Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:56, реферат
Цель работы – Европа 19 века в условиях расцвета капитализма. Франция.
Введение 3
1. Характеристика Европейских стран 19 века 4
2. Франция в период расцвета капитализма 9
Заключение 14
Список литературы 17
На практике власть во Франции всегда принадлежала монарху и придворной клике – кроме недолговечной республики 1848 года, и вплоть до окончательного установления республики после франко-прусской войны. Система централизованной администрации, как показал Токвиль в его исследовании о «старом режиме», была создана задолго до Революции: она была орудием абсолютной монархии. После периода анархии якобинцы снова устроили столь же централизованную власть, служившую новым хозяевам, и Наполеон ее укрепил и упорядочил. Бурбоны не смогли вернуться к дореволюционным учреждениям, но сохранили административную систему Наполеона: деление Франции на «департаменты», всевластие префектов и строго регламентированную бюрократию.[4] Все проявления местной инициативы подавлялись, и образовалось дрессированное общество с верхним слоем господ, с недовольным и униженным средним классом и с загнанным в свои цеха и лачуги безгласным «четвертым сословием». Вся эта система бюрократического управления сохранилась до 1871 года, а во многом дожила до наших дней. Но революция 1830 года передала власть крупной буржуазии, устранив остатки феодальных привилегий: во Франции с тех пор установилась бесстыдная, ничем не ограниченная власть денег.
После Революции французы перестали уважать свою власть, как таковую, и относили свои эмоции к отдельным лицам; но после Наполеона эти лица могли внушать только презрение. Легитимность власти исчезла, но привычка повиновения власти сохранялась, поскольку индивиду противостояли одни и те же бюрократические учреждения.[7]
Французская система правления напоминала паровой котел с наглухо запаянным предохранительным клапаном. Давление в этом котле в годы реставрации непрерывно повышалось. Во Франции, по английскому образцу, развился промышленный капитализм, и ее нищий пролетариат стал промышленным пролетариатом, то есть наемной рабочей силой крупных предприятий. В отличие от Англии, эта рабочая сила не была рассеяна по стране, а сосредоточена главным образом в Париже (другим промышленным центром был Лион).
Париж сыграл в истории 19 века исключительную роль: это был культурный центр всей Европы, поскольку французский язык был в то время языком общения всех культурных европейцев. В этом городе, наряду с армией рабочих, едва сводивших концы с концами и терявших при каждом кризисе свой скудный заработок, жило также подавляющее большинство образованных людей Франции, большей частью небогатых людей умственного труда. Централизация общественной жизни привела к тому, что в Париже находились правительственные учреждения, административный, финансовый и судебный аппарат Франции, банки, торговые фирмы, издательства и типографии, Академия наук с ее институтами и учебные заведения, в том числе знаменитые, единственные в мире «высшие школы», созданные во время Революции. Таким образом, в Париже социальный протест рабочих соединялся с протестом работников умственного труда и значительной части среднего класса. Население Парижа было взрывчатой смесью, где вспыхивали революции: здесь работники физического труда, уже в некоторой части грамотные, могли найти образованных союзников и вождей.
Но
главную часть населения
Как мы видели, классовая борьба была неизменной действующей силой истории: в основе этой силы был социальный инстинкт, протестовавший против сословных и групповых привилегий. Фаза классовой борьбы, была борьбой европейской буржуазии против феодализма. Буржуазия – «третье сословие» – могла противопоставить средневековому сословному строю свое общественное сознание. В действительности культура Нового времени была главным образом делом буржуазии: почти все создатели этой культуры вышли из ее рядов, или, поднявшись из низших слоев народа, вели буржуазный образ жизни.
Буржуазия выработала идеи, ставшие двигателем прогресса, и умела выразить эти идеи. Но низший класс общества, «четвертое сословие», имел лишь смутное представление об устройстве общества и о своем положении. Он ощущал «несправедливость» общественного строя и время от времени, когда его доводили до крайности, бунтовал против него. Но этот класс состоял из людей физического труда, а физический труд был, как правило, монотонным и отупляющим занятием, едва оставлявшим время для сна. Этот труд не давал людям возможности думать, и во всяком случае – возможности получить образование, без чего невозможно упорядоченное мышление.
Революция 1848 года была кульминацией классовой борьбы в 19 веке и поворотным пунктом Новой истории. Древние греки обозначали словом «акме» сильнейший возраст человеческой жизни, относя его к 30 или 40 годам. Есть серьезные основания полагать, что акме Новой истории приходится на середину 19 века, и эту вершину цивилизации трагически отмечает 1848 год.
Дальнейшая история Франции – история бессильного регресса. Буржуазия, не полагаясь больше на республику, снова ищет «хозяина» – диктатора, способного установить в стране «порядок». Затем следует двадцать лет застоя и коррупции. Париж перестает быть духовной столицей Европы.
Революция 1848 года, вызвавшая широкое общественное движение во всей Европе, была первым столкновением двух мифов: мифа о свободном рынке и мифа о демократии. Оба этих мифа возникли в Англии и были восприняты на континенте с искажениями. Общественные механизмы прежде возникали стихийно, без участия человеческого сознания; это не значит, что так будет всегда. Революция 1848 года была первой попыткой осуществить с помощью новых учреждений «социальную справедливость». Как и все первые попытки, эта революция не удалась.
Полоса политической реакции,
наступившей после подавления
революций 1848—1849 гг., оказалась короткой.
50— 60-е годы в Европе ознаменовались
многочисленными социально-
В 1859—1860 гг. была ликвидирована в основном политическая раздробленность Италии, и это привело к образованию единого итальянского государства. В 1867 г. Пруссия сумела объединить под своим главенством большую часть Германии, а в 1871 г. создать единое германское государство. Нарастала борьба за национальную независимость в Ирландии. Подъем в 60-е годы национального движения угнетенных народов Австрийской империи (прежде всего венгров), а также ее поражения в войнах 50—60-х годов вынудили монархию Габсбургов осуществить в 1867 г. буржуазные преобразования и ввести в империи конституционный строй (однако национальное угнетение большинства народов монархии сохранялось). В 1859—1862 гг. в результате объединения Валахии и Молдовы возникло единое румынское государство. В 60-е годы произошла также мощная вспышка национально-освободительной борьбы в Польше (восстание 1863 г.) Обострение социально-политических противоречий в Испании, вызванное сохранением многочисленных феодальных пережитков и засильем реакции, явилось причиной двух буржуазных революций, которые произошли в этой стране в 50-х — начале 70-х годов.
Новые возможности для развития капитализма в Европе открыла отмена крепостного права в России в 1861 г.
К
исходу 60-х годов все страны Европы
(кроме Швейцарии) по своему государственному
устройству оставались монархиями. Однако
за исключением России и Франции
(в которых сохранялись царское самодержавие
в одной и бонапартистская диктатура в
другой) неограниченных монархических
режимов в Европе уже не существовало
— их сменили различные формы конституционно-парламентского
строя, носившего, однако, весьма недемократический
характер; во многих странах сохранялись
также те или иные элементы дворянских
прерогатив и привилегий, феодальные пережитки.
Информация о работе Характеристика Европейских стран 19 века. Франция в период расцвета капитализма