На другой
стороне в центральном регистре
Нармер в кеглеобразной короне Верхнего
Египта держит за волосы поверженного
противника. Рядом с ним помещается
иероглифический знак: сокол - воплощение
Гора - держит за веревку голову побеждённого
северянина, поднимающегося из знака
земли. Действующие лица палетки
в своей торжественности и
графической чёткости сливаются
с иероглифами, и, наоборот, иероглифические
знаки не обретают ещё отвлечённую
абстракцию и ещё имеют реальные
черты. В изображениях фараона и
его слуг мы встречаемся с характерным
набором приёмов, ставших затем
неотъемлемыми чертами египетского
искусства: голова и ноги фигур развёрнуты
в профиль, а плечи - в фас. Это
довольно органичное соединение изображений
человека с разных сторон. Подобный
канон был характерен только для
изображения собственно египтян, что
же касается иноземцев и врагов,
то они часто изображались в вольной
манере, как свидетельствует рассматриваемая
нами палетка. В её верхних частях.
на обеих сторонах помещаются стилизованные
человеческие лица с коровьими рогами
- символы богини Хатхор - покровительницы
фараона.
Таким образом,
в палетке Нармера встречаются
развитые в более позднее время
основные принципы египетского искусство:
каноничное изображение человека как
бы с двух сторон, ёмкость и графичность
образа, который может превратиться
в иероглиф, разномасштабность изображений,
незначительный выступ рельефа, деление
композиции на регистры.
Особое
место в египетском искусстве
занимали стелы - монументальные сооружения
в виде вертикальной плиты, сочетающей,
как правило, иероглифический текст
и изображения. В силу больших
размеров здесь происходит дальнейший
отказ от всего случайного, излишне
многословного, подвижного. Запечатлённый
на стеле образ как бы выпадает
из реальной исторической среды, ещё
больше сближаясь с иероглифом и
приобретая характер символа. Эти ёмкие,
лаконичные формы прекрасно заметны
на стеле фараона Джета из Абидоса,
около 3000года до н. э. (Лувр). Фасад дворца,
змея - иероглифическое имя фараона
и венчающий вертикаль бог- сокол
Гор. Иероглифическая абстракция и
реальность образуют здесь неразрывное
и гармоничное единство.
В период
образования египетского государства
в общих чертах сформировался
и заупокойный культ, который
имел огромное значение в религии
Древнего Египта. Загробная жизнь
представлялась как продолжение
земной, но главную роль играла там
уже нематериальная сущность человека.
Их было три: ах, ба, и ка. При правильном
соблюдении сложных и долгих религиозных
обрядов они могли жить вечно.
Понятие "ба" можно соотнести
с известной долей условности
с понятием "душа", поскольку
в любой момент она могла покинуть
физическую оболочку человека и имела
свободу передвижения. "Ах" связывалось
с духовными силами человека. Самой
важной из трёх нематериальных сущностей
была "ка". Скорее всего термин
"ка" соотносился с духовным
двойником человека, его вторым "я".
"Ка" сопровождала человека при
жизни, а после его смерти продолжала
своё существование. О значении, которое
придавали "ка" в те времена
свидетельствует ряд названий: "домом
ка" называли гробницу, а когда
человек умирал, то говорили, что
он "отправился к своему ка". Залогом
безбедного существования в загробном
мире, на "полях Эалу" (отсюда название
"Елисейские поля" в античном мире)
было и сохранение материальной сущности
человека. Кроме того, важно было
и священное имя - "рен". Для
забвения фараона и прекращения
его загробного блаженства не обязательно
было уничтожать его мумию (что было
ужасным святотатством), достаточно
было сбить его имена (или одно
из них) на стенах заупокойных храмов.
Известно, что для лучшей сохранности
тела из него удалялись внутренности
и раскладывались в четыре особых
сосуда, называемых канопами. Видимо, они
получили такое название из - за места
их продаж - портового города Канобос.
