Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 11:08, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы мы могли дать общее представление об этом выдающемся памятнике древнекитайской мысли, его авторе, некоторых спорных проблемах, связанных с Ши цзи, об основных принципах исторического метода историографа.
Для достижения цели поставлены такие задачи:
• Рассмотреть каким был взгляд Сыма Цяня на философию истории.
• Дать характеристику и описать «Исторические записки» (Ши цзи).
Введение…………………………………………………………………………....3-4
Глава I. Философия истории………………………………………………………5
§1. Сыма Цянь - отец китайской истории……………….……………….............5-6
§2. Взгляд Сыма Цяня на задачи историографии……………………….............6-7
Глава II. Исторический метод Сымя Цяня…………………………………….....8
§1.Архитектоника «Исторических записок»………………………...................8-12
§2.Источники, использованные Сыма Цянем и историческая критика…………………………………………………………………………..12-25
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы………………………………………...........27
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Философия истории………………………………………………………5
§1. Сыма Цянь - отец китайской
истории……………….………………..........
§2. Взгляд Сыма Цяня на задачи
историографии………………………........
Глава II. Исторический метод Сымя Цяня…………………………………….....8
§1.Архитектоника «Исторических
записок»……………………….............
§2.Источники, использованные
Сыма Цянем и историческая критика……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………….....
Введение
Период Хань (202 г. До н. э – 220 г. До н. э), во многих отношениях знаменательный для формирования китайской культуры, был важнейшим этапом и в развитии историографии. В это время, было, положено начало жанру исторических сочинений со сложной композицией, непременную особенность которого составляет сочетание анналов правителей с биографией видных подданных (цзи чжуфнь). Их труд открывает основополагающий труд Сыма Цяня, первоначально называвшийся «Книга господина великого астролога» (Тай ши гунн шу), а со II в. н.э. как «Записи историка» (Ши цзи), а в дальнейшем появилось новое название «Исторические записки».
Его труд явился первой всеобщей историей Китая, которая обнимает период с глубокой древности, до эпохи Сыма Цяня.
Период династии Хань был порой бурного возрождения китайской культурной традиции. Образованными людьми была проделана колоссальная работа по сбору, изучению и восстановлению памятников древней литературы по записи песен, бытовавших в народе, по разработке учений, созданных в предшествующие века. Без этой работы было бы невозможно появление «Записей историка». Благодаря ей стали доступны те источники, которые дали возможность написать всеобщую историю Китая. Была создана и теория, позволяющая представить и саму историю как бесконечный законосообразный процесс.1
Актуальность темы: В распоряжении Сыма Цяня были многие, не сохранившиеся до нашего времени летописи и документы, которые он изложил в своем труде. Интерес к различным сторонам Древнего Китая последние десятилетия неуклонно растет, многим историкам, путешественникам и людям интересно узнать обо всех правивших династиях, о выдающихся людях разных сословий, об этикете, музыке, законах, календаре, экономике в Древнем Китае. Является уникальным то, что «Исторические записки» (Ши цзи) сохранились до наших дней и есть все тома в переводе на русском языке. Это позволяет представить, целую эпоху в истории Китая.
Многие учённые изучившие жизнь и деятельность Сыма Цяня высказывали две точки зрения, кем он был на самом деле. Одни учёные - такие, как, Э. Шаванн, Б. Уотсон.2 Считали, что Сыма Цянь был конфуцием или отдавал предпочтение конфуцианству.
Ряд учённых - таких, как Х.Х Даб, Р.Б. Кроуфорд – считали его даосом или мыслителем, отдавшим предпочтение даосизму.3
После убедительных доказательств, приведённых Кроуфордом, больше всего оснований считать Сыма Цяня эклектиком даосского толка.
Объект исследования – является памятник древнекитайской мысли «Исторические записки».
Предметом исследования - являются методы и источники, использованные при написании великого труда такого, как «Исторические записки».
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы мы могли дать общее представление об этом выдающемся памятнике древнекитайской мысли, его авторе, некоторых спорных проблемах, связанных с Ши цзи, об основных принципах исторического метода историографа.
Для достижения цели поставлены такие задачи:
Глава I. Философия истории
§1.Сыма Цянь - отец китайской истории
Сыма Цянь был самым выдающимся представителем ханьской исторической и художественной прозы. Он стал основоположником китайской историографии и по праву может называться отцом китайской истории. Сыма Цянь считается классиком китайской прозы. Главы его огромного труда «Исторические записки» являются законченным литературным произведением, в которых Сыма Цянь создал блестящую серию художественных исторических образов, дал характеристику большинству крупных государственных деятелей того времени.
