История и искусство Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 22:40, доклад

Краткое описание

Египет являлся колыбелью цивилизации. Уже с самого начала государственности (период энеолита) в египетском искусстве складывается особый взгляд на реальность, что повлекло за собой сложение единого канона. Особенность менталитета древних египтян заключалась в том, что огромное значение придавалось загробной жизни и в течение всего своего существования египтянин готовился к последнему шагу на земле - шагу в вечность.

Файлы: 1 файл

Истррия.docx

— 56.65 Кб (Скачать)

  Внутри  пирамида Хеопса, если не считать погребальных камер шахт и коридоров, представляет собой монолит сросшихся намертво гигантских глыб известняка. Их целостность, правда, неоднократно нарушалась. Сначала  там работали древние грабители, прорубив с северной стороны пирамиды низкий коридор длиной 40 метров, а  в последующие времена её таранили и взрывали и слуги халифа, и  авантюристы, и учёные. Однако каменная громада стоит прочно, как ни в  чём не бывало. Архитектором пирамиды Хеопса считается зодчий Хемиун- племянник  фараона. Внутри пирамиды на одной вертикальной оси на разных уровнях находятся  три погребальных камеры. Вообще, имея лаконичный и будто бы "спустившийся" к нам с небес на землю внешний  облик, великую пирамиду отличает довольно беспорядочной внутренней структурой. На первый взгляд, масса прорубленных в толще известняка объёмов не всегда имеет конструктивную логику. Как и в пирамиде Джосера, во внутренней части пирамиды, мы встречаемся с несколькими погребальными покоями (их, правда, уже не двадцать). Самая первая из камер располагается ниже уровня земли ( на 30 метров ниже основания). Несмотря на отсутствие саркофага, именно она, согласно расчётам архитектора, являлась центром мира и Вселенной: её световой луч сориентирован на альфу созвездия Дракона. Именно там в представлении древних египтян пролегала мировая ось. В самой "компактной" постройке на свете"- пирамиде Хефрена - две погребальных камеры расположены несколько выше, но их изначальная ориентация на центр мира очевидна.До конца она не завершена. Вторая погребальная камера находится точно в самом ядре пирамиды, на высоте 20 метров над основанием. Первая и вторая камеры не были завершены. Незавершённость погребальных камер можно объяснить по- разному. Возможно, две эти камеры предназначались для ближайших родственников фараона, которые там не были погребены. Они пережили фараона. Не случайно вторая камера получила название "усыпальница царицы". Возможно, также, что при долгом строительстве пирамид, фараон хотел "подстраховаться", желая на каждом из этапов строительства иметь готовую гробницу. Третья погребальная камера, находилась на высоте 42,3 метра над основанием. Она была завершена, в ней находился саркофаг с мумией фараона. Длина её составляет 10, 4 метра, ширина- 5,2 метра, а высота- 5,8 метра. Она имеет облицовку отшлифованными гранитными плитами. Массив потолка скрывает располагающиеся за ним пять разгрузочных камер. Самая высокая часть погребальной камеры - двускатная кровля, принимающая на себя силу распора и тяжесть давления огрмных блоков известняка. Общая высота разгрузочных камер равна 17 метрам. Все погребальные камеры имеют коридоры и шахты. Две шахты из средней камеры заканчиваются тупиком. Создаётся впечатление, что одна из них должна была выходить на поверхность южной грани пирамиды, но её не успели достроить. Шахты в царской усыпальнице выходят на поверхность в центре южной и северной стен. Назначение их, как и время строительства, до сих пор вызывает споры. Или они появились в связи с возведением центральной части ансамбля в этом массиве известняка, или позже, в качестве вентиляционных и дополнительных разгрузочных отсеков. Возможно, они имели культовое назначение.

