Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:42, реферат
Тема реферата – «История лесной промышленности Вяземского района в 50-80хх г.». Эта тема актуальна и важна как для жителей Вяземского района, так и для всего Дальнего Востока в целом. Ведь Вяземский район является уникальным местом с красивейшей природой и богатейшими природными ресурсами. Конечно, наиболее ценным ресурсом в районе всегда считалась древесина, вырубка леса и его переработка являлись основным занятием населения.
Свое название район получил в честь известного соискателя и инженера Ореста Полиеновича Вяземского, автора многих соисканий при строительстве железных дорог на Дальнем Востоке.
В годы войны
здесь, в таежных поселках лесозаготовителей,
как и во всех уголках большой
страны, работа была направлена на обеспечение
нужд фронта. По мобилизации была отправлена
вся исправная техника. В леспромхозе
остались газогенераторные трактора на
гусеничном ходу и выбракованные лошади.
Объемы лесозаготовок снизились в четыре
раза, а главное изменился состав работающих,
но в 1942 году на смену ручной двуручной
риле пришла пила лучковая – “лучок”.
Она произвела переворот в организации
труда на лесозаготовках, потому что этим
инструментом можно было работать в одиночку.
Проводив своих кормильцев в армию, на
работу пришли женщины, подростки и старики.
На всех лесопунктах создаются женские
бригады. Один из участков стал именоваться
Фронтовым, на нем бригада Зои Фараковой
выполняла нормы выработки на 110 процентов.
Саубен Гафиятулин двенадцатилетним мальчишкой
работал на конной трелевке леса. С трудом
передвигаясь по глубокому снегу, парнишка
не уступал в работе взрослым, трудился
по-стахановски. К осенне-зимнему периоду
лесозаготовок 1941/1942 года были подготовлены
новые кадры рабочих: трактористы, машинисты
паровозов для узкоколейки, слесари, плотники
и другие. Подготовка кадров легла на плечи
инженерно-технических работников и квалифицированных
рабочих, оставленных в леспромхозе по
броне. Несмотря на большие производственные
трудности, связанные с недостатком материально-
технического обеспечения, за счет увеличения
продолжительности рабочего дня коллектив
выполнял государственные заказы в полном
объеме. Самоотверженно трудились над
выполнением плана Докшина, Чмель, Крикун,
Гаврилова, Абрамова, Девяткина, Туктаров
и многие другие. Последователи стахановского
движения Наумов и Путин на развозке леса
вдвое перекрывали задания. Бригады рубщиков
под руководством Четвергова и Чупрунова
регулярно перевыполняли план. Особой
похвалы заслуживали трактористы. Все
они работали под лозунгом: «Вышел в лес
— дай 100 кубометров» и давали шпальник,
телеграфные столбы, пиловочник, артдышло,
ружейную болванку, судодуб и другие
сортименты. Пилили дрова «швырок» и газочурку
для паровозов и газогенераторных тракторов.
Своим упорным трудом труженики Вяземского
леспромхоза внесли достойный вклад в
общее дело победы над врагом.
3.2 Развитие леспромхоза в период (1945 – 1980хх) гг.
Закончилась война, и в родной леспромхоз стали возвращаться с фронта квалифицированные кадры. Среди них Герой Советского Союза Ф.Н. Стоцкий — начальник нижнего склада; кавалер орденов Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Славы III степени В.И. Лемешко, начальник лесозаготовительного пункта Партизан; Я.И. Евтухов — один из лучших мастеров нижнего склада, награжденный орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени.
Люди радовались
мирной жизни и трудились с
еще большим энтузиазмом. Все отчетливо
понимали, что лес, как и хлеб, нефть, металл,
нужен стране для восстановления, разрушенного
войной народного хозяйства. Ни одна отрасль
не могла обойтись без древесины или продуктов
ее переработки. Лес стал орудием борьбы
за выполнение послевоенных пятилетних
планов.
Автомобиль
ЗИС-5, в простонародье
«Захар». В военные
годы технику перевели
на газовое топливо:
летом готовили газочурку,
скипидар для запуска
двигателей, вместо
автола шла смесь дегтя,
канифоли и смолы.
