Горьковский автомобильный завод в годы Великой Отечественной Войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 15:25, реферат

Краткое описание

Цель: Рассмотреть историю Горьковского автомобильного завода в годы Великой Отечественной Войны.
Задачи: 1) Проанализировать историю завода
2) Охарактеризовать роль Горьковского автомобильного завода в годы Великой Отечественной Войны.

Оглавление

Введение……………………………………...………стр3
1 История завода……………………………………..стр5
1.1Строительство и довоенные годы……………….стр5
1.2 Горьковский автомобильный завод в годы ВОВ……………….……………….………………….стр7
1.3 Выпуск военной техники………………...………стр9
1.4. ГАЗ-фронту……………………………………. .стр11
2. Послевоенное время….…………………………...стр13
2.1 Восстановление…………………………………..стр13
2.2 Выпуск новых моделей после ВОВ..……………стр14
2.3 Достижения………………………………………стр14
Вывод……………………………………………..…..стр15
Список литературы………………………………..…стр17

Файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 50.90 Кб (Скачать)

   

                                      РЕФЕРАТ

По дисциплине «История»

Тема «  Горьковский автомобильный завод в годы Великой Отечественной Войны  »

                                              

                                            

 

                                                   
                                                             

 

                                                   Содержание  

Введение……………………………………...………стр3

1 История завода……………………………………..стр5

1.1Строительство и довоенные годы……………….стр5

1.2 Горьковский автомобильный  завод в годы ВОВ……………….……………….………………….стр7 
1.3 Выпуск военной техники………………...………стр9

1.4. ГАЗ-фронту……………………………………. .стр11 
2. Послевоенное время….…………………………...стр13

2.1 Восстановление…………………………………..стр13 
2.2 Выпуск новых моделей после ВОВ..……………стр14

2.3 Достижения………………………………………стр14

Вывод……………………………………………..…..стр15

Список литературы………………………………..…стр17 
 

 

 

 

 

 

 

 

                            Введение: 

4 марта 1929 года ВСНХ СССР  издан приказ номер 498, где говорилось, что правительство приняло решение  построить современный автомобильный  завод годовой производительностью 100 тыс. машин. Место постройки выбрали  в районе деревни Монастырка  под Нижним Новгородом. Выбор  места строительства был не  случайным: Нижний располагал квалифицированной  рабочей силой, а две реки, на  слияние которых расположен Нижний  Новгород, позволяли подвозить всё  необходимое для завода водным  путём, что было дёшево, к тому  же, близко Урал с его металлургической  базой, и достаточно далеко государственная граница.

31 мая 1929 года между Г. Фордом и ВСНХ СССР был подписан  договор. Советская сторона получила  по нему от “Форд Мотор Компани”  техническую помощь при постройке  и пуске нового завода, право  на изготовление у себя модели  “Форд” и обучение у себя  специалистов. Срок технического  сотрудничества был определён  девятью годами.

Акционерное общество “Остин и К” также приняло участие в разработке технических проектов и рабочих чертежей архитектурно-строительной части завода. Так зарождался будущий ГАЗ. Строительство автомобильного гиганта в Нижнем Новгороде шло быстрыми темпами. Удачный проект, хорошая организация, высокая личная ответственность каждого дали фантастический результат: уже в ноябре 1931 года практически все корпуса были готовы для монтажа оборудования. На месте маленькой деревушки и пустырей быстро рос первоклассный современный автозавод.

19 часов 15 минут 29 января 1932 года под аплодисменты и крики  “Ура!”, звуки заводской серены, сошёл первый полуторный грузовой  автомобиль Нижегородского завода.

На базе накопленного научно-технического и производственного потенциала в критические моменты страна поручала Горьковскому автомобильному заводу решать неотложные задачи по обеспечению нужд обороны и народного хозяйства. Так было в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период при восстановлении народного хозяйства и во все последующие годы. Помимо основной продукции по выпуску АТС, Горьковский автомобильный завод выполнял и внешние заказы по изготовлению и поставке не традиционной для него продукции.

 

 

Цель: Рассмотреть историю Горьковского автомобильного завода в годы Великой Отечественной Войны.

Задачи: 1) Проанализировать историю завода

2) Охарактеризовать роль Горьковского автомобильного завода в годы Великой Отечественной Войны.

Актуальность темы:

Горьковский автомобильный завод (сокращённо ГАЗ) — российское автомобилестроительное предприятие, крупный производитель легковых, лёгких грузовых автомобилей и микроавтобусов. Завод был основан в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова. Находится в Нижнем Новгороде (с 1932 по 1990 годы — Горький). До 2005 года функционировал как единое ОАО "ГАЗ", в ходе реструктуризации сборочные производства легковых и грузовых автомобилей выделены в отдельное дочернее общество — ООО Автомобильный завод «ГАЗ». В августе 2009 года, после сокращений, на ОАО «ГАЗ» (ныне объединяет автокомпонентные производства предприятия) и ООО Автомобильный завод «ГАЗ» работало 27 тыс. человек, к 2013 году численность персонала сократилась уже до 25 тыс. человек.

