Государственное устройство феодальных республик

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:44, реферат

Краткое описание

Русские государства северо-запада привлекают к себе интерес исследователей, историков своей самобытностью, богатством материала для исследования. Со временем эти земли больше сохранились, чем другие русские памятники культуры. Кроме того монгольско-татарское нашествие не коснулось напрямую Новгородской земли. Таким образом, благодаря именно этим обстоятельствам до нашего времени дошли многие письменные источники, позволяющие сделать выводы о государства и права Новгородской и Псковской республик.

Оглавление

Введение
2. Государственное устройство и управление
2.1 Новгородская феодальная республика (1136-1478 гг.)
2.2 Общественный и государственный строй Пскова
3. Правовое устройство Новгородской и Псковской республик
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 134.50 Кб (Скачать)

    Власть  князя в Новгороде была ограничена военными и судебными функциями. В случае избрания князь подписывал договор, по которому определялись права  и обязанности сторон. Деятельность князя находилась под контролем  посадника. Князь не имел права начать какие-либо военные действия без санкции веча (то есть “без новгородского слова”), однако и народное собрание Новгорода, по существу, было обязано заручиться согласием князя в случае начала каких-либо военных операций, так как именно внешняя оборона Новгорода была одной из основных причин приглашения князя на новгородский стол и одной из его прерогатив. Князь был не вправе без согласования с посадником назначать высших чиновников (то есть “раздавать доходные должности” – волости и кормления), но весьма часто подобные назначения и раздача кормлений осуществлялись вечем самостоятельно, без участия князя. Точно так же князь был не вправе снять кого-либо с должности “без вины”, а вину должностного лица он был обязан доказать вечевому собранию, которое и осуществляло своего рода дисциплинарный суд над обвиняемым. Иногда роли обвинителя и судьи менялись: вече привлекало к княжескому суду провинившегося областного кормленщика, а князь принимал соответствующее решение. По договорам князь не имел права без согласования с посадником выдавать грамоты, устанавливающие и закрепляющие права должностных или частных лиц. Однако весьма часто такие грамоты исходили от веча, минуя князя и даже без его имени. 6 Князю по договорам с городом (известно около 80 договоров XIII―XV вв.) запрещалось приобретать  землю в Новгороде, раздавать землю новгородских волостей своим приближенным, запрещалось управлять новгородскими волостями, вершить суд за пределами города, издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Ему запрещалось заключать договоры с иноземцами без посредничества новгородцев, судить холопов, принимать закладников из купцов и смердов, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий. В договоре предусматривались и размеры вознаграждения князей, в частности дары от волостей, судные и проезжие пошлины. В случае нарушения договора князь мог быть изгнан.

     Высшим должностным лицом в республике были посадник, избираемый из числа знатных боярПосадник исполнительный орган веча, избранный им на срок один ― два года. Он руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях. Административные и судебные полномочия посадник получал на ежегодных выборах. Находясь в должности (степени), он назывался "степенной посадник". По истечении своего срока (один-два года) полномочий посадник уходил в отставку с почетным званием "старый посадник".7

     Новгородский тысяцкий был вторым должностным лицом государства и помощником посадника. В мирное время тысяцкий организовывал и осуществлял полицейские полномочия, обладал правом суда. В случае войны тысяцкий созывал и возглавлял народное ополчение.

       Посадник и тысяцкий осуществляли свои полномочия с помощью целого штата более мелких городских чиновников – приставов, биричей, шестников, подвойских, половников, цветников и т. д., которые исполняли различные административно-полицейские распоряжения и судебные решения, объявляли решения веча, приглашали (призывали) на заседания суда, извещали суд о совершенном преступлении, производили обыск и другие следственные действия и т. д. Кроме них в штат посадников и тысяцких входили так называемые паробцы посадничьивыполнявшие в том числе и полицейские функции.

     Весьма  непросто разграничить их полномочия, так как посадники, степенные  и старые, осуществляли командование (в походах) новгородским ополчением, но тем же самым занимались и тысяцкие как руководители “тысячи” (новгородского ополчения). Вместе с тем, некоторые детали их деятельности позволяют нам говорить, что посадник был, по существу, высшим должностным лицом в системе гражданского городского управления, а тысяцкий осуществлял руководство военной и полицейской сферой.

