Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:07, контрольная работа
К VI в. кризис был преодолён. У славян вновь начинают появляться добротные дома, совершенствуются ремесла. Иоанн Эфесский писал о славянах этого периода: "Они стали богаты, имеют много золота, серебра, табуны лошадей и оружие и научились вести войны лучше самих римлян". Антия установила тесные связи с Византией. Многие из антов достигли в империи высоких чинов. Так, ант Доброгаст стал командующим черноморской эскадры греков. Интенсивно развивались ремесла, строились города. Успешно отражались набеги остатков племён периода готско-гуннского нашествия. В частности, анты вели успешные войны с лангобардами и кутургурами.
Введение 3
1. Истоки древнерусской культуры. 8
2. Христианство и русская культура. 11
3. Письменность, грамотность, образование. 13
4. Литературные памятники. 14
5. Архитектура и живопись. 16
6. Быт и нравы древнерусского общества. 18
Заключение 22
Литература 23
На Северщине, то есть на Черниговщине, обнаружены наиболее совершенные по исполнению предметы древнерусского искусства в дохристианском стиле. На землях северян обнаружена "Велесова книга", северянином был легендарный Боян, "Велесов внуче", "соловей старого времени"; на Северщине создавалось "Слово о полку Игореве", рязанский монах Софоний, создавший "Задонщину", был брянским боярином, то есть северянином по происхождению. По подсчётам Владимира Чивилихина, в Северной земле было больше городов, чем во всех других русских княжествах.
Высокой культуры достигли вятичи. Известны такие вятичские города, как Девягорск, Дедославль, Домогощ, Карачев, Козельск, Коломна, Колтеск, Кремы, Любыньск, Москва, Трубеч и др.
К
этому времени политические и
культурные различия между славянскими
племенами ещё сохранялись. Археологами
была составлена карта находок украшений
различного типа, главным образом, височных
колец - непременных украшений
Остаются и междоусобицы племён - каждый племенной союз претендовал на первенство. Лишь политическое объединение вокруг Киева позволило сложиться русскому этносу. Поляне последний раз упоминаются в летописях в 944 г., дреговичи в 1199 г., радимичи в 1199 г., северяне в 1183 г., вятичи в 1197 г. Названия всех этих этносов вытесняются терминами "русские", "русичи", которые применяются к населению Киевской Руси. На место былых племенных названий - поляне, словене (новгородские), древляне, радимичи, северяне, дреговичи, кривичи, вятичи, включая и угро-финские этносы - чудь, мери, весь, приходит одно самоназвание - "русские".
Сложилось единое, централизованное государство - Киевская Русь.
Инициатором
объединения выступили
В VIII в. на севере Европы закончился раздел земли. Теперь земельный надел наследовал старший сын (майорат), младшим ничего не оставалось делать, как идти в "вик" - военное поселение, лагерь. Сложилось движение викингов - "детей вика". Они искали удачи на путях войны, разбоя. Им противостояли хевдинги - соотечественники, оставшиеся на земле. В Византии выходцы с Балтики, служившие наёмниками у греческих императоров, назывались "вэрингами", или "ворингами", - "принёсшими клятву", то есть они были профессиональными воинами, связанными присягой с предводителем. Отсюда произошло слово "варяг". В Европе их называли "норманнами" - "людьми севера". На Руси норманнами называли не всех варягов, а лишь норвежцев. Таким образом, слова "варяг", "викинг", "норманн" выражают род занятий - это свободные воины, занимающиеся разбоем, грабежом, наёмники, - а не этническую принадлежность. Варягов издавна привлекали земли Новгорода, потому что по ним проходил путь из "варяг в греки", что позволяло достичь Византии быстрее и легче, чем морским путем вокруг Европы. Варяги обложили данью северные земли Руси, что вызывало яростное сопротивление, их неоднократно изгоняли, но они приходили вновь. В середине VIII в. пресёкся род Новгородского князя Гостомысла и новгородцы призвали на княжение его внука по дочерней линии, сына князя рарогов, входивших в союз бодричей западных славян, Рюрика. Рюрик к тому времени стал известным викингом, ходившим в набеги на Испанию, Англию, доходившим до Африки. В 862 г. он принял предложение и со своим родом и дружиной прибыл в Новгород. Его женой была Ефанда из рода норвежских королей, а её брат, Олег, стал опекуном наследника Игоря и получил прозвище Вещий. Рюрик начинает подчинять города своему правлению, он повёл активную борьбу с хазарами. Рюрик принёс на Русь и обычаи, характерные для западных славян и викингов. В частности, от варягов пошёл ритуал человеческих жертвоприношений, захоронение кремацией в ладье.
