Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:53, доклад
IX в.- время образования Древнерусского государства. Феодальная собственность на землю и образование классов. Хозяйственная жизнь в Киевской Руси. Политический строй Древнерусского государства. Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло.
Вопрос 1
Общественный и государственный строй Киевской Руси. Хозяйственная жизнь в Киевской Руси.
К IX в., времени образования Древнерусского государства, у восточных славян установилась феодальная собственность на землю и сложились классы - феодалы-землевладельцы и феодально-зависимые крестьяне. В господствующий класс феодалов входили киевские князья, общинная знать (бояре), местные (племенные) князья, дружина князей, верхушка служилых людей. Земельные владения князей росли за счет экспроприации общинных земель, колонизации земель других племен, захвата пустошей. Киевские князья, стоявшие во главе Древнерусского государства, начинали считать себя верховными собственниками всех земель, ранее принадлежавших крестьянам-общинникам. Дань постепенно превращалась в феодальную ренту. Сбор дани приобретал насильственный характер и зачастую вызывал активное сопротивление крестьян. Крупными феодалами были правители и других княжеств - представители великокняжеской династии, местные князья. В класс феодалов входили бояре - крупные землевладельцы, захватившие общинную землю, княжеские дружинники, получившие землю от князя. Такое земельное владение именовалось вотчиной, постоянным владением, которое могло быть передано по наследству. Только на княжеской службе можно было сделаться боярином. Бояре из родоплеменной знати за свою вассальную службу получали иммунитет - освобождение от платежа дани и от подсудности княжеского суда, как сам боярин, так и зависимое от него население. У многих бояр была своя дружина. Его дружинники оседали на земле и превращались в вассалов второй очереди (подвассалов), они обязаны боярину военной службой. Остальная масса киевского общества, состояла из двух главных слоев: людей свободных и рабов. С развитием городской жизни и торговой деятельности в составе свободных людей или «мужей» стали различать горожан от сельского населения. Горожане назывались «градскими людьми» и делились на «лучших» или «вятших», т.е. зажиточных, и «молодших» или «черных», т.е. бедных. По занятиям своим они назывались купцами или «гостями» и ремесленниками. Сельское население носило название смердов, они были свободными людьми, имели свою пашню и свое хозяйство. Если смерд шел в батраки к землевладельцу и работал на его земле, то он не считался самостоятельным человеком и носил название «закупа». Закуп, однако, не был рабом, он мог снова стать смердом, если мог рассчитаться со своим хозяином. Впоследствии смердами стали называть всех феодально-зависимых крестьян. Смерды жили общинами, носившими название «верви» или «погоста». Человек, принадлежавший какому-либо союзу или входивший в какое-то сообщество, пользовался защитой рода, общины, дружины, товарищества. Лишенный же покровительства своих близких, изгнанный из какого-либо сообщества, человек становился беззащитным. Его можно было «убить во пса место» и остаться безнаказанным. Такие беспризорные и беззащитные люди назывались «изгоями». Изгои были как бы «изжитые», выкинутые вон из жизни люди. [2.с.22] Часть населения составляли рабы. Рабов-пленников называли «челядь». Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам (самопродажа в рабство, женитьба на рабе, сбежавший закуп и др.), назывались холопами. Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты новой феодальной формации и старой, первобытнообщинной. Во главе государства стоял наследственный князь, называвшийся великим князем. Он управлял при помощи совета других князей и дружинников. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь располагал значительной военной силой, куда входил и флот. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили дань и военную добычу, пировали вместе с князем. Князь советовался с дружиной по всем делам.
Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Византийские источники характеризуют славян как людей рослых, светлых, живущих оседло, так как они «строят дома, носят щиты и сражаются пеши». Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному, оседлому и массово-му земледелию при складывании отношений личной, экономической и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер. Постепенно подсечная сис-тема земледелия заменяется двух- и трехпольем, что обусловливает захват общинных земель сильными людьми – происходит процесс обояривания земли. К Х-XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой земель-ной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т.е. отцовское владение), не только отчуждаемая (с правом купли-продажи, дарения), но и передаваемая по наследству. Вотчина мог-ла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. Проживающие на ней крестьяне не толь-ко выплачивали дань государству, но становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако зна-чительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю. Ключом к пониманию социально-экономического строя древнерусского государства может во многом служить полюдье – сбор дани со всего свободного населения («людей»), хронологиче-ски охватывающее конец VIII – первую половину Х в., а локально и до XII в. Это была фактически наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства. Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск, меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины, но и составляло довольно высокую долю древнерусского экспорта. К собранной продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или по-павших в тяжелую кабалу людей, находившие спрос на международных рынках. Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий; русские сухопут-ные караваны достигали Багдада по пути в Индию. Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в «Русской Правде» – подлинном своде древнерусского феодального права. Поражая высоким уровнем зако-нотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм «Закона Русского», «Древнейшей Правды» или «Правды Яросла-ва», Дополнения к «Правде Ярослава» (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.), «Прав-ды Ярославичей» («Правда Русской Земли», утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого), Устава Владимира Мономаха, включавшего «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.; «Про-странной Правды». Основной тенденцией эволюции «Русской Правды» стало постепенное расширение правовых норм от княжеского закона к среде дружины, определения штрафов за различные преступления против личности, красочного описания города до попыток кодифицировать нормы сложившегося к этому времени раннефеодального права, охватывавшего каждого жителя государства от княже-ских дружинников и слуг, феодалов, свободных сельских общинников и горожан до холопов, че-ляди и не обладавших собственностью и находившихся в полном владении своего господина, фак-тических рабов. Степень несвободы определялась экономическим положением крестьянина: смер-ды, рядовичи, закупы-земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависи-мость от феодалов, отрабатывали значительную часть времени на вотчинных землях. В «Правде Ярославичей» нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собст-венности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Управлял вотчиной огнищанин – княжеский дворецкий. Княжеский подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (па-шенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, име-лись ремесленники и ремесленницы. Киевская Русь славилась своими городами. Неслучайно иностранцы называли ее Гардарикой – страной городов. Сначала это были крепости, политические центры. Обрастая новыми посадами, становились средоточием ремесленного производства и торговли. Еще до образования Киевской Руси города Киев, Новгород, Белоозеро, Изборск, Смоленск, Любеч, Переяславль, Чернигов и др. сложились на важнейшем водном торговом пути «из варяг в греки». В Х-XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др. В Киевской Руси получили развитие более 60 видов ремесел (плотничье, гончарное, полот-няное, кожевенное, кузнечное, оружейное, ювелирное и др.). Продукция ремесленников расходи-лась порою на десятки и сотни километров вокруг города и за рубеж. Города приняли на себя также функции торговли и обмена. В крупнейших из них (Киеве, Новгороде) велась широкая и регулярная торговля на богатых и обширных базарах, постоянно проживали как иногородние, так и иноземные купцы. Особое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси приобрели внешние экономические связи. Русских купцов «рузариев» хорошо зна-ли за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии: договоры 907, 911, 944, 971 гг. с Византией и др. Среди пяти важнейших магистральных торговых путей царьградско-византийский, закаспийско-багдадский, болгарский, регинсбургский и новгородско-скандинавский наибольшее значение вначале имели первые два. Интересно, что внутренняя торговля на Руси, особенно в XI-X вв., носила преимущественно «меновый» характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот (кожаные деньги) и меха (куны-мех куницы). «Русская Правда» упоминает и металлические деньги. Главной счетной металлической денежной единицей служила гривна кун (слиток серебра продолговатой формы). Гривна кун подразделялась на 20 ногат, 25 кун, 50 резан и т.д. Просуществовав на древнерусском рынке до XIV в., эта денежная единица была вытеснена рублем. Чеканка своей монеты на Руси началась в Х-XI вв. Наряду с ней имели хождение и ино-земные монеты. Политическую и социально-экономическую жизнь славян древнерусского государства до-полняла и жизнь духовная.
Информация о работе Государственый и общественный строй Киевской руси