Хрущев Н.С.. Либеризация внешнеполитического курса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 16:16, реферат

Краткое описание

С декабря 1949 г. он опять попадает в Москву на ту же

должность - первого секретаря Московского и областного коми-

тетов партии. С марта 1953 г., после смерти Сталина, целиком

сосредатачивается на работе в ЦК, а в сентябре 1953 г. изби-

рается Первым секретарем ЦК. В 1958 г. Н.С.Хрущев становиться

Председателем Совета министров СССР. Уходит он с этих постов

после Пленума ЦК в октябре 1964 г., где он был освобожден от

занимаемых должностей "по состоянию здоровья". Он получил

звание персонального пенсионера союзного значения. Никита

Сергеевич Хрущев умер 11 сентября 1971 г.

Такова краткая биография Н.С.Хрущева, человека, который

стал символом целой эпохи в жизни Советского Союза. Уже по

ней ясно, каким неординарным человеком он был. Эта неординар-

ность сыграла свою роль и во внешней политике СССР.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 36.78 Кб (Скачать)

1. ВВЕДЕНИЕ.

Время, когда  Советским  Союзом управлял Никита Сергеевич

Хрущев, кажется  мне интересным  по  нескольким  причинам:  во

первых, в этот период произошло великое множество  событий, во

многом определивших дальнейшее развитие многих стран; во вто-

рых, произошла  очередная для России смена политического кур-

са; в-третьих,  это время прошло не так давно - все эти собы-

тия свершились немногим более тридцати лет назад.

Когда Хрущев пришел к  власти,  международная  обстановка

была очень  сложной.  После второй мировой войны мир,  объеди-

нившийся было для победы над фашизмом, снова  разбился на нес-

колько лагерей. Отношения между капиталистическими странами и

СССР продолжали прогрессировать в сторону ухудшения.

Получив управление страной в такое сложное время, Хрущеву

пришлось проявить весь свой управленческий и  дипломатический

талант, чтобы   уладить  отношения  противоположных  лагерей.

Внешняя политика  СССР  получила  совершенно  противоположные

принципы: улучшение  международных отношений,  разрядке напря-

женности и  разоружении.

Нельзя говорить о деятельности Хрущева, не зная о  нем ни-

чего.  Никита Сергеевич Хрущев (1894-1971)  был  выходцем  из

беднейшего  крестьянства Курской губернии.  Как и большинство

детей бедняков,  он был вынужден пойти работать уже в 12 лет.

В 1918 г.  вступил в партию большевиков,   участвовал в граж-

данской войне.  После гражданской войны начинается  партийная

карьера Н.С.Хрущева.  Сначала на периферии,  затем - в Москве

(с 1935 г.  он возглавляет Московские городскую  и  областную

партийные  организации),  позднее - на Украине (В 1938 г.  он

становиться первым секретарем ЦК КП (б) Украины и  кандидатом

в члены Политбюро,  а еще через год - членом Политбюро ЦК ВКП

(б)).

Во время  Великой Отечественной войны Хрущев в разные пе-

риоды был членом военных советов Юго-Западного,  Сталинградс-

кого, Южного, Воронежского и 1-го Украинского фронтов. Закон-

чив войну в  звании генерал-лейтенанта, Н.С.Хрущев вернулся на

Украину,  где с 1944 по 1947 г.  работал председателем Совета

Министров Украинской ССР,  затем вновь был избран первым сек-

ретарем ЦК КП (б).

С декабря 1949 г.  он опять попадает в Москву  на  ту  же

должность  - первого секретаря Московского и областного коми-

тетов партии.  С марта 1953 г., после смерти Сталина, целиком

сосредатачивается на работе в ЦК,  а в сентябре 1953 г. изби-

рается Первым секретарем ЦК. В 1958 г. Н.С.Хрущев становиться

Председателем Совета министров СССР.  Уходит он с этих постов

после Пленума  ЦК в октябре 1964 г.,  где он был освобожден от

занимаемых должностей  "по  состоянию  здоровья".  Он получил

звание персонального  пенсионера  союзного  значения.  Никита

Сергеевич Хрущев  умер  11 сентября 1971 г.

Такова краткая  биография Н.С.Хрущева,  человека,  который

стал символом  целой  эпохи в жизни Советского Союза.  Уже по

ней ясно, каким  неординарным человеком он был. Эта  неординар-

ность сыграла  свою роль и во внешней политике СССР.

2. ЛИБЕРИЗАЦИЯ  ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА.

Внутренняя эволюция  СССР  после  смерти Сталина повлекла

новую ориентацию страны и в сфере  внешней  политики.  Журна-

листские  сообщения изменились:  они заметно смягчились.  Для

людей это было удивительно: ведь раньше людям твердили только

о негативных чертах Запада.  Пресса начала писать не только о

том,  что плохого произошло в других странах,  но и о том по-

лезном,  что можно там найти. Обновляя контакты с зарубежными

странами,  Советское правительство старалось расширять торго-

вые отношения. Это было выгодно не только СССР, но и западным

странам, которые  получили возможность выхода на новый, обшир-

ный рынок своей  продукции,  чего они были лишены после второй

мировой войны. Новые отношения с внешним  миром не могли огра-

ничиваться  только экономикой.  Правительство СССР установило

прямые контакты и начало  обмен  делегациями  с  парламентами

других стран. Быстро росло число журналистов, аккредитованных

в Москве.