Канопы имели крышки в виде четырёх
сыновей бога Гора: Имсети имел человеческую
голову, Хепи - голову павиана, Кебехсенуф
- сокола, Дуамутеф - собаки. Сердце при
мумификации не вынималось, поскольку
без него умерший не мог попасть
в царство Осириса. Над сердцем
клали амулет в виде скарабея. Обряд
мумификации занимал семьдесят
дней - время от восхода до захода
звезды Сириус над Египтом. Бинты, которыми
бинтовали мумию, достигали нескольких
сотен метров. Их пропитывали ароматическими
смолами, а между ними размещались
в определённых местах амулеты. Они
изготавливались из драгоценных
камней. Самыми главными из них были:
"столб прочности"("джед"),
скарабей, символ жизни - "анх", крылатый
солнечный диск с двумя царскими
кобрами, око Ра. Двойник умершего
"ка" должен был проийти множество
испытаний, прежде чем достигал вечного
блаженства. Для беспрепятственного
прохождения мытарств необходимо было
знать множество магических формул
и заклинаний. Их тексты были начертаны
на стенах заупокойных храмов и пирамид,
саркофагах. Собранные вместе, они
вошли в "Тексты пирамид", "Книгу
мёртвых", "Книгу двух путей",
"Тексты саркофагов", "Книгу
о вратах", которые должен пройти
умерший, "Книгу о подземных
пещерах", "Книгу о том, что
есть в ином мире". Грудь готовой
мумии прикрывали особой дощечкой-
пекторалью, лицо - маской, где были
запечатлены портретные черты усопшего,
на пальцы одевались трубочки. Мумию
клали в первый саркофаг (в переводе
с греческого - "пожиратель тела"),
повторявший её форму. Первый саркофаг
вставлялся во второй, затем - в третий
и четвёртый. Четыре саркофага были
изготовлены из дерева, а пятый -
каменный. По свидетельству Геродота,
гроб ставился вертикально к стене.
Если умерший не выдерживал испытания,
предшествующие переходу в загробный
мир, его ждало самое ужасное, что только
может произойти - полное небытие. Кроме
того, на полях Эалу необходимо было совершать
определённые работы, и за фараона и его
слуг выполняли их особые человечки - "ушебти"
- "ответчики". В древнеегипетских
гробницах их встречается великое множество.
Обычно на каждый день года изготавливалось
для этой цели по нескольку статуэток
из самых разных материалов.
Таким образом,
физическая сущность человека, представленная
мумией, а также "ка", "ба"
и "ах" стали теми главными величинами,
которые породили множество объектов
в мире живых и связали их с
миром мёртвых и космосом. Египетские
пирамиды в своих идеальных формах
и кристаллической ясности стали
на переходе из одного мира в другой.
Древних греков, которые, начиная
с Геродота, восторгались ими, в пирамидах
привлекали не только совершенные пропорции,
гигантский масштаб и суровая
простота. Скорее всего, они чувствовали
в них гармонию космоса, о которой
впоследствии писал Платон, и воспринимали
их величественные объёмы как логический
переход от геометрии земных форм
к небесным. Причём доминирующей здесь
была внешняя форма. Об ориентации пирамид
на небесные светила свидетельствует
направление их по сторонам света, хотя
компас ещё не был известнен египтянам.
Если не принимать во внимание зиккурата
Этеменанка (Вавилонской башни, возведённой
в Месопотамии), то самым высоким
сооружением Древнего мира станет пирамида
Хеопса (примерно 146,7 метра). Зиккураты
Месопотамии стали первыми известными
обсерваториями. Что же касается пирамид,
то их возведение можно рассматривать
как первую попытку человека получать
и использовать энергии из космоса.
Высота самой высокой пирамиды Хеопса
равна 1/1000000000 расстояния от Земли до
Солнца, в её обмерах важное значение
имеет количество дней в году... Они
являются колоссальными трансформаторами
солнечной энергии.
К классическому
объёму пирамиды египетская архитектура
пришла не сразу. Нам известно около
восьмидесяти пирамид, и не все они
имеют ту совершенную форму, которой
отличаются три пирамиды в Гизе.
Существуют, также, ступенчатые и
ромбоидальные пирамиды. Первоначальными
сооружениями, где начала своё развитие
"пирамидальная" тема, стали мастабы
(от арабского слова "скамья").
В них хоронили вождей и их супруг
ещё в додинастический период.
Мастаба представляет небольшой
трапецевидный объём с ложным
входом. Возводилась мастаба из сырцового
кирпича и состояла из двух частей:
наземной, глухой, и подземной, где
находилась погребальная камера и прилегающие
к ней комнаты- кладовые, куда приносились
продукты и предметы быта, необходимые
умершему в загробном мире. Среди
этих небольших комнаток особую роль
играло помещение для статуи. Молельня
и место для жертвоприношения
обычно пристраивались снаружи. К погребальной
камере сверху вела вертикальная шахта.
Известны целые кварталы подобных сооружений.