Сыма Цянь происходил
из семьи потомственных
Труд Сыма Цяня, названный им «Ши цзи» («Исторические записки»), состоит из 130 глав. «Исторические записки» последовательно излагают историю Китая с древнейших времен до правления У-ди (140 - 87) включительно.
Хотя труд Сыма Цяня и отражал в целом идеологию господствующего класса, однако, личные взгляды Сыма Цяня далеко не всегда соответствовали требованиям конфуцианцев. Иногда Сыма Цянь в своем труде дает собственную оценку событий, расходящуюся с конфуцианской трактовкой. Во многих местах «Исторических записок» чувствуются симпатии автора к народным массам, в биографиях ряда представителей господствующего класса проскальзывает ироническое отношение к описываемым событиям. Сыма Цянь реалистически изображает придворную жизнь, не затушевывая ее темных сторон, описывая придворные интриги, жестокие расправы, продажность чиновников.
«Исторические записки» Сыма Цяня оказали огромное влияние на развитие исторической мысли в Китае. Их стиль и метод изложения стали предметом ревностного подражания.4
§2.Взгляд Сыма Цяня на задачи историографии
Изучение философско-исторических идей Сыма Цяня требует комплексного подхода. Они отразились в « Исторических записках» двояко. С одной стороны, они были , хоть и далеко и навсегда ясно и прямо , выражены в авторских суждениях. С другой стороны, они повлияли на отбор материала, на то, как автор лепил образцы исторических лиц.5
Философия истории Сыма Цяня складывается под сильным воздействием конфуцианских идей. Мы имеем в виду ханьское конфуцианство, впитавшее в себя много от иных школ, в особенности от школы тёмного и светлого начала и пяти элементов.6 Сыма Цянь испытывал большое влияние взглядов на задачи и приёмы историографии, выработанной школой Гунъян7 и в особенности крупнейшим западноханьским Конфуцием, учителем Сыма Цяня – Дун Чжун шу. Влияние идей школы Гунъян на вгляды Сыма Цяня относительно воли людей и её реализации в действии, а также о том, как эти идеи отразились на его литературной теории. Идеал историка тоже формировался у Сыма Цяня под воздействием конфуцианских представлений, в особенности представлений о Конфуции как авторе «Весен и осеней». Сыма Цянь видел разницу между « Веснами и осенями», автор которых создал новые философско-этические принципы, и своим рудом, где только «передавались» события прошлого и «систематизировались» мысли, высказанные различными предшественниками. Тем не менее, общее между «Историческими записками» и «Веснами и осенями» было, Сыма Цянь отдавал себе в этом отчёт, когда он вслед за Сыма Танем склонен был считать свою работу продолжением летописи Конфуция.
Согласно точке зрения школы Гунъян, «Весны и осени» являются в первую очередь сочинением, посвященным философским идеям, нарвственно-политическим принципам, которые, однако, преподнесены не в виде абстрактно-теоретических обобщений, а раскрываются в оценках конкретных исторических событий, в одобрении или осуждении поведения исторических лиц. Многие считали, что «Весны и осени» были написаны Конфуцием в смутную эпоху, в которую ему не удалось провести в жизнь свое учение; летопись, освещавшая принципы этого учения, повествовавшая о «нормах поведения», «справедливости», о «пути царя», рассматривалась как сочинение, которое приносит великую пользу в делах управления , помогает водворить порядок в беспорядке, является руководством поведения и для отдельной личности.8
По примеру летописи Конфуция, Сыма Цянь написал «Исторические записки» как произведение теоретической мысли. Он стремился исследовать историю с точки зрения определённой философии, а также дать всему нравственно-политические оценки и таким путём высказать свой взгляд на состояние современного общества, вопросы управления страной и поведение людей.
Итак, Сыма Цянь стремился выяснить закономерности и причины изменений в истории и установить, каково соотношение между двумя важнейшими действующими в ней силами – небом и людей.
Глава II. Исторический метод Сыма Цяня
§1. Архитектоника «Исторических записок».
В противовес хронологическому принципу, господствовавшему дотоле в китайской историографии, Сыма Цянь положил в основу “Исторических записок” совершенно иной принцип — жизнеописания исторических личностей. Для того чтобы понять, как Сыма Цяню удалось осуществить свой замысел, необходимо обратиться к архитектонике “Исторических записок”, состоящих из пяти разделов:
1. «Основные записи»;
2. «Хронологические таблицы»;
3. «Трактаты»;
4. «Истории наследственных домов»;
5. «Жизнеописания».
