Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:22, контрольная работа
Период от середины 60-х до середины 80-х годов, когда политическое руководство страны возглавлял Л.И.Брежнев, называют временем застоя - временем упущенных возможностей. Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно - политической системы.
Знаменовал начало нового витка советской истории Октябрьский (1964г.) пленум ЦК КПСС.
На Октябрьском (1964 г.) пленуме ЦК КПСС произошла смена руководства партии и страны. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев, председателем Совета Министров СССР А.Н.Косыгин, председателем Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорный.
Развитие НТР и даже элементов научно-технического
прогресса более ранних стадий сдерживалось
действовавшим экономическим механизмом,
что имело весьма негативные последствия
и для развития производительных сил общества,
и для социальной сферы. В середине 1980-х
гг. свыше 50 млн. чел. в промышленности,
строительстве и на транспорте были заняты
ручным трудом, характерным для доиндустриальных
технологий. Продолжавшийся количественный
рост работников материального производства
отражал низкий уровень производительных
сил, не соответствующий современным требованиям.
2. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» СССР НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ
2.1. Борьба за влияние в странах третьего мира
Гонка вооружений была добровольно приостановлена к середине 60-х гг.
Был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений. Таких, как например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и подводой (5.08.1963г.), Договор о нераспространении ядерного оружия, создания безъядерных зон (1968г.), соглашения по ОСВ-1(ограничение и сокращение стратегических вооружений) (1972г.), Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (1972г.) и многих других. Другим «фронтом» холодной войны была ...
С момента достижения стратегического паритета (начало шестидесятых годов) военная составляющая гонки вооружений постепенно отодвигается на второй план, на сцене же разыгрывается борьба за влияние в странах третьего мира. Сам этот термин был введен в обиход благодаря большему влиянию неприсоединившихся стран, открыто не примкнувших к одной из противоборствующих сторон. Если на первых порах, сам факт противостояния двух мощных систем на мировой карте привел к обвальной деколонизации (период освобождения Африки), то в более поздний период сформировался круг государств открыто и очень эффективно использующих выбор своей политической ориентации на ту или другую сверхдержаву. В известной степени можно отнести страны так называемого арабского социализма, который за счет СССР свои конкретные узко-национальные задачи.
«Холодная война» велась не только в политике, но и в области культуры, спорта. Так, например, США и многие страны Западной Европы бойкотировали Олимпийские игры 1980 года в Москве. В ответ спортсмены стран Восточной Европы бойкотировали следующую Олимпиаду в Лос-Анджелесе в 1984 году. «Холодная война» была широко отражена в кинематографе, причем пропагандистские фильмы снимали обе стороны. У США это: «Красный рассвет», «Америка», «Рембо, первая кровь, часть II», «Железный орел», «Вторжение в США». В СССР же сняли: «Ночь без милосердия», «Нейтральные воды», «Случай в квадрате 36 – 80», «Одиночное плавание» и многие другие. Несмотря на то, что фильмы совсем разные, в них, с разной степенью талантливости, показывалось какие плохие «они» и какие хорошие парни служат в нашей армии.
Своеобразно и очень точно, проявление «холодной войны» в искусстве отразилось в строке из популярной песни «и даже в области балета, мы впереди планеты всей...»
Достаточно очевидно, что огромные затраты,
которые несли сверхдержавы, не могли
продолжаться бесконечно, и в итоге противостояние
двух систем решалось в экономической
сфере. Именно эта составляющая оказалась,
в конечном счете, решающей. Более эффективная
экономика Запада, позволяла не только
поддерживать военный и политический
паритет, но и удовлетворять растущие
потребности современного человека, которыми
в силу чисто рыночных механизмов хозяйствования
умела грамотно манипулировать. В то же
время тяжеловесная, ориентированная
только на производство вооружений и средств
производства, экономика СССР, не могла,
да и не собиралась конкурировать в этой
области с Западом. В конце концов, это
отразилось на политическом уровне, СССР
начал проигрывать борьбу не только за
влияние в странах третьего мира, но и
за влияние внутри социалистического
содружества.
