Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 12:16, контрольная работа
После освобождения территории Беларуси от немецких оккупантов в 1918 году советская власть также активизировала работу по созданию белоруской национальной государственности. Она исходила из того, что большинство белорусов поддерживает укрепление союза с братским русским народом в составе единого государства. В конце декабря 1918 г. ЦК РКП(б) принял решение об образовании БССР.
1. Провозглашение независимости БССР. Декларация о государственном суверенитете БССР 1990 г. (основные положения)
2. Распад СССР и создание Содружества Независимых Государств.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года: характеристика основных положений. Система органов государственной власти по Конституции.
Статья первая
была утверждена относительно легко. При
голосовании целиком за нее отдали
голоса 252 парламентария из 262 зарегистрировавшихся.
Нюансы возникли в связи с таким
аспектом: считать Беларусь утвердившимся
или утверждающимся суверенным государством.
А.Слемнев предложил слово «
Дискуссии по статье
первой также возникли в связи
с упоминанием в ней герба,
флага и гимна. Депутат Н.Середа
предложил поставить перед
Без особых проблем
были утверждены вторая, третья и четвертая
статьи. За них отдали голоса 259 (из 265
зарегистрировавшихся), 255 (из 266 зарегистрировавшихся)
и 260 (из 266 зарегистрировавшихся) депутатов
соответственно. Причем ответственный
за третью статью А.Вертинский заявил,
что данная статья не имеет аналогов
в российской и украинской Декларации.
Статья пятая
была утверждена целиком 245 голосами из
247 зарегистрировавшихся. Трудности
возникли с четвертым предложением
статьи, которое в своем первоначальном
варианте предполагала создание Беларусью
своей собственной денежной системы.
Депутат И.Некрасов выступил за то,
чтобы Беларусь только «имела право»
на создание собственной системы. Депутат
А.Вертинский добавил слова «воздушное
пространство» в первом предложении
статьи.
Относительно
безболезненно прошла шестая статья.
Депутаты от БНФ предложили внести
в отношении территории республики
термин «неделимая». З.Пазьняк обосновывал
это тем, что в Беларуси может
появиться партия, которая объявит
республикой Витебскую область.
В итоге статья шестая при голосовании
целиком набрала 241 голос из 244 зарегистрировавшихся.
С первого захода
была принята седьмая статья: депутаты
положительно высказались по всем ее
предложениям, при голосовании целиком
статья набрала 245 голосов «за» из 247
зарегистрировавшихся. Поправка к данной
статьей В.Гончара, согласно которой
«до создания новой конституции
БССР на ее территории действуют положения
Конституции 1978 г., которые не противоречат
данной Декларации», была отклонена. В.Гончар
выразил резкий протест, мотивируя тем,
что принимаемая Декларация и действующая
Конституция БССР 1978 г. — это два разных,
противоречащих друг другу документа.
Утверждение статьи
восьмой можно считать победой
БНФ. По предложению З.Пазьняка были
приняты поправки о требовании БССР
компенсации от Москвы из-за Чернобыльской
катастрофы и использовании суверенитета
Беларуси для спасения граждан от
последствий атомной аварии. В
результате голосования целиком
статья была принята 245 голосами из 251 зарегистрировавшегося.
Триумфально была
утверждена девятая статья Декларации:
при голосовании целиком «за»
высказалось 232 народных избранника, «против»
— ни одного из 251 зарегистрировавшегося.
Депутаты дружно голосовали за функционирование
белорусского языка во всех сферах
общественной жизни, сохранение исторической
символики и т.д. Это вызвало
неподдельную радость «куратора» статьи
Н.Гилевича. Растроганный народный поэт
под аплодисменты заявил, что «сегодняшнее
отношение» депутатов к культуре
«ему понравилось».
Совершенно иная
ситуация сложилась с десятой
статьей. Депутаты различных политических
взглядов выражали взаимоисключающие
мнения о военных перспективах Беларуси.
Если оппозиция БНФ настаивала на
собственных белорусских
Статья одиннадцатая
была дружно атакована представителями
БНФ и Белорусской социал-
Против той
части статьи, где речь шла об
участии Беларуси в подписании договора
Союза суверенных социалистических
государств, выступили О.Трусов и
Л.Борщевский. О.Трусов предлагал заключать
с другими республиками более
надежные двухсторонние договоры, а
Л.Борщевский требовал объяснить, какой
социализм следует понимать: шведский
или кампучийский.
Однако Н.Дементей
активно лоббировал положения данной
статьи, приведя следующий
Данные итоги
голосования вызвали
После статьи одиннадцатой
депутаты вернулись к десятой
статье. К первому предложению
данной статьи была предложена поправка
депутата Л.Привалова: «Белорусская ССР
имеет право на собственные Вооруженные
Силы, решающие свои задачи в рамках
Конституции СССР». Против этой поправки
ополчились практически все депутаты.
С.Шушкевич справедливо заметил, что
Конституция СССР не предусматривает
создание белорусской армии. Другие
депутаты (Е.Новиков) правомерно утверждали,
что в основу Декларации положен
приоритет белорусских, а не общесоюзных
законов. Под давлением парламента
Л.Привалов вынужден был снять свою
поправку.
При обсуждении
десятой статьи проблемы возникли и
по той ее части, где речь шла о
нейтралитете и безъядерной зоне.
