Искусство Древней Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 11:09, реферат

Краткое описание

Особенности японского искусства, начавшие формироваться ещё с древнейших периодов своего развития определяются и во многом зависят от особенностей самой японской культуры.

Оглавление

Ведение…………………………………………………………………….с.2
Раздел1. Краткая характеристика историко-культурного развития древней японской цивилизации…………………………….……………………..........с.5
Раздел 2.Периодизация и основные периоды искусства древней Японии…………………………………………………………………...….…с.8
2.1. Культура Дзёмон…………………………………………………….с.10
2.2.Культура Яёй………………………………………………………....с.13
2.3.Период Кофун………………………………………………………...с.15
Раздел 3. Влияние японских религиозно-мифологических представлений на развитие древнего японского искусства………………………………....с.18
Выводы…………………………………………………………………….с.21
Список литературы……………………………………………………….с.22

Файлы: 1 файл

Реферат (Иск. Яп.).docx

— 53.46 Кб (Скачать)

   Содержание 

   Ведение…………………………………………………………………….с.2

   Раздел1. Краткая характеристика историко-культурного развития древней японской цивилизации…………………………….……………………..........с.5

   Раздел 2.Периодизация и основные периоды искусства древней Японии…………………………………………………………………...….…с.8

   2.1. Культура  Дзёмон…………………………………………………….с.10

   2.2.Культура  Яёй………………………………………………………....с.13

   2.3.Период Кофун………………………………………………………...с.15

   Раздел 3. Влияние  японских религиозно-мифологических представлений на развитие древнего японского искусства………………………………....с.18

   Выводы…………………………………………………………………….с.21

   Список  литературы……………………………………………………….с.22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Особенности японского искусства, начавшие формироваться  ещё с древнейших периодов своего развития определяются и во многом зависят от особенностей самой японской культуры.

   Японская  культура в своих истоках принадлежит  к древнейшим культурам человечества. Зародившись в эпоху неолита (8 тыс.-л. до н.э.) она непрерывно развивалась  на единой территории. На протяжении древности  и средневековья Япония не подвергалась враждебным внешним вторжениям, что, несмотря на внутреннее междоусобицы, обусловило более прогрессивное её  развитие по отношению к культуре других стран Древнего Востока. Тем не менее, ускорению формирования культуры способствовала также близость к Азии и установление ранних контактов с более развитыми цивилизациями.

   Если  говорить о заимствовании культурных традиций, наиболее значительным внешним источником развития культуры и искусства Японии было влияние Китая. Ассимилируя китайские культурные традиции, японцы формировали собственные, значительно отличавшиеся от китайских, но, тем не менее, много от них заимствовавшие. Можно выделить целый ряд различий китайского и японского искусства. Так, например, в то время как китайские формы тяготеют к замкнутости и мягкости, японские подчиняются общей композиции картины. В китайской живописи чувствуется стремление к основательности и глубине, в японской – каждый мотив – это часть эмоционального целого – горизонтально растянутые по плоскости картины мотивы объединяются единым пространством. Можно выделить и другие  характерные черты. Тем ни менее, культурные традиции Японии во многом сформировалась под влиянием китайских. Так, например, религия буддизма, во многом в дальнейшем влиявшая развития искусства Японии, «пришла» в Япония именно из Китая (примером проявление буддизма в искусстве является храмовое зодчество и пластика, наиболее развитые в 6-12 веках). Не только религию заимствовала Япония от Китая. Искусство каллиграфии, идеографическое письмо, поначалу совсем не отличалось от китайского, однако позже иероглифы Японии изменились под влиянием собственно японских традиций (особенность японского почерка, проявляется, например, в склонности к более чувственным линиям). В целом, искусство Японии, во многом сформированное под влиянием китайских культурных традиций, позже трансформируется, формируя свои характерные черты и особенности.

   Немало  влияния на развитие искусства в  Японии оказали японские религиозно мифологические представления. Так, например, духи-ками, характерные для синтоизма и находящиеся в особом родстве с людьми, позволяют восстановить гармонию между людьми и природой, что ясно отражает их истинный смысл и сущность, характеризуя также стремление самих японцев к гармонии и красоте,  что впоследствии стало характерной чертой всей японской культуры.

