Глобализация и проблема войн в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:14, реферат

Краткое описание

Одной из наиболее актуальных глобальных проблем современного мирового развития является проблема предотвращения ядерной войны, которая может привести к самоуничтожению человечества. Глобализация по-новому поставила эту сложнейшую проблему. Ввиду принципиальной значимости данной проблемы рассмотрим различные точки зрения по вопросу о роли и возможности решения встающих на пути реализации определенных моделей глобализации проблем с помощью войны. Характерно, что ряд ведущих и влиятельных политиков Запада стали допускать возможность использования ядерного оружия для достижения своих целей. Особенно откровенно формулирует геостратегические цели США американский политолог 3. Бжезинский, который не исключает а

Файлы: 1 файл

Глобализация и проблема войн в современном мире.docx

— 37.91 Кб (Скачать)

Вооружаясь, человек подрывает  основания жизни в прямом смысле слова, поскольку, во-первых, человеку, как показывает историческая практика, трудно избавляется от однажды созданного вида оружия, а, во-вторых, само производство, хранение и совершенствование ядерного оружия не только усиливает напряженность  в мире, но и подрывает экологические  основания бытия жизни. Тем самым  и без того систематически ухудшающаяся экологическая ситуация в мире получает дополнительный импульс от самого факта производства ядерного оружия, не говоря уже о других многочисленных отрицательных последствиях, подобного развития событий, таких, в частности, как отвлечение материальных и лучших интеллектуальных сил различных стран и народов не на созидание, а на разрушение, и, возможно, взаимоуничтожение.

Тем самым функционирующая  в культуре философия, принятая современным  обществом относительно войны, как  социального явления, - философия  ожидания войны, медленно наступающей  катастрофы, поскольку в действительности с каждым годом все более интенсивно идет процесс совершенствования  наиболее опасных видов оружия, в  том числе ядерного оружия. Само создание столь мощного оружия является лучшим доказательством неверия  в доброжелательность человека, как  разумного существа. В этой связи  характерно, что с годами совершенствовались не только орудия ведения войны, но систематически росло и число  людей, втянутых в подготовку и ведение  военных действий. Соответственно росло  и число людей, погибающих во время  войн. Теперь наступило время, когда  стало возможным всеобщее самоуничтожение  при применении всех существующих методов  ведения войны. К сожалению, это  не останавливает процесс совершенствования  средств ведения военных действий.

Характерно, что постепенно меняется психологическое отношение  к войне, к производству оружия, способного уничтожить человечество. Это обстоятельство специально отметила А.А. Ярошинская «за  десятилетия жизни в условиях доктрины обладания, неприменения и  ядерного сдерживания («ядерного устрашения») произошли, возможно необратимые, изменения  не только в окружающей среде, но и  в природе человека, его психологии». Отсюда главный итог «ядерного» общества состоит в том, что человечество психологически адаптировалось к возможности  применения ядерной бомб: «Люди привыкли к тому, к чему привыкнуть нельзя: жертвы ядерных катастроф исчисляются  миллионами, угрожая генофонду, но человечество это особо не беспокоит». Примечательны  в этой связи признания известного американского физика-ядерщика Т. Тейлора, по мнению которого люди, которые разрабатывают  ядерное оружие «зачарованы своим  делом, своим ремеслом. Это так  волнует!.. Возникает чувство личной власти, контроля над всеми событиями  на земле. Я был болен безумием тридцать лет... Это не просто метафора, приверженность к ядерному оружию - действительное заболевание. Думаю, что  оно неизлечимо, как и привычка к наркотикам». В подобных условиях возможность войны психологически не вызывает ужас, война становится не аморальным, противоестественным  явлением в жизни общества, а одним  из многочисленных неприятных событий  в череде событий.

