Государство и право БССРО в начале 90-х годов ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 12:16, контрольная работа

Краткое описание

После освобождения территории Беларуси от немецких оккупантов в 1918 году советская власть также активизировала работу по созданию белоруской национальной государственности. Она исходила из того, что большинство белорусов поддерживает укрепление союза с братским русским народом в составе единого государства. В конце декабря 1918 г. ЦК РКП(б) принял решение об образовании БССР.

Оглавление

1. Провозглашение независимости БССР. Декларация о государственном суверенитете БССР 1990 г. (основные положения)
2. Распад СССР и создание Содружества Независимых Государств.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года: характеристика основных положений. Система органов государственной власти по Конституции.

Файлы: 1 файл

КСР 2.docx

— 46.64 Кб (Скачать)

Учреждение  образования

“Гродненский  государственный  университет имени  Янки Купалы”

                                                                                             

Юридический факультет 
 

Кафедра  истории государства  и права

                                               
 

              Специальность “Экономическое право 
               
               
               
               
               
               

КСРС  на тему:

Государство и право БССРО в начале 90-х годов ХХ века 

по курсу  “История государства и права Беларуси”

студентки 1курса  1   группы дневной формы обучения

Панас Анастасии Игоревны 
 
 
 
 

                      Преподаватель:

                         Вербова О.В. 
                     
                     
                     
                     
                     

Гродно 2010 

Тема 2. Государство и  право БССРО в  начале 90-х годов  ХХ века (4 часа) 

  1. Провозглашение  независимости БССР. Декларация о  государственном суверенитете БССР 1990 г. (основные положения)
  2. Распад СССР и создание Содружества Независимых Государств.
  3. Конституция Республики Беларусь 1994 года: характеристика основных положений. Система органов государственной власти по Конституции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Провозглашение  независимости БССР. Декларация о государственном  суверенитете БССР  1990 г. 

После освобождения территории Беларуси от немецких оккупантов в 1918 году советская власть также  активизировала работу по созданию белоруской национальной государственности. Она  исходила из того, что большинство  белорусов поддерживает укрепление союза с братским русским народом  в составе единого государства. В конце декабря 1918 г. ЦК РКП(б) принял решение об образовании БССР.

27 декабря при  участии работников Северо-Западного  областного комитета РКП(б) были  обсуждены вопросы о территории  республики, структуре и составе  ее правительства. Был подготовлен  проект Манифеста о провозглашении  БССР.

30 декабря 1918 г. в Смоленске состоялась VI Северо-Западная  конференция РКП(б), которая объявила  себя I съездом коммунистической  партии (большевиков) Белоруссии  и подтвердила неразрывную связь  с РКП(б). I съезд РКП(б) принял  постановление о границах Беларуси. В соответствии с ним в ее  состав входили Минская, Могилевская,  Смоленская, Витебская, Гродненская  губернии с частями прилегающих  к ним местностей, населенных  по преимуществу белорусами.

В декабре 1918 - январе 1919 гг. в Беларуси была создана единая система государственной власти: комбеды слились с Советами, ликвидированы  военно-революционные комитеты.

2-3 февраля 1919 г. в Минске состоялся I Всебелорусский  съезд Советов рабочих, крестьянских  и красноармейских депутатов,  на котором было оглашено постановление  ВЦИКа «О признании независимости  БССР. Одновременно съезд принял  «Декларацию об установлении  федеральной связи БССР и РСФСР», в которой признавалась необходимость  установления тесных экономических  и политических связей между  БССР и РСФСР. Съезд определил  территорию БССР в составе  Минской и Гродненской губерний.

I Всебелорусский  съезд принял Конституцию БССР, образцом для которой была  взята Конституция РСФСР[ Вiшнеускi А.Ф. Саракавiк I.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi: Некаторыя пытаннi i адказы. - Мн.: ЗАТ «Веды», 1997, 1997. С. 70. ].

В соответствии с принятой Конституцией Белоруссии, высшей государственной властью  в республике объявлялся Всебелорусский Съезд Советов, а в период между  съездами, вся полнота власти закреплялась за ЦИК Белоруссии как высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом республики, всецело ответственным  перед Съездом Советов.