Депутаты от оппозиции требовали
утвердить такую формулировку, которая
бы предполагала однозначное объявление
нейтралитета Беларуси, а ее территории
— безъядерной зоной. Однако за это
предложение проголосовало лишь
64 депутата из 237 зарегистрированных. Поэтому
парламентарии удовлетворились
более мягкой формулировкой, которая
гласила, что Белорусская ССР
лишь ставит перед собой цель стать
нейтральным и безъядерным
После десятой
статьи наступил черед последней
части преамбулы. С. Шушкевич зачитал
две поправки, набравшие из пяти
предыдущих наибольшее количество голосов.
В первой поправке говорилось о торжественном
подтверждении государственного суверенитета
Беларуси, во второй — о его торжественном
провозглашении. Фактически вопрос стоял
о том, существовало ли в прошлом белорусское
государство как таковое. Первая поправка
набрала 128 голосов из 241 зарегистрировавшегося,
а вторая — 155.
Н.Дементей и
С.Шушкевич не скрывали своего разочарования
итогами голосования по данной части
преамбулы. С.Шушкевич обреченно заявил,
что мы, мол, на этой неделе не примем
Декларацию.
Выход из тупика
предложил А.Вертинский. По его мнению,
еще был «резерв» для того, «чтобы
сблизить два подхода». Для этого
во второй вариант, который набрал 155
голосов, перед словами «государственный
суверенитет» необходимо было добавить
«реальный или полный». Предложение
настолько понравилось
Острые дебаты
разгорелись по последней, двенадцатой
статье. Первоначальная ее редакция звучала
так: «Данная Декларация является основой
для разработки Конституции Белорусской
ССР». Казалось, проблема решена, ибо
за эту редакцию проголосовало 212 депутатов
из 241 зарегистрировавшегося. Однако депутат
В.Гончар заявил, что в таком виде
данная статья не может быть принята.
По его мнению, к данной статье обязательно
нужна поправка о том, что до вступления
в силу новой Конституции Беларуси
на ее территории действуют только
те положения Конституции
После перерыва
ответственный за двенадцатую статью
В.Курдюков зачитал депутатам совершено
иную формулировку статьи: положения
настоящей Декларации реализуются
Верховным Советом путем
Депутат А.Ковалев,
выступивший после голосования,
призвал поддержать именно эту формулировку,
переголосовать за нее. Законодатель доказывал,
что она позволит совершенствовать
«наши законы», заключать договора
с другими государствами. Его
поддержал депутат от оппозиции
БНФ В.Грибанов, который утверждал,
что такая формулировка статьи придаст
Декларации логическую завершенность,
так как «дома без крыши не бывает».
Сторонникам второй
формулировки статьи удалось склонить
мнение большинства парламента в
свою пользу. Н.Дементей согласился на
повторное голосование по двум формулировкам.
С.Шушкевич зачитал первую формулировку
на белорусском языке: «Дадзеная
Дэкларацыя з'яўляецца асновай для
распрацоўкі Канстытуцыі
Потом взял слово
депутат А.Павловский и неожиданно
предложил вернуться к девятой
статье. Он выступил против термина
«национальная общность». Депутат
был убежден, что «мы такой
записью обидели другие национальности»
и призвал «вернуться к слову
национальность». А.Павловскому дал
разъяснение Н.Гилевич. По убеждению
поэта, общность — более подходящее
слово, оно выступает как сумма
всех людей одной национальности
(поляки, евреи и т.д.).
Спросив А.Павловского,
удовлетворен ли он разъяснением, Н.Дементей
предложил проголосовать за принятие
Декларации в целом. Декларация была
утверждена 229 голосами из 232 зарегистрировавшихся.
«Против» не высказалось ни одного
депутата, не было и воздержавшихся.
Не голосовали три парламентария.
Самое интересное,
что депутаты как-то сразу забыли
о только что принятой Декларации
и проголосовали по следующим
вопросам: о правах граждан, пострадавших
от Чернобыля, об обращении Верховного
Совета к труженикам села, промышленных
предприятий, городов республик, ратификации
третьего дополнительного протокола
к Уставу Всемирного почтового союза…
И только потом
А.Вертинский выступил с предложением
считать 27 июля днем независимости
и ежегодно отмечать его как государственный
общенародный праздник. За это проголосовало
210 депутатов из 232 зарегистрировавшихся.
Принятой Декларации
был придан статус конституционного
закона 25 августа 1991 года. 19 сентября 1991
г. в нее были внесены изменения
в связи с переименованием
БССР в Республику Беларусь. 15 марта
1994 года Декларация утратила силу, так
как была принята Конституция
независимой Беларуси. При обсуждении
закона о введении в действие Конституции
депутат Н.Мачуленко предложил сделать
27 июля обычным днем, мотивируя это тем,
что Декларация «свое отработала», и что
дата ее принятия — «не самая лучшая с
точки зрения истории», однако его не поддержали.
27 июля все еще оставался нерабочим, праздничным
днем вплоть до подведения итогов общереспубликанского
референдума 24 ноября 1996 года.
2.Распад
СССР и создание
Содружества Независимых
Государств.
На рубеже 80 – 90-х годов в СССР наблюдался всплеск национальных движений. 1990 г. ознаменовался односторонним решением некоторых союзных республик (в первую очередь Прибалтийских) о самоопределении и создании независимых национальных государств. Попытки союзного центра
Информация о работе Государство и право БССРО в начале 90-х годов ХХ века