С 2005 года Горьковский автозавод входит в крупнейший автомобилестроительный холдинг «Группа ГАЗ». Сегодня предприятие объединяет два дивизиона «Группы ГАЗ» – Дивизион «Легкие коммерческие и легковые автомобили» и Дивизион «Автокомпоненты». В Дивизион «Легкие коммерческие и легковые автомобили» входят мощности ГАЗа по выпуску автомобильной техники, в Дивизион «Автокомпоненты» – заготовительные производства завода (металлургическое, кузнечное и инструментальное и прессово-рамное производства; производство арматуры, колес и рулевого управления; корпус цветного литья; завод автомобильных агрегатов; завод штампов и пресс-форм).

 

 

 

 

 

                              1.История завода

1.1Строительство и довоенные  годы

31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская  фирма Ford Motor Company заключили соглашение  о технической помощи по организации  и налаживанию массового производства  легковых и грузовых автомобилей. Основой производственной программы  были выбраны модели Ford-A и Ford-АА.

Нижегородский автомобильный завод (НАЗ) вступил в строй 1 января 1932 и в этом же году с его конвейера сошёл первый 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА (с 1933 года — ГАЗ-АА). В декабре того же года началась сборка легкового автомобиля ГАЗ-А с открытым 5-местным кузовом «фаэтон».

Несмотря на то, что первые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы Ford, они уже изначально несколько отличались от американских прототипов: на ГАЗовских моделях были усилены картеры сцепления и рулевые механизмы, изменена форма радиаторов, дюймовая резьба была заменена на метрическую. Сочетая фордовские патенты с поиском и внедрением собственных решений, конструкторы ГАЗа создали обширное семейство оригинальных серийных моделей и модификаций на базе полуторки ГАЗ-АА:

в 1933 году — 17-местный автобус ГАЗ-03-30, выпускавшийся на автосборочном заводе № 1 (с 1946 — Горьковский автобусный завод (ГЗА));

в 1934 году — 2-тонный трёхосный (6×4) грузовик ГАЗ-ААА и 1,2-тонный самосвал ГАЗ-410;

в 1938 году — модернизированный 50-сильный грузовик ГАЗ-ММ, газогенераторный 1-тонный грузовик ГАЗ-42, полугусеничный грузовик ГАЗ-60 и санитарный автомобиль ГАЗ-55.

В 1933 году на базе автомобиля ГАЗ-А был создан пикап ГАЗ-4 с цельнометаллической кабиной от полуторки и металлической платформой на 500 кг груза. Выпускался на Горьковском автосборочном заводе. Кроме того, там же мелкосерийно выпускался седан ГАЗ-6.

17 апреля 1935 года, с конвейера завода  сошёл стотысячный автомобиль. Это  был легковой ГАЗ-А. Таким образом, ГАЗ оказался первым автомобилестроительным  предприятием в стране, выпустившим 100 000 автомобилей.

Согласно соглашению с Ford Motor, ГАЗ продолжал получать техническую поддержку американской фирмы на протяжении ещё 5 лет после пуска завода. Так в СССР получили документацию на модель Ford Model B 1933 модельного года. Она отличалась закрытым кузовом с современным обликом и четырёхцилиндровым двигателем (в отличие от Ford Model 18 со сложным в производстве восьмицилиндровым). Модель была принята для производства на ГАЗе, но с достаточно серьёзными доработками по требованиям эксплуатации в СССР, например, две поперечные рессоры заменены на четыре продольные, а двигатель оставлен 4-цилиндровым, но с увеличенной до 50 л. с. мощностью. В мае 1936 года начался серийный выпуск 4-дверного 5-местного седана ГАЗ-М-1 («Молотовец-1»), известного как «Эмка». Этот автомобиль стал самой массовой довоенной советской легковой моделью. На базе «Эмки» был создан ряд серийных модификаций:

в 1937 году — пикап ГАЗ-М-415 с цельнометаллической кабиной и металлической платформой на 500 кг груза;

в 1939 году — модернизированный седан ГАЗ-11-73 с 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11;

в 1940 году — полноприводный фаэтон ГАЗ-61-40;в 1941 году — первый в мире комфортабельный внедорожник с закрытым кузовом типа седан ГАЗ-61-73.

Перед самым началом Великой Отечественной войны на ГАЗе был создан армейский командирский полноприводный автомобиль (внедорожник) ГАЗ-64. Первый автомобиль был выпущен в августе 1941 года. Практически одновременно с выходом американского джипа «Willys-MA». При этом ГАЗ-64 превосходил американский аналог по многим параметрам.

