Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:07, контрольная работа
К VI в. кризис был преодолён. У славян вновь начинают появляться добротные дома, совершенствуются ремесла. Иоанн Эфесский писал о славянах этого периода: "Они стали богаты, имеют много золота, серебра, табуны лошадей и оружие и научились вести войны лучше самих римлян". Антия установила тесные связи с Византией. Многие из антов достигли в империи высоких чинов. Так, ант Доброгаст стал командующим черноморской эскадры греков. Интенсивно развивались ремесла, строились города. Успешно отражались набеги остатков племён периода готско-гуннского нашествия. В частности, анты вели успешные войны с лангобардами и кутургурами.
Введение 3
1. Истоки древнерусской культуры. 8
2. Христианство и русская культура. 11
3. Письменность, грамотность, образование. 13
4. Литературные памятники. 14
5. Архитектура и живопись. 16
6. Быт и нравы древнерусского общества. 18
Заключение 22
Литература 23
Принятие
христианства способствовало расцвету
материальной культуры. Иконопись, фреска,
мозаика, приемы кладки кирпичных стен,
возведения куполов, камнерезное дело
- все это пришло на Русь из Византии
благодаря распространению
С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.
Древнейшими дошедшими до нашего времени памятниками древнерусской письменности являются Остромирово Евангелие 1056 г., Изборники 1073 и 1076 гг.
В Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже). Книги переплетались в кожу, богато украшались золотом и драгоценными камнями.
В
связи с распространением христианства
на Руси (главным образом, при монастырях)
стали создаваться школы для "книжного
учения". Грамотность распространилась
довольно широко, о чем свидетельствуют,
прежде всего, обнаруженные в Новгороде
берестяные грамоты, относящиеся к
XI-XII вв. Среди них - частная переписка,
деловые хозяйственные
В Киеве при соборе Св. Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных монастырях.
На русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исторические хроники, повести.
Уже
в XI в. начинается формирование собственно
древнерусской литературы.
Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси - "Повесть временных лет" (ПВЛ) - возник в начале XII в. До нас ПВЛ дошла в двух редакциях, сложившихся в XIV-XV вв. ПВЛ стала основой русского летописания. Ее включали практически во все местные летописи. Важнейшими темами ПВЛ были защита христианской веры и родной земли. Автором ПВЛ обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Однако по существу это коллективный труд, в составлении и переработке которого принимали участие несколько летописцев. Летописец не бесстрастно наблюдал за событиями. Летопись была документом политическим и потому нередко подвергалась переработке в связи с приходом к власти нового князя.
В
летописи нередко включались публицистические
и литературные произведения. "Слово
о законе и благодати" митрополита
Иллариона (первого митрополита
русского происхождения), написанное во
второй трети XI в., было посвящено прославлению
христианства и обоснованию
Важным видом чтения средневекового русского человека были жития святых. На Руси стала создаваться собственная житийная литература. Среди них - "Сказание о Борисе и Глебе", "Жития" княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия и др.
В
условиях средневековья человек
редко покидал родные края. Тем
больше был интерес к далеким
странам. Поэтому для средневековой
литературы так характерен жанр "хожений",
рассказов о путешествиях. К этому
направлению древнерусской
Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас через многие столетия, и нередко бывает трудно отделить раннюю основу фольклорного произведения от позднейших напластований.
Исследователи
народного творчества выделяют обрядовый
фольклор, связанный с земледельческим
календарем и уходящий корнями в
древние языческие верования. Таковы
песни и пляски, связанные с
Масленицей, днем Ивана Купалы, рождественские
коляды. К обрядовому фольклору относятся
также свадебные песни и
Однако народное творчество носило далеко не только обрядовый характер. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок: о лисе и волке, о бабе-Яге, о змее, о скатерти-самобранке и т.п.
Особое место в фольклоре занимает былинный эпос. Среди древнерусских былинных сюжетов выделяются былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Большинство былин связано с временами Владимира I (в былинах - Владимир Красное Солнышко). Появление былинного эпоса, центральными фигурами которого являются князь и его богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий.
Фольклор
оказал большое влияние на становление
и развитие древнерусской литературы.
Типичное
жилище в Древней Руси - полуземлянка
или бревенчатый сруб. Пол был
земляным или дощатым. Жилье отапливалось
печью, топившейся по-черному (без дымохода)
для меньшего расхода дров и сохранения
большего тепла. У зажиточных городских
жителей дома состояли из нескольких
соединенных между собой
С принятием христианства на Руси стали строиться храмы. Первые церковные постройки были деревянными и до наших дней не сохранились. Но уже в конце X в. был построен первый русский каменный храм - Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240 г.)