Так, в районной газете от 10 апреля 1947 года поместили материал о лесорубе с ЛЗП Спартак Кузярине Иване Михайловиче, который на про-
тяжении восьми лет ежедневно выполнял три нормы. Министерство лесной промышленности достойно оценило работу Ивана Михайловича. Его наградили значком «Отличник социалистического соревнования», бесплатно построили дом, выдали корову, 10 пчелосемей и промтоваров на сумму 500 рублей. Коренные изменения на предприятии произошли в 1947 году, когда вышло постановление Совета Министров СССР о широкой механизации и электрификации лесозаготовок. В леспромхоз на смену тяжелой и неудобной в работе пиле ВАКОПП приходят электропилы К-5, поступают передвижные электростанции, газогенераторные трактора КТ-12, погрузочные лебедки, специальные лесовозные автомобили, паровозы для УЖД. Многие труженики леспромхоза были первыми в освоении новой техники и новых форм организации труда в лесной промышленности Дальнего Востока. В числе таких был инициатор стахановского движения Алексей Михайлович Курпас. Он одним из первых освоил валку леса электропилой К-5, первым изъявил желание работать на тракторе КТ-12. Тракторист высочайшей квалификации трелевал лес на тракторах новейших марок и всегда добивался высокой производительности. В коллективе Вяземского леспромхоза был большой отряд стахановцев. В их числе рубщик А.И. Казарин, машинисты УЖД С.Ф. Олендский, А.И. Семениок, З.П. Пристяжнюк, В.П. Бендяк, трактористы С.Г. Жуков, С.А. Матющенко, возчик Трофим Родионович Демидов — основатель будущей династии.
К концу первой
послевоенной пятилетки был достигнут
довоенный уровень
Трелевка
леса трактором КТ-12
С.И.
Дранчук, лебедчик, на
погрузке леса на сцепы
Строительство узкоколейной железной дороги на Третью Седьмую шло в двух направлениях, от 8-го километра (бригада С.Г. Сидоренко) и навстречу с лесопункта (бригада И.Г. Крикуна). Шпалы готовили в поселке лучковой пилой (бригада Г.И. Дедуль). Рельсы доставляли трактором через 13-й километр. В 1949 году на Третьей Седьмой (начальник B.C. Христенко) заготовили первые 60 тысяч кубометров. Лесопункт просуществовал 45 лет. С 1951 года на протяжении 20 лет руководил им опытнейший начальник Александр Тимофеевич Семин. За весь период деятельности коллективом лесопункта было заготовлено 4,2 миллиона кубометров, из них наивысший объем заготовки — 147 тысяч кубометров — был достигнут в 1963 году. Гордилась и славилась Третья Седьмая своими передовиками. Вклад лесозаготовителей лесопункта Третья Седьмая был по достоинству отмечен правительством. Укрупненная лесозаготовительная бригада под руководством С.И. Малашкина, ставшего родоначальником династии, значительно перевыполняла производственные задания. В этой бригаде работали такие мастера своего дела, как И.З. Козлович, Б.П. Маняхин, С.И. Мальцев, В.М. Пустохин, Т.Д. Першина. Бригадир впоследствии стал кавалером орденов Трудового Красного Знамени и Ленина.
Малым комплексным
бригадам И.П. Кузнецова и кавалера ордена
Дружбы народов Н.П. Ярыша в 1962 и 1969 годах
за достижение наивысших показателей
на лесозаготовках было присвоено звание
«Лучшая лесозаготовительная бригада
лесной промышленности». Во всесоюзном
социалистическом соревновании «Золотая
тайга», широко развернувшемся в стране
в семидесятые — восьмидесятые годы, победили
и получили призы бригады Н.П. Ярыша (1986),
В.П. Барсугачева (1987), выполнявшие свои
производственные задания на 133-153 процента.
Николай Петрович Ярыш отдал родному предприятию
40 лет добросовестного ударного труда
на трелевке леса. Успех его правофланговой
бригады — это результат товарищеской
сплоченности, продуманной организации
труда, хорошо отработанной взаимозаменяемости
и, конечно, ударной работы самого бригадира.
Достойно трудились на лесопункте мастера
лесозаготовок А.А. Четвергов, С.С. Буртовой;
механик И.И. Газенко; трактористы А.С.
Матвеев, В.И. Астафьев, Л.С. Малашкин; вальщики
П.И. Астафьев, В.В. Щербаков; лебедчик В.И.
