Государство и право БССРО в начале 90-х годов ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 12:16, контрольная работа

Краткое описание

После освобождения территории Беларуси от немецких оккупантов в 1918 году советская власть также активизировала работу по созданию белоруской национальной государственности. Она исходила из того, что большинство белорусов поддерживает укрепление союза с братским русским народом в составе единого государства. В конце декабря 1918 г. ЦК РКП(б) принял решение об образовании БССР.

Оглавление

1. Провозглашение независимости БССР. Декларация о государственном суверенитете БССР 1990 г. (основные положения)
2. Распад СССР и создание Содружества Независимых Государств.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года: характеристика основных положений. Система органов государственной власти по Конституции.

Файлы: 1 файл

КСР 2.docx

— 46.64 Кб (Скачать)

Нет недостатка в мрачных пророчествах о перспективах развития государств, образовавшихся на развалинах СССР. Для них характерны глубокий экономический упадок, крах нравственных основ жизни. Такое  долго продолжаться не может. Предстоит  сформировать гражданское общество и правовое государство, эффективную  экономику с развитой системой социальных гарантий, включить экономику независимых  стран в мировую хозяйственную  систему, возродить культуру, такие  исторические и традиционные ценности общества, как дом, семья, уважение к  старшим, забота о слабых.

Центром СНГ  определена столица Беларуси – город  Минск. СНГ находится в настоящее  время в поисках наиболее соответствующих  для всех участников принципов нового содружества. Разработан и принят ряд  документов, в том числе Устав  СНГ. Действует межпарламентское объединение, центр которого находится в Санкт-Петербурге. Однако в последнее время все  более отчетливо обозначились объединительные  тенденции республик бывшего  СССР. И это вполне закономерно. Страны Западной Европы и США стремятся  ко все большей интеграции и сотрудничеству (экономическое сотрудничество в  рамках ЕЭС). Мировой опыт свидетельствует, что путь к возрождению, прогрессу  лежит через свободу экономической  деятельности при разумной системе  налогообложения и кредитно-финансовой политики, при решительном избавлении от национального и идеологического  чванства, при возрождении лучших национальных и культурных традиций.

Только на путях  интеграции на основе равноправия и  взаимовыгодного сотрудничества государства  СНГ могут выйти из нынешнего  кризиса и превратиться в динамично  развивающееся сообщество, с интересами которого будут считаться другие центры силы в мировой политике и  экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Конституция Республики Беларусь 1994 года: характеристика основных положений. Система органов государственной власти по Конституции. 

По предыдущей Конституции Беларуси государство  имело явно выраженный авторитарный аспект. Начиная с 1989 года прежнюю  Конституцию приходилось постоянно  обновлять, причем не только отдельные  статьи, но и разделы и главы. Особенно это коснулось основ общественного  строя Беларуси, положений, касающихся организации и деятельности органов  государственной власти, статуса  политических организаций. Раздел же о  правах и свободах граждан оставался  до принятия новой Конституции практически  неизменным. В этом разделе явно прослеживался патерналистский  характер государства. 

Конституция 1978 года в 90-е годы ХХ века стремительно превращалась в архаичный документ. Это в решающей мере обуславливалось  тем, что в конце 80-х - начале 90-х  годов в общественном сознании с  новой силой встала проблема обретения  республиками бывшего СССР государственного суверенитета, устранения монополии  одной партии на власть, утверждения  политического и экономического, устранения монополии одной партии на власть, утверждения политического  и экономического плюрализма. Совершенно иначе воспринимались ценности демократии, права и свободы граждан, роль государства в их обеспечении. Все  чаще политики обращались в таким  важнейшим документам, как Всеобщая Декларация прав человека, Международный  пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и  др., многие принципиальные положения  которых даже не упоминались в  прежней Конституции. - См.: Василевич  Г.А. Нормативные правовые акты государственных  органов Республики Беларусь/ Г.А.Василевич. Серия «Право», приложение к журналу  «Право и экономика» - Мн., 1999. С.28. 

Изменения в  Конституции 1978г. были направлены на обеспечение  разделения властей, принципов формирования правового государства и суверенитета Беларуси. - См.: Василевич Г.А. Конституционная  реформа в Беларуси в 1989 году // Веснiк  Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь.- 2006.- N 1.- С.102-110. 

27 июля 1990 года  была принята Декларация Верховного  Совета "О государственном суверенитете  Республики Беларусь". Декларация  провозгласила "полный государственный  суверенитет Республики Беларусь  как верховенство, самостоятельность  и полноту государственной власти  республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость  республики во внешних отношениях". - См.: Чудаков М.Ф. Конституционный  процесс в Республике Беларусь (1990-1994). Создание пятой белорусской Конституции // Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь.- 2004.- N 1.- С.131 

Декларация стимулировала  принятие целого ряда новых законодательных  актов Республики Беларусь. Многие ее идеи были включены в проекты  разрабатываемых нормативных правовых актов (например, 27 февраля 1991г. был  принят Закон "Об основных принципах  народовластия в Республике Беларусь"). 

В дальнейшем, 25 августа 1991г., Декларации о государственном  суверенитете специальным законом  был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978г - См.: Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: уч. пособие. - Мн.: Академия МВД, 1997. С.560..  

