Искусство Древней Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 11:09, реферат

Краткое описание

Особенности японского искусства, начавшие формироваться ещё с древнейших периодов своего развития определяются и во многом зависят от особенностей самой японской культуры.

Оглавление

Ведение…………………………………………………………………….с.2
Раздел1. Краткая характеристика историко-культурного развития древней японской цивилизации…………………………….……………………..........с.5
Раздел 2.Периодизация и основные периоды искусства древней Японии…………………………………………………………………...….…с.8
2.1. Культура Дзёмон…………………………………………………….с.10
2.2.Культура Яёй………………………………………………………....с.13
2.3.Период Кофун………………………………………………………...с.15
Раздел 3. Влияние японских религиозно-мифологических представлений на развитие древнего японского искусства………………………………....с.18
Выводы…………………………………………………………………….с.21
Список литературы……………………………………………………….с.22

Файлы: 1 файл

Реферат (Иск. Яп.).docx

— 53.46 Кб (Скачать)

   О последних веках древнего японского  общества нам сообщают упомянутые выше хроники - “Кодзики” и “Нихонги”. «Кодзики» составил придворный историограф  Оно Ясумаро. Автором «Нихон секи»  считается группа сановников и чиновников под руководством принца Тонэри. “Кодзики”  и “Нихонги”  представляют собой  ценный  источник по религии синто  и раннеяпонской истории,  входят в число шести японских общегосударственных  хроник.

   Согласно  “Кодзики” и “Нихонги” именно в этот период развития древней Японии можно говорить о формировании устойчивой централизованной власти, а также  о выходе Японии на мировую арену.

   Таким образом, особенности исторического развития древней Японии немало повлияли на формирование древне-японского искусства.

     
 
 
 

   Раздел 2.

   Периодизация  и основные периоды

   искусства древней Японии 

   Древнейшее  искусство разных народов мира имеет  много общего, и, по самой распространённой версии, это объясняется, прежде всего, сходством общественных отношений. Первобытнообщинный строй имел гораздо  меньше специфических черт, чем позднейшие формации. Только зарождающаяся духовная культура человека ещё не выделилась из материальной деятельности, и поэтому  часто отождествляется с ремеслом, и характеризует как развитие материальной культуры и хозяйственно-бытовой  склад первобытного общества, так  и  зарождение художественного сознания.

   О существовании на территории Японии древнейшей художественной культуры  стало известно лишь в начале 20-го столетия, когда археологи обнаружили в разных частях страны следы неолитических  поселений. С тех пор началось активное изучение древней японско  культуры и искусства, как определяющей её части. Так, к 1997 г. было задокументировано  уже  более 100 000 памятников (от орудий труда палеолита, до керамики мезолита и неолита).

   Древнейшие  памятники японской культуры по стилю  сильно отличаются от памятников, создаваемых  ближайшими континентальными соседями Японии, что некоторые исследователи  считают, что возникновение искусства  подобного стиля стало возможно благодаря миграциям с Запада и Северной Европы. (Географическое положение Японии на самом востоке  Азиатского континента, могло сделать  доисторическую Японию пунктом миграций народов Европы, Центральной Азии и Полинезийских островов, что  также оставили свой культурный след в японской архитектуре, местных  танцах и музыкальном искусстве).

   Эта гипотеза не является единственной и  общепринятой, но в её пользу говорит  тот факт, что с древнейших времён  становится ясным смешение разных стилей в японской культуре. Слои керамики, открываемые археологами, свидетельствуют о наследии культур, различающихся по социальной структуре, верования и архитектуре.

   Несмотря  на разрозненность фактов, в истории  древнего японского искусстве выделяют три основных периода развития:

   1. Культура Дзёмон (11 000-300 гг. до н. э.), что представляет собой первый этап развития японского искусства, характеризующийся в основном развитием керамики;

   2. Культура Яёй (около 300г. до н. э – около 300 г. н. э.), что в основном представляет собой продолжение культурных традиций культуры Дзёмон, продолжая развитие керамики;

   3. Период Кофун (300-600гг. н. э.), что  представляет собой последний  период развитие доисторического  искусства древней Японии, и характеризуется  многочисленными курганами, благодаря  которым и получил своё название.

