Горьковский автомобильный завод в годы Великой Отечественной Войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 15:25, реферат

Краткое описание

Цель: Рассмотреть историю Горьковского автомобильного завода в годы Великой Отечественной Войны.
Задачи: 1) Проанализировать историю завода
2) Охарактеризовать роль Горьковского автомобильного завода в годы Великой Отечественной Войны.

Оглавление

Введение……………………………………...………стр3
1 История завода……………………………………..стр5
1.1Строительство и довоенные годы……………….стр5
1.2 Горьковский автомобильный завод в годы ВОВ……………….……………….………………….стр7
1.3 Выпуск военной техники………………...………стр9
1.4. ГАЗ-фронту……………………………………. .стр11
2. Послевоенное время….…………………………...стр13
2.1 Восстановление…………………………………..стр13
2.2 Выпуск новых моделей после ВОВ..……………стр14
2.3 Достижения………………………………………стр14
Вывод……………………………………………..…..стр15
Список литературы………………………………..…стр17

Файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 50.90 Кб (Скачать)

 

В час суровых испытаний сотни автозаводцев начали осаждать партком, комитет комсомола, военкомат. В своих заявлениях они просили направить их добровольцами на фронт, чтобы с оружием в руках выступить на защиту своей Родины. 22 июня от автозаводцев поступило более 100 заявлений, 23 июня - 160 заявлений, число их росло с каждым днём.

Горячей любовью к своей Родине, глубокой верой в победу над врагом было проникнуто коллективное письмо автозаводцев своим товарищам, отъезжавшим на фронт. Опубликованное 1 июля 1941 г. на страницах областной газеты "Горьковская коммуна" и заводской многотиражки, оно призывало крепить единство фронта и тыла, отдать все силы на разгром врага: "Провожая вас в Красную Армию, мы обещаем работать так, чтобы дать нашей армии в избыточном количестве снарядов, пулемётов, танков, самолётов, автомобилей … А если завтра страна призовёт нас в ряды Красной Армии, мы так же, как и все, с оружием в руках пойдём беспощадно бить врага. У станков нас заменят жёны, матери, сёстры".

Ярким проявлением патриотизма, готовности автозаводцев встать на защиту Родины явилось создание народного ополчения. По велению сердца в народное ополчение шли люди разных возрастов и профессий. Всех их объединяло единое стремление - с оружием в руках отстоять свободу и независимость Отечества. За короткое время ополченцами стали около 10 тысяч автозаводцев. После напряжённого рабочего дня, несмотря на усталость, они обучались стрелковому делу, умению владеть винтовкой, пулемётом, гранатой.

В настоящий штаб по подготовке боевых резервов превратился по существу комитет комсомола завода. Сотни комсомольцев отправлялись на работу инструкторами ПВХО и руководителями групп самозащиты. В цехах создавались специальные комсомольско-молодёжные отряды по охране промышленных объектов, по борьбе с пожарами, со шпионами и диверсантами, с вражескими парашютными десантниками. Автозаводцы брали шефство над военными госпиталями, помогая медперсоналу ухаживать за раненными бойцами, выступали с концертами художественной самодеятельности, готовили подарки защитникам Родины.

 

1.3 Выпуск военной техники   1941—1945 годы

В годы Великой Отечественной войны предприятие было целиком переориентировано на выпуск военной техники.

