История и культура С-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:30, реферат

Краткое описание

Построенный в дельте Невы, у выхода в Финский залив, новый город стал первым русским портом на Балтийском море. Чтобы развернуть строительство на низких заболоченных берегах, необходимо было их осушить. Для этого прорыли несколько каналов. Вместе с естественными протоками Невы - Фонтанкой, Мойкой, Большой Невкой и другими реками - они превратили Петербург в настоящую "Северную Венецию". Протоки и каналы имели большое значение еще и как транспортные артерии города - по ним сновали многочисленные лодки и баржи, развозя людей и разные грузы, необходимые молодой, быстро растущей столице России. описываеться история развития санкт-петербурга с древнихт веков по настоящее время

Файлы: 1 файл

мосты повисли над водами... .doc

— 106.50 Кб (Скачать)

 

История и культура С-Петербурга

Введение.

Санкт-Петербург  нередко называют «Северной Венецией»  из-за обилия рек, каналов и мостов в центральной части города. Мосты  в Петербурге есть и большие, и  маленькие, через широкую Неву и  через узенькие каналы, мосты разводящиеся и неподвижные. Многие из мостов и мостиков представляют собой шедевры архитектурного искусства.

      Построенный в дельте Невы, у  выхода в Финский залив, новый  город стал первым русским  портом на Балтийском море. Чтобы  развернуть строительство на низких заболоченных берегах, необходимо было их осушить. Для этого прорыли несколько каналов. Вместе с естественными протоками Невы - Фонтанкой, Мойкой, Большой Невкой и другими реками - они превратили Петербург в настоящую "Северную Венецию". Протоки и каналы имели большое значение еще и как транспортные артерии города - по ним сновали многочисленные лодки и баржи, развозя людей и разные грузы, необходимые молодой, быстро растущей столице России. Позднее, в XIX веке, некоторые каналы засыпали или убрали в трубы, а на их месте проложили улицы и бульвары. Но все же большая часть сохранилась, в их числе канал Грибоедова, Крюков, Лебяжий, Обводный, Зимняя канавка и другие. В наши дни в самом Санкт-Петербурге, без пригородов, насчитывается, около трехсот мостов, не считая железнодорожных и путепроводов. Около тридцати из них взяты под государственную охрану как памятники архитектуры. Это и каменные мосты XVIII века, с их монументальными гранитными арками и романтичными башнями, и изящные арочные и висячие первой трети XIX века. Среди современных мостов Санкт-Петербурга есть немало выдающихся по своим техническим и архитектурным достоинствам. Они отличаются одновременно и изяществом стальных и железобетонных конструкций, и оригинальностью, смелостью инженерных замыслов и решений.

      Мосты - неотъемлемая часть архитектурной  панорамы Санкт-Петербурга, органично  вошедшая в прославленные ансамбли. Вероятно, представить себе Санкт-Петербурга  без мостов так же немыслимо,  как, например, Нью-Йорк без небоскребов  или Египет без пирамид.

      Поэтому в своей работе я  хочу рассказать о мостах этого  замечательного города, об их  истории.

« Мосты повисли над водами…».

      Петербуржцы любили называть свой город Северной Венецией, тем самым подчеркивая, что и каналов у них не меньше, чем у Венеции итальянской, южной, и мостов, разумеется. Да ведь и верно: Нева на рукава растекается, острова строит. Фонтанка, Мойка, Карповка, Охта, Обводный Крюков каналы тоже город на части режут.

     Правда с годами количество островов убывает. Когда-то говорили, что город стоит на 101 острове. Теперь, согласно историко-географическому атласу «Ленинград», на 1 января 1976 года островов в черте города – 42.

     С мостами сложнее. Одни исчезают вместе с островами, зато другие, наоборот, строятся. Поэтому точную цифру мостов, наверное, не следует и называть. Сегодня она одна, завтра может оказаться другою. Будем считать, что мостов в Ленинграде – около четырехсот.