Событием, изменившим расстановку сил в послевоенном мире,

стал стал запуск 4 октября 1957 года  первого  искусственного

спутника Земли. С этой даты начался отсчет "космической  эры".

Превосходство советской науки было усилено  первыми временными

неудачами аналогичных  экспериментов в США.  Кульминацией стал

день 12 апреля 1961 года:  впервые человек,  советский космо-

навт Юрий Гагарин, совершил орбитальный полет вокруг Земли.

Успехи СССР в освоении космического пространства  явились

результатом деятельности блестящей группы ученых, возглавляе-

мых академиком Королевым. Идея обогнать американцев  в запуске

спутника исходила как раз от него. Хрущев был горячим  сторон-

ником Королева. Успех этих начинаний имел огромный политичес-

кий и пропагандистский резонанс в мире.  Дело в том, что СССР

был окружен  кольцом американских военных баз,  на которых на-

ходилось ядерное  оружие, т.е. Советский Союз находился  факти-

чески под прицелом США. Для СССР же США оставались практичес-

ки неуязвимыми,  так как у него не было таких баз.  Теперь же

положение в  корне изменилось Советский Союз отныне владел  не

просто  ядерным  оружием,  но и межконтинентальными ракетами,

способными доставить  его в заданную точку мира.  С этого вре-

мени  США  утратили  неуязвимость из-за океана.  Теперь и они

оказались под  той же угрозой,  что и СССР.  Если до этого мо-

мента в мире существовала одна сверхдержава, то теперь появи-

лась вторая, более слабая, но имеющая достаточный  вес для оп-

ределения всей мировой политики.  На американцев,  недооцени-

вавших возможности  своего противника,  это произвело  шоковое

впечатление.  США и всему миру отныне пришлось учитывать мне-

ние Москвы в  решении международных вопросов.

Положительным сдвигом в  международной  обстановке  стало

совместное  обсуждение  главами  ведущих государств,  впервые

после окончания  второй мировой войны,  современных проблем. А

первой такой  встречей было совещание в Женеве 18-23 июля 1955

г.  глав правительств СССР, Англии, Франции и США. Хотя к ка-

ким-либо  договоренностям  прийти не удалось,  но даже просто

сам факт созыва этого совещания имел положительное  значение.

Предложения  СССР носили больше пропагандистский характер,  а

западные западные державы требовали от  СССР  реальных  дейс-

твий:  проведение  демократизации в восточноевропейских стра-

нах, а также  решения вопроса о создании единых австрийского и

германского государств (в восточной части Австрии  по-прежнему

находились советские  войска,  а ГДР существовала с 1949  г.).

СССР же вынес  же такое нереальное предложение, как  заключение

договора о  коллективной безопасности в Европе без  каких-либо

предварительных консультаций.  Естественно, что это предложе-

ние было отвергнуто в западноевропейских столицах.

3. ДИПЛОМАТИЯ  РАЗОРУЖЕНИЯ.

Другой проблемой  переговоров и разногласий с  Западом,  и

особенно с  США,  было разоружение.  В ядерной гонке Советский

Союз к удивлению  США достиг значительных успехов.  Однако это

было трудное  соревнование, которое налагало на нашу экономику

непосильное бремя  и не позволяло повысить уровень  жизни  со-

ветских людей, который оставался по-прежнему низким.

Действия СССР в этом направлении были очень  активными: во

второй половине 50-х годов было сделано множество  инициатив в

области разоружения. Было предложено резко сократить  все виды

вооруженных  сил  и  оружия,  причем приступать к разоружению

предлагалось  немедленно, не предусматривался какой-либо конт-

рольный механизм,  разоружение должно было проводиться сразу,

без разбиения  на этапы.  Но западные лидеры недаром были  из-

вестны  своим прагматизмом,  поэтому инициативы СССР,  будучи

рассмотренными  как нереальные и не заслуживающие  обсуждения,

были также  отвергнуты.

Советское правительство  пыталось отстоять свои  предложе-

ния.  Для этого было проведено крупное одностороннее сокраще-

ние Вооруженных  сил. В августе 1955 г.  Верховный Совет  СССР

принял решение  о их сокращении на 640 тыс. человек. На сокра-

щение пошли  и другие социалистические страны Европы.  На  это

снижение численности  армии не закончилось: 14 мая 1956 г. ру-

ководство СССР решило в течение года  осуществить  еще  более

значительное  сокращение  своих Вооруженных Сил - на 1,2 млн.

человек сверх  проведенного в 1955 г.  В 1957 г.  СССР внес  в

ООН ряд предложений  о приостановке испытаний ядерного оружия;

о принятии обязательств об отказе применения атомного и водо-

родного оружия; о сокращении вооруженных сил  СССР, США, Китая

до 2,5 млн., а затем - до 1,5 млн.; о ликвидации баз на чужих

территориях. В 1958 г. СССР прекращал в одностороннем  порядке

проведение ядерных  испытаний, ожидая аналогичного шага от за-

падных  стран.  А в сентябре 1959 года Н.С.Хрущев выступил на

Ассамблее ООН  с программой "всеобщего и полного  разоружения"

всех  стран,  которая была довольно холодно встречена капита-

листическими  странами. Но в целом западные страны насторожен-

но отнеслись  к инициативам СССР и выдвинули  ряд таких встреч-

ных условий, как  разработку разработку мер доверия  и контроля

за исполнением  принятых решений. А от этих мер в  свою очередь

Информация о работе Хрущев Н.С.. Либеризация внешнеполитического курса