   Эти три основных периода развитие искусства  древней Японии представляют собой  важнейшие этапы становления  Японской культуры, во многом определяя  дальнейшее её развитие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.2. Культура Дзёмон. 

   Период  Дзёмон (Дзёмон дзидай, Jōmon-jidai, 縄文時代) представляет собой период в японской истории примерно с 13-14 тысячелетия до н.э.  до 400 г. до н.э.

   Есть  специалисты, считающие, что период Дзёмон длился с 10000 до 300 гг. до н.э., есть и те, кто уверен, что период с 20000 до 4500 гг. до н.э. был «догончарным», таким образом, получается, что керамические изделия, которые в наше время  находят археологи, были изготовлены  в период с 4500 до 200 гг. до н.э. Расхождения  подобного рода означают, что гончарное  мастерство распространялось по территории страны неравномерно и понадобилось несколько сотен, а быть может  и тысяч, лет, прежде чем подобные навыки распределились более-менее  равномерно.

   Термин  «дзёмон» дословно означает «след от верёвки» - т. е. период в истории получил наименование по названию техники украшения глиняной посуды и фигур шнуровым орнаментом.

   Выделяют  следующие  этапы периода Дзёмон:

   1.Прото-Дзёмон (Самый ранний Дзёмон; Со-ки) – 8-5 тыс. лет до н.э.;

   2.Ранний Дзёмон (Дзен-ки) – 4 тыс. лет до н.э.;

   3.Средний Дзёмон (Тю-ки) – 3 тыс. лет до н.э.;

   4.Поздний Дзёмон (Ко-ки) – 2 тыс. лет до н.э.;

   5.Заключительный Дзёмон (поздний Дзёмон; Бан-ки) – первая половина первого тысячелетия до н.э.

   Прото-Дзёмон и Ранний Дзёмон. По заявлениям учёных, люди эпохи Дзёмон создали одни из первых в мире керамических изделий, известных как «керамика дзёмон» («дзёмон доки», «jomon doki», где «дзё» - верёвка, «мон» - узор, а «доки» - гончарные изделия). Древность этих изделий была определена с помощью радиоуглеродного анализа, который показал, что они были изготовлены приблизительно в 14-м тысячелетии до н.э.

   Первые  свидетельства архаической, или  ранней культуре Дзёмон найдены по всему архипелагу от Хокайдо до Окинавы, а также на островах Цусима, Садо, Оки, Идзу.

   Самые первые керамические изделия, датируемые 11 000 – около 7500 гг. до. н. э. поразительно отличаются от последующих и скорее напоминают образцы керамики неолитических обществ в  других частях света. Сосуды раннего Дзёмон были гладкими и вместительными, что обеспечивало лёгкость при хранении чего-либо. Украшение этих сосудов было весьма скромным.

   Археолог  Дзюнко Хабу  утверждает, что «большинство японских учёных считали, и до сих  пор считают, что гончарное мастерство впервые появилось на материковой  части Азии, а затем было принесено  на Японский архипелаг», и поясняет, что «ряд раскопок в бассейне реки Амур в 1980-х и 1990-х гг. показал, что  керамика в этом регионе того же возраста, если не старше, чем керамика пещеры Фукуи».

     Украшение сосудов было весьма  скромным. Изделия дошедшие до наших дней, в частности, горшки небольшого размера, в которых готовили и хранили пищу, украшались орнаментом, похожим на след от верёвки. Также изготавливались глиняные фигурки и сосуды, украшаемые как верёвочными узорами, так и при помощи палочек. Обычно эти сосуды были сделаны из наложенных одно на другое или свитых спиралью глиняных колец, внешняя поверхность полностью покрыта декором, тщательно прикреплённым к тулову. Сосуд канонической формы – это, как правило, сосуд с острым дном, четырьмя выступающими углами глиняного навершия и узким внутренним пространством. 

   Производство  керамики, как правило, подразумевает  определённую форму оседлого образа жизни, поскольку керамика сама по себе довольно хрупкая и в целом  бесполезна для охотников-собирателей, постоянно находившихся в движении. Таким образом, «дзёмондзин» – люди эпохи Дзёмон – были одними из первых людей во всём мире, ведших оседлый – или, по меньшей мере, полуоседлый – образ жизни.