     Патриарх всех ленинградских мостов – Иоанновский. Невелик он, зато историей  славен – почти ровесник нашего города.

     Петропавловская крепость, как известно, была заложена на маленьком Заячьем острове. Рядом, на более крупном – Березовом, начал строиться город. Надо было ходить из города в крепость, из крепости – в город. На Кронверксом протоке поставили несколько деревянных барок, на них положили настил – и получился плашкоутный мост. Такой, что за дно речное не держится, сам по волнам плавает, и только к берегу привязан. Велик ли груз мог он на себе держать? А крепость уже стала в камень одеваться, его требовалось много.

     Тогда – то и соорудили взамен плашкоутного моста деревянный. Он уже не на бортах барок качался , а на сваях стоял. В середине моста – подъемная часть, чтобы корабли пропускать.

     Около тридцати лет служил мост городу, потом состарился. В 1738 году его перестроили : береговые пролеты перекрывали каменными арками. И встал он прямо против Иоанновских ворот Петропавловской крепости, за что с 1887 года и называется Иоанновским. До того было имя – Петровский.

     Город бережно хранит свой самый старый мост. В 1953 году его капитально отремонтировали: деревянные прогоны заменили металлическими, украсили новыми решетками, старинными фонарями.

     Царь Петр 1 был не очень-то склонен строить мосты, хотел, чтобы все у него на лодках ездили. Да ведь одно дело царская блажь, а другое – суровая необходимость. Не обойтись было городу без мостов. Рос ведь он на болоте, и прежде чем дома возводить, надо было эти болота осушать : копать каналы, спускать в них болотную воду, землю же, из каналов вынутую, наоборот, насыпать на берега, поднимая их.

     Будущую территорию Марсова поля прорезали Красный канал, Лебяжый и Зимняя канавка (красный впоследствии закопали). Через Зимнюю канавку около 1720 года построили два моста: ближе к Неве подъемный, за ним – неразводной, балочной. Через первый мост пролегла набережная, через второй – Большая Миллионная улица (ныне улица Халтурина). Дошло до нас и имя строителя этих мостов: Харман ванн Болес. Был он голландским плотником, в 1711 году приехал в Россию и здесь стал «спицного и кровельного дела мастером». «Спицкого»-это от слова «спиц», как тогда говорили, позже–«шпиц», а сегодня-«шпиль». Такой шпиль, золотою иглою вонзившийся в небо над Петропавловской крепостью, был как раз там создан. И деревянный шпиль Адмиралтейства тоже ван Болес сооружал.

     В 1715 году навели переправу через Фонтанку. Построили ее солдаты батальона Астраханского пехотного полка, которым командовал подполковник М.О. Аничков. И по сей день мост носит его имя.

     Не каждый, стоя на Исаакиевской  площади, против здания исполкома Ленгорсовета , догадается, что стоит-то он не на земле, а на мосту. На Синем мосту.

    От Адмиралтейства, словно три луча, бегут три магистрали: Невский проспект, улица Дзержинского и проспект Майорова. Все их пересекает река Мойка. Три моста перекинуты через нее в этом районе: зеленый (ныне Народный), Красный и Синий. Первоначально были они деревянными. До середины восемнадцатого века Синий и Зеленый мосты имели разводную подъемную часть. Не столько для пропусков судов, сколько для обороны Адмиралтейства. Мойка тогда рассматривалась как серьезная преграда для неприятеля.

     Мариинского дворца еще не существовало. На его месте стоял другой – графа Чернышева. В 1839 году этот дворец частично разобрали и стали строить новый, для царскогй дочери Марии.

     У старого здания сломали боковые части. Удлинили фасад, выходящий на площадь. И тут заметили, что Мойка вроде как отрывает дворец от площади. Решили часть Мойки спрятать а для этого Синий мост переделать. Спина его должна была слиться с широкой площадью.

