Искусство Древней Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 11:09, реферат

Краткое описание

Особенности японского искусства, начавшие формироваться ещё с древнейших периодов своего развития определяются и во многом зависят от особенностей самой японской культуры.

Оглавление

Ведение…………………………………………………………………….с.2
Раздел1. Краткая характеристика историко-культурного развития древней японской цивилизации…………………………….……………………..........с.5
Раздел 2.Периодизация и основные периоды искусства древней Японии…………………………………………………………………...….…с.8
2.1. Культура Дзёмон…………………………………………………….с.10
2.2.Культура Яёй………………………………………………………....с.13
2.3.Период Кофун………………………………………………………...с.15
Раздел 3. Влияние японских религиозно-мифологических представлений на развитие древнего японского искусства………………………………....с.18
Выводы…………………………………………………………………….с.21
Список литературы……………………………………………………….с.22

Файлы: 1 файл

Реферат (Иск. Яп.).docx

— 53.46 Кб (Скачать)

   Особенности культуры периода  Яёй.

   Самые ранние археологические находки  периода Яёй были обнаружены на севере Кюсю. Культура Яёй быстро распространилась на главном острове Хонсю, где пришедшие с материковой части Азии «новички», несмотря на то, что некоторое время они жили рядом с коренными жителями островов, в конечном счёте вытеснили местное население на север.

   Керамика  периода Яёй, в отличие от гончарных  изделий периода Дзёмон, производилась  уже на гончарном круге. Местные  мастера уже умели делать зеркала, оружие и бронзовые церемониальные колокола. В I в. до н.э. началось использование  сельскохозяйственных орудий.

   Керамика  периода Яёй включает кувшины, украшенные насечками, кувшины с широким  туловом и расширяющимся горлышком, закрытые кувшины и высокие урны. К середине периода Яёй появляются кубки, кувшины с закрытым горлышком, широкие блюда, чашки с ручками, что свидетельствует о высоком уровне мастерства обращения с гончарным кругом. Созданная на гончарном круге керамика имела гладкую поверхность, а орнаменты, наносимые красной краской или насечками, располагались горизонтальными рядами зубчатых и волнистых линий поперёк тулова сосуда, что полностью отличается   от осязаемой поверхности с доминированием вертикального декора культуры Дзёмон.

   Численность населения в период Дзёмон увеличилась, а человеческое общество стало более  сложным: люди жили в постоянных домах, построенных из дерева и камня, и  умели производить простейшую ткань. Также наблюдалось выделение  богачей, увеличивавших свои средства через право собственности на землю и хранение зерна, что способствовало разделению общества на классы. Вожди некоторых общин в различных частях Кюсю, похоже, способствовали и политически управляли торговлей бронзой и другими престижными вещами. Это стало возможным, благодаря привнесению системы ирригационного рисоводства с устья Янцзы в южном Китае через острова Рюкю или Корейский полуостров. Ирригационное рисоводство привело к развитию и росту оседлого аграрного общества в древней Японии.

   Культура  Яёй производит впечатление развитой цивилизации, мирной и утонченной, использовавшей сложные ремесла для своего развития.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.3. Период Кофун. 

   Кофун дзидай (Kofun-jidai, 古墳時代) представляет собой период в японской истории и культуры примерно с 250 до 538 гг.

   Слово «кофун» в переводе с японского  означает «курган», так что данный отрезок времени можно с полным правом называть «периодом курганов». Кофун дзидай следует за периодом Яёй, а следующим после него является период Асука. Очень часто Кофун  дзидай и Асука дзидай объединяют в единый период под названием  Ямато, однако оба периода имеют  определённые культурные различия.

   Ранние  захоронения курганов найдены во многих областях, с юга на Кюсю до севера на Тохоку. Самые грандиозные  курганы находятся в долине Кавати  префектуры Осака, около внутреннего  моря, и представляют собой императорские  мавзолеи (напр., захоронения императоров  Одзин 346-395гг., и др.)

   Так период Кофун характеризуется анимистической культурой, существовавшей до внедрения  буддизма. С политической точки зрения период характеризуется появлением двора Ямато и его расширением  посредством экспансии от Кюсю до Канто. Кроме того, период Кофун является самым древним периодом закреплённой в источниках истории Японии. Однако, хронология исторических источников этого  периода очень искажена, а исследования требуют преднамеренной критики  и помощи археологии.