Характерно, что на протяжении своей истории человек больше воевал, чем занимался созиданием. Отсюда и широко известное выражение  о том, что война есть продолжение  той же политики, но иными средствами. Повсеместное пренебрежение человеческой жизнью получает наиболее яркое выражение  во время войны, когда зачастую во имя абстрактных коллективных целей  погибают миллионы конкретных людей. Не только тем, что создал, но и тем, что не смог навсегда запретить ядерное  оружие, человек наиболее полно реализовал свою агрессивную суть. До этого  человек, как вид, не мог, даже если и  захотел, поставить жизнь человеческого  рода под вопрос. С момента же создания ядерного оружия страна, а  по сути те, кто правят страной и  имеют доступ к ядерному оружию, становятся равными Богу, поскольку  они могут в критических ситуациях  принять решение о судьбе человечества.

Как это ни странно, ни Хиросима с Нагасаки, ни Чернобыль не остановили процесс совершенствования ядерного и ему подобные виды вооружения. Призыв Рассела-Эйнштейна «помните о том, что вы принадлежите к роду человеческому и забудьте обо всем остальном» не был услышан. Об этом свидетельствует вся история после второй мировой войны, которая предстает как история противостояния различных стран, в том числе обладающих ядерным оружием, история совершенствования и накопления огромного числа ядерного, химического, бактериологического и т.д. орудия. Между тем, за прошедший период человечество, во-первых, несколько раз опасно приближалось к роковой черте ядерного взаимоуничтожения, и, во-вторых, значительно возросло число стран, обладающих ядерным оружием.

Следует, осмысливая складывающуюся ситуацию в мире помнить, что современная  эпоха радикально отличается от прошлых  эпох. Сегодня мир реально взаимодействующая, сложная, открытая система, пронизанная  экологическими, технологическими, информационными, экономическими и другими многочисленными  принципиально значимыми связями, разрушение которых губительно для  будущего современной цивилизации. Следует при этом считаться и  с тем обстоятельством, что современное  общество и так «перегружено», оно  находится в состоянии кризиса  и перенапряжения от многочисленных глобальных проблем, начиная с экологической  и кончая антропологической. Поэтому  сегодня стоит переосмыслить  Евангелие, где сказано: «Когда услышите о войнах и военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть; но это еще не конец» (Мк. XII, 7; Мф. XXIV, 6; Лк. XXI, 9). Отныне отношение к  войне должно измениться радикально, поскольку со временем в связи  с распространением и усовершенствованием  ядерного оружия, война может стать  концом человека и человечества. Такова особенность современного ядерного оружия, которое постепенно распространяется по миру. При этом, чем больше стран  становятся обладателями ядерного оружия, тем опаснее в мире, где столько  нерешенных вопросов и столь стремительно возрастает социальная, экологическая  и демографическая напряженность. В этой связи не трудно в недалеком  будущем прогнозировать военные  столкновения по экологическим, а впоследствии и демографическим причинам.

Многие исследователи, анализируя динамику мировых процессов, говорят  о разрушении природной среды, ее деградации. В действительности в  конце XX в. человечество имеет дело не только и не столько с деградацией  Природы, сколько с деградацией  Человека и глобальные проблемы - экологическая, энергетическая и др. являются следствием «антропологической катастрофы». Системный  кризис, в условиях которого развернулась «ускоренная глобализация», представляет собой принципиально важную точку  отсчета и от человека зависит, как  он использует открывающиеся перед  ним возможности. В определенном отношении «ускоренная», управляемая  глобализация является ответом индустриальной цивилизации на системный общепланетарный  кризис, именно поэтому от того какую  стратегию Человек выберет сегодня  по отношению к сложившейся ситуации зависит будет ли у него Будущее  и каково это будущее. От этого  выбора зависит не только будущее  новоевропейской культуры, но и всей цивилизации. Прекратится ли господство утилитарно-инструментального Разума или Человек перейдет на путь единства истины и добродетели покажет  Будущее.

