Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 12:16, контрольная работа
После освобождения территории Беларуси от немецких оккупантов в 1918 году советская власть также активизировала работу по созданию белоруской национальной государственности. Она исходила из того, что большинство белорусов поддерживает укрепление союза с братским русским народом в составе единого государства. В конце декабря 1918 г. ЦК РКП(б) принял решение об образовании БССР.
1. Провозглашение независимости БССР. Декларация о государственном суверенитете БССР 1990 г. (основные положения)
2. Распад СССР и создание Содружества Независимых Государств.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года: характеристика основных положений. Система органов государственной власти по Конституции.
Нет недостатка в мрачных пророчествах о перспективах развития государств, образовавшихся на развалинах СССР. Для них характерны глубокий экономический упадок, крах нравственных основ жизни. Такое долго продолжаться не может. Предстоит сформировать гражданское общество и правовое государство, эффективную экономику с развитой системой социальных гарантий, включить экономику независимых стран в мировую хозяйственную систему, возродить культуру, такие исторические и традиционные ценности общества, как дом, семья, уважение к старшим, забота о слабых.
Центром СНГ
определена столица Беларуси – город
Минск. СНГ находится в настоящее
время в поисках наиболее соответствующих
для всех участников принципов нового
содружества. Разработан и принят ряд
документов, в том числе Устав
СНГ. Действует межпарламентское объединение,
центр которого находится в Санкт-Петербурге.
Однако в последнее время все
более отчетливо обозначились объединительные
тенденции республик бывшего
СССР. И это вполне закономерно. Страны
Западной Европы и США стремятся
ко все большей интеграции и сотрудничеству
(экономическое сотрудничество в
рамках ЕЭС). Мировой опыт свидетельствует,
что путь к возрождению, прогрессу
лежит через свободу
Только на путях
интеграции на основе равноправия и
взаимовыгодного сотрудничества государства
СНГ могут выйти из нынешнего
кризиса и превратиться в динамично
развивающееся сообщество, с интересами
которого будут считаться другие
центры силы в мировой политике и
экономике.
3.Конституция
Республики Беларусь 1994
года: характеристика
основных положений.
Система органов государственной
власти по Конституции.
По предыдущей
Конституции Беларуси государство
имело явно выраженный авторитарный
аспект. Начиная с 1989 года прежнюю
Конституцию приходилось
Конституция 1978
года в 90-е годы ХХ века стремительно
превращалась в архаичный документ.
Это в решающей мере обуславливалось
тем, что в конце 80-х - начале 90-х
годов в общественном сознании с
новой силой встала проблема обретения
республиками бывшего СССР государственного
суверенитета, устранения монополии
одной партии на власть, утверждения
политического и
Изменения в
Конституции 1978г. были направлены на обеспечение
разделения властей, принципов формирования
правового государства и
27 июля 1990 года
была принята Декларация
Декларация стимулировала
принятие целого ряда новых законодательных
актов Республики Беларусь. Многие
ее идеи были включены в проекты
разрабатываемых нормативных
В дальнейшем, 25
августа 1991г., Декларации о государственном
суверенитете специальным законом
был придан статус конституционного
закона, на основании которого были
внесены изменения и дополнения
в Конституцию 1978г - См.: Чигринов П.Г.
Очерки истории Беларуси: уч. пособие.
- Мн.: Академия МВД, 1997. С.560..
Объявление в
1991г. БССР независимым государством
явилось новым этапом развития белорусской
государственности и требовало
новой идеологии, нового сознания и
мышления. Сложностью осмысления процессов
преобразования того времени в обществе
и государстве можно, очевидно, объяснить
то длительное время, которое прошло
от принятия Декларации о суверенитете
БССР 1990г. до Конституции 1994г. Одновременно
это доказывает новое отношение
к Конституции. В ней должен был
быть так или иначе подведен итог
процессам формирования государства
на иной социально-экономической
В таких правовых
и политических условиях велась разработка
новой Конституции Республики Беларусь,
которая была принята 15 марта 1994г. Согласно
Конституции 1994г. высшим представительным
постоянно действующим и
В статье 6 Конституции
было закреплено разделение властей
в государстве на законодательную,
исполнительную и судебную. Государственные
органы в пределах своих полномочий
самостоятельны: они взаимодействуют
между собой, сдерживают и уравновешивают
друг друга. Конституция Республики
Беларусь 1994г. закрепляла за высшим представительным
органом право принимать
Необходимость
конституционной реформы в 1996г. обусловливалась
объективными факторами. В Конституции
Республики Беларусь в редакции 1994г.