Типичный русский храм был крестово-купольным. Центральный барабан опирался на 4 столба, расчленявшие внутреннее пространство храма. С восточной (алтарной) стороны к храму пристраивались полукруглые апсиды. С западной стороны сооружались хоры. Русские мастера использовали при строительстве каменных храмов традиции деревянного зодчества, для которого было характерно многоглавие.
Древнейшим сохранившимся памятником древнерусского зодчества является огромный 13-купольный кирпичный собор Св. Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (в 30-х гг. XI в.). Собор был богато украшен мозаиками и фресками, в том числе на бытовые темы.
Несколько позднее был сооружен собор Св. Софии в Новгороде. Несмотря на очевидное сходство композиции, этот храм существенно отличается от киевского. Он построен из местного белого камня, имеет 5 симметрично расположенных глав, мощные стены. Внутреннее убранство собора - фрески. Богатых мозаик здесь нет. Если киевская София нарядна, то новгородская - сурова и лаконична. Софийский собор стал образцом для новгородского и псковского зодчества последующих столетий.
В XI в. в Киеве и Новгороде строились и монастырские каменные церкви.
Каменное строительство велось и в других городах Руси: Полоцке, Чернигове.
С
распространением культового каменного
строительства развивалась
Особенно широко применялись фресковые росписи. В Софийском соборе фресками были покрыты практически все стены, однако до наших дней сохранились лишь немногие. Часть фресок посвящена светским сюжетам: два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения акробатов, музыкантов.
В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи является "Богоматерь Владимирская", созданная в начале XII в.
Наряду
с монументальной живописью и
иконописью высокого искусства достигли
мастера книжной миниатюры.
Письменные источники дают несколько терминов для обозначения деревенского поселения: «погост» («мир»), «свобода» («слобода»), «село», «деревня». Изучение древнерусской деревни археологами позволило выявить различные типы поселений, установить их размеры и характер застройки. В эпоху образования Киевской Руси пашенное земледелие с упряжными почвообрабатывающими орудиями постепенно повсеместно (на севере несколько позднее) сменило мотыжную обработку почвы. Появилась трехпольная система земледелия. Выращивались пшеница, овес, просо, рожь, ячмень и др. Летописи упоминают хлеб яровой и озимый. Население занималось также скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Деревенское ремесло имело второстепенное значение. Ранее всего выделилось железоделательное производство, базирующееся на местной болотной руде. Металл получали сыродутным способом.
Основой
общественного строя являлась феодальная
собственность на землю, с постепенно
возрастающим закрепощением свободных
общинников. Результатом закабаления
деревни явилось её включение
в систему феодального
В
6—7 вв. в лесной полосе места поселений
рода или небольшой семьи (городища)
исчезают, и на смену им появляются
неукрепленные деревенские
Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.
Народы, расположенные по торговым путям, жили значительно лучше, чем жившие по дреговическим болотам и на территории Приуралья. Крестьяне жили в небольших домах. На юге это были полуземлянки, у которых даже крыши были земляные.
В Киевской Руси северная изба - высокая, часто двухэтажная, окна небольшие, но их много - пять или шесть - и все к солнцу тянутся, высоко от земли поднялись. Под бок к избе прижались сени, сарай, кладовые - всё под одной крышей. Трудно придумать жилище более удобное для сурового климата Севера с долгими студёными зимами. Наличники, крыльцо, скаты кровель северных русских изб украшает строгий, но изящный геометрический орнамент. Любимый мотив резьбы - солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия.
Внутри
крестьянские избы были убраны строго,
но нарядно. В избе в переднем углу
под иконами - большой стол для
всей семьи, вдоль стен широкие встроенные
лавки с резной опушкой, над ними
полки для посуды. Северный шкафчик-поставец
нарядно украшен росписью - здесь
птица Сирин и кони, цветы и
картинки с аллегорическими
Развлечением знати были охота и пиры, на которых решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах, где рекой текло заморское вино и свой родной «мед», слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. На эти пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов и бесчисленное множество народа. Князь с боярами и дружиной пировал "на сенях" (на высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа. Столы для знати были уставлены богатой посудой. Летописец Нестор сообщает, что из-за посуды у князя и дружинников даже возникали разногласия: последние требовали вместо деревянных ложек серебряные. Более простыми были общинные пиры (братчины). На пирах обязательно выступали гусляры. Гусляры услаждали слух именитых гостей, пели им «славу», большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяина неимущим.
Информация о работе Характер и особенности культурного развития Киевской Руси