Только всесторонне изучив природу такой черты человека как агрессивность и совладав с ней средствами культуры, человек  может остановить традицию превращения  «человека разумного» в «человека  вооруженного». Характерно в этой связи, что мыслители, анализируя природу  человека, отметили такие его проявления как разумность, экономическую устремленность, реализацию способностей человека через  игру, труд и т.д., но специально не рассмотрели  такую черту человека, как желание  подчинить, воевать, убивать и т.д. Примечательно также, что все  политики и военные, которые готовят  военные операции, так и противостоящие им, выступают от имени «министерств обороны». В мире нигде нет специальных «министерств» готовящих нападения, но войны не прекращаются. Совершенствуются не столько формы диалога, взаимотерпимости, сколько формы ведения войны. В конечном итоге продолжается совершенствование методов уничтожения одних людей другими без признания этого факта. Между тем, только признав реальность такой, какая она есть, человек сможет остановить приближающуюся вселенскую катастрофу.

При этом человек должен переосмыслить пройденный путь, только глубокие систематические размышления  о прошедшем и последствиях ядерной  войны может привести к покаянию Человека и более внимательному  отношению к природе и другим людям. Как заметил в свое время  С.Л. Франк, «в ужасающей бойне, хаосе  и бесчеловечности, царящих ныне в мире, победит в конечном счете  тот, кто первым начнет прощать». Подобный призыв к разуму и сердцу современного человека до сих пор актуален, поскольку  в начале третьего тысячелетия усиливается  противостояние между различными культурами и существует опасность «столкновений  цивилизации». Покаяние- акт духовный. Духовность - основной дефицит современной  индустриальной и постиндустриальной цивилизации. Вот почему призыв известного отечественного мыслителя чрезвычайно  актуален в мире, где духовно-нравственное отношение к происходящим событиям оказывается периферийным по отношению  к другим ценностям: политическим, экономическим, технологическим, информационным и  т.д. Это приводит к тому, что в  мире господствует право сильного, а не справедливость, или закон. В  этой связи необходимо осмысление базовых  целей индустриального и постиндустриального  человека, восходящего своими корнями  в эпоху Просвещения.

С Нового времени и Просвещения  начинается тотальная инструментализация и рационализация интеллекта. Последнее  сопровождается не только расширением  свободы и автономности личности, но и сужением культурного и духовного  горизонта индустриального человека. Человек постепенно становится более  предсказуемым и манипулируемым. Разрушение целостности личности, основанной на религиозных началах привело  к парадоксальным, на первый взгляд, результатам. Послеренессансная западная личность, с одной стороны, самостоятельна и активна, а с другой, - она  жестко зависима от экономических потребностей, его активность направлена вне, а  не внутрь. Далее, послеренессансная  личность больше знает, но менее обеспокоен нравственно-духовными проблемами. Тем самым он начинает все больше и больше жить в мире цивилизации, а не в мире культуры, если пользоваться терминологией О.Шпенглера. Исчислимость, калькулируемость становятся определяющими  чертами цивилизации. Как отметил  М. Хайдеггер: «Расчеты не дают развернуться ничему, кроме исчислимого. Каждая вещь есть лишь то, чем она считается. Уже сочтенное обеспечивает продолжение  счета. Расчет заранее требует, чтобы  сущее было расчислимым, и употребляет  учтенное для дальнейшего высчитывания. Это потребляющее употребление сущего обнажает истребляющий характер расчета». Потому существование оказывается  связанным с расчетом и исчислимостью. Отсюда сужение трактовки рационального  до инструментальной рациональности. Начинается эпоха «смертоносного прогресса», превращающего все сущее в  средство достижения утилитарных целей. Утилитарно-экономические ценности становятся ядром и основным детерминантом  индустриальной цивилизации. Такой  процесс не проходит бесследно для  ментальной структуры индустриальной личности. Сциентация и технизация культуры приводит к тому, что единственным критерием развитости индивида и  цивилизации становится владение определенной технологией, позволяющей в максимально  короткие сроки достичь экономические  цели.