Першин; бульдозерист В.Н.Гродников.
Бригада
С. И. Малашкина
С процессом механизации на лесосечных работах происходит изменение в технологии лесозаготовок: перешли с разделки древесины у пня на хлыстовую вывозку леса. Разделка древесины частично переместилась из тайги на нижний склад, где была введена первая поточная линия раскряжевки. Первые хлысты с верхнего склада на нижний пошли с участка Викторов Ключ в 1950 году.
Для выполнения
будущих производственных задач
и освоения лесных массивов с лесопунктов
Тигровый и Третья Седьмая, как с плацдармов,
ведется строительство железной дороги
через водораздел к реке Подхоренок с
выходом в будущие поселки Шумный и Медвежий.
К 1951 годуУЖД на Шумный была проложена
и под руководством И.В. Бондаря началось
строительство лесопункта.
Строили быстрыми темпами, и в 1952 году лесопункт уже дал первые 50 тысяч кубометров. За успешное выполнение этой задачи награждены орденами и медалями Г.И. Хохлов, директор ЛПХ, И.В. Бондарь, начальник участка, Бурков, главный инженер, Ал.Т. Семин, начальник участка, Б.А. Соколов, инженер-строитель, Н.Н. Маслихов, инженер ПТО, С.А. Четвергов, мастер. В рамках государственных мероприятий по укрупнению предприятий лесной промышленности с 1 апреля 1955 года Дормидонтовский леспромхоз с его производственной программой, лесопунктами Медвежий, Пихта, Дальний Партизан и сплавными участками Дорожный, Решающий, Ворошиловский, Ярославка присоединили к Вяземскому. В этом году было заготовлено 403 тысячи кубометров древесины. Вывозка оставалась проблемным местом на предприятии, так как УЖД не обеспечивала плановые объемы на этой фазе производства, поэтому часть древесины приходилось по-прежнему сплавлять. Молевой сплав работал успешно в течение 18 лет, по июнь 1971 года, и оказал существенную помощь в транспортировке леса. По реке Подхоренок был сплавлен миллион кубометров хвойных сортиментов, заготовленных в лесосырьевой базе Вяземского ЛПХ.
На этой трудоемкой технологической фазе производства трудились, порой с риском для жизни, Е.И. Кремзуков, Н.Ф. Шевченко, В.А. Ива- щенко, В .Д. Докторов, А.С. Туев, В.А. Салий, Г.И. Копасов, Я.С. Спичный, А.Н. Иконников, А.Г. Макин, В.И. Михалевский. Начальником был А.Н. Данилов. В рамках продолжающегося технического перевооружения лесной отрасли в 1956 году в леспромхоз поступают бензомоторные пилы «Дружба», жидкотопливные трактора ТДТ-40 и С-80. Механизация работ выявила проблему закрепления постоянных кадров. Для решения этой задачи постановлением правительства СССР с 1 октября 1953 года для многих профессий (согласно перечню) был введен ряд льгот, направленных на закрепление кадров в лесной промышленности, а именно:
1) снижение возраста ухода на пенсию: для мужчин — 55 лет и 50 лет для женщин;
2) введение выплаты ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
3) дополнительный отпуск один раз в три года продолжительностью 24 дня;
4) бесплатная выдача спецодежды;
5)
повышение окладов мастерам,
десятникам, начальникам
ЛЗП, технорукам, имеющим
высшее образование,
на 20 процентов.