Структура Конституции. Раздел первый содержал общие положения  Конституции.

По конституции  власть принадлежала народу, церковь  отделялась от государства, уничтожалась зависимость печати от капитала и  предоставляет «в руки рабочего класса и крестьянской бедноты», декларировалась свобода собраний, митингов, шествий, объявлялась свобода союзов.

В целях обеспечения  за трудящимися действительного  доступа к знанию ставилась задача предоставить рабочим и беднейшим  крестьянам полное и всестороннее бесплатное образование.

Вводилась всеобщая воинская обязанность. Предоставлялось  право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления.

Признавались  равные права за гражданами, независимо от их расовой и национальной принадлежности, «объявлялось противоречащим основному  закону Республики установление или  допущение каких-либо привилегий или  преимуществ на этом основании, а  равно какое бы то ни было угнетение  национальных меньшинств или ограничение  их равноправия».

Раздел второй именовался «Конституция советской  власти» и содержал информацию о  съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов  Белоруссии, о Центральном Исполнительном Комитете.

Раздел третий - посвящен государственной символике.

Первая Конституция  юридически закрепила образование  республики и ее классовую сущность - диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства; подтвердила основные принципы социалистического строя  и советской формы власти.

В Конституции  не регламентировалась структура и  компетенция местных органов  власти, ничего не говорилось об избирательном  праве и бюджете республики.

Конституция декларировала  права трудящегося и эксплуатируемого народа, исходя из классового принципа; определила структуру органов власти и управления: Всебелорусский съезд  Советов, Центральный Исполнительный Комитет, Малый президиум, Большой  президиум, которые формировались  ЦИКом. На Большой президиум возлагались  функции правительства (ст. 27, 29), так  как Конституция не предусматривала  создания СНК. В Конституции не регламентировалась структура и компетенция местных  органов власти, ничего не говорилось об избирательном праве и бюджете  республики. В 1920 г. Конституция 1919 г. была дополнена и действовала до 1927 г.[ Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. История  государства и права Беларуси. - Мн.: «Дикта», 1990. С. 153. ]

Итак, значение I Всебелорусского съезда Советов  в том, что он одобрил создание ССРБ, принял Конституцию ССРБ и  решение об объединении Белоруссии с Литвой, сформировал на многопартийной основе ЦИК в составе 50 человек, 45 из которых были большевиками.

Принятие  Декларации о государственном  суверенитете.

27 июля 1990 года  Верховный Совет БССР утвердил  Декларацию о государственном  суверенитете республики. Воспользуемся  архивными документами*, чтобы воссоздать  атмосферу вокруг принятия декларации  Верховным Советом.  

Дискуссии по разработке и обсуждению данного документа  носили острый, порой скандальный  характер в Овальном зале. Казалось, парламентарии никогда не придут к единодушию. Тем не менее, в этот день Декларация была принята единогласно.  

Точкой отсчета  истории Декларации является 18 июня 1990 года, когда Президиум Верховного Совета БССР издал постановление  о подготовке Декларации и образовании  специальной Комиссии Верховного Совета по ее разработке. К такому решению  власти республики подтолкнула Россия, которая, как известно, провозгласила  свою независимость 12 июня 1990 года.  

20 июня был  сформирован и утвержден состав  Комиссии. В нее вошли спикер  парламента Николай Дементей (он  и возглавил комиссию), члены Президиума  Верховного Совета, первый секретарь  компартии Беларуси Е.Соколов,  руководители областей, ряд других  парламентариев (С.Шушкевич, В.Шолодонов,  В.Гончар, Н.Гилевич, Л.Козик и  др.) — всего 35 человек.  

Авторы проекта  сначала не ставили определенных временных рамок. Как заявил 20 июня Д.Булахов, «в сроках мы пока не определяемся». Однако принятие Декларации о независимости  Украиной 16 июля 1990 года заставило белорусских  законодателей существенно активизировать свою работу над проектом.  

24 июля с небольшим  докладом выступил спикер парламента  Н.Дементей. Он заявил, что Комиссия  заседала 8 раз и 23 июля представила  проект Декларации. Н.Дементей назвал  проект «очень ответственным  документом» и призвал каждого  депутата «вложить туда душу».  