Рюрик предпринимает энергичные меры для освобождения от варяжского засилия Киева и подчинения его себе, но не успевает этого сделать, умерев в Новгороде в 879 г. Задачу объединения русских земель решает князь Игорь. В 882 г. его энергичный сановник Олег захватывает Киев и освобождает от хазарского подчинения земли северян, уличей и тиверцев, предпринимает поход в Константинополь. Киев стал политическим центром объединённых славянских племён Восточной Европы.
Формирование древнерусского государства, включившего в свой состав множество славянских и неславянских земель, относится ко второй половине IX в. Необычайно богатой событиями, но и не во всем известной в деталях, была предыстория русского народа как одного из ветвей славян. Сами славяне принадлежат к древней индоевропейской семье, которая включает также германский, кельтский, иранский, греческий, индийский и др. народы.
Кочевые
племена 4-5 тысяч лет назад населяли
северо-восточную часть
С
той поры народный эпос упоминал о
кузнецах, кующих огромный плуг и побеждающих
прилетающего с юга огненного
Змея (образ воинственных кочевников-киммерийцев).
Праславянам противостояли
С этого времени заселившие почти половину Византийской империи славяне стали играть самостоятельную роль на политической арене раннесредневековой Европы.
Формирование древнерусской народности относится к IX-Х вв. Оно осуществлялось в процессе ассимиляции славян с финно-уграми и балтами. К тому же времени относится и появление понятия «Русь», «Русская земля». В широком смысле «Русь» означала все земли восточных славян, подвластные Киеву. В узком смысле (в географическом отношении) Русь - место южнее Киева, ограничиваемое реками Рось, Росава и Днепр.
Древнерусское государство сложилось во второй половине IX в. Это было раннефеодальное государство, хозяйственную основу которого образовало земледелие. Тем самым обеспечивалась прочность культурных традиций, перенятых Киевской Русью от скифских земледельческих племен, а также в целом от праславянской этнической общности.
Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами.
В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.
Дохристианские славянские верования
В
VII - X вв. восточные славяне были язычниками.
Основными славянскими
· Сварог бог неба
· Дажьбог бог Солнца
· Стрибог бог ветра
· Перун бог грома и молнии, покровитель дружины
· Велес бог скота и покровитель пастухов
· Ярила бог весны (или Солнца)
· Купала бог лета
· Мокошь богиня женского рукоделия
Земледельческими были древнейшие божества Род и рожаницы.
Как у любых язычников, у славян существовали жрецы - волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов - идолам.
С объединением славян под властью Киева, укреплением власти князя потребовался главный бог. Как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства.
Первая религиозная реформа была осуществлена в 986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:
· Перун Хорс (солнечный конь)
· Дажьбог Мокошь
· Стрибог Симаргл (значение неизвестно)
Среди этих шести главным был бог грома Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.
Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.
Летопись
рассказывает о выборе веры князем
Владимиром, к которому приходили
представители всех религий. Ислам
был отвергнут из-за запрета на
спиртное, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие
его евреи лишились своего государства
и рассеялись по всей земле. Наиболее
убедительными показались князю
аргументы византийского
Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду.
Скорее всего, этот рассказ - легенда, цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями. (Летопись создана в XI - XII вв.)
Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по пути "Из Варяг в Греки". Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.
Крещение Руси князем Владимиром в 988 г. явилось крупнейшим событием как по своим непосредственным результатам, так и по последствиям, ближайшим и отдаленным. Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие, очеловечивал эту среду, хотя, разумеется, между действительностью и идеалом всегда существует огромный разрыв. При всей развитости традиций восточнославянского язычества только принятие христианства позволило русской культуре через контакт с Византией преодолеть локальную ограниченность и приобрести универсальное измерение. Язычество не выделяло человека из природы, он был нерасторжим с миром ее вечного круговращения. С принятием христианства культура осознает себя и свое место в мире.
Введение христианства по
Киевская Русь за очень короткий срок, уже к XI в., превратилась в страну высокоразвитой культуры, сравнимой со европейской. Это была единая держава, объединявшая славянские, прибалтийские и финно-угорские народы на территории около 7 тыс. кв. км. Оформилась общность древнерусского народа, сложился литературный язык. Высокий уровень национального самосознания демонстрируют русские летописи. Показательна приверженность широких слоев населения к знаниям и грамотности.
Информация о работе Характер и особенности культурного развития Киевской Руси