Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:31, реферат
Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.
Введение
1. Предмет экологии
2. История развития экологии
2.1 Первобытное общество и античные цивилизации
2.2 Средневековье
2.3 Эпоха Возрождения
2.4 Век Просвещения
2.5 ХIХ век
2.6 ХХ век
2.7 Современная экология
3. Экологическая проблема
Заключение
Список использованной литературы
Многие произведения арабских ученых получили распространение в Европе. Легендарный врач Авиценна - это Ибн Сина (980 - 1037), родившийся и живший в Средней Азии и Иране. Его мировоззрение формировалось под влиянием классиков античной философии: Платона, Аристотеля, Гиппократа и др. Мировую славу Ибн Сине принесло его искусство врачевания и в особенности книга "Канон врачебной науки". Рассуждения Ибн Сины носят экологический характер. Так, в главе "О вещах, которые возникают от причины, принадлежащей к общим причинам" имеются разделы о влиянии на организм окружающего воздуха, о временах года, о явлениях, обусловленных местом жительства, и др. Ибн Сина занимался проблемами происхождения животного мира, формирования рельефа земной поверхности. Он утверждал, что суша и море много раз в вечной истории Земли менялись местами и окаменелости фиксируют эти события.
В XI - XIII вв. происходит массовое сведение лесов в интересах земледелия. Новые земли быстро осваиваются под пахотные угодья. Двуполье заменяется трехпольем. Урожаи по сравнению с ранним средневековьем возрастают вдвое. Развивается горнодобывающая деятельность.
На рубеже ХIII - XIV вв. экологическая ситуация в Европе осложняется. Возможности экстенсивного пути развития земледелия оказались исчерпанными. Продолжалось интенсивное сведение лесов не только под земледелие, но и для строительства домов, кораблестроения, ради топлива, развития металлургии.
Оборонительные стены ограничивали рост городов. Мусор и нечистоты выбрасывались из окон прямо на улицу. Отсутствие канализации приводило к загрязнению грунтовых вод. Колодцы становились рассадниками инфекции. Из-за тесноты застройки каждый пожар имел опустошительные последствия. Скученность населения и антисанитария способствовали распространению эпидемий. Тенденция к сокращению численности населения, обозначившаяся в начале XIV в., получила колоссальное ускорение в годы эпидемии чумы 1346-1353 гг. Тогда, по разным оценкам, вымерло от 20 до 50 % всего населения Европы. [5]
2.3 Эпоха Возрождения
Возрождение положило начало новому этапу в истории мировой культуры. По значению для развития культуры и искусства с ним может сравниться только эпоха расцвета античной цивилизации. Гении Возрождения утверждали принципы реализма и гуманизма в литературе, театральном и изобразительном искусстве. Это было время великих географических открытий, зарождения современного естествознания.
В конце средневековья в Италии мощного развития достигли экономика и культура феодальных городов. Крупные города превращались в самостоятельные государства. Возникли первые университеты, которые становились центрами культуры и образования.
После Италии дух Возрождения охватил Пиренейский полуостров, который в то время был завоеван маврами (арабами). Португальцы и испанцы сделали множество великих географических открытий: Христофор Колумб достиг Багамских островов 8 октября 1492 г. Васко да Гама обогнул Африку и показал дорогу в Ост-Индию в 1498 г.; Магеллан обогнул Америку с юга в 1520 г. и совершил первое кругосветное плавание; Америго Веспуччи объездил и описал материк, названный впоследствии его именем; Бальбоа перешел Панамский перешеек в 1513 г. и открыл Тихий океан и т.д.
Следует упомянуть о трудах немецкого химика и врача Т. Парацельса (1493-1541 гг.), идеи которого о дозировании природных факторов были развиты в ХIХ в. в работах Ю. Либиха и В. Шелфорда.