В меньшей степени известно о работах на ГАЗе в области танкостроения. В 1936 году предприятие выпустило первую серию малых плавающих танков Т-38, разработанных на московском заводе № 37. Однако после сдачи 35 машин их производство было завершено, а конструкторский коллектив попытался разработать альтернативный вариант малого плавающего танка. Это завершилось созданием прототипа ТМ («Танк Молотова»), который по ряду характеристик превосходил Т-38, по ряду — уступал, а в целом оба этих типа обладали крайне ограниченной боеспособностью. В результате до осени 1941 года танкостроение на ГАЗе дальнейшего развития не имело, хотя предприятие обладало огромным потенциалом по выпуску лёгкой колёсной и гусеничной бронетехники, нужной Красной Армии. Он оказался востребованным впоследствии. 1

 

 

 

1.2 Горьковский Автомобильный завод в годы Великой Отечественной войны.

 

История Горьковского автомобильного - одна из славных страниц истории нашей страны. В тяжелые годы Великой Отечественной войны автозавод в кратчайшие сроки перестроился и начал давать фронту военную технику.

…22 июня 1941 года. Этот воскресный день был для автозаводцев по-необычному праздничным. Накануне, в субботу, с конвейера сошёл юбилейный мотор. Миллионный мотор!Заводская многотиражка "Автогигант" вышла с броским заголовком через всю газетную полосу: "Есть миллионный мотор!". "Горьковская коммуна" поздравляла автомобилестроителей с большой трудовой победой. По радио шёл концерт по заявкам передовиков производства.

Уже с утра на трамвайных и автобусных остановках многолюдно. Одни направлялись в Стригинский бор на массовое гуляние, другие на окский пляж, любители спорта спешили на стадион. Всюду весёлое оживление, радостные лица, музыка. Кто мог подумать, что через считанные часы всё это круто переменится? Кто мог знать, что уже переменилось…

В час дня из репродуктора послышались гулкие удары метронома. Они настораживали, заставляли убавить шаг, остановиться. А через мгновение суровая грозная весть всколыхнула и потрясла людей. Она ворвалась в их жизнь коротким и страшным словом: "война!". Разом перевернулся мирный уклад, нарушился привычный трудовой ритм, каждый по-новому взглянул на своё место в жизни. Как присягу на верность, как клятву восприняли автозаводцы заключительные слова правительственного сообщения: "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!".

Из соцгорода, Стригинского бора, с окского пляжа к проходным автозавода устремился людской поток. Несмотря на воскресный день, автозаводцы шли на свои участки, к своим станкам, рабочим местам.

Мощной волной прокатились по цехам и отделам многолюдные митинги. Реяли на ветру только что написанные лозунги: "Все, как один, на защиту Родины!", "Разгромим фашистских агрессоров!", "Ответим на удар врага сокрушительным ударом!", "Каждый должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженной работы". Гневно и взволнованно звучали выступления рабочих, инженеров, служащих.

Часом позже на площади у главной проходной состоялся общезаводской митинг. Один за другим поднимались автозаводцы на импровизированную трибуну. Их выступления были пронизаны одной мыслью - отдать все силы, а если потребуется, то и жизнь делу победы. Каждый сердцем чувствовал: перед таким единством, такой сплоченностью не устоять никакому врагу. Море рук взметнулось над площадью, когда единодушно принималась общая резолюция: "…Мы объявляем себя мобилизованными на защиту нашей любимой Родины и готовы трудиться и бороться, не щадя сил, до полной победы над врагом!"

И тут же в президиум митинга стали поступать первые заявления с просьбой, с требованием немедленно направить их на фронт. Заявления патриотов, написанные по велению сердца на листочках из записных книжек, на бланках рабочих нарядов, на уголках утренних газет.

Многие участники митингов, сменив праздничную одежду на рабочие спецовки, в тот же день встали к станкам, агрегатам, машинам. Сознавая всю глубину опасности, которая угрожала Родине, автозаводцы поклялись работать не покладая рук, не считаясь со временем, чувствуя себя на заводе, как на линии огня, а у станков - как у орудий.

22 июня мастер инструментально-штампового  отдела Шабанов вместе с рабочими  своей смены шлифовщиком Дорогавцевым, слесарем Рыкалиным, фрезеровщиком  Штоковым и другими выполняли  ответственное задание, не выходя  из цеха 21 час. В обычных условиях  на эту работу потребовалось  бы четыре дня. В тот же день  строгальщик-многостаночник мастерской  горячих штампов Н. Н. Тулумбасов  на строжке ответственных деталей  выполнил три сменные нормы. Смена  мастера колесного цеха А. И. Бондарчука 24 июня добилась небывалого рекорда. При норме 2600 колес за смену было собрано 3030, на другой день - 3416. Лучший строгальщик ремонтно-механического цеха В. Д. Пастухов перевыполнил норму в 4 раза и после окончания смены до часу ночи работал над выполнением другого срочного задания. Подобных примеров трудового героизма были десятки, сотни.

Информация о работе Горьковский автомобильный завод в годы Великой Отечественной Войны