Всё начиналось с обыкновенных насыпей,
которые затем стали укрепляться
камнями, а затем возводятся подземные
своды и внешним формам придаются
очертания трапеции. Несколькими
веками позже древние этруски, также
укрепляли свои холмы камнем, но
этот процесс привёл их к форме
круга, который стал исходной формой
в первой архитектуре славян. Круг
более простая форма, нежели треугольник
или квадрат, требующих развитого
абстрактного мышления. Треугольник
и квадрат станут основой в
архитектурно- пространственном восприятии
и каноне древних египтян. Некоторые
мастабы в Саккара имеют украшение
фасада в виде бычьих голов и львиные
рельефы (гробница царицы Хер- Нейт). Возможно,
здесь, как и в палетке фараона
Нармера, мы имеем дело с запечатлением
правителей в образах быка, а царицы,
соответственно предстают в ипостасях
богинь- львиц. Неслучайно львиноликая
Сохмет является женским божеством.
И в Абидосе, и в Саккара
встречается несколько захоронения
одного и того же правителя. Мумия
владыки хранилась лишь в одном,
остальные же являлись ложными погребениями,
то есть кенотафами. Часть из них
связана с обрядом продления
жизни фараона - праздником хеп - сед,
в ходе которого совершалось символическое
убийство правителя, вероятно, с последующим
погребением. Кроме того, будучи фараоном
Верхнего и Нижнего Египта, владыка
желал иметь два "дома ка", и
это, начиная с периода Раннего
царства, стало традицией для
последующих поколений. В архитектуре
мастабы была уже заложена идейная
программа пирамид, поскольку наличие
ряда "ложных" дверей и помещений
нашло логичное завершение в возведении
ложных коридоров и ложных погребальных
камер; увеличилось число кладовых; молелен
становится больше, но все они принадлежат
к наземной части гробницы.
Следующим
этапом к созданию пирамиды классической
формы, какой она предстанет перед
нами в некрополе Гизе, станет деятельность
первого документально засвидетельствованного
зодчего Древнего царства - Имхотепа
(28 век до н. э.). Он работал при
дворе фараонов Джосера и его
преемника Сехемхета. Фараон при
жизни и после смерти оставался
богом- покровителем страны, и потому
столь огромное значение имела символика
и архитектурный образ воздвигаемого
"дома ка", который воспринимался
как обращённый в вечность мемориал.
Сакральность любого объекта древнеегипетского
искусства подразумевает связь
его с миром подземным, миром
наземным, и, наконец, соприкосновение
его с космическими энергиями. Идеальным
воплощением этой "космогонической"
модели в жизнь стали пирамиды-
усыпальницы фараонов III-IV династий,
которые, кажется обязаны своим
существованием, не рукам человеческим,
а космическим силам, водрузившим
их на землю.
От III и IV династий сохранилось несколько
крупнейших некрополей. Располагались
они в районе Мемфиса, откуда и
происходили правящие фараоны. Кроме
некрополя в Гизе (окраина современного
Каира) не меньший интерес вызывают
ансамбли в Саккара, Дашуре и Медуме.
Особую славу снискал некрополь
Саккара: именно там зодчим Имхотепом
была создана первая конструкция
пирамиды. Считается, что в период
правления III династии в истории
Древнего Египта назрел особый момент,
когда идея прославления мощи божественного
фараона и его вечной памяти стала
необходимым условием могущества государства.
Это требовало иных масштабов
строительства и нового архитектурного
образа.
Горизонтали
мастаб для реализации этой идеи не
подходили. В период III династии мастабы
ещё были широко распространены в
Египте их строили не только фараоны,
но и их вельможи. С внешней стороны
все мастабы имели довольно близкое
сходство, что "оптически" уравнивало
в правах и "сына бога Ра", и "простых
смертных" в лице его приближённых.
Таким образом, причины образования
новой уникальной конструкции с
ярко выраженной вертикалью имели религиозно
- идеологические предпосылки. Тем не
менее, переход к пирамиде не был
спланирован заранее, а произошёл
спонтанно, поскольку в основе знаменитой
ступенчатой пирамиды Джосера (2700 год
до н. э.) находится всё та же мастаба.
