Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 10:45, контрольная работа
XIX век в истории России начался новым и последним дворцовым переворотом. Император Павел I был убит и на престол вступил его сын Александр I (1801-1825).
Время правления Александра I было наполнено событиями, либеральными ожиданиями. О самом Александре I, его взглядах остались самые противоречивые свидетельства современников. Он высказывал прямо противоречивые взгляды, предпринимал такие - же действия.
Введение..................................................................................................4
Политическое устройство Российской Империи ................................5
Внутренняя политика Александра I......................................................5
Внешняя политика..................................................................................6
Война со Швецией 1808-1809 гг...........................................................7
Русско-Турецкая война 1806-1812 гг....................................................8
Война с Ираном 1804-1813 гг................................................................8
Отечественная война 1812 г...................................................................9
Причины Отечественной войны 1812 г................................................9
Основные сражения:
-Смоленское сражение.................................................................10
-Бородинское сражение................................................................10
-Тарутинский бой..........................................................................11
Полководцы...........................................................................................12
Заграничный поход 1812-1814 гг........................................................14
Движение декабристов.........................................................................15
Восстание декабристов........................................................................16
Политическая реакция и реформы при Николае I.............................16
Революционные кружки конца 20-х - начала 30-х годов..................17
Теория "Официальной народности"...................................................18
Западники и славянофилы...................................................................19
Утопический социализм.......................................................................19
Гонения на свободомыслие..................................................................20
Вхождение Кавказа и Закавказья в состав
Российской Империи............................................................................21
Кавказская война...................................................................................21
Польское восстание 1830-1831 гг........................................................23
Крымская война. Причины..................................................................24
Оборона Севастополя...........................................................................25
Последствия Крымской войны............................................................25
Развитие науки......................................................................................26
Образование..........................................................................................27
"Золотой век" русской поэзии.............................................................28
Изобразительное искусство и архитектура........................................29
Музыкальная культура России............................................................29
Театр.......................................................................................................29
Историческая наука..............................................................................30
Народы Российской Империи.............................................................31
Восстание в Польше, Литве, Белоруссии в 60-х гг...........................31
Присоединение Казахстана и Средней Азии ....................................33
Освоение Дальнего Востока................................................................34
Национальная политика царизма........................................................34
Крестьянская реформа 1861г...............................................................35
Либеральные реформы 60-х - 70-х гг. XIX в.:
-Судебная реформа............................................................................36
-Военная реформа..............................................................................37
-Земская реформа..............................................................................37
Консервативные, либеральные, радикальные течения
в общественном движении России во второй половине XIX в........38
Промышленный переворот..................................................................40
Внутренняя торговля России в XIX в.................................................41
Расрестьянивание, рост пролетариата, развитие буржуазии............42
Русско-Турецкая война 1877-1878 гг..................................................43
Революционное народничество...........................................................45
Убийство Александра II.......................................................................46
Либеральное движение.........................................................................47
Земства...................................................................................................48
Контрреформы в России 1880-1890 гг...............................................49
Развитие мануфактурно-фабричного производства
и промышленный переворот................................................................50
Особенности российского капитализма.............................................51
Структурные изменения в экономике страны в конце XIX в...........53
Российская социал-демократическая рабочая партия
(РСДРП).................................................................................................54
Заключение............................................................................................56
Литература.............................................................................................57
Открытием мирового значения было изобретение радиотелеграфа. Александр Степанович Попов (1859—1905), сын священника, еще в студенческие годы проявил интерес к электротехнике. В дальнейшем изучение электрических явлений, электромагнетизма стало главным направлением его научных поисков. Морской офицер Александр Федорович Можайский (1825— 1890) посвятил свою жизнь созданию летательного аппарата тяжелее воздуха.
60—70-е гг. XIX в. называют
“золотым веком” русской химии.
Выдающимся русским естествоиспытателем, основоположником отечественной физиологической школы стал Иван Михайлович Сеченов (1829—1905), Он занимался проблемами человеческой психики. Деятельность другого всемирно известного русского биолога, Ильи Ильича Мечникова (1845—1916), сосредоточилась в области микробиологии, бактериологии, медицины.
Широкую известность не только в России, но и за рубежом получили крупнейшие русские ученые, работавшие в области всеобщей истории. Максим Максимович Ковалевский (1851— 1916) прославился своими трудами по истории европейской крестьянской общины.
Во второй половине XIX в. русские ученые добились значительных успехов в разных отраслях знаний. Москва и Петербург вошли в число мировых научных центров.
Образование.
Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа, в деревне грамотность была редким явлением.