  Вход в  пирамиду находился с северной стороны  на высоте 25 метров. В настоящее время  работает другой вход, на 15 метров ниже . Этот вход и следующий за ним  сорокаметровый коридор - дело рук древних  грабителей. К центральной погребальной камере ведёт так называемая Большая  галерея. Она выложена гладко отшлифованными плитами известняка. Вход в погребальную камеру уже, чем гранитный саркофаг (так было и в случае с Джосером и его саркофагом: погребальная камера в пирамиде Джосера совсем небольшая - 3 х 1,7 метра, и для транспортировки  мумии фараона после строительства  перекрытий пришлось прорубить в  толще пирамиды дополнительный наклонный  коридор).Таким образом, саркофаги  были замурованы в погребальных камерах. Их невозможно было извлечь из "дома ка", но. К сожалению, это не распространялось на мумии. Их, вероятно, без особого  труда извлекли из нескольких саркофагов древние грабители, нарушив покой  божественных сынов Ра, потерявших свою материальную ипостась. А следовательно, в представлении египтян, лишившихся вечного блаженства. Пирамида Хеопса явилась не только самым грандиозным  и величественным проектом, осуществляемым когда- либо в древнем мире (согласно Геродоту, пирамиды Египта стали самым  первым чудом света). Она и сопровождающие её не менее дорогие и грандиозные  постройки представляла пример целостного и созданного практически в одно и то же время монументального  ансамбля. Сохранившиеся и не сохранившиеся  постройки были выдержаны в едином стиле и имели общую идеологическую и теологическую концепцию. Внешне лаконичный и лишённый каких бы то ни было дополнительных деталей силуэт пирамиды контрастировал с роскошью заупокойных храмов. Молелен и  погребальных камер, испещрённых разноцветными  рельефами и до отказа набитых  погребальной утварью. Мемориальный ансамбль Хеопса включал в себя, также, нижний м верхний храмы. Они были связаны  друг с другом дорогой, выложенной полированными  плитами известняка. Сейчас сохранились  только развалины верхнего храма, воздвигнутого  из ослепительно- белого турского известняка и "пирамиды- спутницы" (малые пирамиды, предназначенные для жён фараона). По сторонам от святилища верхнего храма находились места для священных ладей фараона. Их должно быть четыре (по числу сторон света). Но археологами найдена только одна из них (1954 год). Тридцатишестиметровая ладья из кедра является самым древним кораблём. Пирамида Хеопса и другие постройки ансамбля была обнесена десятиметровой стеной из известняка толщиной 3 метра.

  Безусловно, ансамбль фараона Хеопса в Гизе - самое грандиозное и роскошное  творение Древнего мира. Именно здесь  впервые зримая архитектуре был  передан наиболее величественный и  ёмкий облик. Белоснежная пирамида с бронзовым, золотым или гранитным  пирамидионом в виде небольшого шпиля  мыслилась как огромный вселенский храм, возвышающийся над миром  и достигающим своей вершиной космоса. Видная за многие километры  она была рассчитана на ритуальное торжественное предстояние, происходящее далеко за её пределами, без захода внутрь. Как мы видим, она красота  и величественная символика форм раскрывались лишь снаружи и воспринимались как священный камень бога солнца Ра-Бен бен. На него попадают первые солнечные лучи, он же поглощает  и последний отблеск закатного  светила. Внутренние пространства были доступны лишь посвящённым. Три погребальных камеры с их запутанной системой коридоров  являлись как бы ступеями восхождения  к небесному Ра,и, наоборот, вехами путешествия в загробный мир. На них давят тысячи тонн каменных глыб. Выдерживающие это противоборство с толщей камня, эти камеры кажутся  нам генераторами колоссальной хтонической  силы. О том, насколько благоприятна атмосфера внутри погребальных камер, написано довольно много литературы. Хочется лишь отметить, что изначально предназначены они были для умершего и его духовных ипостасей, поэтому  вряд ли уместно говорить об их оздоровительном  и очищающем воздействии на организм живого человека.