Наряду
с созданием первой пирамиды, зодчий
Имхотеп прославился ещё и
благодаря введением в древнеегипетскую
архитектуру нового материала. Отныне
кирпич - сырец с примесью соломы
и деревянные балки становятся языком
прошлого. На смену им приходят каменные
блоки. Не вызывает сомнения, что приход
Имхотепа к новому материалу был
связан со стремлением на долгие века
сохранить славу фараона - покровителя
страны. Постройки из обожжённого
на солнце кирпича не отличались особой
прочностью, и за относительно небольшой
промежуток времени превращались в
руины. Каменные блоки- творения самой
природы, и, согласно арабской пословице,
построенных из них пирамид боится
даже время. Поскольку гробницы воздвигались
ещё при жизни владыки или
вельможи, а в случае их преждевременной
кончины или опалы передавались
другим преемникам, то, возможно, в строительстве
комплекса в Саккара принимал
деятельное участие и сам Джосер.
В результате
благодаря исследованиям археологов
перед нами предстаёт огромный мемориальный
комплекс, огороженный высокой десятиметровой
стеной из белоснежного турского известняка
с бастионами и воротами, оформленными
в виде выступов. Из 15 ворот 14 было ложными.
Через главный вход, через коридор
из колонн мы проходим в большую
квадратную залу, а за ней отчётливо
видна стена с рельефными изображениями
кобр ("стена кобр"). Справа от неё
находился двор для празднества
"хеб - сед" и храм с молельнями,
а слева от двора - остатки постаментов
от символических тронов Верхнего и
Нижнего Египта и руины двух других
храмов (Северного и Южного). К
самой пирамиде примыкал заупокойный
храм с сердабом и алтарём. Сердаб
представлял собой небольшую
комнату в храме, где помещалась
статуя умершего, таким образом присутствующего
на службе. В этой камере были прорезаны
небольшие окошки, чтобы родственники
видели покойного, а он - их. Всего
в строительстве пирамиды Джосера
насчитывается шесть этапов, так
что к современным её размерам
пришли не сразу. До разрушений людьми
и ветрами пустыни её основание
было равно 125Х115, а высота составляла
около 61 метра(сейчас- 59). Первоначально
по приказанию Джосера воздвигается
мастаба из местных известняковых
блоков, облицованную тонкими белоснежными
плитами с противоположного берега
Нила. Таким образом, основанием этой
новой впечатляющей своими размерами
постройки является традиционная мастаба
с её развитой подземной частью.
Как и в мастабе, здесь кроме
Джосера планировалось "разместить"
ещё 11 членов его обширной семьи. В
последующие века пирамиды стали
вместилищем только одной мумии
божественного фараона. Погребальная
камера Джосера, поэтому, как и в
мастабе, размещалась под землёй,
на глубине 25 метров. По сравнению с
другими погребальными камерами
она очень мала( всего 3Х1Х1,7 м). Кроме
погребальных камер в подземной
части существовало множество кладовых
для погребальной утвари, к которым
вели коридоры и штольни. Такая же
разветвлённая система коридоров
и шахт вела к погребальным камерам
членов царской фамилии. На второй стадии
строительства размеры мастабы
увеличиваются со всех сторон на 4 метра.
На третьем
этапе мастаба вновь увеличивается,
но только теперь в восточном направлении
на 10 метров. Превращение в пирамиду(ступенчатую)
происходит лишь на четвёртом этапе
строительства. Мастаба опять расширяется
на з метра, и на неё ставятся три
террасообразные крыши на высоту
40 метров. На пятой фазе четырёхступенчатая
пирамида расширяется с северной
и западной сторон и прибавляются
ещё две ступени. На шестом, заключительном
этапе вся доселе невиданная постройка
обкладывается тонкими плитами
турского известняка. В получившейся
уступчатой пирамиде нанизываются друг
на друга шесть мастаб. Что свидетельствует
о стремлении создать "фараоновскую"
мастабу, шестикратно превышающую
остальные постройки. Отчего же такое
бесконечное количество перестроек
в пирамиде? Скорее всего, они производились
в связи со смертью членов царского
рода, погребённых в её недрах. Однако
хронологию захоронений проследить
невозможно в силу отсутствия и документов,
и мумий(сокровища из погребальных
и прилегающих камер, и мумии
были вынесены оттуда, вероятно, через
весьма непродолжительное время. Уступы
на пирамиде Джосера сближают её с
зиккуратами Месопотамии((многоярусными
зданиями из сырцового кирпича с
фигурой божества в верхнем ярусе).
Однако здесь мы сталкиваемся с разными
пониманиями архитектурного образа.
Последние предназначались для
медитации посвящённых на верхней
площадке, где размещался храм, обсерватории
и помещения для священных
животных. В зиккурате кипела жизнь,
в то время, как пирамида хранила
вечное молчание, а молитвы возносились
в соседних заупокойных храмах. К
небу было направлено лишь остриё пирамиды,
вероятно с бронзовым или золочёным
наконечником, благодаря которому отсчитывались
космические часы- часы, отмеряющие
время жизни человека на земле, время
его странствий в загробном мире,
срок которых был связан со звездой
Сириус, и, наконец, время вечности.