   Они использовали обтёсанные каменные инструменты, отшлифованные каменные инструменты, умели пользоваться ловушками и  луками и, по всей видимости, были довольно умелыми охотниками и рыбаками, ловившими  добычу не только на мелководье, но и  на глубине. Дзёмондзин практиковали рудиментарные  формы сельского хозяйства и  жили в пещерах, а затем стали  селиться группами в неглубоких землянках  или строили наземные дома, что  дало богатую пищу для современных  археологических исследований.

   Генетическое  картирование Кавалли-Сфорца показало, что в эпоху Дзёмон имело место  очередное расселение народов, перемещавшихся из Азии по направлению к Японскому  архипелагу, что является третьим  наиболее важным генетическим перемещением в Восточной Азии – после Великого расселения с африканского континента и переселения с Северной Сибири. Эти исследования также позволяют  предположить, что перемещения в  эпоху Дзёмон могли также достичь  Америки.

   В период Раннего и Среднего Дзёмон произошло резкое увеличение численности населения, о чём свидетельствует ряд раскопок того периода. В означенные два периода температура на планете была в среднем на несколько градусов выше, чем сейчас, уровень морей также был выше на 5-6 м выше современной.

   Сосуды  Среднего Дзёмон демонстрирует более  экстраординарные формы. Основание  сосудов сделано плоским, обод поднимается на высоту, равную тулову, край часто увенчан волнообразными зубцами. Вся поверхность оживлена рельефными криволинейными узорами из свернутой кольцами верёвки, спирали или меандра. Примечательно также отсутствие бытовой керамики: кубков, блюд, и т. д. Сосуды были большей частью урны и кувшины, по видимому, используемые для совершения ритуалов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

   К концу периода Дзёмон, в позднем Дзёмон на территорию нынешней Японии пришла новая волна переселенцев с материка, они принесли с собой новые технологии – возделывание риса и обработку металлов. На протяжении некоторого времени «пришельцы» соседствовали с дзёмондзин, что привело к появлению сложной системы рисоводства и первому госконтролю.

   В культуре керамики позднего Дзёмон произошли  значительные изменения. Здесь можно  найти отголоски стилей Центральной  Азии – в сосудах формы сдвоенного ритона, сосудах для жидкости с  открытыми и закрытыми носиками, в маленьких и приземистых  горшках с крышками, к которым  прилеплен цилиндрический носик. Появились  также кубки и круглодонные сосуды.

   Кроме различных сосудов, в религиозных  целях в период Дзёмон вырезали из камня и отливал из глины фигурки. Фигурки среднего Дзёмон обладают поднятой линией бровей и рельефными, круглой  или миндалевой формы глазами. К  периоду позднего Дзёмон эти фигурки  напоминали маски, что в некоторых  районах покрывались узором.

   Множество элементов японской культуры предположительно появились в это время и отражают смешанную миграцию из северной части Азиатского континента и южных районов Тихого океана. В число этих элементов входят: синтоистская мифология, брачные обычаи, архитектурные стили и такие технологические изменения, как металлические изделия, изготовление стекла, появление текстиля, пластинчатых луков и лаковых изделий. Учитывая такие нововведения, можно сказать, что культура Дзёмон полностью сменилась новой культурой – культурой периода Яёй.  
 
 
 
 

   2.2. Культура Яёй. 

   Период  Яёй (Яёй дзидай, Yayoi-jidai; 弥生時代) – период японской истории примерно от 500 г. до н. э. до 300 г. н.э. Своё название период получил в честь района Токио, где археологи обнаружили первые артефакты и предметы, сохранившиеся с этой эпохи.

   Отличительными  характеристиками культуры Яёй являются появление новых стилей в оформлении и производстве гончарных изделий, а также начало интенсивного рисоводства.

   Для определения возраста археологических  находок этого периода использовался  метод ускорительной масс-спектрометрии, который показал, что обнаруженные глиняные и деревянные изделия были изготовлены примерно в 900-800 гг. до н.э., т.е. на почти 500 лет раньше, чем считалось  до этого.

Информация о работе Искусство Древней Японии