   Что касается периодизации самого древнего периода японского искусства, то его принято делить следующим  образом:

   1. Культура Дзёмон (11 000 – 300 гг. до н.э.);

   2. Культура Яёй (около 300 г. до  н.э. – около 300 г. н.э.);

   3.Период  Кофун (300-600 гг. н.э.).

   Первые  два периода характеризуются  развитием  различных типов керамики, к третьему периоду (Кофун) появляются захоронения в виде холмов – курганы.

   Возможно, японцы гораздо больше, чем другие народы, открыты для восприятия мира во всём его многообразии, и это проявляется в противоречивых тенденциях в искусстве. Можно выделить эти основные тенденции японского искусства:

   1. Отражение внешнего мира, или  прямая имитация. Т. е. для искусства  Японии характерно  зеркальное  отображение мира, что как-бы удерживает  стороннего наблюдателя от проникновения  в тонкий и эмоционально уязвимый  внутренний мир японцев. 

   2. Особая поэтичная образность, подарившая  жизнь выразительным формам и  средствам, свойственным только  для Японии. Эта тенденция скорее  интроспективна и обусловлена  замкнутым и сдержанным характером  островного народа.

   3. Можно выделить и другие тенденции,  например, уникальное понимание  материала. Больше всего эта  тенденция проявлялась в неглазурованной  керамике Бидзен, где изделие оборачивалось соломой, сгоравшей при обжоге, и оставлявшей неровные отметины на тулове сосуда.  Художник и его материалы – дерево, глина, или кисть с тушью и бумага – создают вместе единое целое произведение. В этом состоит интересная особенность не только японского искусства, но и японской эстетики – то, что важно для других культур – например самовыражение личности, стирание следов творческого процесса (следы от пальцев и т.п.), или соблюдение правил перспективы, для японцев не имеет значения.

   Обычная практика других культур украшать керамические сосуды произвольными горизонтальными  рядами, в японской керамике отсутствует, рисунок и форма здесь –  две стороны одного целого.

   4. В японском искусстве отсутствуют  также традиционные черты и  идеи, характерны для других культур.  Это интерес к глубинным построениям  (и в архитектуре, и в картине), идея постоянства, неизменности. Если высокопоставленные покровители  требовали изменения неприятных  японскому вкусу  качеств (определённость  формулировки, повторяемость, равносторонняя  симметрия, монументальность и др.) художник мог изменить их в соответствии со своим вкусом.

   Таким образом, искусство Японии является самобытным и оригинальным, хоть и  во многом на его развития повлияла китайские культура и искусство. Тенденции, характерные для искусства  Японии, что наблюдаются ещё с  самых ранних формах керамического  искусства культуры Дзёмон, подчеркивают оригинальность и неповторимость искусства  Японии.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Раздел 1.

   Краткая характеристика историко-культурного развития древней японской цивилизации 

   Японская  цивилизация сформировалась в результате сложных и разновременных этнических слияний переселенцев, преодолевших водную преграду, отделяющую Японские острова от материка. Наиболее ранними  обитателями Японии были, по всей вероятности, протоайнские племена, а также племена малайско-полинезийского происхождения. В середине I тыс. до н. э. из южной части Корейского полуострова наблюдается интенсивная миграция протояпонских племен ва, которым удалось в значительной мере ассимилировать население юга Японии (японский язык, согласно последним исследованиям С. А. Старостина, обнаруживает наибольшее родство с корейским).

   Хотя  в ту эпоху все племена, заселявшие территорию Японии, находились на уровне первобытно общинного строя, уже  тогда, вероятно, был заложен один из ведущих стереотипов мировосприятия японцев, который просматривается  на всем протяжении истории культуры,—  это способность к усвоению навыков  и знаний, поступающих результате контактов с другими народами. Эта тенденция, - особая восприимчивость  к различным влиянием со стороны  других стран, -   характерна также  и для развития японского искусства, начиная с самых ранних его периодов.

   Опираясь  на имеющиеся источники, можно считать, что японская земля была заселена людьми примерно 15-17 тысяч лет назад. Японский этнос сложился в результате смешения местных племен с племенами  Северо-Восточной Азии и островов Тихого океана. Позднее активное участие  в формировании японского этноса приняли переселенцы из Кореи и Китая: хозяйственную основу первобытного японского общества как и повсюду, составляли охота, собирательство и рыболовство. Первыми религиозными представлениями японцев были такие известные формы, как магия, тотемизм, фетишизм, анимизм. От этого периода, известного под именем «культуры Дзёмон», сохранились керамические сосуды, а также фигурки человека и животных, сделанные в весьма условной манере.

