземского, автора многих соисканий при строительстве железных дорог на Дальнем Востоке.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ_Шеленговский_210гр.doc

— 701.00 Кб (Скачать)

    Государственное Образовательное Учреждение Высшего  Профессионального Образования

    Дальневосточный Государственный Университет Путей  Сообщения 
 
 
 

    Кафедра: «Теория и история государства  и права»  
 

    Реферат

    История лесной промышленности

    Вяземского  района в 50-80хх г.  
 
 

                Выполнил: В.А.Шеленговский

                                                                                  студент группы 210,ИУАТ

                    Проверил: Н.М. Платонова 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

                    Хабаровск 2011 

 

                    

Введение

                    

Тема реферата – «История лесной промышленности Вяземского района в 50-80хх г.». Эта тема актуальна и важна как для жителей Вяземского района, так и для всего Дальнего Востока в целом. Ведь Вяземский район является уникальным местом с красивейшей природой и богатейшими природными ресурсами. Конечно, наиболее ценным ресурсом в районе всегда считалась древесина, вырубка леса и его переработка являлись основным  занятием населения.

Свое название район получил в честь известного соискателя и инженера Ореста  Полиеновича  Вяземского, автора многих соисканий при строительстве железных дорог на Дальнем Востоке.

В процессе работы над рефератом были использованы: сборник статей В.А. Абромова «Города и районы Хабаровского края», в которой рассмотрены  история возникновения Вяземского района; сборник статей  «Вяземскому леспромхозу 70 лет» в котором рассмотрены основные этапы становления леспромхоза с момента основания до нашего времени. В нем освещены боевые, трудовые и творческие свершения разных поколений вяземцев, отдавших свои силы, знания и жизнь делу освоения и развития района и края; сайт http://www.vyazemsky.com/ в котором подробно изложена история района, а так же имеется большое количество полезной информации для жителей этого района (новости, погода и др.) 
 
 
 
 
 
 
 

                      Глава 1. Краткая характеристика Вяземского района,

    ключевые  моменты истории  становления Вяземского

    1.1 История Вяземского  района 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вяземский район  с центром в селе Вяземское  был образован 22 июля 1934

года на территории, выделенной из состава Пригородного района Дальневосточного края. В состав района, при создании, вошли 44 сельсовета. Административно-территориальное деление  подвергалось реорганизации довольно часто. Количество сельских и поселковых Советов в составе района постоянно менялось: часть из них передавались в соседние районы - Бикинский и имени Лазо, которые, в свою очередь, передавали в Вяземский район свои сельские и поселковые советы. Вяземский район находится на юге края. На севере и востоке граничит с районом имени Лазо, на юге — с Бикинским районом, на западе, по реке Уссури, — с Китайской Народной Республикой. Общая площадь района — 4 318 км².

Территория района находится в области средневысотных складчатых гор и межгорных равнин юга Дальнего Востока. Восточная и юго-восточная часть района представлена отрогами Сихотэ-Алиня, западная и северо-восточная часть района представляет собой равнину с большим количеством заболоченных и закочкаренных понижений. Пологие склоны сопок, увалов и сглаженные их вершины используются под пашню. Освоению равнинных участков мешают заболоченность и закочкаренность.