В Англии по инициативе Бэкона, но уже после его смерти, в 1660 г., было основано Королевское общество (Академия наук). Этим событием формально обозначено начало эпохи Просвещения. Среди первых членов Королевского общества были Исаак Ньютон, Роберт Бойль, Роберт Кук, архитектор Христофер Врен, построивший в Лондоне величественный собор Св. Павла, и др.
Бэкон предполагал начать кропотливую работу по изучению и систематизации естественнонаучных наблюдений и экспериментов, которые согласно его концепции должны были стать исходным материалом для последующего индуктивного обобщения. Следует признать, что эти намерения, скорее, дали толчок в работе других исследователей, чем были реализованы самим Бэконом. Бэкон предвидел, что эпоха великих географических открытий не только раздвинет пространственный кругозор человечества, но послужит основой для познания законов природы.
2.4 Век Просвещения
В странах Западной Европы начинается быстрый подъем творческой мысли. Расширение географического кругозора человечества, последовавшее за великими географическими открытиями, и накопление огромного багажа эмпирических знаний и фактов нуждались в теоретическом осмыслении. Этого требовали также запросы быстро развивавшихся сельского хозяйства и промышленности.
В XVII-XVIII вв. естествознание все еще находилось под контролем религиозных догм. В биологии господствовала концепция креационизма, утверждавшего, что все виды живых организмов созданы Творцом и что они неизменны.
В XVIII в. ботанические и зоологические наблюдения были обобщены в работе «Система природы» шведского естествоиспытателя Карла Линнея (1707-1778 гг.), который дал основы научной систематики животных и растений. Хотя он и сформулировал гипотезу постоянства видов, все же признавал образование разновидностей под влиянием условий жизни.
Великий французский натуралист Жан Батист Ламарк (1744-1829 гг.) в книге «Философия зоологии» впервые широко поставил вопрос о влиянии среды на организмы, но не сумел объяснить причин их «пригнанности» к среде обитания.
XVII-XVIII вв. - эпоха бурного расцвета науки и культуры в западноевропейских странах. Наблюдение и эксперимент начинают играть все более важную роль в естественных науках. Совокупность философских попыток толковать и объяснять природу с помощью основных знаний из области естественных наук получило название натурфилософии - философии природы. Целое созвездие имен вошло в историю мировой культуры. Среди них можно выделить Декарта, Вольтера, Руссо (Франция), И. Канта (Германия), Ломоносова (Россия).
2.5 ХIХ век
Успехи естествознания в XVIII в. явились предпосылкой обновления в XIX в. теоретического багажа древней науки - географии и возникновения новой науки - экологии. Научные основы естествознания, а в его рамках географии и экологии, продолжали формироваться в русле натурфилософии. Ее противоречие в дуализме: с одной стороны, утверждалась материальность и познаваемость законов окружающей природы, с другой - явно или скрыто признавался первоначальный акт творения мира Богом. Иногда признание роли Творца выглядело формальной уступкой богословской традиции.
На протяжении XIX в. все естественные науки пережили бурный подъем. Достижения географии и биологии (экологии) были связаны, прежде всего, с именами Александра Гумбольдта и Чарльза Дарвина.
Одним из первых естествоиспытателей, понявших необходимость синтеза наук при изучении природных комплексов, включающих живые и неживые элементы, был великий немецкий ученый Александр Гумбольдт. Говоря о целостном изучении природы, он писал: «Мое внимание будет устремлено на взаимодействие сил, влияние неодушевленной природы на растительный и животный мир, их гармонию». В жизни и научной деятельности Гумбольдта можно выделить три главных периода: путешествие в Южную и Центральную Америку, обработка экспедиционных материалов, работа над обобщающим теоретическим трудом «Космос». Одновременно с А. Гумбольдтом на существующее в природе единство среды и организмов указывал знаменитый российский зоолог Карл Рулье (1814-1858 гг.). Они были предвестниками идей целостного восприятия природных комплексов, представлений о системах из живых и неживых компонентов. Большой вклад в развитие экологических представлений в этот период внесли и другие российские естествоиспытатели: А.Т. Болотов, П.С. Паллас, И.И. Лепехин, Н.А. Северцов, А.Н. Бекетов и др [2].