     В пользу посадника и тысяцкого  за их службу устанавливался поземельный  налог поралье (рало – букв. плуг). 8

     Реальной  властью в государстве обладал  архиепископ. До 1156 г. епископов присылали из Киева. Новгородцы добились, чтобы он назначался не митрополитом, а на вече (вече избирало трех кандидатов, какой из них займет должность - решала жеребьевка). Кроме духовной административной и судебной власти, архиепископ был хранителем государственной казны, следил за метрической системой, был советником высших должностных лиц, осуществлял контроль над светским судом Новгорода.

   Новгородская  республика была огромной страной. Он имел внутреннее административно-территориальное устройство - делился на концы, т.е. на районы, где созывались свои кончанские веча. В каждом районе было по две сотни, которые имели свой сход и избирали сотских. В военное время они составляли основу народного ополчения.

   Управление  остальной территорией государства  осуществлялось из Новгорода. Она делилась на земли («пятины»). Кроме столичных, в обеих республиках были и другие города, называвшиеся пригородами, где было свое вечевое устройство, функционировавшее, однако, под контролем присылаемых из Новгорода наместников.

          2.2 Общественный и государственный строй Пскова

 

     В политической жизни Псковской республики не было ни бурных сцен и кровавых побоищ на вечевой площади перед Троицким собором, ни чрезмерного социального антагонизма, ни своеволия в отношениях с князьями, ни прочего.

     Хотя  следует подчеркнуть, что и в  истории Пскова было немало страшных и кровавых страниц. Например, известен случай, когда разъяренная толпа насмерть забила посадника на вечевом собрании за какой-то поступок, направленный против вольностей псковичей; или постановили на вече подвергнуть наказанию кнутом псковских священников, выразивших протест против участия духовенства в каком-то военном походе; или сбросили однажды с вечевой степени московского наместника, пришедшегося не по нраву псковичам. Впрочем, подобные проявления народного гнева были довольно редкими в политической истории Пскова.

     При сравнительно мирном течении внутренней жизни, Пскову досталась тяжелейшая судьба, связанная прежде всего с  его местонахождением и соседями. С тех пор, как в конце XII в. на рубежах Новгорода появилась объединенная Литва, а в начале XIII в. был основан Ливонский орден, Псков как форпост на Балтике всей Русской земли, в продолжение трех веков вел с ними упорнейшую борьбу, располагая для этого весьма скромными военными и финансовыми средствами и обладая небольшой территорией, простиравшейся примерно на 300 верст неширокой полосой с юга на север от верховьев реки Великой до реки Наровы.

       Эта же борьба, в связи с  ограниченным территориальным пространством  области, сформировала основные  особенности политического строя  “младшего брата” Новгорода – Пскова.

     Псковская республика выделилась из состава "Господина  Великого Новгорода" в 1323 г., была признана Новгородом в 1348 г. и просуществовала  до 1510 г., войдя в состав Русского централизованного государства.

     Административно и территориально Псков подразделялся на районы (посады): Детинец (крепость), Кром, Полонице, Торговище, Завеличье. Кроме названных 5 посадов, сведенных в городские концы, выделялись 12 крепостей, имевших также административное значение. Территория государства тянулась вдоль рек Великой, Пскова и Чудского озера. 9

          В отличие от Новгорода, как старшего города, система псковского управления была более централизована, что отразилось и в земском составе всей области. Так же как и Новгород, “младший брат” делился на шесть концовкоторые, в свою очередь, подразделялись на сотниПрежде всего в целях военного управления между концами были распределены двенадцать пригородовпо два на каждый (Изборск, Гдов, Остров, Опочка и др.) Это были небольшие укрепленные поселения, располагавшиеся территориально в большинстве своем в юго-западной части области, вблизи границ с Литвой и Ливонией. К каждому из пригородов были приписаны сельские волости – небольшие административные округа, территориально непохожие на обширные области важнейших новгородских пригородов. Псковские пригороды обладали известной долей самоуправления, но, являясь скорее военно-стратегическими образованиями, чем местными земскими центрами, они так и не смогли достичь того уровня автономии и самостоятельности, какой мы наблюдали у некоторых новгородских пригородов.