2.2. Международное положение СССР с средины 60-х – начале 80-х гг.
К середине 60-х гг. сравнительно с первыми послевоенными годами мир оказался в существенно изменившейся ситуации. Обозначившиеся тогда противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции вылились теперь в жесткое противоречие двух оформившихся общественно-политических систем.
Восточная Европа находилась под полным контролем СССР, тогда как Западная - в прочном военно-политическом и экономическом союзе с США. «Холодная война» была в самом разгаре. Основным объектом борьбы «социализма» и «капитализма» являлись страны «третьего мира», образовавшиеся на развалинах мировой колониальной системы. СССР и США, стоявшие за ними основные военно - политические блоки НАТО и Организация Варшавского Договора, избегали прямой военной конфронтации. Однако соперничество за влияние в развивающихся странах оставалось весьма острым, и нередко приводило к локальным военным конфликтам.
Соревнование двух систем развивалось и в экономической сфере, причем в 60-е - 80-е годы оно становилось все более жестким. Запад имел в нем явное преимущество: выгоднее были стартовые позиции, причем в США в годы второй мировой войны экономический потенциал значительно вырос. Более совершенной была и система кооперации развитых стран, тогда как в
«социалистический
блок» входили, помимо СССР, страны,
игравшие несущественную роль в мировом
хозяйстве, многие из которых понесли
огромный ущерб в годы войны. Затяжное
формирование механизма международного
разделения труда в рамках СЭВ
мешало координации
50 млн.,
а к началу 80-х годов - 508 млн.
т. Цены на советскую нефть
были значительно ниже мировых
цен, так как СССР взял на
себя обязательство поставок
сырья по более низким
Активно развивалось сотрудничество в рамках организации Варшавского
Договора (ОВД). Почти ежегодно в 80-е годы проводились общие маневры, в основном на территории СССР, Польши и ГДР.
Частичные реформы «советской модели социализма» ни в одной из стран восточноевропейского блока не привели к качественному росту эффективности производства.
Реакцией на кризис «советской модели социализма» в странах Восточной
Европы и события «чехословацкой весны» 1968 г. явилась так называемая
«доктрина
Брежнева». Главное ее содержание составила
«теория ограниченного
«Доктрина
Брежнева» признала наличие слабых
звеньев в социалистическом фронте,
возможность реставрации
Брежнев подчеркнул, что суверенитет социалистического государства есть общее достояние всех марксистов-ленинцев: «Когда возникает угроза делу социализма в одной стране, угроза безопасности социалистического содружества в целом - это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран».
Политика « невмешательства», по его мнению, прямо противоречила интересам обороны братских государств. Для того чтобы не уступить, не отдать буржуазии ни грана завоеванного, не допустить отступления от марксизма - ленинизма требуется прочно придерживаться «общих закономерностей социалистического строительства».
Термин «доктрина» как система установок не прижился в советском внешнеполитическом лексиконе, его нет ни в одном официальном партийном или государственном документе. Но существование «доктрины Брежнева» никогда не опровергалось политическими руководителями СССР, поскольку она расширяла содержание коренного идеологического постулата КПСС - «принципа пролетарского интернационализма». В то же время «доктрина Брежнева» выражала политику, нацеленную на закрепление территориально- государственного устройства в Европе послевоенного периода.
Попытки народно-демократических преобразований подавлялись как извне (введение войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г.), так и изнутри (движение «Солидарность» в 1980-1981 гг. и его запрет с введением военного правления в Польше).
