Хрущев Н.С.. Либеризация внешнеполитического курса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 16:16, реферат

Краткое описание

С декабря 1949 г. он опять попадает в Москву на ту же

должность - первого секретаря Московского и областного коми-

тетов партии. С марта 1953 г., после смерти Сталина, целиком

сосредатачивается на работе в ЦК, а в сентябре 1953 г. изби-

рается Первым секретарем ЦК. В 1958 г. Н.С.Хрущев становиться

Председателем Совета министров СССР. Уходит он с этих постов

после Пленума ЦК в октябре 1964 г., где он был освобожден от

занимаемых должностей "по состоянию здоровья". Он получил

звание персонального пенсионера союзного значения. Никита

Сергеевич Хрущев умер 11 сентября 1971 г.

Такова краткая биография Н.С.Хрущева, человека, который

стал символом целой эпохи в жизни Советского Союза. Уже по

ней ясно, каким неординарным человеком он был. Эта неординар-

ность сыграла свою роль и во внешней политике СССР.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 36.78 Кб (Скачать)

отказывался Советский  Союз, рассматривая их как вмешательства

во внутренние дела.  Получился замкнутый круг: Советский Союз

делал предложения, заранее зная, что на них не согласятся.

Главным своим  противником  на  международной  арене СССР

рассматривал  США.  Это было следствием того,  что эта  страна

была  единственным противником,  способным поразить Советский

Союз. Для нейтрализации  этой угрозы главную ставку в развитии

Советской  Армии  Н.С.Хрущев делал на развитии Ракетных войск

стратегического назначения, подчас пренебрегая развитием  дру-

гих родов и  видов войск.  Такая политика была недальновидной,

и в дальнейшем принесла значительный урон  Вооруженным  силам

СССР.

Н.С.Хрущев был  первым главой не только советского,  но  и

русского правительства,  который нанес визит в США в сентябре

1959 года.  Две недели он путешествовал по Америке. Визит за-

кончился переговорами с президентом США Эйзенхауэром.  Однако

никаких соглашений подписано не было.  Тем не  менее  в  этой

встрече  были  заложены  основы  прямого  диалога между двумя

странами в  будущем.

Иллюзиям от визита Никиты Сергеевича в США неожиданно по-

ложил конец  инцидент,  когда 1 мая 1960 года американский са-

молет-разведчик  был сбит ракетой над Уралом. Пилот  был захва-

чен живым вместе со шпионской аппаратурой. США были поставле-

ны  в затруднительное положение.  Эйзенхауэр взял ответствен-

ность на себя.  Н.С.Хрущева критиковали и соотечественники  и

союзники за чрезмерную уступчивость,  поэтому он был вынужден

принять серьезные  дипломатические меры.

Инцидент случился накануне новой встречи в верхах, назна-

ченной на 16 мая  в Париже. Советское правительство  более двух

лет требовало  такой встречи. В тот момент, когда  все уже соб-

рались во французской  столице,  Н.С.Хрущев потребовал,  чтобы

перед началом  переговоров американский президент  принес изви-

нения. Поэтому  переговоры не могли быть даже начаты. Уже сог-

ласованный ответный визит, который Эйзенхауэр как первый аме-

риканский президент  должен был нанести в СССР,  был  отменен.

Обстановка обострилась.  СССР был окружен цепью из 250 амери-

канских баз. Однако новые факторы давали ему возможность  пре-

одолеть  этот  барьер и поразить далекого противника.  Дело в

том, что после  берлинского кризиса в СССР была испытана водо-

родная бомба, которая была эквивалентна 2500 бомбам, сброшен-

ным на Хиросиму.

4. ОТНОШЕНИЯ  С КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ.

Вторая половина  50-х - первая половина 60-х годов харак-

теризовалась  улучшением отношений Советского Союза  с  различ-

ными странами:  Турцией, Ираном, Японией, с которой в 1956 г.

была подписана  декларация, предусматривающая прекращение  сос-

тояния войны  и восстановление дипломатических  отношений, тог-

да же велись двусторонние переговоры с Англией,  Францией.  В

1958 г.  было  заключено  соглашение с США о сотрудничестве в

области культуры., экономики, обмена делегациями ученых, дея-

телями культуры  и  др.  Произошла  нормализация  отношений с

Югославией.

4.1 БЕРЛИНСКИЙ  КРИЗИС.

Одной из  многих проблем,  стоявших перед СССР во внешней

политике,  была задача стабилизации  ситуации в  послевоенной

Европе.  Необходимо было юридически закрепить ситуацию,  сло-

жившуюся после  второй мировой войны.

Главной же  европейской  проблемой оставался "германский"

вопрос. Советский  Союз выступал за подписание мирного  догово-

ра, который не был заключен за столько лет после  войны, одна-

ко речь шла  о договора не с Германией,  которой больше не су-

ществовало, а  с обоими немецкими государствами.

Предложение, выдвинутое коллективно странами  Варшавского

Договора в  мае 1958 года,  было отвергнуто США и их союзника-

ми,  выступившими против любого официального  признания  ГДР.

Формально  их политика была направлена на старый вариант объ-

единения,  то есть под главенством ФРГ. Это влекло за собой и

непризнание  блоком НАТО новых земель,  принадлежавших Польше

после окончания  войны, между реками Одер и Нейсе.

