История экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:31, реферат

Краткое описание

Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.

Оглавление

Введение
1. Предмет экологии
2. История развития экологии
2.1 Первобытное общество и античные цивилизации
2.2 Средневековье
2.3 Эпоха Возрождения
2.4 Век Просвещения
2.5 ХIХ век
2.6 ХХ век
2.7 Современная экология
3. Экологическая проблема
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Философия реферат.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ МПО  «Вологодский государственный технический  университет» 

Кафедра философии и науки 

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

История философии и науки

История экологии 
 
 

Выполнил: Трусова Л.Н.

Принял: Маковеев Н.И. 
 
 
 

Вологда

2011

Содержание

Введение

1. Предмет экологии

2. История развития экологии

2.1 Первобытное общество и античные цивилизации

2.2 Средневековье

2.3 Эпоха Возрождения

2.4 Век Просвещения

2.5 ХIХ век

2.6 ХХ век

2.7 Современная экология

3. Экологическая проблема

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

      Человеческое  общество представляет собой часть  природы. И это не нуждается в  особых доказательствах. Ведь в организме  каждого человека протекают природные  химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.

      Органическая  связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные  факторы в развитии общества. Именно поэтому природа всегда была объектом философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к космосу, Вселенной. Эти вопросы волновали философов древности и Нового времени, волнуют они и современных философов. Философия ставит и по-своему решает такие вопросы, как взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества, отношение природы и человеческой культуры. Важные философские вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека и каков характер их взаимодействия в современную эпоху. В связи с этим встает целый ряд экологических и демографических проблем [1].

 

1. Предмет экологии

      Экология – это наука, изучающая отношения организмов (особей, популяций, биоценозов и т.п.) между собой и с окружающей их неорганической природой; общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня; среду обитания живых существ (включая человека).

      Глобальная  экология изучает биосферу в целом, т.е. экологическую систему, охватывающую земной шар. К числу главных задач  современной глобальной экологии относятся  изучение антропогенных изменений  в среде обитания и обоснование методов ее сохранения и улучшения в интересах человечества. В связи с этим большое значение приобретает прогнозирование изменений экологической ситуации в будущем и на этой основе разработка на ближайшие годы и на отдаленную перспективу мероприятий, направленных на сохранение и улучшение среды обитания людей, на предотвращение нежелательных изменений биосферы.

      Экология  как наука сформировалась в середине XIX столетия, когда возникло понимание, что не только строение и развитие организмов, но и их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям. В 1866 г. немецкий естествоиспытатель Эрнест Геккель в двухтомной монографии «Общая морфология организма» назвал экологией один из разделов биологии – науку об условиях обитания организмов в окружающей их среде. От древнегреческого oikos (дом, жилище) образовано не только наименование этой науки, но и понятие «ойкумена» (экумена), служащее для обозначения природы, освоенной и обжитой человеком. Ныне, когда человек осваивает космос, ойкумена вышла за пределы Земли, а экология, пусть еще не как знание, но хотя бы как термин, проникла в сознание каждого, она перестала быть отраслью одной лишь биологии, на родство с ней претендуют и география, и политэкономия, и философия, да и весь комплекс естественных и общественных наук. Более того, экология вышла за рамки научного понятия и стала предметом тревог и забот каждого государства и каждой личности. Экология, следовательно, касается всех, ибо экологический кризис, если он перерастет в экологическую катастрофу, не пощадит никого [4].

      Интерес к экологии в мире возрастал по мере внедрения в хозяйственную  практику достижений научно-технической  революции. В 60-70-е гг. ХХ в. усилилась  прикладная направленность экологии, связанная с изучением экосистем и биосферы в целом.

      Устойчивое  функционирование биосферы как целостной  системы обеспечивает условия жизни  человечества как одной из составных  частей глобальной экосистемы. Непонимание  законов функционирования экосистем  разного уровня или недостаточный их учет стали причинами современного кризисного состояния биосферы. Проблема экологической безопасности в наши дни приобрела всеобщее, в том числе и политическое значение, став на один уровень с проблемой ядерной безопасности. Однако, сложившееся представление о том, что экологические проблемы сводятся лишь к борьбе с загрязнением среды, тормозит создание глобальной системы экологической безопасности. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо познать и практически использовать фундаментальные законы формирования, устойчивости и методов рациональной эксплуатации экологических систем [4].

      Основные  законы экологии, сформулированные Б. Коммонером в 1971 г., кратко можно сформулировать следующим образом.

    1. Все связано со всем (всеобщая связь процессов и явлений в природе).
    2. Все должно куда-то деваться (любая природная система может развиваться только за счет использования энергетических и информационных возможностей окружающей ее среды).
    3. Природа «знает» лучше (пока мы не имеем абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природных систем, мы легко можем навредить природе, пытаясь ее улучшить).
    4. Ничто не дается даром (глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничто не может быть выиграно или потеряно, она не может быть объектом всеобщего улучшения; все извлеченное в процессе человеческого труда должно быть возмещено).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. История развития экологии

2.1 Первобытное общество и античные цивилизации

      Появлению разумного человека на Земле предшествовало несколько видов человекообразных существ - гоминоидов и первобытных людей - гоминидов. Биологической эволюции вида сопутствовало развитие умственной деятельности, форм хозяйствования и социальных отношений. Важнейшей вехой в истории людей был переход от присваивающей формы хозяйства (собирательства и охоты) к производящей - земледелию и животноводству. Рост численности, быстрое расширение ареала обитания, ускоряющиеся темпы развития - характерные черты человеческого общества.