Прямоугольные
грани пирамиды Джосера при виде
сверху, как бы представляют спираль
продвижения человека от недр земли
к космической вечности. Вырисовывающиеся
на фоне ярко- синего неба уступы имеют
связь с важнейшим символом христианского
времени- с лестницей. В "Текстах
пирамид" , правда, уже VI династии, эта
метафора присутствует: "Я изготовил
для себя это сияние твоё в качестве
лестницы под ноги мои, по которой
я выйду к этой матери моей, живому
урею на челе Ра..."; "Да сделает небо
сильным солнечное сияние для тебя, да
поднимешься же ты на небо подобно оку
Ра...". Пирамида последнего фараона
III династии - Хуни в Медуме, состояла из
восьми ступеней. Затем, по его приказу,
она была облицована плитами турского
известняка, которые ликвидировали уступы,
превращая её уже в классическую пирамиду
IV династии, но скрытые ступени лишь имитировали
плоскость граней. Поэтому пирамида в
Медуме называется "ложной". Первые
истинные пирамиды появились в некрополе
Дашура в период владычества фараона IV
династии Снофру. Первая из них называется
"белая", "ломаная" или "ромбоидальная",
вторая- "розовая". В первой пирамиде
резкий, безудержный порыв наверх приводится
в гармоническое соответствие благодаря
резкому изменению угла наклона. Во второй
пирамиде, меньшей по размерам, каменные
блоки уложены на ядро не вертикально,
а горизонтально. Согласно мнению Эдвардса,
подобное упрощение структуры взамен
ступенчатых очертаний произошёл в силу
"победы гелиопольского культа солнца
и форма пирамиды подсказана формой бенбенета,
высоко заострённого конусообразного
камня, которому поклонялись в Гелиополе
как прибежищу солнца, чьи лучи во время
утреннего восхода раньше всего касаются
вершины бенбенета".
И всё
же рассмотренные нами памятники, несмотря
на своеобразие и уникальность архитектурного
решения, меркнут перед ансамблем
пирамид в некрополе Гизе. Все
они построены при фараонах IV
династии - Хуфу (Хеопсе), Хафре (Хефрене)
и Менкауре (Микерине) Самая высокая
из них принадлежит Хеопсу. Она
же является самой первой из трёх великих
пирамид. До второй половины XIX века это
было самое высокое сооружение в
мире. В настоящий момент её высота
равна 137,3 метра, а до утраты верхушки
она была 146 метров. На продолжении
долгого времени она, как это
часто бывало с крупнейшими сооружениями
древности, использовалась как каменоломня.
Для того, чтобы её построить было
затрачено 2250000 каменных блоков, причём
объём каждого из них был равен
одному кубическому метру. Говоря о
технических средствах, претворявших
в жизнь планы архитекторов и
амбиции фараонов, следует отметить
их крайнюю простоту и примитивность.
Во времена создания комплексов в
Саккара, Медуме, Душуре, Гизе египтяне
обходились без блоков и колёс
и пользовались ограниченным количеством
инструментов из гранита, долерита или
меди, не использовали упряжных животных.
Силой человеческих мускулов и весьма
примитивной техники пирамида Хеопса,
по свидетельству Геродота, была воздвигнута
за двадцать лет. Внутренние блоки во
всех пирамидах вытёсывались из блоков
местного камня. Поверхность камня
выравнивалась киркой, затем делались
засечки по обозначенным линиям. Погружались
вовнутрь, а затем блок откалывали
от места прикрепления к каменной
глыбе с помощью сильного удара
медным молотом или долеритовой
палицы. В другом способе отделение
глыбы от каменного массива происходило
с помощью вбивания в дыры деревянных
клиньев и воды. Разбухшее от влаги
дерево отрывало блок. К строительной
площадке грубо обработанные блоки
привозили на санях по песку или
на подкладных валках. Шёл процесс
их дальнейшей обработки и выравнивания.
Затем глыбы нумеровались и укладывались
друг на друга. Строительным раствором
служил мягкий ил или же глыбы пригонялись
друг к другу всухую. Наверх многотонные
каменные блоки поднимали по наклонной
плоскости, которая для обеспечения
максимального скольжения обрабатывалась
жидким илом. Во время паводка камни
перевозились на особых плотах с одного
берега Нила на другой.