изначально был заложен дисбаланс
функций и полномочий Верховного
Совета и исполнительной власти, возглавляемой
Президентом Республики Беларусь. В
противоречие с основополагающим принципом
разделения властей, который исходит
из требования равенства ветвей власти
и их самостоятельности, Верховный
Совет рассматривался в качестве
органа, стоящего прежде всего над
властью исполнительной. - См.: Василевич
Г.А. Нормативные правовые акты государственных
органов Республики Беларусь/ Г.А.Василевич.
Серия «Право», приложение к журналу
«Право и экономика» - Мн., 1999. С.51.
Таким образом,
Верховный Совет доминировал
над двумя другими ветвями
власти. Он выступал не только в качестве
одной из ветвей власти, но и по собственному
усмотрению мог устанавливать, определять
и изменять полномочия всех других
органов. Обладая правом вносить
любые изменения в Конституцию
и законы, признавать законы утратившими
силу, Верховный Совет фактически
имел неограниченную возможность принятия
решений по любому вопросу. - См.:
Проекты Конституций, предложенные
на референдум 1996 г. // Василевич Г.А.
Нормативные правовые акты государственных
органов Республики Беларусь.- Минск:
Право и экономика, 2001.- С.54
Поэтому не случайно
наиболее существенные изменения в
новой редакции Конституции претерпел
раздел IV, посвященный организации
и деятельности высших органов государства
- Президента, Парламента, Правительства
и судов. Произошло перераспределение
полномочий между указанными органами,
их уточнение.
Конституционная
реформа 1996г. выразилась в установлении
сбалансированных полномочий ветвей власти,
возложении на Президента функций Главы
государства, гаранта Конституции
Республики Беларусь, прав и свобод
человека и гражданина, в учреждении
двухпалатного Парламента (Палаты представителей
и Совета Республики), в повышении
роли Правительства - Совета Министров
в системе ветвей власти и усилении
его ответственности за состояние
и развитие экономики, социально-культурной
и административно-политической сфер
деятельности.
В результате внесения
в Конституцию Республики Беларусь
изменений и дополнений законодательная
власть больше не находится в привилегированном
положении. Парламент приобрел более
свойственное ему название, означающее
окончательный отказ от советской
модели высшего органа государственной
власти, и более совершенную структуру,
которая соответствует
Принятие новой
редакции Конституции в 1996г. подвело
своеобразный “правовой итог” политическому
кризису того времени, что свидетельствует
об осознании места и роли Конституции
в политической и правовой жизни
общества, о потенциале Конституции
в качестве реально действующего
юридического документа, и, что еще
важнее, о признании этого потенциала
и этих возможностей (Приложение С).
В 2004 году Конституция
Республики Беларусь подверглась очередной
редакции. Однако, следует отметить,
что изменения ее текста касались
только отдельных вопросов, связанных
с правовым положением Президента и
сроками его полномочий. При этом,
характер взаимоотношений трех ветвей
власти не изменялся. Не подвергались
изменению и закрепленные ранее
гарантии прав и свобод человека и
гражданина, т.е. Конституция продолжила
определять Республику Беларусь как
правовое, демократическое, светское государство.
- См.: Семашко Д.В. О проблеме внесения
изменений и дополнений в Конституцию
Республики Беларусь // Актуальные проблемы
совершенствования
Учитывая всю
важность Конституции Республики Беларусь
как Основного Закона государства
можно сделать вывод о ее действительном
значении в области развития правового
государства и гражданского общества,
а текст этого документа
Информация о работе Государство и право БССРО в начале 90-х годов ХХ века