   Археологические записи и древние китайские источники  свидетельствуют, что до 300 г. до н. э. японские племена не объединялись воедино, а также до этого времени не было никаких контактов между  западной Японией и Кореей или Китаем .

   Курганы периода Кофун.

   Кофун (古墳; «старое захоронение», «старый курган») определяется как курган, воздвигнутый для представителей правящего класса. Эти курганы строились на протяжении III-VII вв. и связывались с богатыми погребальными ритуалами, некоторые из них окружались рвами. Внутри курганов находились большие каменные гробницы.

   Ранние  кофуны имеют простую форму –  круга или квадрата, – но с  течением времени стали сооружаться  курганы более сложного вида, например, некоторые из них объединяли в  себе две фигуры: два круга, круг и четырёхугольник, два четырёхугольника. Классическим курганом стал кофун, по форме напоминающий замочную скважину (т.е. объединяющий фигуры круга и четырёхугольника). Такие курганы распространились по большей части японских островов и называются «дзэнпо коэфун» (前方後円墳).

   Для захоронения Кофун характерно использование  глиняных фигурок – ханива. Они впервые появились в район Окаяма, в 4 в., как цилиндрические фигуры центральной части кургана, позже стали располагаться вокруг земляной платформы, центром которой служил глиняный дом, служащий домом души умершего, вокруг также помещались глиняные щиты и церемониальные солнечные диски. В конце 4 в. ханима приобрела антропоморфные черты – пустые глиняные фигуры одетые в костюм с тщательно проработанными деталями.

   В конце периода Кофун на Кюсю развивается  новый тип захоронений типа дольменов, в которых стены выложенных камнем внутренних комнат украшались живописью, а иногда также помещались саркофаги  с резьбой и рисунками.

   Развитие  строительства кофунов.

   Самый старым японским кофуном считается  курган Хокэнояма, расположенный в  Сакурае (префектура Нара) и датирующийся концом III в. В районе Макимуку наиболее ранние дзэнпо коэфуны, т.е. кофуны в  виде замочных скважин, датируются началом IV в., в их число входят Хасихака-кофун  и Сибуя Мукайяма-кофун. Средний размер кофунов колеблится от нескольких метров до 400 м в длину. Самое большое захоонение принадлежит императору Нинтотку (длинна кургана – 480 метров, высота 35 метров).

   Тенденция сооружения курганов именно такой формы  распространилась из Ямато до Кавати (где располагается такой крупный курган как Дайсэнрю-кофун, а оттуда разошлась по всей стране, за исключением региона Тохоку в V в. Курганы в виде замочных скважин сооружались в то время в конфедерации Кая на Корейском полуострове. Вопрос, где находится «родина» курганов – сооружались ли они первоначально в Кае и были «завезены» в Японию, или же это в конфедерации, вдохновившись японской культурой, стали хоронить своих вождей в кофунах – до сих пор обсуждается учёными.

   В конце VI в. кофуны сооружать перестали, что, вероятно, связано с реформами, проведёнными двором Ямато, и появлением буддизма. Двумя последними выдающимися  кофунами являются Имасиродзука-кофун  длиной 190 м в Осаке, который считается  могилой императора Кэйтая, а также  Иватояма-кофун длиной 135 м в Фукуоке, который считается могилой Иваи, давнего политического соперника Китая.

   Культура  Кофун представляет собой значимый этап развития искусства Японии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Раздел 3.

   Влияние  японских религиозно-мифологических представлений  на развитие древнего японского искусства 

   Господствующей  идеологией во времена развития первобытного искусства Японии была религия синто («путь богов»). Синтоизм — это  древнейшая японская религиозно-мифологическая концепция, основным содержанием которой  является поклонение силам природы  и культ предков.

   К периоду становления основных традиций древне-японского искусства относится  сложение канонических форм деревянных синтоистских храмов, возникших на основе древнейших традиций народного  зодчества Японии. Одной из характерных  черт синтоистских храмов является их связь с тем или иным участком ландшафта (горой, лесом, водопадом), или  окружение храма искусственным  символическим пейзажем.

   Об  архитектуре синтоистских храмов можно  судить по реконструированным в более  позднее время постройкам. Так, известный  синтоистский архитектурный ансамбль в Исэ (По сложившейся традиции храм Исэ перестраивался почти каждые двадцать дет, точно повторяя при  этом ранее созданный образец), дошедший до нас в позднейшей реконструкции, был основан в первые века нашей  эры и посвящен богине солнца Аматэрасу. Его описание дается в японских хрониках, датированных 804 г.