   В середине I тыс. до н. э. в Японии возникает  сельское хозяйство и общество постепенно трансформируется из первобытного в  древнее. Процесс перехода длился примерно шесть веков, с III века до н. э. до III века н. э.

   Этот  период в японской истории, связанный  с становлением сельсклго хозяйства, носит название «культура Яёй» - по названию квартала в Токио, где  были обнаружены остатки этой культуры. В этот период складываются основные элементы древнеяпонской цивилизации. Экономическую основу общества составляет поливное земледелие, главным образом выращивание риса. Высокого уровня достигает выплавка металла - бронзы и железа. Бронза используется для изготовления культовых предметов - ритуальных зеркал, колоколов и т. д., а железо - орудий труда, воинского оружия и снаряжения. Успешно развиваются другие ремесла.

   Примерно  со II века до н. э. развитие Японии идет под сильным и растущим влиянием со стороны Китая, которое сказывается  как в материальной, так и в  духовной культуре. В частности, именно благодаря китайским переселенцам в Японии развились многие ремесла.

   Способность к усвоению иноземных образцов искусства  становится особенно заметной вместе с возникновением государственности, датируемой III—IV вв. н. э. В это время  происходит завоевательный поход союза  племен Южного Кюсю в Центральную  Японию. В результате начинает формироваться  так называемое государство Ямато, культура которого характеризуется  невиданной дотоле однородностью.

   В IV - V веках н. э. из Китая в Японию приходит иероглифическая письменность, проникают также китайская астрономия и другие научные знания и представления. Почти одновременно с этим от мечено появление конфуцианства и буддизма, а вместе с последним начинается широкое распространение всего  спектра буддийской культуры, в особенности  искусства.

   В целом влияние китайской культуры было настолько значительным, что  русский культуролог Н. Данилевский  рассматривал японскую культуру как  вариант китайской, отказывая ей в подлинной самобытности. Хотя такая  точка зрения не лишена основания, она, тем не менее, представляется слишком  утрированной. Правильнее было бы говорить о том, что уже в глубокой древности  у японцев сложилась способность  к усвоению знаний и умений в процессе контактов с другими народами. Именно эта способность делать чужое  своим и доводить его до высших кондиций составляет, видимо, главную  черту самобытности японской культуры.

   Китайское влияние способствовало ускорению  разложения родового строя и становлению  древнего общества и государства. В III-IV веках н. э., в связи с утверждением власти племенных царей Ямато, процесс  объединения страны в единое государство  заметно усиливается. Особую роль в  этом процессе сыграл буддизм: будучи единой общегосударственной идеологией, он способствовал формированию нового типа личности, лишенной родовой привязанности.

   Период  с IV по начало VII н. носит название курганного («Период Кофун») по типу погребений, устройство и инвентарь которых  отличаются чертами сильного корейского и китайского влияний. Тем не менее, такое широкомасштабное строительство  — а в настоящее время обнаружено более 10 тыс. курганов—не могло бы иметь успеха, если бы сама идея курганов была чужда населению Японии. Курганы  Ямато, вероятно, генетически связаны  с дольменами Кюсю. Среди предметов  погребального культа особое значение имеет глиняная пластика ханива. Среди  этих блестящих образцов древнего ритуального  искусства - изображения жилищ, храмов, зонтов, сосудов, оружия, доспехов, лодок, животных, птиц, жрецов, воинов и т. д. По этим изображениям восстанавливаются  многие особенности материальной и  духовной жизни древних японцев. Строительство сооружений курганного типа было, очевидно, связано с культом  предков и культом Солнца. Что  нашло свое отражение и в дошедших до нас памятниках раннеяпонской  письменности.

   В III-IV веках н. э. существенно усложняется  духовная жизнь японского общества. В нем окончательно складываются многие обычаи и традиции, религиозные  культуры и ритуалы, включая важнейший  культ предков и связанный  с ним похоронный ритуал. (Например, в числе прочего, китайские источники  сообщают, что у японцев этого  времени существовал обычай, по которому после смерти кого-либо его сородичи в течение десяти дней не ели мяса, старший из них предавался плачу, а остальные пили вино и танцевали.)

Информация о работе Искусство Древней Японии