В начальный период войны в кратчайшие сроки был освоен выпуск легкового армейского автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-64. В октябре 1941 года завод освоил выпуск лёгкого танка Т-60, конструкция которого была усовершенствована заводчанами с целью повышения его эксплуатационных характеристик. Тогда же с учётом бо́льших возможностей ГАЗа по сравнению с московским заводом № 37, разработчиком Т-60, началось проектирование более боеспособного варианта лёгкого танка с усиленным бронированием и вооружением. Уже в декабре был построен его прототип Т-70, а после доработки он стал вторым по численности танком Красной Армии Т-70. В серию эта боевая машина пошла с апреля 1942 года. Также той же весной на производство встал лёгкий бронеавтомобиль БА-64 на базе ГАЗ-64. В 1943 году были освоены модернизированный (с уширенной колеёй) бронеавтомобиль БА-64Б и унифицированный с ним по шасси легковой армейский автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67. Танковое конструкторское бюро ГАЗ под руководством Николая Александровича Астрова в течение второй половины 1942 года работало над усилением ходовой части Т-70, чтобы устранить самый главный его недостаток — одноместную башню. Так в октябре 1942 года на конвейере Т-70 был сменён своей модификацией Т-70М, а в декабре того же года был успешно испытан и принят на вооружение лёгкий танк Т-80 с двухместной башней. Поскольку очень велика была потребность Красной Армии в самоходной артиллерии, в производство на ГАЗе была запущена лёгкая самоходно-артиллерийская установка (САУ) СУ-76(СУ-12). Поскольку переход на изготовление лёгкого танка Т-80 мог повлечь за собой снижение числа отгружаемых армии Т-70М и СУ-76, его выпуск решили организовать в Мытищах на заводе № 40, а горьковчане построили пять опытных и предсерийных машин этого типа. В 1943 году работы танкового КБ были сосредоточены на совершенствовании САУ СУ-76, поскольку её изначальный вариант обладал тяжёлым дефектом моторно-трансмиссионной группы. Эти усилия увенчались успехом, усовершенствованная модель самоходки (СУ-15, а позже СУ-76М второй версии) была избавлена от этого недостатка. Также конструкторы ГАЗа разработали несколько опытных образцов колёсной и гусеничной бронетехники, которые не пошли в серию по различным причинам, например, САУ КСП-76, ГАЗ-74 и т. д. В тот же период был освоен модернизированный легковой армейский автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67Б, выпускавшийся и в послевоенное время. Кроме того, ГАЗ массово выпускал двигатели, миномёты и прочую продукцию военного назначения. Ведущую роль в конструировании советских автомобилей повышенной проходимости сыграл конструктор Виталий Андреевич Грачёв[источник не указан 1387 дней], удостоенный за создание броневика БА-64 Сталинской премии за 1942 год.

За годы Великой Отечественной войны было выпущено:

  • автомобилей — 176 221 шт. (включая сборку из ленд-лизовских комплектов грузовиков Ford G8T и Chevrolet G7107);

  • танков — около 12 000 шт.;

  • самоходных установок — более 9 000 шт.;

  • миномётов — 24 000 шт.;

  • автомобильных моторов — 232 000 шт.;

  • снарядов для ракетной установки «Катюша» — 30 000 шт.

В 1943 году только за месяц, с 4 по 22 июня, германская авиация бомбила ГАЗ семь раз. Серьёзные разрушения получили 50 корпусов и зданий. Прервалось поточное производство. 35 тыс. ремонтников, монтажников и строителей, работая по 18—19 часов в сутки, восстановили завод за 100 дней. Однако пришлось отказаться от выпуска технологически сложного трёхосного грузовика ГАЗ-ААА, на некоторое время было остановлено производство и прочей автомобильной техники и броневиков БА-64. Однако изготовление и сдача войскам лёгкого танка Т-70 не прекращались ни на день, хотя майские показатели заводчанам удалось перекрыть только в октябре 1943 года. Выдающимися конструкторами — новаторами в создании боевой техники показали себя А. А. Липгарт, Н. А. Астров, В. А. Дедков, В. А. Грачёв, А. М. Кригер, Л. В. Косткин, Ю. Н. Сорочкин, В. К. Рубцов.

Правительством СССР был высоко оценён труд автозаводцев в годы войны. Завод был награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.

1.4 ГАЗ –фронту

Впервые возможности Горьковского автомобильного завода, как крупнейшего в Европе оснащенного современным, по тому времени, оборудованием и наличием на ГАЗе высококвалифицированных кадров, овладевших первыми в стране крупносерийным и массовым производством автомобилей, были проверены в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны.

Автозавод вынужден был в кратчайшие сроки осваивать новую для себя, но крайне необходимую фронту продукцию. В начале войны горьковчане в исключительно сжатые сроки сконструировали штабной автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-64 и освоили его производство. 
В годы Отечественной войны автомобиль приобрел множество новых специальностей. Он принял на себя главную тяжесть фронтовых перевозок снаряжения и боеприпасов, его использовали для быстрой переброски в прифронтовой зоне целых соединений, для перевозки понтонов, звукоуловителей, в качестве тягача почти для всех видов артеллерийских систем, в штабной и санитарной службах, на нем монтировали новые виды оружия, были и неудачи: не оправдали себя популярные ранее броневики на шасси серийных легковых и грузовых автомобилей: оказалось, что у них недостаточные для этой цели проходимость, надежность и подвижность. К середине войны их практически не осталось.