  Пирамида  Хафра уступает по размерам пирамиде Хеопса: её размеры на сегодняшний  день составляют 136, 5 метра. На её вершине  сохранилась выцвевшая от времени  и утратившая свою ослепительную  белизну известняковая облицовка. Как нами уже отмечалось выше, пирамида Хафра является "самой компактной постройкой на свете", поскольку, как  отмечает В. Замаровский, "при объёме известняковых блоков 1629200 кубических метров свободное пространство в  ней составляет менее 0,01%. Пирамида не мыслилась в изоляции от остальных  построек: с востока к ней примыкал верхний храм, расположенный на гранитной  террасе. От верхнего храма дорога вела к так называемому "Гранитному" (нижнему храму, к которому примыкал "Храм Сфинкса". В оформлении входов, залов и дворов в заупокойные  храмы применяются колонны, а  стены украшают раскрашенные рельефы  и полированные плиты различных  горных пород (как правило, использовались "тяжёлые", "вечные" камни, такие, как гранит, базальт, диорит, серпентин. Сохранившиеся руины этих ансамблей  свидетельствуют о необычайной  роскоши и декоративности их оформления. Ловящие и преобразующие солнечные  лучи белоснежные пирамиды служили  величественным фоном для праздничной  полихромии заупокойных храмов. Особое значение в ансамбле великих пирамид  имеет гигантская скульптура Большого Сфинкса - портретное изображение Хафра. Согласно надписи у его подножия, Сфинкс был создан при жизни фараона. Он создан из песчаной глыбы, добытой  в том же карьере, что и каменные блоки для пирамид Хеопса и  Хафра. Высота статуи достигает 20 метров. За 45 веков своего существования  изваяние Хафра неоднократно засыпалось песком, так что торчала одна голова и подвергалось вандализму (в XIV веке его лицо было обезображено долотом). От песчаных заносов его спасали  и в двадцатом веке: в 1925-1926 годах  этим занимался французский архитектор Барэз. Между лапами Сфинкса он обнаружил  заупокойный храм.

  Пирамида  Менкаура - последняя из ансамбля великих  пирамид. Её высота равна 62 метрам. Сохранилась  её нижняя часть облицовки. Она была выполнена из красного асуанского гранита. Благодаря своей яркости и  декоративности, она являлась "прекраснейшей  из всех пирамид". При строительстве  пирамиды Менкаур явно торопился (согласно Геродоту, оракул предсказал ему небольшой  срок правления): использовались очень  крупные глыбы известняка, превосходящие  по размеру блоки в соседних пирамидах. Кроме того, глыбы обрабатывались с меньшей тщательностью, чем у предшественников. Возможно, более низкое качество и быстрые темпы строительства объяснялись и экономическими соображениями, и нестабильностью политической ситуации (вскоре после строительства великих пирамид династии Древнего царства прекратили своё существование и на несколько веков в государстве наступает смутное время с переходом власти в руки местной номовой знати).

  Экономический кризис наступил сразу после смерти Менкаура: его сын Шепсескаф повелел  прекратить подвозку каменных глыб для  строительства пирамиды отца и рабочие  перешли на тот материал, который  активно применялся при предшественниках Джосера. Этим материалом был уже  знакомый нам сырцовый кирпич, прочность  которого была несоизмеримо меньше известняковых  блоков. Применение подобного материала  входило в противоречие с концепцией пирамиды как дома вечности. Три  пирамиды - спутницы, находящиеся на южной стороне, так и остались незавершёнными. В основе своей они  были ступенчатыми. Таким образом, идея вечной пирамиды - последнего пристанища божественного фараона, оплота могущества царствующей династии и процветания  державы - к концу правления IV династии, перестала получать необходимое  материальное и идеологическое подкрепление. В изменённом виде она реализовывается  в Солнечных храмах V династии (храм в Абусире, там образ пирамиды становится ещё более абстрактным  и трансформируется в обелиск), а  также в поминальном храме  династии Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри, XX век до н. э., где пирамида мыслится как верхняя часть колонного  зала и, соответственно, превращается в декоративную, изысканных пропорций  модель - непременный атрибут божественной природы оставивших земной мир фараонов. 

Информация о работе История и искусство Древнего Египта