   Характерная для синтоистских храмов система  столбов, поднимающих здание над  землей, целиком опиралась на древнюю  практику строительства свайных  жилищ. Однако уже храм в Исэ, наиболее совершенный образец синтоистской архитектуры, не несет черт примитивной  утилитарности, которые, так же как  и древнейшая конструкция, характеризуют  многие постройки синтоистского  культа. То, что в более ранних синтоистских постройках мыслилось  только как естественная, опытом утвержденная необходимость, в храме Исэ разрабатывается  как архитектурный прием. Дух  высокого мастерства, цельность архитектурного замысла, продуманная красота отличают ансамбль в Исэ. В сущности, это  первый памятник, в котором нашли  свое сформулированное выражение уже  достаточно ясно определившиеся художественные представления.

   Ансамбль  в Исэ состоит из целого ряда деревянных сооружений. Центральная ось планировки проходит с севера на юг. Определяющим центром ансамбля является главное  святилище, которое вместе с двумя  храмами-сокровищницами ограждено деревянным забором в четыре ряда. На одной оси с главным святилищем, между второй и третьей оградой, находится храм для молитв. Обычно в синтоистских храмах имеется также несколько построек для специальных ритуалов: омовения рук и т. п. Идущие в храм приближались с юга, проходя ряд ворот — тори, расположенных, за исключением первых, на центральной оси. Самым значительным сооружением всего комплекса является главное святилище, в котором наиболее полно проявились стилистические черты, свойственные каждой из построек ансамбля. Прямоугольное в плане здание храма, поднятое над землей на столбах, крыто двускатной соломенной кровлей с большим выносом. Храм окружен открытой галереей, на которую с южной стороны ведет лестница. За исключением входной двери, стены храма не имеют никаких других проемов. Архитектурный облик главного святилища очень прост и строг. Он лишен всяких украшений и весь построен на прямых линиях. Большую роль играют также выбор и обработка строительного материала. Храм в Исэ выстроен из высоко ценящейся породы японского кипариса — хино-ки, имеющего желтый цвет.

   Важно отметить, что дерево явилось основным материалом для всей последующей  японской архитектуры почти вплоть до 19 в. Это естественно для страны, богатой лесом и подверженной частым землетрясениям. Дерево как  материал обусловило некоторые специфические  черты японской архитектуры, как  конструктивные, так и чисто художественные. Была выработана своего рода «эстетика  дерева», предполагающая прежде всего  выявление его естественной красоты. Сочетание различных пород дерева, его обработка стали искусством. Сам процесс обработки материала  при сооружении деревянных построек носил характер скорее художественной, а не ремесленной работы.

   Именно  такого рода понимание материала  было заложено уже в храме Исэ. Это сказалось и в том художественном значении, которое придавали конструкции, ее отдельным деталям. Художественная концепция храма Исэ определяется требованием логической оправданности, ясности и естественности, то есть той высокой формы простоты, которая  в архитектуре обычно предполагает и высокое эстетическое содержание.

   Не  только храмовые комплексы показывают влияние религиозно-мифологических представлений на развитие искусства  древней Японии. Само эстетическое содержание японской культуры во многом определяется религиозно-мифологическими  представлениями. Так, распространённое на территории Японии представление  о духах-ками формируют те основные черты, что впоследствии стали характерными для всей Японской  эстетики.

   Так духи-ками, обителью которых считается  любой объект внешней среды, выделяющийся своей экстраординарностью, характеризуют  стремление японцев к особому  родству, гармонии с природой, стремление к чему-то необычному и в то же время естественному и простому. Эта черта японской культуры проявлялась  уже в первобытное её времена, когда мастера того времени пытались достичь максимального понимания  материала, некоторого даже «следования» за ним. В качестве примера можно  назвать Бидзен, где изделие оборачивалось  соломой, сгоравшей при обжоге, и  оставлявшей неровные отметины на тулове сосуда, или предельно форматизированный  обеденный сервиз, предназначенный  для знатного господина. Именно духи-ками, находясь в особо родстве с  людьми (и  именно с японцами, поскольку  они считаются прародителями  не всех людей а лишь японцев),  позволяют восстановить гармонию между  людьми и природой, что ясно отражает их истинный смысл и сущность, характеризуя также стремление самих японцев  к гармонии и красоте,  что впоследствии стало характерной чертой всей японской культуры.  

Информация о работе Искусство Древней Японии