Помимо непрекращающегося выпуска штатной автомобильной техники, приспособленной под условия войны, конструкторы завода в небывало короткие сроки (в течение двух месяцев) разработали новый армейский полно-приводной автомобиль ГАЗ-67, ГАЗ-67Б и на их базе была создана конструкция легкового пулемётного бронеавтомобиля БА-64.

Уже с марта 1942 года он был принят на вооружение, а с лета того же года участвовал в боевых действиях. После модернизации бронеавтомобиль, с более широкой колеёй, получил обозначение БА-64Б и изготавливался на заводе до 1946 года. Использовался в армии для разведки, в связи, в борьбе с авиадесантами и т.д. От своих предшественников он отличался, прежде всего, компактностью, приводом на все колеса. Характерной формой бронекорпуса - сильно наклоненными стенками.

ГАЗ в годы войны выпускал санитарные машины ГАЗ-55, полугусеничные автомобили ГАЗ-60, штатные автобусы ГАЗ-05-193 и легковые автомобили ГАЗ-61.2

Вся тяжесть обеспечения действующей армии грузовиками осенью 1941 года - и так продолжалось до середины 1942 года - легла на горьковский автозавод, который в течение войны, наряду с другой военной техникой, давал фронту свои «полуторки» ГАЗ-АА. И без того несложные (общее количество деталей - полторы тысячи) и дешевые, они были в 1941 году предельно упрощены (как и ЗИС-5) и выпускались с брезентовой кабиной без дверей (а с 1943 года - с деревянными дверцами), без передних тормозов, без бампера, с одной фарой, со сварными крыльями из кровельного железа. Эти машины отличались малым весом, неприхотливостью, хорошими тяговыми качествами и проходимостью. Более 40 миллионов километров наездили газовские "полуторки" на "дороге жизни" только в 1941 г. Эвакуировали более полумиллиона человек, доставили более 271 000 тонн продовольствия и фуража, 32 000 тонн боеприпасов и вооружения, 35 000 тонн горюче-смазочных веществ, 23 000 тонн угля - всего 361 000 тонн различных грузов.

Огромная потребность в грузовиках вынудила сохранить в производстве именно полуторки, даже после того, как в результате жестоких бомбардировок летом 1943 года завод был на время выведен из строя и после этого пришлось прекратить выпуск почти всех других довоенных моделей, в том числе трехоски ГАЗ-ААА и штабного автобуса ГАЗ-05-193.

В августе 1941 года Государственный комитет по обороне принял постановление об организации на Горьковском автомобильном заводе производства легкого танка Т-60, конструкции московского КБ, руководимого Н.А. Астровым (боевая масса танка - 6,4 тонны, экипаж - два человека, вооружение - двадцатимиллиметровая пушка и пулемёт, максимальная скорость 42 км/ч).

Помимо перечисленной военной техники завод производил в больших количествах артиллерийские снаряды, реактивные снаряды М-13, миномёты, мины, запасные части к технике и разного рода военное снаряжение. На «ГАЗе» было также налажено производство аэросаней РФ-8. В условиях бездорожья и снежных зим боевые и транспортные батальоны, оснащенные аэросанями, получали в руки одно из главных преимуществ войны - мобильность и скорость передвижения.

За короткий срок завод выполнил срочное задание ГКО - освоил выпуск штампованного настила для полевых аэродромов, который использовался и в мирное время.

Разработка и внедрение в производство технологии массового изготовления штампосварного варианта реактивных снарядов для «Катюши», созданной А.Я. Фрейдлиным, снизивший тем самым почти в восемь раз цикл изготовления, сэкономив значительное количество дефицитнейших в то время металла и электроэнергии. Впервые был применён прогрессивный метод автоматической сварки под слоем флюса реактивных снарядов и самых массовых деталей танка - обода и ступицы катков.

2.Послевоенное время

2.1Восстановление

Автозаводцы, восстанавливая завод, одновременно наращивали темпы производства. И вот 18 августа 1943 года все цехи Горьковского автозавода работают. В июле производственная программа выполнена на 127%. Заводу вручено переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны.