Положение улучшалось по мере развития
земской школы Увеличивалось количество
и городских школ. Несколько позднее, с
80-х гг., стала расширяться сеть церковноприходских
школ. Во второй половине XIX в. обрели собственную
письменность некоторые народы Поволжья
(марийцы, мордва, чуваши и др.). Важную
роль в ее создании сыграли православные
миссионеры. Стали выходить книги на языках
народов Поволжья, открылись национальные
начальные школы, появилась местная интеллигенция.
Основой среднего образования стала классическая
гимназия. В конце XIX в. на территории великорусских
губерний действовала 81 мужская гимназия.
С 1862 г. появились женские гимназии. К концу
века в тех же губерниях их число дошло
до 64.
В пореформенной России было положено начало высшему женскому образованию. В пореформенный период дело народного просвещения в России достигло немалых успехов. Наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование.
"Золотой век" русской поэзии.
Важная особенность рассматриваемого периода состоит в том, что именно на 40-50 годы пришелся закат жизни и творчества целого ряда выдающихся поэтов начала XIX века
Великим народным поэтом, воплотившим в себе достижения предшествующих авторов, обозначившим собою дальнейший этап ее развития, бесспорно, является Александр Сергеевич Пушкин. "Золотой век" русской поэзии характеризуется всплеском его творческой активности. Его роман в стихах "Евгений Онегин" был назван энциклопедией русской жизни (Белинский).
Одним из поэтов был Лермонтов Михаил Юрьевич. Это писатель ярко демонстрирующей
духовности, глубокой внутренней концентрации,
неуемной, бунтующей мысли. На его творчество,
бесспорно, повлиял А.С.Пушкин.
Афанасий Афанасьевич Фет – тонкий ценитель красоты, в том числе и красоты слога. На протяжении всей жизни Фет занимался литературным поэтическим творчеством. Фет — представитель так называемой "чистой" поэзии.
Александр Сергеевич Грибоедов. По иронии судьбы единственная поэтическая вещь, созданная им и дошедшая до нас целиком, перечеркнула всё остальное творчество поэта. Грибоедов известен как писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы "Горе от ума", которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России "Горе от ума" — вершина русской драматургии
Изобразительное искусство и архитектура.
Период с конца 90-х гг. XIX в. до 1825-1830 гг. был связан с расцветом русского зодчества. В основе этого расцвета лежал тот огромный национально-патриотический подъем, который был вызван борьбой с Наполеоном в Отечественной войне 1812 г
В русском изобразительном искусстве первой половины XIX века по сравнению с XVIII в. развивается новый, более демократический взгляд на ценность человеческой личности, и в частности человека из народа. Вторая половина XIX века ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства, в котором окончательно утвердился реализм – правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости. В творчестве И. Н. Крамского главное место занимала портретная живопись. Крамской создал целую галерею замечательных портретов русских писателей, художников, общественных деятелей. Творчество В. М. Васнецова (1848–1926) тесно связано с русскими народными сказками, былинами, сюжеты которых он брал за основу своих картин.
Живопись оказывала
В XIX веке, наряду с потрясающим
развитием литературы, наблюдается и ярчайшие
взлеты музыкальной культуры
России, причем музыка и литература находятся
во взаимодействии.
Значительным явлением культурной
жизни России первой половины XIX в. стал
театр. Популярность театрального искусства
росла. Крепостной театр сменялся «вольным»
– государственным и частным.
К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко в Московском Художественном театре стали основателями психологического театра, разрабатывая и дополняя каждый сценический образ невидимой зрителю предысторией, стимулирующей те или иные поступки персонажа.
В XIX веке Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских художников. Завершился процесс формирования национальной культуры.
До тридцатых годов XIX столетия всеобщая история находилась в России в очень жалком состоянии (см. XIII, 497 - 498). Лучшие времена начались для нашей науки с обновления наших университетов после устава 1835 г. Первыми настоящими профессорами всеобщей истории были Куторга , начавший свою преподавательскую деятельность в Петербургском университете в 1835 г., и Грановский , занимавший кафедру в Московском университете с 1839 по 1855 г. Куторгу справедливо называют первым русским ученым, посвятившим себя самостоятельной разработке всеобщей истории; Грановский первый внес в преподавание этой науки гуманитарную и общественную точку зрения, сумев тем самым заинтересовать всеобщей историей широкие круги общества, чему немало помогал его замечательный талант лектора. От Грановского и Куторги начинается у нас непрерывная традиция всеобщей истории в университетах. Куторга выдвигал на первый план греческую историю и побуждал своих учеников и вообще лиц, искавших ученых степеней, писать диссертации на темы, взятые из греческой истории (Бауер, Васильевский, Люперсольский , Ф.Ф. Соколов , Стасюлевич ); Грановский, сам более работавший в области средневековой истории, направлял в эту сторону и интересы своих учеников (Кудрявцев , Ешевский ). Для занятий новой историей это время было крайне неблагоприятно; Грановский, например, не мог читать курса по истории реформации. Реакция конца сороковых и начала пятидесятых годов задержала развитие у нас и исторической науки.
