Характер и особенности культурного развития Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:07, контрольная работа

Краткое описание

К VI в. кризис был преодолён. У славян вновь начинают появляться добротные дома, совершенствуются ремесла. Иоанн Эфесский писал о славянах этого периода: "Они стали богаты, имеют много золота, серебра, табуны лошадей и оружие и научились вести войны лучше самих римлян". Антия установила тесные связи с Византией. Многие из антов достигли в империи высоких чинов. Так, ант Доброгаст стал командующим черноморской эскадры греков. Интенсивно развивались ремесла, строились города. Успешно отражались набеги остатков племён периода готско-гуннского нашествия. В частности, анты вели успешные войны с лангобардами и кутургурами.

Оглавление

Введение 3
1. Истоки древнерусской культуры. 8
2. Христианство и русская культура. 11
3. Письменность, грамотность, образование. 13
4. Литературные памятники. 14
5. Архитектура и живопись. 16
6. Быт и нравы древнерусского общества. 18
Заключение 22
Литература 23

Файлы: 1 файл

контрольная работа по истории отечества.docx

— 51.52 Кб (Скачать)

 

  1. Письменность, грамотность, образование.

     Принятие  христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась  с наследием античного мира.

     С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими  просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.

     Древнейшими дошедшими до нашего времени памятниками  древнерусской письменности являются Остромирово Евангелие 1056 г., Изборники 1073 и 1076 гг.

     В Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей или  бараньей коже). Книги переплетались  в кожу, богато украшались золотом  и драгоценными камнями.

     В связи с распространением христианства на Руси (главным образом, при монастырях) стали создаваться школы для "книжного учения". Грамотность распространилась довольно широко, о чем свидетельствуют, прежде всего, обнаруженные в Новгороде  берестяные грамоты, относящиеся к XI-XII вв. Среди них - частная переписка, деловые хозяйственные документы, даже ученические записи.

     В Киеве при соборе Св. Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных монастырях.

     На  русский язык переводились греческие  богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исторические хроники, повести.

     Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы.  

 

  1. Литературные  памятники.

     Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси - "Повесть временных  лет" (ПВЛ) - возник в начале XII в. До нас ПВЛ дошла в двух редакциях, сложившихся в XIV-XV вв. ПВЛ стала  основой русского летописания. Ее включали практически во все местные летописи. Важнейшими темами ПВЛ были защита христианской веры и родной земли. Автором  ПВЛ обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Однако по существу это коллективный труд, в составлении  и переработке которого принимали  участие несколько летописцев. Летописец  не бесстрастно наблюдал за событиями. Летопись была документом политическим и потому нередко подвергалась переработке  в связи с приходом к власти нового князя.

     В летописи нередко включались публицистические и литературные произведения. "Слово  о законе и благодати" митрополита  Иллариона (первого митрополита  русского происхождения), написанное во второй трети XI в., было посвящено прославлению христианства и обоснованию самостоятельности  Руси по отношению к Византии. В "Поучении" Владимира Мономаха был создан образ  идеального князя, мужественного в  бою, заботливого по отношению к  подданным, радеющего о единстве и благополучии Руси.

     Важным  видом чтения средневекового русского человека были жития святых. На Руси стала создаваться собственная  житийная литература. Среди них - "Сказание о Борисе и Глебе", "Жития" княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия и др.

     В условиях средневековья человек  редко покидал родные края. Тем  больше был интерес к далеким  странам. Поэтому для средневековой  литературы так характерен жанр "хожений", рассказов о путешествиях. К этому  направлению древнерусской литературы относится "Хожение" игумена Даниила, совершившего паломничество в Палестину.

     Повседневная  жизнь и яркие удивительные события  отражались в устном народном творчестве. Песни, былины, загадки, пословицы дошли  до нас через многие столетия, и  нередко бывает трудно отделить раннюю основу фольклорного произведения от позднейших напластований.