Китайский вариант реформ образца 50-60-х годов обусловил жесткую конфронтацию СССР и КНР. В 1969 г. на советско-китайской границе произошли вооруженные столкновения (в районе о. Даманский и др.). Лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. и смерти Брежнева в 1982 г. отношения между двумя странами нормализовались. К махистскому течению в период после «пражской весны» добавился «еврокоммунизм», провозглашавший автономность национальных компартий, приоритет национальных ценностей, отрицание «диктатуры пролетариата» и утверждение демократических механизмов прихода к власти и руководства обществом. Авторитет социализма оставался высоким преимущественно в тех странах третьего мира, которые получали военно - финансовую и техническую помощь СССР. Для Советского Союза это была еще одна статья огромных расходов в ущерб собственным экономическим и социальным программам.
2.3. Отношения с капиталистическими странами
Взаимосвязи с развитыми капиталистическими странами постепенно приобретали все более конструктивный характер. С середины 60-х годов начали улучшаться отношения с Францией, что стало отправным моментом для политики разрядки, особенно в Европе. Последовавшие затем соглашения с ФРГ получили развитие в ряде договоров европейских государств. К середине 70-х годов к процессу нормализации отношений с СССР ненадолго присоединилась Англия.
Особое значение имело Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 г. Активизировались переговоры по ряду конкретных проблем, связанных с ограничением вооружений. В 1972 г. была подписана, а в 1975 г. вступила в силу конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия и об их уничтожении - первая в истории международных отношений реальная мера по разоружению.
В 1973 г. в Вене начались переговоры 19 государств о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе. Обсуждение строилось на принципах равенства обязательств, не нанесения ущерба безопасности, какой- либо из сторон, отказа от односторонних военных преимуществ.
Значительный прогресс был, достигнут в советско-американских отношениях. В ряде соглашений, положивших начало процессу разрядки международной напряженности, согласовывались принципы советско - американского взаимодействия в сфере стратегических вооружений, снижавшие угрозу войны. В 1974 г. был подписан договор об ограничении испытаний ядерного оружия под землей.
Во второй половине 70-х годов разрядка напряженности пошла на убыль.
В 1979 г.
США создают «силы быстрого развертывания»,
провозглашают «новую ядерную стратегию»
со ставкой на «упреждающий» удар.
Очевидной ошибкой
3. НАРАСТАНИЕ КРИЗИСТНЫХ ЯВЛЕНИЙ
3.1. Изменения в политической системе и нарастание противоречий в экономике
Социальный заказ правящего класса в 1965 – 1984 гг. состоял в том, чтобы любой ценой сохранить существующее положение. Курс на стабильность требовал от властей укрепления «властной вертикали», которую в эти годы упорно разъедали ведомственный монополизм и падающая политическая активность, апатия советских людей. Поворот нового руководства к более жесткому, более консервативному курсу был продиктован стремлением правящего класса восстановить разрушенную хрущевской «оттепелью» целостность советской системы. Укрепление Советского государства, и, прежде всего Советов, рассматривалось как главные вопросы внутренней политики. Однако на практике повысить роль местных Советов не далось. Они по-прежнему целиком зависели от центра и оставались бессильными и безгласными. Верховный Совет СССР по существу был декоративным органом, призванным «единогласно» одобрять подготовленные аппаратом решения. Высший законодательный орган практически не контролировал правительство, расходы отдельных министерств и ведомств. Советы мало влияли на реальную жизнь общества.
С завершением процесса формирования номенклатурной системы фактически утрачивает свой элитный статус Коммунистическая партия. Формально она остается стержнем советской политической системы. Все крупные государственные и хозяйственные вопросы решались в партийных «инстанциях».
Общественному мнению навязывался тезис о «возрастающей руководящей роли КПСС и ее становлении как партии всего советского народа». Ряды КПСС стремительно росли, достигнув к середине 80-х гг. 19 млн. человек, однако былое значение членства в партии снижалось.
Правящий класс был заинтересован в стабильности высшего политического руководства, жесткой централизации управления, позволяющей на деле контролировать общество и саму номенклатуру. Кадровые перестановки в 1965 – 1984 гг. в высших эшелонах власти были сведены к минимуму, формируются клановые структуры, наращивается бюрократический аппарат.