Кроме основного  проекта Декларации. парламентариям было предложено для обсуждения два  альтернативных: один — разработанный  оппозицией Белорусского Народного  Фронта (БНФ), другой — от имени группы депутатов во главе с Е.Глушкевичем. Проект группы Е.Глушкевича практически  не отличался от официального проекта, в основном имели место стилистические расхождения. К слову, сам Е.Глушкевич  в своем выступлении так и  не смог рассказать своим коллегам, в чем состоит «соль» его проекта.

Между тем проект Декларации БНФ содержал такие положения, которые в тех условиях даже в  самом упрощенном виде не могли быть реализованы: денонсация договора об образовании  СССР от 30 декабря 1922 года, отказ Беларуси от подписания какого-либо союзного договора, придание юридической силы Уставной грамоте Белорусской Народной Республики (БНР) от 25 марта 1918 г., переименование БССР в Белорусскую Республику, вывод  с территории БССР всех союзных воинских формирований и др.  

В результате голосования  за основу был принят проект Комиссии. Его можно назвать оптимальным, по словам депутата А.Слемнева, «усредненным проектом». Проект Комиссии, с одной  стороны, наделял Беларусь необходимыми атрибутами независимости, а с другой — был лишен крайностей, не содержал резких, категоричных выпадов в адрес  союзного единства.  

Проект Комиссии состоял из преамбулы и 12 статей. За преамбулой и каждой статьей был  закреплен ответственный. Так, преамбулу  «курировал» С.Шушкевич, статью 1 —  В.Шолодонов, статью 2 — Д.Булахов, статью 3 — А.Вертинский, статью 4 — В.Гаркун и Г.Карпенко, статью 5 — В.Гончар и В.Левчик, статью 6 — М.Жуковский, статью 7 — В.Заблоцкий, статью 8 —  Л.Козик, статью 9 — Н.Гилевич, статью 10 — Н.Копытов и П.Садовский, статью 11 — С.Котов, статью 12 — В.Курдюков.  

Парламентарии решили утверждать Декларацию сначала  постатейно, а потом целиком простым  большинством голосов. Это означало, что, исходя из численности Верховного Совета в 340 депутатов, для положительного решения было необходимо не менее 170 голосов. Депутаты отвергли утверждение  Декларации квалифицированным большинством (не менее двух третей), ибо требовалось  бы не 170, а не менее 230 голосов. В таком  случае, по словам С.Шушкевича, ни о  какой оперативности в принятии Декларации не могло быть и речи.  

В первую очередь  парламентарии должны были проголосовать  за название Декларации. Всего была вынесено три варианта: «Декларация  о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», «Декларация о государственном  суверенитете Беларуси», «Декларация  о государственной независимости  Беларуси». По результатам голосования  было утверждено первое название. За него отдали свои голоса 199 депутатов из 251 зарегистрировавшегося.  

Сложности начались с преамбулы, в результате чего депутаты вынуждены были голосовать не только по частям, но даже по предложениям. Например, отдельное голосование проводилось  по предложению «выражая волю народа Белорусской ССР». За него было отдано 238 голосов из 260 зарегистрировавшихся. Была также утверждена часть преамбулы  от слова «осознавая» до слова  «торжественно». Последняя часть  принята не была. Ряд депутатов  выражал сомнение в независимости  республики во внешней политике. Острые дебаты также развернули и по вопросу, что делать с суверенитетом: либо подтверждать его, либо лишь провозглашать. Не последнюю роль сыграл и тот  факт, что проект Декларации был  составлен Комиссией на белорусском  языке, в результате чего, по словам С.Шушкевича, «у нашым Вярхоўным  Савеце беларускамоўныя фармуліроўкі не асэнсоўваюцца ўсімі так, як трэба» [5, л. 221]. Ни одна из пяти поправок к данной части преамбулы не набрала нужного количества голосов. В результате депутаты, не утвердив преамбулу, перешли к первой статье.  

Информация о работе Государство и право БССРО в начале 90-х годов ХХ века