Подлинный трудовой героизм проявляли строители. Десятки бригад каменщиков, плотников, штукатуров объявили себя фронтовиками, не выходили со строительных площадок пока не перевыполняли сменное задание в 1,5-2 раза. За это время автозаводцы стали выпускать бронированный автомобиль БА-64 улучшенной конструкции с широкой колеёй, грузовой автомобиль с модифицированной кабиной. Возобновили выпуск легковой полноприводной машины ГАЗ-67, осваивалось производство самоходных установок СУ-15. В октябре первые самоходные установки с маркой Горьковского автозавода ушли на фронт.

28 октября 1943 года в Государственный  Комитет Обороны автозаводцы  и строители отправили рапорт  о восстановлении завода.

За досрочную ликвидацию последствий налётов вражеской авиации, за успешное выполнение заданий ГКО по освоению производства новых видов боевых машин и вооружения, за совершенствование боевой техники и образцовое снабжение фронта военной продукцией завод 9 марта 1944 года был награждён вторым орденом - орденом Красного Знамени.

Завод продолжал набирать силы. Непрерывным потоком шли на фронт танки и самоходные установки, броневики и автомобили, минометы и боеприпасы.

 

 

 

2.2 Выпуск новых моделей после ВОВ

Война еще не закончилась, когда на Горьковском автозаводе начали создавать новые модели грузовых и легковых автомобилей.

Первым в ряду новинок стоял грузовик ГАЗ-51. Их массовый выпуск начался в январе 1946 г. Вторым был освоен автомобиль ГАЗ М-20, знаменитая "Победа". Первая партия была собрана в июне 1946 г.

 

 

Внедорожник ГАЗ-69 в 1953 году сменил своего предшественника ГАЗ-67. Максимально унифицированная с выпускавшимися тогда "газовскими" автомобилями, простая, прочная и очень выносливая машина успешно эксплуатировалась как в нашей стране, так и за рубежом.

Чрезвычайно удачным оказался и необычный для своего времени дизайн ГАЗ-21.

В 1959 году настало время и для нового флагмана предприятия. Им стала семиместная "Чайка" ГАЗ-13.

Во второй половине 80-х по правительственному заданию началась разработка нового представитель-ского легкового автомобиля ГАЗ-3105, который впоследствии стал мелкосерийным.

В марте 1981 г. с конвейера завода сошел 10 миллионный автомобиль, а в декабре 1995 г. - 15 миллионный с маркой "ГАЗ".

В ноябре 1992 г. Горьковский автомобильный завод преобразован в акционерное общество открытого типа. 

 

 

2.3 Достижения

Тысячи танков, самоходных установок и автомашин дал фронту автозавод в годы Великой Отечественной войны. За успехи во всесоюзном социалистическом соревновании славному коллективу 33 раза присуждалось переходящее Красное знамя ГКО. Перед священным Знаменем автозаводцы торжественно клялись отдать все силы, а если потребуется - и жизнь во имя победы.Красное знамя ГКО как символ мужества и трудового героизма автозаводцев передано им на вечное хранение.

За образцовое выполнение заданий по выпуску оборонной продукции Горьковский автомобильный завод удостоен трёх орденов:

  • ордена Ленина (декабрь 1941 года);

  • ордена Боевого Красного Знамени (март 1944 года);

  • ордена Отечественной войны I степени (сентябрь 1945 года). 3

    

                                

                                                  Вывод

 

 

 ГАЗ (ГОРЬКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД) - крупнейший автомобильный завод в России. Находится в Нижний Новгороде. Его история началась 31 мая 1929 г., когда был подписан договор между "Форд мотор компани" и Всесоюзным советом народного хозяйства о технической помощи в постройке и пуске автомобильного завода в Нижнем Новгороде и налаживании массового производства легковых автомобилей типа "Ford-А" и грузовых автомобилей типа "Ford-АА".

А чуть раньше, 4 марта 1929 г. принято решение СНК СССР и подписан приказ о строительстве автомобильного завода. 6 апреля утверждено решение о выборе района строительства будущего автозавода - около города Нижнего Новгорода.

Информация о работе Горьковский автомобильный завод в годы Великой Отечественной Войны