Население района по переписи 2002 года составило 25 879 человек (11-е место среди районов края), из них 12 392 мужчины и 13 487 женщин (47,9 % и 52,1 % соответственно). Городское население составляет 67,4 %, сельское — 32,6 %. На 1 января 2009 года всё население района оценивалось в 25 315 человек. Крупнейшим населённым пунктом района является райцентр — город Вяземский, с населением 15 405 человек.  Однако большое значение территория района еще до его официального основания. Активное заселение русскими территории района, как и всего Хабаровского края, началось в середине XIX века. Это объяснилось необходимостью укрепления новых границ России - земель Дальнего Востока. Основную часть населения вновь образованных тогда страниц составляли казаки и их семьи. На рубеже XX века, начавшееся строительство железной дороги очень сильно оживило Дальневосточный край и способствовало активному развитию Вяземского района. Населенный пункт Вяземское был назван в честь начальника Управления по сооружению Уссурийской железной дороги (1892-1897 гг.) - Вяземского Ореста Полиеновича и первоначально строился как железнодорожная станция . Тогда на территории района было основано село Вяземское. Вначале поселение называлось станицей Гленовской, которое заселялась казачеством и переселенцами из центральных областей России. Разный социальный статус первых поселенцев привёл к разделению поселения на крестьянское (Вяземский) и казачье (Гленовская). В первые годы постоянное население обоих сёл росло медленно. В конце 1900 г. здесь проживало всего 36 домохозяев, из них 17 крестьян, 8 казаков, 5 ссыльнопоселенцев. Через 20 лет после основания население Вяземского состояло 885 человек, а население Вяземской волости до революции насчитывало в общей сложности 8 179 человек. В годы Первой Мировой и Гражданской войн район сильно пострадал в экономическом плане. В 1922 году интервенты были изгнаны с Дальнего Востока, и здесь была восстановлена Советская власть. Гражданская война и пятилетняя интервенция нанесли огромный урон и без того слабой экономике района. Особенно пострадал транспорт. Убытки Вяземского участка Уссурийской железной дороги исчислялись в 6,2 миллиона рублей золотом. На Дальнем Востоке в силу своеобразия географического и политического положения нельзя было сразу после восстановления начинать широкую индустриализацию народного хозяйства. Интересы страны требовали также дальнейшего накопления средств. Поэтому развитие экспортных функций в конце двадцатых – начале тридцатых годов являлось основной линией развития хозяйства района так и края в целом. В этот период особенно быстро развивается отрасль развитая с экспортом леса. Громадные запасы исключительно ценной древесины, расположенные на стыке Уссурийской железной дороги и сплавных рек Уссури, Подхоренка, Гольды и других позволили организовать здесь крупные лесозаготовки. В 1924 год был создан Вяземский леспромхоз, в 1928 году проложена первая сезонная тракторная дорога. В восточной части Вяземского района появились поселки лесозаготовителей Третья-Седьмая, Спартак, Шумный, Медвежий, Тигровый, Пихта и другие. От станции Вяземская в глубь тайги прошла узкоколейная железная дорога. Вывозка леса возросла с 50 тысяч кубометров в 1928 году до 460 тысяч кубометров в 1936 году. После пуска Дормидонтовского лесозавода (1931 год) Вяземский район стал важным центром лесопиления. Освоение лесных ресурсов района благоприятно сказывалось на развитии самого Вяземского. Здесь обосновалось управление леспромхоза, были построены крупный кирпичный завод, электротехнические мастерские связи и типовая электростанция, открыта многоотраслевая артель и другие предприятия. Количество рабочих увеличилось со 160 человек в 1917 году до 2272 человек в 1935 году.

В 1938 году Вяземский  получил права поселка городского типа. По переписи 1939 года число его  жителей достигло 12 тысяч человек. Индустриализация края вызвала коренную реконструкцию транспорта. После  прокладки второго пути Транссибирской магистрали Вяземская из небольшой станции превратилась в крупный железнодорожный узел.

В послевоенный период список промышленных предприятий  пополнился деревообрабатывающим комбинатом, овощеконсервным и молочным заводами, комбинатом бытового обслуживания и другими.

23 октября 1951 года поселок Вяземский был  возведен в ранг города постоянного  подчинения. По переписи 1959 года  здесь насчитывалось 18 тысяч жителей.  

