Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:14, реферат
Одной из наиболее актуальных глобальных проблем современного мирового развития является проблема предотвращения ядерной войны, которая может привести к самоуничтожению человечества. Глобализация по-новому поставила эту сложнейшую проблему. Ввиду принципиальной значимости данной проблемы рассмотрим различные точки зрения по вопросу о роли и возможности решения встающих на пути реализации определенных моделей глобализации проблем с помощью войны. Характерно, что ряд ведущих и влиятельных политиков Запада стали допускать возможность использования ядерного оружия для достижения своих целей. Особенно откровенно формулирует геостратегические цели США американский политолог 3. Бжезинский, который не исключает а
Вооружаясь, человек подрывает основания жизни в прямом смысле слова, поскольку, во-первых, человеку, как показывает историческая практика, трудно избавляется от однажды созданного вида оружия, а, во-вторых, само производство, хранение и совершенствование ядерного оружия не только усиливает напряженность в мире, но и подрывает экологические основания бытия жизни. Тем самым и без того систематически ухудшающаяся экологическая ситуация в мире получает дополнительный импульс от самого факта производства ядерного оружия, не говоря уже о других многочисленных отрицательных последствиях, подобного развития событий, таких, в частности, как отвлечение материальных и лучших интеллектуальных сил различных стран и народов не на созидание, а на разрушение, и, возможно, взаимоуничтожение.
Тем самым функционирующая
в культуре философия, принятая современным
обществом относительно войны, как
социального явления, - философия
ожидания войны, медленно наступающей
катастрофы, поскольку в действительности
с каждым годом все более интенсивно
идет процесс совершенствования
наиболее опасных видов оружия, в
том числе ядерного оружия. Само
создание столь мощного оружия является
лучшим доказательством неверия
в доброжелательность человека, как
разумного существа. В этой связи
характерно, что с годами совершенствовались
не только орудия ведения войны, но
систематически росло и число
людей, втянутых в подготовку и ведение
военных действий. Соответственно росло
и число людей, погибающих во время
войн. Теперь наступило время, когда
стало возможным всеобщее самоуничтожение
при применении всех существующих методов
ведения войны. К сожалению, это
не останавливает процесс
Характерно, что постепенно
меняется психологическое отношение
к войне, к производству оружия, способного
уничтожить человечество. Это обстоятельство
специально отметила А.А. Ярошинская «за
десятилетия жизни в условиях
доктрины обладания, неприменения и
ядерного сдерживания («ядерного устрашения»)
произошли, возможно необратимые, изменения
не только в окружающей среде, но и
в природе человека, его психологии».
Отсюда главный итог «ядерного» общества
состоит в том, что человечество
психологически адаптировалось к возможности
применения ядерной бомб: «Люди привыкли
к тому, к чему привыкнуть нельзя:
жертвы ядерных катастроф исчисляются
миллионами, угрожая генофонду, но человечество
это особо не беспокоит». Примечательны
в этой связи признания известного
американского физика-ядерщика Т. Тейлора,
по мнению которого люди, которые разрабатывают
ядерное оружие «зачарованы своим
делом, своим ремеслом. Это так
волнует!.. Возникает чувство личной
власти, контроля над всеми событиями
на земле. Я был болен безумием
тридцать лет... Это не просто метафора,
приверженность к ядерному оружию -
действительное заболевание. Думаю, что
оно неизлечимо, как и привычка
к наркотикам». В подобных условиях
возможность войны
Характерно, что на протяжении
своей истории человек больше
воевал, чем занимался созиданием.
Отсюда и широко известное выражение
о том, что война есть продолжение
той же политики, но иными средствами.