     Строительство дворца шло еще полным ходом, но Синий мост в 1842 году был уже готов. Длиною он оказался не так велик: 35 метров. Зато в ширину ладони не хватило ему до ста метров. Ширина его 99,95 метра! Слился мост с Исаакиевской площадью, одним асфальтом с ней теперь покрыт.

     У Зеленого моста своя гордость: он – первый в России городской цельнометаллический мост! Маленькие металлические мостики появлялись и до него – ( в Царском Селе к примеру ), но этот ведь не пешеходов на своей спине должен был держать – транспорт. Собран он был из пустотелых чугунных блоков, свинченных между собой болтами. Очень сомневались петербургские скептики, что этот легкий, по сравнению с каменными, мост выдержит более двух груженых телег.  Но неудачу-то потерпели они, а не создатель нового моста – архитектор и инженер Василий Иванович Гесте. Мост был утвержден «образцовым». Решено было заменить такими же и все другие переправы через Мойку.

     Зеленый мост (позже Полицейский, а ныне Народный) еще одну новинку петербуржцам представил: в1844 году на нем были положены первые квадратные метры асфальта.

      Встали над Мойкой «разноцветные»  мосты. А над Фонтанкой в  конце 18 века появились семь  каменных братьев-близнецов. Семь братьев – и все младшие. Старший брат появился раньше: в 1769 году. Имя ему – Прачечный мост. Над самым истоком Фонтанки повис он – приземистый, облицованный гранитом. Имя автора этого сооружения затерялось в веках.  Строительными же работами руководил мастер, позднее ставший архитектором, Тимофей Насонов. Сооружался мост в те дни, когда Нева одевалась в гранит, когда прокладывались по ее берегу первые набережные. Название «Прачечный» мост получил из-за дворцовых прачечных, находившихся на левом берегу Фонтанки, как раз  против Летнего дворца Петра 1. Память о тех прачечных и живет в имени моста. Сами же они давно исчезли. На их месте, на берегу Фонтанки, под номером 2, стоит сейчас старинное здание, которое некоторые старожилы называют «домом Баура».

     Швед  Федор Баур был военным инженером,  приглашенным на русскую службу  в 1769 году. Участвовал он в войне с Турцией, дрался под Кагулом.  А потом строил солеваренные заводы в Старой Руссе, участвовал в сооружении московского и таицкого водопроводов, выполнял различные работы в Кронштадте и в Риге. Одним из первых  выступил он с проектом углубления и укрепления берегов Фонтанки. Проект был одобрен. Баур начал воплощать его в жизнь, да не успел – смерть оборвала планы. Сменили его на этой работе инженеры  И. Борисов и  К. Модерах.

     В 1780 году  началось строительство гранитных  берегов Фонтанки. Современникам  это строительство казалось грандиозным. И то сказать: не просто ведь одеть в гранит тринадцать километров речных откосов!

    На Фонтанке установили перемычки, разделили реку на семь строительных участков. Воду из перегороженных участков откачивали, и работа производилась в сухих котлованах. Впрочем, это только так называлось: « в сухих». Все равно вода просачивалась постоянно, дно реки было вязким и мокрым. Сырые деревянные стенки тоже сочились влагой. А работать приходилось по 15 – 16 часов в сутки.

    Более четырех  тысяч человек согнали к берегам  реки подрядчики. Платили гроши.  Кормили тухлятиной.  Впроголодь  жили рабочие, надрывались в непосильном труде, болели сотнями и умирали здесь же, на строительстве.  И однажды лопнуло терпение землекопов и каменотесов. Они еще не знали, как бороться за лучшую долю, во всем винили своих жадных подрядчиков, особенно Долгова, и пошли на него с жалобой к императрице Екатерине 11.