1.2 Герб Вяземского  района

 

Эмблема выполнена  на щите французской геральдической формы.  Она отражает направленность традиций жителей Вяземского района, его природно-климатические особенности.  На геральдическом щите зеленого цвета в верхнем поле расположена надпись золотого цвета «Вяземский».  Ниже располагается силуэт сопки Синюха лазурного цвета на серебряном фоне неба.  Под сопкой симметрично слева и справа – зеленые полосы полей, символизирующие традиционную отрасль развития района.  В центре – три цветущих лотоса на зеленом ковре листьев.  Лотосы – это главная природная достопримечательность Вяземского района. В нижнем поле расположены: в центре – золотого цвета эмблема железнодорожных мастерских, с которых начиналась станция Вяземская.  Слева – золотые колосья пшеницы (земледелие), справа – золотая ветка дуба (лесное хозяйство, деревообработка).  Автор герба – вяземский художник Александр Ходацкий.  

                    Глава 2. Биография Ореста Полиеновича Вяземского

                                Орест Полиенович Вяземский(1839-1910)

    

Орест Полиенович Вяземский родился 30 октября 1839 года в Московской губернии в дворянской семье. В 1858 году он окончил Петербургский  корпус (институт) инженеров путей  сообщения. Свой трудовой путь инженера он начал с 1858 года на постройке Волго-Донской, железной дороги, где проработал до 1862 года и за успехи в труде в свои 23 года получил первую награду — орден святого Станислава 3-й степени. В последующие 6 лет — с 1862 по 1868 годы он руководил постройкой Грушевско-Донской железной дороги, а по завершении строительства продолжал работать на ней начальником движения, начальником ремонта пути, а затем управляющим (начальником) дороги. За работу на ней О.П. Вяземский был удостоен орденов Анны 3 степени и св.Владимира 4 степени.

С 1868 по 1872 годы он был начальником строительных участков на Курско-Харьковско-Азовской и Воронежско-Ростовской железных дорогах. Затем, с 1872 по 1874 годы Вяземский работал  в Техническо-инспекторском комитете на изысканиях Балашовской железнодорожной ветви, Сибирского пути от Уфы до Екатеринбурга и дороги от Вильно до Ровно, через Пинские болота.

Почти семь лет, с 1874 по 1881 год, инженер Вяземский  посвятил работе на крупнейших гидротехнических сооружениях того времени: был помощником строителя Петербургского морского канала и порта, участвовал в восстановлении Приладожских каналов. За эту работу он получил две благодарности от Министра путей сообщения.

Во второй половине 1892 года, еще до окончания постройки Принарвской дороги, "по высочайшему повелению" Вяземский был отозван со стройки и командирован на Дальний Восток. Ему поручалось ознакомиться с ходом строительства Уссурийской железной дороги, которое началось в апреле 1891 года от Владивостока в сторону Хабаровска и велось под руководством инженера Александра Ивановича Урсати. Кроме ознакомления с ходом работ„ в задачу командировки О.П. Вяземского входило разобраться с некоторыми. недоразумениями, возникшими между начальником строительства дороги и местной администрацией. Эта временная командировка на Дальний Восток, неожиданно для самого О.П. Вяземского, собиравшегося вскоре вернуться на Принарвскую дорогу, превратилась в продолжительное пятилетнее служение. По распоряжению барона Корфа инженер Урсати 13 октября 1892 года был освобожден от выполняемой работы и отозван в Петербург, а на его место начальником строительства Уссурийской железной дороги был назначен О.П.Вяземский.

За период своего руководства он многое сделал для  строительства. Сократил длину трассы на 17 километров, отвел трассу от пограничной реки Уссури в Бикинском районе, снизил расходы по смете более чем на два миллиона золотых рублей, завершил строительство дороги за шесть с половиной лет вместо планировавшихся 7 лет. О.П. Вяземский показал себя хорошим организатором работ. При всей отсталости техники того времени и в трудных условиях работы ежегодно укладывались в среднем по 118 километров колеи. Металлический мост через реку Хор был сооружен за 4 месяца. 31 августа 1897 года на станции Духовская (ныне — Верино) состоялась стыковка северного и южного участков, строительства, где встретились движущиеся из Владивостока и из Хабаровска два поезда. 1 сентября 1897 года в Хабаровск прибыл первый поезд из Владивостока. 1 ноября 1897 года строители передали дорогу в эксплуатацию.