Объявление в 1991г. БССР независимым государством явилось новым этапом развития белорусской  государственности и требовало  новой идеологии, нового сознания и  мышления. Сложностью осмысления процессов  преобразования того времени в обществе и государстве можно, очевидно, объяснить  то длительное время, которое прошло от принятия Декларации о суверенитете БССР 1990г. до Конституции 1994г. Одновременно это доказывает новое отношение  к Конституции. В ней должен был  быть так или иначе подведен итог процессам формирования государства  на иной социально-экономической основе, закреплены ориентиры общественного  развития, его перспективы. Содержательность Конституции свидетельствует о  том, что и разработчики, и обсуждавшие  и принимавшие Конституцию депутаты видели в конституционных нормах правообразующее начало. Именно в  этот период уходят истоки конституционного мышления. - См.: История подготовки и принятия Конституции 1994 года // Василевич  Г.А. Белорусское государство на рубеже веков : 3-е изд., доп. - Минск : ИООО "Право и экономика", 2008. - С.72 

В таких правовых и политических условиях велась разработка новой Конституции Республики Беларусь, которая была принята 15 марта 1994г. Согласно Конституции 1994г. высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной  власти в Республике Беларусь являлся  Верховный Совет. Он состоял из 260 депутатов, которые избирались сроком на пять лет. 

В статье 6 Конституции  было закреплено разделение властей  в государстве на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные  органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют  между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Конституция Республики Беларусь 1994г. закрепляла за высшим представительным органом право принимать законы, принимать и изменять Конституцию.  

Необходимость конституционной реформы в 1996г. обусловливалась  объективными факторами. В Конституции  Республики Беларусь в редакции 1994г. изначально был заложен дисбаланс  функций и полномочий Верховного Совета и исполнительной власти, возглавляемой  Президентом Республики Беларусь. В  противоречие с основополагающим принципом  разделения властей, который исходит  из требования равенства ветвей власти и их самостоятельности, Верховный  Совет рассматривался в качестве органа, стоящего прежде всего над  властью исполнительной.  - См.: Василевич  Г.А. Нормативные правовые акты государственных  органов Республики Беларусь/ Г.А.Василевич. Серия «Право», приложение к журналу  «Право и экономика» - Мн., 1999. С.51. 

Таким образом, Верховный Совет доминировал  над двумя другими ветвями  власти. Он выступал не только в качестве одной из ветвей власти, но и по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить  любые изменения в Конституцию  и законы, признавать законы утратившими  силу, Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу.  - См.: Проекты Конституций, предложенные на референдум 1996 г. // Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных  органов Республики Беларусь.- Минск: Право и экономика, 2001.- С.54 

Поэтому не случайно наиболее существенные изменения в  новой редакции Конституции претерпел  раздел IV, посвященный организации  и деятельности высших органов государства - Президента, Парламента, Правительства  и судов. Произошло перераспределение  полномочий между указанными органами, их уточнение.  

Конституционная реформа 1996г. выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти, возложении на Президента функций Главы  государства, гаранта Конституции  Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, в учреждении двухпалатного Парламента (Палаты представителей и Совета Республики), в повышении  роли Правительства - Совета Министров  в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние  и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности.  

В результате внесения в Конституцию Республики Беларусь изменений и дополнений законодательная  власть больше не находится в привилегированном  положении. Парламент приобрел более  свойственное ему название, означающее окончательный отказ от советской  модели высшего органа государственной  власти, и более совершенную структуру, которая соответствует устоявшимся  стандартам парламентаризма. 

Принятие новой  редакции Конституции в 1996г. подвело  своеобразный “правовой итог” политическому  кризису того времени, что свидетельствует  об осознании места и роли Конституции  в политической и правовой жизни  общества, о потенциале Конституции  в качестве реально действующего юридического документа, и, что еще  важнее, о признании этого потенциала и этих возможностей (Приложение С).  

В 2004 году Конституция  Республики Беларусь подверглась очередной  редакции. Однако, следует отметить, что изменения ее текста касались только отдельных вопросов, связанных  с правовым положением Президента и  сроками его полномочий. При этом, характер взаимоотношений трех ветвей власти не изменялся. Не подвергались изменению и закрепленные ранее  гарантии прав и свобод человека и  гражданина, т.е. Конституция продолжила определять Республику Беларусь как  правовое, демократическое, светское государство. - См.: Семашко Д.В. О проблеме внесения изменений и дополнений в Конституцию  Республики Беларусь // Актуальные проблемы совершенствования законодательства Республики Беларусь на современном  этапе : материалы республиканской  научно-практической конференции. Минск, 2 декабря 2005 г.- Минск: БГЭУ, 2005.- С.237 

Учитывая всю  важность Конституции Республики Беларусь как Основного Закона государства  можно сделать вывод о ее действительном значении в области развития правового  государства и гражданского общества, а текст этого документа является важным историческим источником, на основании  содержания которого можно сделать  вывод о социально-политической и экономической ситуации в стране, о взаимоотношении ветвей власти, о развитии общества в целом.

Информация о работе Государство и право БССРО в начале 90-х годов ХХ века