Народы российской империи.
Российская империя составляла единую территорию с население
– 40 млн. человек.
Народы Российской империи: славянские (русские,
украинцы, белорусы); тюркские (татары,
башкиры, якуты); финно-угорские (мордва,
коми, удмурты); тунгусские (эвены и эвенки)…
(В 1920-е годы губернии
в России преобразованы в края
и области, уезды – в районы;
волости – сельские территории,
самые мелкие административно-
Восстание в Польше, Литве, Белоруссии в 60-х годах.
В 1861 г. в Варшаве и других польских городах происходили демонстрации протеста против национального гнета. В деревнях крестьяне отказывались работать на барщине, требовали свободы и земли. В ответ царское правительство, как всегда, прибегло к устрашению. Кровавые репрессии показали народу, что свободу можно завоевать только вооруженной борьбой. В Польше возникла тайная организация, она начала готовить национально-освободительное восстание.
В войсках, находившихся в Польше, возникла революционная организация русских офицеров, которой руководил молодой офицер Андрей Афанасьевич Потебня. Небольшая группа офицеров-революционеров начала агитацию среди русских солдат, стремясь воплотить в жизнь призывы Герцена.
Было объявлено о рекрутском наборе в Королевстве Польском. Революционеры были поставлены перед выбором: или потерять самые лучшие и организованные силы будущего восстания, или же выступить немедленно, не завершив подготовки к восстанию и почти не обеспечив себя оружием. Они решили вступить в неравный бой.
В ночь с 22 на 23 января 1863
г. началось восстание. Одновременно Центральный
национальный комитет, объявивший себя национальным правительством,
издал декреты о наделении крестьян землей
и об отмене феодальных повинностей.
Вооруженные чаще всего охотничьими ружьями, пиками и косами повстанческие отряды вели партизанскую борьбу, наносили неожиданные удары по небольшим группам царских войск, принуждая их стягиваться в крупные города и оставлять во власти повстанцев значительную часть территории
Вслед за поляками весной 1863 г. на борьбу против царизма поднялись Литва и Белоруссия, назревало восстание на Украине. Русские революционеры — союзники борющегося польского народа — готовили восстание в Поволжье и Приуралье. Этой подготовкой руководила казанская революционная организация.
Восстание в Литве и Белоруссии имело общероссийское значение. В случае успеха оно могло распространиться на восток, слиться с крестьянскими волнениями в России. В Литву и Белоруссию направилось большинство офицеров — членов петербургской военной организации во главе с Сераковским.
Весной 1863 г. восстание добилось первых, еще непрочных успехов. Но, кроме царизма, у восставших был еще один скрытый, а потому очень опасный враг — польские помещики и крупная буржуазия. Их называли «белыми». Тех же, кто смело и решительно выступал против царизма за национальное освобождение Польши, называли «красными». «Белые» были не прочь использовать недовольство народа в своих интересах, чтобы добиться у царя некоторых уступок. Но они были напуганы размахом борьбы. Больше всего «белые» боялись превращения восстания в общенародное революционное движение. Поэтому они стремились взять руководство им в свои руки. К апрелю 1863 г. во главе восстания в Польше и Литве оказались «белые».
Между тем тиски царского террора сжимались сильнее и сильнее. В Литве и Белоруссии власть была передана генералу М. Н. Муравьеву, которого современники прозвали «вешателем». В боях и на эшафоте гибли лучшие борцы. В июне 1863 г. был казнен захваченный раненым в плен Сераковский. Калиновского царские ищейки разыскивали по всему краю, а он в это время давал указания повстанцам, находясь в Вильно, буквально рядом с муравьевским дворцом. Выданный предателем, Калиновский мужественно встретил смерть В рядах повстанцев сражались сотни русских.
С большим сочувствием к справедливой борьбе польского народа следили за восстанием трудящиеся зарубежных стран. В поддержку этой борьбы выступали вожди пролетариата Маркс и Энгельс. Поняв предательскую политику «белых», польские революционеры осенью 1863 г. повели борьбу за привлечение народных масс, вновь начали осуществлять декреты о наделении крестьян землей. Но силы были уже истощены. Весной 1864 г. после 15 месяцев тяжелой борьбы восстание было подавлено.