     Исследователи народного творчества выделяют обрядовый  фольклор, связанный с земледельческим  календарем и уходящий корнями в  древние языческие верования. Таковы песни и пляски, связанные с  Масленицей, днем Ивана Купалы, рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся  также свадебные песни и гадания.

     Однако  народное творчество носило далеко не только обрядовый характер. Сохранилось  множество загадок, заклинаний, заговоров  на бытовые темы. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды. Вероятно, уже тогда сложились  основные сюжеты русских народных сказок: о лисе и волке, о бабе-Яге, о  змее, о скатерти-самобранке и т.п.

     Особое  место в фольклоре занимает былинный эпос. Среди древнерусских былинных сюжетов выделяются былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче, о  Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Большинство былин связано с  временами Владимира I (в былинах - Владимир Красное Солнышко). Появление  былинного эпоса, центральными фигурами которого являются князь и его  богатыри, отразило укрепление государственной  власти, борьбу Руси против иноземных  нашествий.

     Фольклор  оказал большое влияние на становление  и развитие древнерусской литературы. 

 

  1. Архитектура и живопись.

     Типичное  жилище в Древней Руси - полуземлянка или бревенчатый сруб. Пол был  земляным или дощатым. Жилье отапливалось печью, топившейся по-черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и сохранения большего тепла. У зажиточных городских  жителей дома состояли из нескольких соединенных между собой срубов. В княжеских и боярских домах (хоромах) устраивались крытые галереи, строились терема. Основу внутреннего  убранства жилья составляли лари и лавки, на которых и сидели, и  спали.

     С принятием христианства на Руси стали  строиться храмы. Первые церковные  постройки были деревянными и  до наших дней не сохранились. Но уже  в конце X в. был построен первый русский  каменный храм - Десятинная церковь (разрушена  монголами в 1240 г.)

     Типичный  русский храм был крестово-купольным. Центральный барабан опирался на 4 столба, расчленявшие внутреннее пространство храма. С восточной (алтарной) стороны  к храму пристраивались полукруглые  апсиды. С западной стороны сооружались  хоры. Русские мастера использовали при строительстве каменных храмов традиции деревянного зодчества, для  которого было характерно многоглавие.

     Древнейшим  сохранившимся памятником древнерусского зодчества является огромный 13-купольный  кирпичный собор Св. Софии в  Киеве, построенный при Ярославе Мудром (в 30-х гг. XI в.). Собор был  богато украшен мозаиками и фресками, в том числе на бытовые темы.

     Несколько позднее был сооружен собор Св. Софии в Новгороде. Несмотря на очевидное  сходство композиции, этот храм существенно  отличается от киевского. Он построен из местного белого камня, имеет 5 симметрично  расположенных глав, мощные стены. Внутреннее убранство собора - фрески. Богатых  мозаик здесь нет. Если киевская София  нарядна, то новгородская - сурова и  лаконична. Софийский собор стал образцом для новгородского и  псковского зодчества последующих  столетий.

     В XI в. в Киеве и Новгороде строились  и монастырские каменные церкви.

     Каменное  строительство велось и в других городах Руси: Полоцке, Чернигове.

     С распространением культового каменного  строительства развивалась монументальная живопись. Византийские и русские  мастера украшали интерьеры храмов мозаиками и фресками. В киевском Софийском соборе в технике мозаики были выполнены подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) и Богоматери, апостолов. Мозаика собора имеет 130 оттенков.

     Особенно  широко применялись фресковые росписи. В Софийском соборе фресками были покрыты практически все стены, однако до наших дней сохранились  лишь немногие. Часть фресок посвящена  светским сюжетам: два групповых  портрета семьи Ярослава Мудрого, охотничьи  сцены, изображения акробатов, музыкантов.

     В каждой церкви находились иконы. Самой  знаменитой из икон той эпохи является "Богоматерь Владимирская", созданная  в начале XII в.

     Наряду  с монументальной живописью и  иконописью высокого искусства достигли мастера книжной миниатюры. 