     Городское управление в Пскове было более централизовано. Как пригород, Псков не составлял тысячи (военной единицы старших городов).  И после того, как стал самостоятельной республикой, Псков не предпринял попыток изменения военно-административной сущности своего территориального деления. Поэтому в системе его управления не было должности тысяцкого. 10

     Законодательная власть в Пскове принадлежала вече. Народное собрание принимало важнейшие государственные решения, приглашало князя, вводило законы и т.д. В вече могли принять участие граждане псковичи. Процедура созыва и работы вече была аналогична новгородскому порядку. Политические органы Пскова тоже во многом походили на новгородские.

      Следующим после вече органом власти был "совет бояр господу". В отличие от Новгорода, в Пскове со временем стали выбирать двух посадников. Они-то и ограничивали власть бояр. Псковские посадники избирались на неопределенный срок, им принадлежала часть полицейских полномочий. Посадники вместе со старыми посадниками и сотскими, а также, скорее всего, и со старостами концов составляли городской совет, возглавлявшийся князем или его наместником. В более узком составе, без кончанских старост, этот совет представлял собой судебную коллегию – «Господу» – которая соответствовала новгородскому суду докладчиков и заседала в судебне (“у князя на сенях”).   Совет также обладал судебной властью.

           Пригородное положение Пскова отразилось на трансформации института князя, его авторитете и полномочиях, когда город стал вольным, “младшим братом” Новгорода. До того времени псковский князь, присланный из старшего города или призванный самим Псковом, был наместником (подручником) либо новгородского князя, либо новгородского веча. После того, как Псков стал вольным городом, князь сохранил фактически то же значение, с одной лишь особенностью – он стал, по существу, подчиняться псковскому, а не новгородскому вечу, не разделяя с ним власти и служа ему (а в лице веча – Пскову) в качестве наемного предводителя военной дружины. Он обязан был защищать Псков и его территорию, получая за это определенный корм. Исполняя свои полномочия, он был равен посаднику. Всеми полномочиями, которыми был наделен новгородский князь (участие в законотворчестве и управлении, назначение и смещение должностных лиц и т. д.), его псковский собрат не обладал, так как в силу приведенных выше обстоятельств, они были сконцентрированы в руках псковского веча. Несколько иным было положение князя в Пскове, где он мог назначать своих наместников в пригороды.

     Помимо  законотворчества и формирования системы городского управления, вече обладало широкими полномочиями при отправлении правосудия и принимало весьма деятельное участие в текущем управлении. И это сосредоточение (централизация) власти в рамках одного органа было оправданным и необходимым, так как объяснялось постоянной внешней угрозой и незначительными территориальными размерами Псковской земли.

       Своеобразием политической жизни Пскова было отсутствие острой политической борьбы, слабость противостоящих партий и большая, чем в Новгороде, сплоченность в обществе как следствие незначительной имущественной дифференциации. 11

           В Пскове имущественное расслоение не получило такого развития, как в Новгороде. В социальной структуре Пскова выделяются бояре, купцы, земцы, смерды.

     Псковские бояре не сформировались в аристократическую  партию, как это было в Новгороде. Псковские бояре были средними землевладельцами, политическая роль боярства поддерживалась их участием в высшем государственном  органе "Господу" и вассалитетом по отношению к государству.

     Основным сословием  Пскова были купцы. Торговый и промышленный капитал в небольшой Псковской  республике доминировал над сельским хозяйством. Однако купеческая олигархия  в Пскове не сложилась.

     Сельское  население Пскова, являвшееся землевладельцами, именовалось земцами и сябрами (соседями). В Пскове было мало пахотной земли, поэтому земельные наделы были небольшими.

     Смерды  в Пскове были лично свободным  податным населением, объединенным в  общины, среди смердов выделялись категории кочетников, огородников, изорников. По причине малоземелья они занимались также животноводством, огородничеством, промыслами. Безземельные крестьяне брали землю в аренду. Достаточно распространена была категория изорников, однако обратить в холопа изорника было нельзя.

     Все псковское население платило  налоги, то есть было податным. При этом купцы обладали торговыми привилегиями, поскольку были основными плательщиками  налогов.

     Как видно из обзора государственного строя, в Пскове сформировалась демократическая форма правления, в меньшей степени воспринявшая элементы феодальной республики. 
 

 

             Правовое устройство  Новгородской и  Псковской республик

Информация о работе Государственное устройство феодальных республик