      Первобытные люди воздействовали на видовой состав и численность животных, но ограниченность технических средств и навыков охоты не позволяла им опустошать окружающую природу. Правда, в борьбе за пещеры был уничтожен пещерный медведь, а изменение растительности вблизи поселений - выжигание, вытаптывание, сбор съедобных видов - приводило к формированию синантропной растительности, что явилось началом возникновения антропогенного ландшафта вблизи мест обитания первобытных людей.

      Гораздо больший ущерб наносили пожары. Человек, сам не боявшийся огня, использовал его при охоте и защите от хищников. Часто пожары превращались в стихийное бедствие. Гибли леса и населявшие их животные. Полагают, что увеличению площади саванн способствовало выжигание тропических лесов первобытным человеком. Вместе с тем, по-видимому, существовали, природоохранные обычаи, которые позволяли достаточно большому числу людей жить оседло на одном месте. Об этом свидетельствуют следы древних костров, пламя которых поддерживалось в пещерах на протяжении столетий.

      Переходный период в истории человечества от холодного климата к современному назвали мезолитом - среднекаменным веком. Он характеризовался резким изменением природных условий: обширные пространства земли освободились от ледника; поднялся уровень Мирового океана; холодный климат сменился более теплым; на смену тундровой растительности пришла лесная.

      Эти, казалось бы, положительные изменения  на деле вызвали негативные последствия: одни промысловые животные (мамонты) были истреблены или вымерли, другие (северный олень) - откочевали на север. Пришедшие им на смену лесные животные (благородные олени, лоси, кабаны, косули и др.) не вели стадный образ жизни и были пугливы. Это вызвало необходимость изменять орудия и методы охоты. В лесном ландшафте потеряла свое значение коллективная охота, зато увеличилась роль собирательства. Применяя сети и ловушки, люди занялись рыболовством, стали применять новые способы охоты.

      На  Земле имеются районы, которые  в силу ряда природных особенностей были наиболее благоприятны для развития древнейших цивилизаций - это широкие пригодные для обработки равнины, орошаемые реками, узкие перешейки, архипелаги, совпадающие с центрами происхождения культурных растений. Выделяют пять таких очагов: Нил и Месопотамия с Египтом и Шумером; долины Ганга и Инда с цивилизациями Индии; бассейн Желтой реки (Хуанхэ) с китайской цивилизацией и, наконец, появившиеся позже Центральная Америка с цивилизацией Майя, острова Тихого и Индийского океанов с полинезийской цивилизацией.

      В Двуречье (Месопотамии) между Тигром и Евфратом, в долине Нила 6 - 4 тыс. лет назад, в бронзовом веке возникают цивилизации Шумера, Вавилона, Ассирии, Египта. Их характерным признаком было строительство городов.

      Происхождение городского образа жизни не менее  значимо для человека, чем освоение земледелия. Человек, тысячи лет живший на лоне природы, впервые создал свой собственный мир - город, стены которого изолировали его от окружающего ландшафта.

      Изменения природных условий в результате интенсивной хозяйственной деятельности приводили к негативным последствиям: эрозии почв, их засолению, разрушению мелиоративных систем, опустыниванию и, в конечном счете, к деградации искусственных экосистем, созданных человеком. В Месопотамии возник древнейший очаг экологической катастрофы, спровоцированной нарушением хрупкого равновесия между человеческим обществом и окружающей средой.

      На  рубеже IV - III тысячелетий до н. э. великие "речные" цивилизации сменяются "морскими" - финикийской и греческой. Для них характерно прибрежное положение  городов и поселений.

      Появление наук было продиктовано потребностями  человека, его основными занятиями - мореплаванием и земледелием.

      Гекатей Милетский (546-480 гг. до н. э.) поставил перед собой задачу собрать воедино имеющиеся сведения об окружающем мире и представить их в доступной форме. В своем "Землеописании" он обобщил множество записок о сухопутных и морских путешествиях и постарался как можно полнее и правдивее охарактеризовать известную ему Ойкумену - пространство, заселенное людьми. Живший столетием позже Геродот много путешествовал. В “Истории” в 9 книгах им описана природа многих стран и особенности жизни народов, их населяющих.

      Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) выдвинул идеи о влиянии  факторов среды на здоровье людей. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) классифицировал животных по образу жизни и способу питания. Он описал свыше 500 видов животных и рассказал об их поведении [2].

      Страбон (ок. 63 до н. э. - ок. 24 н.э.) на основании  личных наблюдений и по материалам многочисленных источников написал  сочинение в 17 книгах “География”. Это была сводка всех географических знаний, которыми располагали древние греки.

      Уже в античную эпоху люди обладали знаниями и пониманием тех проблем, которые  мы теперь называем экологическими.

      Выдающиеся  достижения античной культуры породили представление о гармонии человека и природы. На деле признаки экологического кризиса были свойственны и цивилизации Древней Греции.

      Широкую известность у потомков получило энциклопедическое сочинение Плиния Старшего "Естественная история", состоящее из 37 книг, в которых он дает детальнейший обзор более чем 2 000 трудов.

2.2 Средневековье

      Античный  мир отделяет от начала Новой истории  тысячелетний период средневековья. Главной  духовной силой на этом этапе развития человечества были различные религиозные конфессии. Под влиянием религий складывались философия, мораль, этические и эстетические нормы и др.

      Роль  религии в развитии человеческого  общества нельзя оценивать однозначно. На определенных этапах она сдерживала прогресс. Однако сила всех религий - в призывах к духовному совершенству, в признании гармоничности созданной Творцом природы.

Информация о работе История экологии