Характер и особенности культурного развития Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:07, контрольная работа

Краткое описание

К VI в. кризис был преодолён. У славян вновь начинают появляться добротные дома, совершенствуются ремесла. Иоанн Эфесский писал о славянах этого периода: "Они стали богаты, имеют много золота, серебра, табуны лошадей и оружие и научились вести войны лучше самих римлян". Антия установила тесные связи с Византией. Многие из антов достигли в империи высоких чинов. Так, ант Доброгаст стал командующим черноморской эскадры греков. Интенсивно развивались ремесла, строились города. Успешно отражались набеги остатков племён периода готско-гуннского нашествия. В частности, анты вели успешные войны с лангобардами и кутургурами.

Оглавление

Введение 3
1. Истоки древнерусской культуры. 8
2. Христианство и русская культура. 11
3. Письменность, грамотность, образование. 13
4. Литературные памятники. 14
5. Архитектура и живопись. 16
6. Быт и нравы древнерусского общества. 18
Заключение 22
Литература 23

Файлы: 1 файл

контрольная работа по истории отечества.docx

— 51.52 Кб (Скачать)
fy">     Любимыми  забавами богатых людей были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные  игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как  и в поздние времена, являлась баня.

     В княжеско-боярской среде в три  года мальчика сажали на коня, затем  отдавали его на попечение и выучку пестуну (от «пестовать» - воспитывать). В 12 лет молодых князей вместе с  видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами. С XI в. в богатых семьях стали учить  грамоте мальчиков и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала  в нем школу для обучения девочек.

     Изготовление  обуви в крестьянской семье традиционно  было мужским делом, а одежду всегда делали женщины. «Они обрабатывали лён, этот чудесный северный шёлк, пряли из него тонкие мягкие нитки. Долгой и трудной была обработка льна, но под сильными и ловкими руками крестьянок лён превращался и в белоснежные ткани и в суровые холсты, и в прекрасные кружева. Эти же руки шили одежду, красили нитки, вышивали праздничные наряды. Чем трудолюбивее была женщина, тем тоньше и белее были рубашки у всей семьи, тем замысловатее и красивее были на них узоры».

     Обучение  всем женским работам начиналось с раннего детства. Маленькие  девочки с шести-семи лет уже  помогали взрослым в поле сушить лён, а зимой пробовали прясть из него нити. Для этого им давали специально сделанные детские веретёна и  прялки. Подрастала девочка и с  двенадцати-тринадцати лет начинала сама готовить себе приданое. Она пряла  нитки и сама ткала холст, который  хранили к свадьбе. Затем она  шила себе и будущему мужу рубашки  и необходимое бельё, вышивала эти  вещи, вкладывая в работу всё своё умение, всю душу. Самыми серьёзными вещами для девушки считались  свадебные рубашки для будущего жениха и для себя. Мужскую рубашку  украшали вышивкой по всему низу, делали неширокую вышивку по вороту, а  иногда и на груди. Долгие месяцы девушка  готовила эту рубашку. По её работе люди судили, какая из неё будет  жена и хозяйка, какая работница.

     После свадьбы, по обычаю, только жена должна была шить и стирать рубашки мужа, если не хотела, чтобы другая женщина  отобрала у неё его любовь.

     Женская свадебная рубашка тоже была богато украшена вышивкой на рукавах, на плечах. «Руки крестьянки - от них зависело благополучие семьи. Они всё умели  делать, никогда не знали отдыха, они защищали слабого, были добрыми  и ласковыми ко всем родным и близким. Поэтому их следовало украсить красиво  вышитыми рукавами в первую очередь, чтобы люди сразу замечали их, проникались  к ним особым уважением, понимая  особую роль рук в жизни женщины-труженицы».

     Прясть  и вышивать было принято в часы, свободные ото всех других работ. Обычно девушки собирались вместе в  какой-нибудь избе и садились за работу. Сюда же приходили парни. Часто они  приносили с собой балалайку, и получался своеобразный молодёжный вечер. Девушки работали и пели песни, частушки, рассказывали сказки или  просто вели оживлённый разговор.

     Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью  узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Отдельные элементы вышивки носили символическое значение. Вышила женщина ёлочки, - значит, желает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель - это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. С ней нужно дружить. И женщина вышивает на одежде волнообразные линии, располагая их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его.

 

Заключение

     В заключение можно сделать вывод, что культура Киевской Руси - оригинальное, самобытное образование, вобравшее  в себя традиции предшествующих культур  и развившее их далее. Среди изначальных, сложившихся начиная с похода Рюрика на Киев и воссоединения двух центров русской культуры, Новгорода  и Киева, отличительных черт культуры Русской земли можно назвать:

    • Определяющее влияние государственности в формировании культуры.
    • Государственное, княжеское начало в выборе идеологии, "Крещении Руси".
    • Сохранение единства, целостности культуры, "собирание земель" в условиях постоянной защиты от внешней опасности - половцев и Тевтонского ордена.
    • Многоплеменной состав культуры, в государственный союз входили не только словенские племена, но и финно-угорские: "чудь, меря, весь".
    • Забота государства о грамотности, распространении языка. У новгородцев грамотность была массовой, их грамоты - в основном мирского содержания.
    • Князья (Ярослав Мудрый) заботились о создании первых библиотек.
    • Быстрое развитие права. Первый свод законов "Русская Правда" был создан уже в XI в. Но и до неё в Византии, Константинополе мужи русские клялись "своим оружием", Перуном и "Русским законом", то есть "Закон" был известен уже в IX в.

     Великолепная, пышная культура Киевской Руси погибла  в пламени монгольского нашествия: горели города, рушились храмы, население  угонялось в далекие каракорумские  пески. Дальнейшее развитие культуры было прервано, прежде всего, внешними факторами. Но культура не исчезла. Она была сохранена, сбережена народом и стала  воссоздаваться вновь, но уже вокруг другого центра - Москвы.

 

Литература

  • Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X–XVII веков: Эпохи и стили. – Л., 1973.
  • Рыбаков Б.А. Люди и нравы Древней Руси //От Корсуни до Калки. Века X–XIII. – М., 1990.
  • Шайкин А.А. Дискурсы летописной строки //Вопросы истории. – 2001. № 9.
  • Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX–XX вв.: учеб. пособие. – М., 1998.

Информация о работе Характер и особенности культурного развития Киевской Руси