Повсеместное пренебрежение человеческой
жизнью получает наиболее яркое выражение
во время войны, когда зачастую во
имя абстрактных коллективных целей
погибают миллионы конкретных людей. Не
только тем, что создал, но и тем,
что не смог навсегда запретить ядерное
оружие, человек наиболее полно реализовал
свою агрессивную суть. До этого
человек, как вид, не мог, даже если и
захотел, поставить жизнь человеческого
рода под вопрос. С момента же
создания ядерного оружия страна, а
по сути те, кто правят страной и
имеют доступ к ядерному оружию,
становятся равными Богу, поскольку
они могут в критических
Как это ни странно, ни Хиросима
с Нагасаки, ни Чернобыль не остановили
процесс совершенствования
Следует, осмысливая складывающуюся
ситуацию в мире помнить, что современная
эпоха радикально отличается от прошлых
эпох. Сегодня мир реально
Многие исследователи, анализируя
динамику мировых процессов, говорят
о разрушении природной среды, ее
деградации. В действительности в
конце XX в. человечество имеет дело
не только и не столько с деградацией
Природы, сколько с деградацией
Человека и глобальные проблемы - экологическая,
энергетическая и др. являются следствием
«антропологической катастрофы». Системный
кризис, в условиях которого развернулась
«ускоренная глобализация», представляет
собой принципиально важную точку
отсчета и от человека зависит, как
он использует открывающиеся перед
ним возможности. В определенном
отношении «ускоренная», управляемая
глобализация является ответом индустриальной
цивилизации на системный общепланетарный
кризис, именно поэтому от того какую
стратегию Человек выберет
Только всесторонне изучив природу такой черты человека как агрессивность и совладав с ней средствами культуры, человек может остановить традицию превращения «человека разумного» в «человека вооруженного». Характерно в этой связи, что мыслители, анализируя природу человека, отметили такие его проявления как разумность, экономическую устремленность, реализацию способностей человека через игру, труд и т.д., но специально не рассмотрели такую черту человека, как желание подчинить, воевать, убивать и т.д. Примечательно также, что все политики и военные, которые готовят военные операции, так и противостоящие им, выступают от имени «министерств обороны». В мире нигде нет специальных «министерств» готовящих нападения, но войны не прекращаются. Совершенствуются не столько формы диалога, взаимотерпимости, сколько формы ведения войны. В конечном итоге продолжается совершенствование методов уничтожения одних людей другими без признания этого факта. Между тем, только признав реальность такой, какая она есть, человек сможет остановить приближающуюся вселенскую катастрофу.
При этом человек должен
переосмыслить пройденный путь, только
глубокие систематические размышления
о прошедшем и последствиях ядерной
войны может привести к покаянию
Человека и более внимательному
отношению к природе и другим
людям. Как заметил в свое время
С.Л. Франк, «в ужасающей бойне, хаосе
и бесчеловечности, царящих ныне
в мире, победит в конечном счете
тот, кто первым начнет прощать». Подобный
призыв к разуму и сердцу современного
человека до сих пор актуален, поскольку
в начале третьего тысячелетия усиливается
противостояние между различными культурами
и существует опасность «столкновений
цивилизации». Покаяние- акт духовный.
Духовность - основной дефицит современной
индустриальной и постиндустриальной
цивилизации. Вот почему призыв известного
отечественного мыслителя чрезвычайно
актуален в мире, где духовно-нравственное
отношение к происходящим событиям
оказывается периферийным по отношению
к другим ценностям: политическим, экономическим,
технологическим, информационным и
т.д. Это приводит к тому, что в
мире господствует право сильного,
а не справедливость, или закон. В
этой связи необходимо осмысление базовых
целей индустриального и
С Нового времени и Просвещения
начинается тотальная инструментализация
и рационализация интеллекта. Последнее
сопровождается не только расширением
свободы и автономности личности,
но и сужением культурного и духовного
горизонта индустриального
Все это приводит к тому,
что индустриальный человек создает
успешно функционирующее в
Характерно, что в результате начавшихся глобальных трансформаций на рубеже веков, только ЮАР смогла отказаться от созданных атомных бомб. Остальные страны не только не отказываются от смертоносного оружия, но и стремятся совершенствовать созданное ими оружие. Потому решение ЮАР - скорее исключение, чем правило, и со временем и ЮАР может снова возвратиться к этой идее. Известно, что совсем недавно Индия и Пакистан стали обладателями ядерного оружия. Тем самым значительно расширился «ядерный клуб». Ведущие страны мира вынуждены были согласиться с подобным увеличением числа ядерных держав, поскольку у них нет достаточных аргументов для того, чтобы остановить в общепланетарном масштабе работу над созданием атомного оружия другими странами. Нет у этих стран не только правовых, но и моральных прав запретить совершенствовать имеющееся у них оружие, поскольку они сами направляют лучшие интеллектуальные силы своих стран на совершенствование атомного, водородного и других видов оружия.
Вот почему для изменения
ценностно-мировоззренческого климата
в мире необходимо резкое усиление
роли гуманитарно-нравственной культуры
в технологической цивилизации,
создать необходимые условия
для того, чтобы уменьшит разрыв
между технологической
Одним и орудий решения
этих сложных проблем выступает
образовательная система. Вот почему
современный мир нуждается в
более гуманитарно и
Информация о работе Глобализация и проблема войн в современном мире