     Журнал «Русская  старина» в 1876 году писал о  тех событиях: «1787 года, 7 августа,  поутру появились на площади  против дворца 400 мужиков, присланных  депутатами от общества четырех  тысяч работников, у производства при реке Фонтанной, с жалобой к ея императорскому величеству на подрядчика Долгова. Собравшиеся на площадь мужики тотчас дали знать о себе, что они не простые зрители, а челобитчики. Всякий раз, когда случалось какой ни есть даме подойти к окошку, то они, признавая ее за государыню, кланялись низко и показывали в руках жалобу. Государыня неоднократно высылала к ним несколько особ, одну за другою, которые обнадеживали их, именем царицы, скорым удовлетворением их просьбы, с тем только, чтобы они разошлись по своясям и отнюдь бы толпою праздно на площади не собирались.

     Но средство  это не имело желаемого действия. Мужики упорно настаивали на  том, что хотят просить государыню, и уверяли увещевавших их господ, что они не собирались бы  толпою, если б прежде присланные от них в Царское Село с жалобою к императрице два мужика, не были взяты под стражу, а особливо они досадили дежурному генерал-адъютанту графу Ангальту, сказав последнему, что они с ним, как с немцем, не знающим по-русски, и говорить не хотят.

     По полудни,  не знаю каким образом, удалось  захватить из них семнадцать  человек, которые и были отправлены  за караулом в уголовный суд,  с тем чтоб осуждены были  в учинении скопа и заговора. Сие видя, прочие немедленно разбежались.

     Так или иначе, но крепко напугали императрицу строители набережных Фонтанки: еще было свежо в памяти восстание Пугачева, а тут – на тебе! – в самой столице чуть ли не бунт! Весь день и всю ночь возле дворца разъезжала конная охрана…

     К 1788 году  Фонтанка оделась в гранит. И мосты свои тоже перестроила. Вместо деревянных  получила семь каменных: в 1784 году – Симеоновский ( ныне мост Белинского), в 1785-м году – Аничков, в 1786-м – Чернышев (теперь мост Ломоносова), Семеновский, Обуховский, Измайловский, в 1787-м - Старо-Калинкин. Все были построены по одному проекту, у всех башенки с куполами, тяжелые цепи. Каменные башни не только украшением мостам служили: в них размещались механизмы, позволяющие поднимать среднюю часть моста.

     До наших  дней от прежних мостов-близнецов сохранились лишь два: мост Ломоносова и Старо-Калинкин.

     Примерно в  те же годы стали появляться  в городе и №мосты на ниточках»  - цепные. Первый из них, и вообще  первый в Европе висячий мост  был построен инженером

 П. Базеном в 1823 году. Это был пешеходный мостик в Екатерингофском парке (впоследствии разобранный). И года не прошло, как другой инженер, Г. Треттер, начал строить уже большой транспортный мост в черте города – через Фонтанку. Заранее были подготовлены устои, подвезены к месту работы детали. И через 18 дней родился Пантелеймоновский мост. Следующую «висячую переправу – Почтовый (ныне Почтамский) мост через реку Мойку собрали всего за 8 дней.

     Новые мосты  выглядели нарядно: на темно-красном  Пантелеймоновском ярко выделялись  вызолоченные орнаменты, розетки, перила; на Почтовом, выкрашенном под цвет старой бронзы, все детали также сверкали позолотой. Пантелеймоновский мост отличается порталами из пяти чугунных колонн высотой 6 метров. Каждый из них был украшен львиными головами. Из пастей львов тянулись цепи, к которым и крепились деревянный настил моста. Решетку и фонарные столбы украшали военные доспехи. Хорош получился мост! Однако…покачивался. Кареты пропускать – еще куда ни шло, но появился в городе трамвай, и мост стал для него просто непригоден. Пришлось его разобрать. И в 1908 – 1912 годах архитектор Л.А. Ильин возвел на месте новый мост. Сейчас это мост Пестеля.

    Шесть висящих  мостов существовало в Петербурге. До наших дней сохранились  лишь два пешеходных мостика  : Банковский и Львиный. Оба сооружены по проекту Г.Треттера в 1825-1826 годах.

Информация о работе История и культура С-Петербурга