Проводимые правительством меры снизили текучесть кадров в леспромхозе и позволили привлечь дополнительную рабочую силу. В 1954 году по сравнению с 1953 годом численность работающих увеличилась на 1 ООО человек и составила 2 565. Для реализации принятых партией и правительством решений на местах необходимо было добиться повышения эффективности использования механизмов, производительности труда, рационального использования древесины. В середине пятидесятых годов развернулась работа по переходу на непрерывную рабочую неделю, по использованию техники в две-три смены, внедрялись новые формы организации труда. К концу пятидесятых годов начал внедряться бригадный метод заготовки леса — работа малыми комплексными бригадами (МКБ), что повысило производительность труда в два раза. За высокопроизводительный труд в 1957 году Анатолий Иванович Казарин награжден орденом Ленина, а Григорий Иннокентьевич Стефанишин — орденом Трудового Красного Знамени. По почину комсомольцев станции Москва-Сортировочная лесозаготовители Вяземского леспромхоза вступают в социалистическое соревнование за звание «Бригада коммунистического труда». На 1 июля 1959 года это высокое звание было присвоено 11 бригадам. Вяземский леспромхоз всегда был кузницей кадров. Здесь работали и передавали свое мастерство B.C. Степахин, И.И. Бубенец, Т.А. Курма- нов. Поскольку Вяземский леспромхоз был опытно-показательным хозяйством, в 1960 году на его базе был открыт учебный комбинат для подготовки кадров и распространения передового опыта, достигнутого на лесозаготовительных предприятиях Дальнего Востока. Разместили его в здании старого клуба на Новостройке. Первая группа из 20 машинистов тепловозов была подготовлена для трехсменного режима работы на вывозке. Особое место в технологическом процессе лесозаготовок занимал самый многочисленный цех на предприятии — узкоколейная железная дорога, где летом, в самый пик строительства и ремонта линии, численный состав коллектива доходил до 720 человек. Вывозка древесины по УЖД осуществлялась со времен основания леспромхоза, и сложно переоценить ее вклад в обеспечение технологического процесса лесозаготовок. Дорога действовала 60 лет. За этот период по ней вывезено свыше 17 миллионов кубометров древесины, общая протяженность ее — 220 километров. Это была лучшая и мощнейшая дорога среди узкоколейных на Дальнем Востоке. Леспромхоз ежегодно вводил в действие до 50 километров магистральных веток и усов. На протяжении всего периода это был ведущий цех предприятия, он состоял из четырех основных служб: службы пути, службы эксплуатации и движения, ремонтной службы (тепловозное и вагонное депо), службы связи. Максимального объема вывозки древесины коллектив добился в 1972 году — 386 тысяч кубометров. В наличии было 18 тепловозов и около 500 единиц подвижного состава. Кроме того, по этой дороге осуществлялись пассажирские перевозки на лесопункты Шумный, Третья Седьмая и Медвежий. Все эти производственные достижения — дело рук замечательных людей, которые работали не считаясь с трудностями, преумножая трудовую славу дружного, сплоченного коллектива. Это старейшие люди предприятия — начальник цеха Н.Р. Шевелев, машинисты паровозов Г.Д. Носырев, В.Т. Бочкарев, И.П. Лукьянчук, Д.Г. Полещук, А.А. Тимощук; машинисты тепловозов В.А. Хомченко, М.Ф. Хортик, А.Н. Пивовар, затем долгое время возглавлявший службу движения, С.В. Московский, в дальнейшем начальник УЖД, И.Н. Шныра, А.И. Плохотнюк, П.Г. Новак, Н.К. Москальский, И.А. Андрейко, В.В. Гончарук, Н.А. Серотюк; кондуктора И.Н. Иовенко, Г.Я. Остапенко, В.И. Ботунов; Л.Н. Карпук; диспетчеры П.З. Моргун, Н.И. Нечаев, Ю.А. Ефимов, А.И. Аксенов; дежурные по станции Л.С. Иовенко, B.C. Ботунова, Р.И. Пивовар, Н.И. Хомченко, Н.С. Климчук, В.К. Черная. Продолжительное время руководил службой пути И.Г. Крикун. Это его путейцы в снег и жару содержали УЖД в технически исправном состоянии: мастера пути А.Н. Канылин, В.А. Черный, О.И. Савватеева, Н.И. Бормотин, Н.С. Баранов, П.В. Бабков; монтеры пути С.М. Проткина, супруги М.В. и П.Д. Анискины, М.П. Спиваковская, З.Д. Андрианова, Т.И. Бормотина, A.M. Корчинская, Ю.П. Бормотина, Е.П. Кубикова, З.К. Башурова. Строительством пути и капитальных производственных объектов занимались инженеры-строители К.Г. Данилова и С.Т. Деренчук. С вводом в действие автомобильной лесовозной дороги круглогодичного действия цех был закрыт. Последние хлысты были вывезены с лесопункта Медвежий в первом квартале 1992 года, и железнодорожное полотно было демонтировано. Нижний склад — важный участок производства, завершающий всю технологическую цепочку — от разделки древесины на сортименты до глубокой переработки.
Информация о работе История лесной промышленности Вяземского района в 50-80хх г