Несговорчивость двух различных блоков привела в  результа-

те к серьезному кризису 1961 года в Германии.  Согласно потс-

дамским мирным соглашениям,  Берлин,  как и вся Германия, был

разделен на три оккупационные зоны:  СССР, США и Англии. СССР

отдал свою зону ГДР в 1949 г., которая после этого  стала сто-

лицей социалистической Германии, а США и Англии образовали из

своих зон Западный Берлин, территорию, фактически подвластную

ФРГ.  Территорию  Западного  Берлина западные государства ис-

пользовали как  базу для работы спецслужб.  В то же время мно-

гие  не согласные с порядками в Восточной Германии рассматри-

вали Западный Берлин в качестве транзитного пункта для  пере-

езда на Запад, а те, кто остался в стране, - в качестве удоб-

ного места  для контактов с представителями  политических  сил

Запада.  Правительства  СССР  и  ГДР  считали Западный Берлин

"рассадником  империализма",  и делали все возможное для огра-

ничения  его  отрицательного  воздействия  на немецкой земле.

Весной-летом 1961 г. в ГДР произошло обострение политического

кризиса,  вызванное  тем,  что  значительная  часть населения

страны, прежде всего молодежь в крупных городах, стала откры-

то выступать  за изменение политического строя  страны.

С территории Западного  Берлина Западом проводилась  актив-

ная политика оказания широкой финансовой,  материальной и ор-

ганизационной помощи недовольным. Перед правительством ГДР со

всей очевидностью встал вопрос об отделении Западного  Берлина

от  его  остальной  части.  Для  прекращения  контактов между

"внутренней  и внешней контрреволюцией"  была возведена  знаме-

нитая стена  из бетонных плит. После этого попасть  из Западно-

го в Восточный  Берлин стало возможным только через  контроль-

но-пропускные пункты.

Конечно, создание Берлинской стены привело не к  укрепле-

нию  международных отношений,  а отрицательно сказались на их

развитии в  Европе и во всем мире. Налаживание  отношений  было

отложена еще  на несколько лет.

4.2 КАРИБСКИЙ  КРИЗИС.

Вслед за  "берлинским  кризисом" последовал еще один,  на

фоне которого события "берлинского кризиса" казались не столь

серьезными.  Он получил название "карибского",  или,  как его

называют в  странах Запада,  "ракетного кризиса".  Этот кризис

поставил мир  на грань мировой катастрофы, так  как СССР и США,

как никогда  ранее, оказались у черты термоядерной войны.

1 января 1959 года  на Кубе произошла революция,  в резуль-

тате которой  был свергнут тиранический режим  Батисты, поддер-

живаемого США. К власти пришли сторонники Фиделя Кастро, нас-

троенные антиамерикански.  США развернули массированную  про-

пагандистскую и подрывную войну  против  Кубы,  планировалось

даже  нанесение  бомбовых  ударов  по  стратегическим пунктам

страны.  Но все ограничилось несколькими вылазками американс-

ких наемников,  с успехом отраженные кубинской армией. В кон-

це-концов правительство  Кубы было вынуждено искать  защиты  у

других стран. Такой страной стал СССР.

Правительство СССР увидело в данной проблеме  возможность

расширить  социалистический  лагерь  и построить свой форпост

прямо у берегов  США.  В этих условиях СССР в 1962  г.  принял

решение  разместить  на острове ракеты среднего радиуса дейс-

твия с ядерными боеголовками.  В течение  нескольких  месяцев

рухнула американская система безопасности,  создававшаяся США

весь XX век.  Она была основана на  том,  что  неприятельские

войска  не смогут поразить  своим оружием территорию Америки.

Теперь же появилась  военная база СССР у самых берегов  США.

Белый дом  потребовал убрать с Кубы уже установленные ра-

кеты и вернуть  военные корабли, которые везли  новые ракеты. В

противном случае он угрожал нанести ракетно-бомбовые удары по

ним,  за чем неизбежно последовала бы  полномасштабная  война

между двумя  странами.  В последний момент (22-27 октября 1962

г.) лишь благодаря  прямым переговорам по  трансатлантическому

телефону  между  президентом США Джоном Кеннеди и лидером Со-

ветского Союза  Н. Хрущевым, удалось предотвратить  ядерный ка-

таклизм.  СССР вывез ядерные ракеты с Кубы,  вернул корабли в

свои порты.  Взамен США  пообещал  не  организовывать  прямые

вторжения на остров, а также вывести из Турции ракеты средне-

го радиуса  действия с ядерными боеголовками,  нацеленными  на

СССР.

Карибский  кризис  был  кульминацией обострения отношений

государств периода "холодной войны".  После этого стал проис-

ходить медленный  и  непостоянный процесс улучшения отношений

между странами социализма и капитализма.

Таким образом,  дойдя до края  пропасти,  оба  противника

отступили.  Для  США  и  СССР атомная война была неприемлемым

средством продолжения  политики.  Поэтому не удивительно,  что

после кубинского кризиса возобновился диалог двух стран. Меж-

ду Москвой  и Вашингтоном была  открыта  линия  прямой  связи,

позволившая  главам  двух  правительств немедленно вступать в

контакт в чрезвычайных случаях. Между Хрущевым и Кеннеди  была

установлена определенная  степень  сотрудничества,  но период

относительного  спокойствия продолжался недолго, так как вско-

Информация о работе Хрущев Н.С.. Либеризация внешнеполитического курса