Чарльз Дарвин (1809-1882 гг.) открыл новую эпоху в естествознании. В 1859 г. появилась книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора». Учение Дарвина, преодолев волны критики, легло в основание всех естественных наук. Дарвин отмечал, что каждый организм имеет постоянные связи не только с условиями места обитания, но и со всеми окружающими его существами.
Ход рассуждений Дарвина дал повод его современнику и последователю немецкому ученому Эрнсту Геккелю заявить о целесообразности выделения новой науки - экологии - науки о взаимоотношениях живых организмов и образуемых ими сообществ друг с другом и с окружающей средой.
В самом конце ХIХ в. с призывом развернуть междисциплинарные комплексные исследования целостных природных систем выступил выдающийся русский ученый-почвовед В.В. Докучаев (1846-1903 гг.). Василий Докучаев – выдающийся русский ученый-естествоиспытатель, основатель научного почвоведения и учения о «зонах природы», где взаимодействуют ее основные элементы – климат, рельеф, почвы, растительность.
Создатель учения о лесе – Г.Ф. Морозов. Он подчеркивал, что лес и его территория должны сливаться для нас в единое целое, в географический индивидуум. В 1925 г. эти идеи реализовались немецким гидробиологом А. Тинеманом, который рассматривал озера как целостную систему, где биоценоз и биотоп образуют органическое единство [2].
2.6. ХХ век
В начале ХХ в. оформились экологические школы ботаников, зоологов, гидробиологов, в каждой из которых развивались определенные стороны экологической науки: экология животных, экология растений, экология микроорганизмов, экология насекомых, экология озера, экология леса и т.п.
В 1926 г. труды русского геохимика В.И. Вернадского привлекли внимание научного мира к проблеме взаимодействия живых организмов с неживой природой. Биосфера предстала как глобальная система, функционирование которой основано на динамическом единстве «косных», «живых» и «биокосных» компонентов [2].
Учение В.И. Вернадского о биосфере сыграло важную роль в подготовке целостного восприятия процессов как системы.
Введение в 1935 г. термина «экосистема» относится к имени английского геоботаника А. Тэнсли. А. Тэнсли понимал под экосистемами целостные подсистемы природы, в которых как организмы, так и неорганические факторы находятся в относительно устойчивом состоянии. Такая система ограничена определенным участком территории природной среды, который он называл биотопом [2].
В
отечественной научной
Середина ХХ в. была отмечена расширением комплексных исследований экосистем (В.И. Жадин, Г.Г. Винберг, Р. Линдеман, Г. Одум и Ю. Одум, Р. Маргалеф и многие другие).
Однако эффективная реализация методологии системного подхода к изучению экосистем стала возможной лишь в конце 60-х годов ХХ в., когда в распоряжение экологов поступили мощные ЭВМ и были разработаны методы моделирования динамических систем, которые в совокупности с экспериментами и наблюдениями получили название системного анализа.
2.7. Современная экология
В
последние десятилетия
Современная
экология не только изучает законы
функционирования природных и антропогенных
систем, но и ищет оптимальные формы
взаимоотношения природы и
Растет социальная роль экологических знаний. Современное общество осознало опасность экологического кризиса, катастрофических преобразований планетарной системы. Предотвращение разрушения биосферы возможно только на основе экологических знаний, которые помогают рационально эксплуатировать природные ресурсы, управлять естественными, аграрными, техногенными и социальными системами.
Основная
задача современной экологии – найти
пути управления природными, антропогенными
системами, человеческим обществом
и биосферой в целом в
3. Экологическая проблема
Все
большее значение в современную
эпоху приобретает решение