Все это приводит к тому, что индустриальный человек создает  успешно функционирующее в экономическом  и технологическом отношении  общество. Техногенная экономико-центричная цивилизация становится лидером  мира и получает возможность диктовать  и навязать миру свое представление  о том, как должны жить другие народы. Общество потребления, разрушая традиционные ценности, приводит к унификации культурного  многообразия сущего. В нем появляются новые черты, которые свидетельствуют  о расширении сферы «массовой  культуры» и усиления влияния  «вооруженного человека». Так, для  идеологии современного общества характерны, например, систематические международные  ярмарки оружия, которые пользуются огромной известностью в мире. Ведущие  страны мира соревнуются в производстве смертоносных видов уничтожения ... людей. При этом мало кто задумывается над тем, что это оружие создается  для уничтожения людей, что над  созданием этого оружия работают лучшие умы, и, что, наконец, создавая новые  виды оружия все страны вносят свой вклад в разрушение природы и  возрастание напряженности в  мире. Последнее относится и к  атомной бомбе, хотя некоторые известные  политики считают, что атомное оружие служит гарантом мира. Обсуждая этот сложный  вопрос только в той мере, в какой  он влияет на процесс глобализации, отметим, что приведенный пример один из существенных аргументов ошибочности  универсализации ценностей западного  общества, который выступает лидером  в области производства и совершенствования  оружия. При этом следует считаться  с тем общепризнанным фактом, что  оружие в том числе атомная  бомба, не может служить абсолютным гарантом стабильности и мира, поскольку  оружие, созданное в одной стране, со временем будет создано и другими  странами. И тогда усиливается  нестабильность, поскольку возрастает напряженность, а оружие «возмездия»  оказывается достоянием многих.

Характерно, что в результате начавшихся глобальных трансформаций  на рубеже веков, только ЮАР смогла отказаться от созданных атомных  бомб. Остальные страны не только не отказываются от смертоносного оружия, но и стремятся совершенствовать созданное ими оружие. Потому решение  ЮАР - скорее исключение, чем правило, и со временем и ЮАР может снова  возвратиться к этой идее. Известно, что совсем недавно Индия и  Пакистан стали обладателями ядерного оружия. Тем самым значительно  расширился «ядерный клуб». Ведущие  страны мира вынуждены были согласиться  с подобным увеличением числа  ядерных держав, поскольку у них  нет достаточных аргументов для  того, чтобы остановить в общепланетарном  масштабе работу над созданием атомного оружия другими странами. Нет у  этих стран не только правовых, но и  моральных прав запретить совершенствовать имеющееся у них оружие, поскольку  они сами направляют лучшие интеллектуальные силы своих стран на совершенствование  атомного, водородного и других видов  оружия.

Вот почему для изменения  ценностно-мировоззренческого климата  в мире необходимо резкое усиление роли гуманитарно-нравственной культуры в технологической цивилизации, создать необходимые условия  для того, чтобы уменьшит разрыв между технологической культурой  и гуманитарными ценностями. Для  этого чрезвычайно важно научить  людей терпимости, вести диалог между  различными культурами, приложить все  силы для уменьшения противостояния различных стран по религиозным, социальным причинам, понять и работать над ликвидацией общих угроз, нависших над современным человечеством  независимо от культурно-религиозных  различий между народами.

Одним и орудий решения  этих сложных проблем выступает  образовательная система. Вот почему современный мир нуждается в  более гуманитарно и экологически ориентированной системе образования. Только гуманитарная культура и образование, развитие культуры диалога поможет  сформировать самостоятельно мыслящую, свободную, не фанатичную личность. При этом речь идет не столько о механическом увеличении числа гуманитарных дисциплин в системе образования, сколько о переосмыслении функционирующей сегодня в мире системы образования вообще гуманитарного образования в частности. Необходимо повысить роль слова в культуре, социальную ответственность литературы и средств массовой информации в обществе. Сегодня, как отметил Э. Хемингуей, «слишком многие современные романы не преподают никакого урока и не служат никакой цели, кроме возбуждения отвратительного животного страха, от которого кровь стынет в жилах». Важно считаться с тем, что «литература несет в себе взрывчатую силу, даже если вызванные ею взрывы становятся событием не сразу, а так сказать, под лупой времени и изменяют мир, воспринимаясь и как благодеяние, и как повод для причитаний, - и все во имя рода человеческого». К сожалению, в условиях господства массовой культуры, игнорируются опасные последствия пропаганды населения.

Информация о работе Глобализация и проблема войн в современном мире