  1. Быт и нравы древнерусского общества.

     Письменные  источники дают несколько терминов для обозначения деревенского поселения: «погост» («мир»), «свобода» («слобода»), «село», «деревня». Изучение древнерусской  деревни археологами позволило  выявить различные типы поселений, установить их размеры и характер застройки. В эпоху образования  Киевской Руси пашенное земледелие с  упряжными почвообрабатывающими орудиями постепенно повсеместно (на севере несколько  позднее) сменило мотыжную обработку  почвы. Появилась трехпольная система  земледелия. Выращивались пшеница, овес, просо, рожь, ячмень и др. Летописи упоминают  хлеб яровой и озимый. Население  занималось также скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Деревенское  ремесло имело второстепенное значение. Ранее всего выделилось железоделательное  производство, базирующееся на местной  болотной руде. Металл получали сыродутным способом.

     Основой общественного строя являлась феодальная собственность на землю, с постепенно возрастающим закрепощением свободных  общинников. Результатом закабаления  деревни явилось её включение  в систему феодального хозяйства, основанного на отработочной и продуктовой  ренте. Наряду с этим сохраняются  и элементы рабовладения (холопство).

     В 6—7 вв. в лесной полосе места поселений  рода или небольшой семьи (городища) исчезают, и на смену им появляются неукрепленные деревенские селища и укрепленные дворы феодалов. Начинает складываться вотчинное хозяйство. Центр вотчины — «княждвор», в  котором временами жил князь, где, кроме его хором, находились дома его слуг — бояр-дружинников, жилища смердов, холопов и др. Вотчиной управлял боярин — огнищанин, распоряжавшийся  княжескими тиунами. Представители  вотчинной администрации имели  как экономические, так и политические функции. В вотчинном хозяйстве  существовало ремесло.

     Народ Древней Руси жил как в больших  для своего времени городах, насчитывающих  десятки тысяч человек, так и  в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке  страны, в которых группировалось по два-три двора.

     Народы, расположенные по торговым путям, жили значительно лучше, чем жившие по дреговическим болотам и на территории Приуралья. Крестьяне жили в небольших  домах. На юге это были полуземлянки, у которых даже крыши были земляные.

     В Киевской Руси северная изба - высокая, часто двухэтажная, окна небольшие, но их много - пять или шесть - и все  к солнцу тянутся, высоко от земли  поднялись. Под бок к избе прижались  сени, сарай, кладовые - всё под одной крышей. Трудно придумать жилище более удобное для сурового климата Севера с долгими студёными зимами. Наличники, крыльцо, скаты кровель северных русских изб украшает строгий, но изящный геометрический орнамент. Любимый мотив резьбы - солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия.

     Внутри  крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В избе в переднем углу под иконами - большой стол для  всей семьи, вдоль стен широкие встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды. Северный шкафчик-поставец нарядно украшен росписью - здесь  птица Сирин и кони, цветы и  картинки с аллегорическими изображениями  времён года. Праздничный стол накрывали  красным сукном, ставили на него резную и расписную посуду, ковши, резные светцы для лучины.

     Развлечением  знати были охота и пиры, на которых  решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались  победы в походах, где рекой текло  заморское вино и свой родной «мед», слуги разносили огромные блюда  с мясом и дичью. На эти пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов и бесчисленное множество  народа. Князь с боярами и дружиной пировал "на сенях" (на высокой  галерее дворца), а на дворе ставились  столы для народа. Столы для  знати были уставлены богатой  посудой. Летописец Нестор сообщает, что из-за посуды у князя и дружинников  даже возникали разногласия: последние  требовали вместо деревянных ложек  серебряные. Более простыми были общинные пиры (братчины). На пирах обязательно  выступали гусляры. Гусляры услаждали  слух именитых гостей, пели им «славу», большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно происходила  раздача пищи, мелких денег от имени  хозяина неимущим.

Информация о работе Характер и особенности культурного развития Киевской Руси