Покидая Уссурийский  край 8 июня 1898 года, О.П. Вяземский получил  от генерала Гродекова телеграмму, заканчивающуюся словами: "Ваше имя  и имена инженеров-строителей навеки закреплены в названиях станций  и будут чтиться подобно именам лиц, содействовавших закреплению Амурского края за Россией". Умер Вяземский в Сибири 11 февраля 1910 года.  

    Глава 3. История Вяземского леспромхоза

    3.1 Возникновение леспромхоза

Вяземский леспромхоз – одно из старейших предприятий  лесной отрасли Дальнего Востока. Располагается  оно на юге Хабаровского края и, как  самостоятельное государственное предприятие было образовано в 1932 году с непосредственным подчинением тресту “Дальлес”. История предприятия с момента становления и до настоящего времени отражает различные преобразования на пути его развития. Она тесно переплетается с судьбами замечательных людей – тружеников леса. В конце двадцатых – начале тридцатых годов, до образования государственных лесозаготовительных предприятий, на территории Вяземского района много лет рубили лес крестьянские артели, работавшие по договорам с трестом  “Дальлес”. Заготавливали они осину на экспорт,древесину для собственных нужд,и только в зимнее время. Основными инструментами рабочих были поперечные пилы с треугольным зубом, топоры, напильники и точила. Вывозили сортименты из тайги на обыкновенных крестьянских санях, запряженных лошадьми по конно-ледяным дорогам. В год образования Вяземского леспромхоза трест “Дальлес ” выделили ему технику: американские трактора “Катерпилар-30”, “Катерпилар-60” и отечественные ЧТЗ-60 с газогенераторными установками. В это время Вяземский леспромхоз начинает строительство узкоколейной железной дороги (750 миллиметров) в лесные массивы урочища реки Вторая Седьмая. Дорога стала первым крупным транспортным объектом предприятия. Ее строительство сопровождалось промышленной заготовкой древесины  вдоль железнодорожного полотна.

Территорию  под производственные объекты: ремонтный  цех, нижний склад с площадкой  для погрузки в вагоны широкой  колеи, контору леспромхоза –  отвели далеко от лесосек. Построили  дома для жилья, столовую. В единственном двухэтажном деревянном здании управления ЛПХ на первом этаже разместили начальную школу. Так на окраине Вяземского образовался поселок лесозаготовителей Новостройка, где и сегодня находится центральная производственная база Вяземского леспромхоза. На нижнем складе были установлены  два шпалорезных станка и лесопильная рама. На них готовили шпалы для строительства и содержания УЖД и стройматериалы. По мере продвижения вглубь тайги продолжали строительство узкоколейной железной дороги, а на 8-м километре построили первый лесозаготовительный поселок временного типа. В течение 1932 года было заготовлено и вывезено 90 тысяч кубометров древесины. С 1932 года по 1940 год происходило становление Вяземского леспромхоза: с каждым годом увеличивались объемы лесозаготовок; параллельно ввелись строительство и реконструкция нижнего склада и объектов социальной сферы. Строились лесозаготовительные поселки Спартак, 24-й километр, Партизан, Серебряный. Уже к концу тридцатых годов Вяземский леспромхоз заготавливал более 240 тысяч кубометров древесины в сортиментах. Хороший задел для дальнейшего развития был обеспечен, люди трудились с энтузиазмом, характерным для годов первых пятилеток. Но время внесло в жизнь свои коррективы. Началась Великая Отечественная война. Из леспромхоза на фронт ушло более 500 человек. Такая картина была характерна для всех предприятий страны, поэтому с 1 сентября 1941 года закрывается Ворошиловский леспромхоз и присоединяется к Вяземскому. Он становится мастерским участком, а в 1942 году на его территории организуют большое собственное подсобное хозяйство как крепкое подспорье в обеспечении продуктами питания работников. Подсобное хозяйство состояло из свиноводческого отделения, животноводческой фермы и пасеки. Там также выращивали овощи и картофель.

Информация о работе История лесной промышленности Вяземского района в 50-80хх г