«Основные записи» (Бэнь цзи) — первая по расположению и основная по замыслу часть «Исторических записок». Это — записи (цзи) об основном (бэнь), на чем строится все здание истории. Сам термин бэнь цзи не был впервые введен Сыма Цянем, — так назывались древнейшие исторические хроники до него, например, ныне утраченные «Основные записи о деяниях Юя». Однако Сыма Цянь вложил в этот термин новое содержание. Он писал: «Я хотел в деяниях царей уяснить причину начала и рассмотреть конец, увидеть расцвет и обозреть падение…». Другими словами, Сыма Цянь пытался проследить в величии и падении династий общую линию развития истории. Бэнь цзи явились историческим фоном, раскрытию конкретного содержания которого должны были послужить последующие разделы «Исторических записок».9
«Истории наследственных домов» (Ши цзя) — второй биографический раздел «Исторических записок». Термин ши цзя в значении «наследственное владение», «дом» встречается в трактате Мэн-цзы, но как название одного из разделов исторического сочинения ши цзя впервые появляется только у Сыма Цяня. В «Исторических записках» Ши цзя — это история царств эпохи Чжоу, или биографии крупнейших представителей наследственной знати. Сыма Цянь писал: «Подобно тому, как 28 созвездий вращаются вокруг Полярной звезды, а 30 спиц составляют вместе колесо, способное двигаться бесконечно, так и ближайшие помощники правителя занимают отведенное им место, своей преданностью и добродетелями служа императору. Исключение из общего правила составляют лишь — жизнеописания Конфуция и Чэнь Шэ, не принадлежавших к знатным наследственным домам. Чем объяснить это отступление историка от первоначальной схемы? Сыма Цянь высоко ценил роль Конфуция в истории китайской культуры, как и роль Чэнь Шэ в политических судьбах Китая накануне воцарения ханьской династии. Конфуций оставил в наследство грядущим поколениям «шесть канонов»; Чэнь Шэ был первым, кто восстал против беззаконий циньской династии. Поэтому, по мысли Сыма Цяня, Конфуций и Чэнь Шэ были достойны помещения в разделе «Истории наследственных домов».
«Жизнеописания» (Ле чжуань) — третий биографический раздел «Исторических записок». Термин ле чжуань единодушно признается нововведением Сыма Цяня (до него чжуань назывались традиционные комментарии к классическим книгам - Цзо чжуань, Гулян чжуань и др.). Ле чжуань — наиболее законченное выражение «биографической» системы изложения истории, вскрывающей общую картину прошлого через частное — жизнеописания исторических деятелей.
Однако принятый в западной литературе перевод этого термина — «биографии» не вполне точно и полно отражает его содержание, так как в раздел Ле чжуань Сыма Цянь включает описания многих сопредельных племен и государств: Кореи, Намвьет, сюнну, юго-западных и т. д.
В разделе Ле чжуань мы находим жизнеописания знаменитых философов, ученых, поэтов, полководцев, “дипломатов”, государственных деятелей, чиновников и т. д. Подавляющее большинство этих исторических деятелей принадлежало к средним и высшим слоям общества той эпохи. Но Сыма Цянь в своих Ле чжуань предоставляет место и простолюдинам. Простолюды это - лекари, рыночные торговцы, гадатели и предсказательницы судьбы, люди без определенных профессий, прославившихся своей готовностью помочь ближнему в трудную минуту, актеры и шуты. Историк поместил их биографии в свои “Записки” потому, что эти люди представляли различные социальные слои и их биографии могли дать широкое представление об обществе в целом.10
По своему характеру раздел Ле чжуань представляет собой огромное разнообразие форм и средств повествования. Здесь есть главы, посвященные одному лицу, и объединенные биографии нескольких лиц; жизнеописания двух равноценных героев и биографии, в которых один персонаж главный, а другой занимает второстепенное положение; в некоторых главах - два основных и несколько второстепенных героев, и т. д. В целом «монобиографий» в «Исторических записках» немного. В основе так называемых совместных биографий лежит сходство в характере деятельности или в личных качествах исторических деятелей. Особое место занимает первая глава раздела Ле чжуань — «Жизнеописание Бо И»: в ней Сыма Цянь ставит вопрос об исторической судьбе личности и ее оценке; сама биография Бо И - лишь вставной эпизод, иллюстрация основной мысли автора. Таким образом, Ле чжуань превращается в гибкую форму исторического повествования, которая творчески используется историком.
Бэнь цзи, Ши цзя и Ле чжуань — три основных раздела «Исторических записок», в основу которых положен биографический принцип. Но, введя в китайскую историографию жизнеописание как форму исторического повествования, Сыма Цянь не ограничился этим. Особенностью труда Сыма Цяня является сочетание различных способов изложения истории.
Информация о работе Историк Сыма-Цянь и его "исторические записки"