Древнегреческая мифология

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:54, реферат

Краткое описание

Греческая мифология существовала в далеких тысячелетиях до нашей эры и закончила свое развитие вместе с концом общинно-родового общества. Однако да нас дошло множество произведений античной письменной литературы, из которой можно извлечь и образы, и сюжеты, и факты, свидетельствующие о том, что мифологическая традиция была устойчива, закреплялась в памяти поколений, передавалась от предков к потомкам и с развитием письменной литературы стала фиксироваться и систематизироваться. Мифология - это слепок, отражения человеком освоенной территории в фактических образах. В разделе «Мифологическое сознание» мы рассмотрим как выражается результат бессознательного освоения единства окружающего мира и начала его осознания.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 58.84 Кб (Скачать)

тема: Древнегреческая  мифология

Введение

Греческая мифология  существовала в далеких тысячелетиях до нашей эры и закончила свое развитие вместе с концом общинно-родового общества. Однако да нас дошло множество  произведений античной письменной литературы, из которой можно извлечь и  образы, и сюжеты, и факты, свидетельствующие  о том, что мифологическая традиция была устойчива, закреплялась в памяти поколений, передавалась от предков  к потомкам и с развитием письменной литературы стала фиксироваться  и систематизироваться. Мифология - это слепок, отражения человеком  освоенной территории в фактических  образах. В разделе «Мифологическое  сознание» мы рассмотрим как выражается результат бессознательного освоения единства окружающего мира и начала его осознания. В разделе «Поэтика мифа» мы рассмотрим, что поэтика  мифологизирования не только организует повествование, но служит средством  метафорического описания ситуации в современном обществе (отчуждение, чувство неполноценности и бессилия частного человека перед мистифицированными социальными силами) с помощью  параллелей из традиционных мифов, которые  порождены иной стадией исторического  развития. «Миф» по-гречески означает ничто иное, как «слово».

Поэтому и древнегреческие  мифы можно назвать «словом» о  богах и героях. «Миф» выражает обобщенно смысловую наполненность  слова в его целостности в  разделе «Греческая мифология» мы обоснуем, что античный мир основан на непосредственно-чувственном  восприятии мира и обобщении этого  восприятия в целостное единство, рассвеченое вымыслом. В пятом  разделе «Диалектика мифа» мы рассмотрим, что миф есть наивысшая  по своей конкретности, максимально  интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Эта не выдумка, но наиболее яркая и самая подлинная  действительность. Это - совершенно необходимая  категория мысли и жизни, далекая  от всякой случайности и произвола. Мифология дает нечто живое, одухотворенное и прекрасное. Мифического образа нет самого по себе, как нет вещи. Миф многосмыслен. В разделе «Логика  мифа» мы рассматриваем, что все  что совершается в мифе предопределено. Тайна грядущего явна. Свершение  же дело героев. Судьбу героев и смертных, участь стран и городов, миф предваряет.

1. Мифологическое сознание

Слово «миф», древнегреческого происхождения, было многозначным: слово, беседа, слухи, рассказ, повествование, сказание, предание, сказка, басня. Но постепенно оно приобрело значение аналитического подхода, рационализированного, осознанного  понятия и даже закона, в то время  как миф отсылало к более расплывчатому  полю смыслов.

Выделение профессионального  искусства из мифологии и фольклора  в Древней Греции происходило  постепенно - начиная от VIII века и  вплоть до V века до н.э. Так Гомер  уже не первобытная мифология, но Софокл - еще не вполне авторская  литература.

Заслугой мифологической школы в фольклористике является разработка методологических принципов  сравнительно-исторического метода, установление коллективной природы  народного творчества, органической связи языка, мифологии и народной поэзии.

Двадцатое столетие характеризуется огромным интересом  к мифу в связи с ростом его  влияния на общественное сознание.

В этнографии распространено представление о мифологии как  о языческой религии, народных верованиях.

Миф проходит в своем  развитии нескольких этапов, характеризующихся  различной степенью осознания и  рационализации своего содержания субъектов  мифотворчества.

В результате освоения мира формируется опыт. Итогом практического  освоения становится практический опыт удовлетворения материальных потребностей. Участие вымысла не осознается и  определяется в значительной степени  опытом освоения мира, его зрелостью. Чем этот опыт меньше, тем больше вымысла может быть внесено в  картину мира, но, с другой стороны, - менее свободно воображение, более  просто и примитивно домысливание.

Но в рамках мифологии  вызревают потребности более  точного, адекватного познания и  объяснения мира. Появление этнологических мифов - начало науки, появление счета, календаря.

Мифологическое сознание как процесс, оно сводится на первом этапе к сознанию имен или происхождению  вещей.

В мифологическом сознании особенное значение имеют топографическое  и хронографическое значения.

Представляет интерес  догадка Марра об изначальной  мифологической функции звуковой речи. Звуковой речью человек ночью  отпугивал врагов, успокаивал себя через самовнушения, а позднее - через  молитву к тотему и богу.

Особенностью мифологического  мышления является то, что эмоциональные  обобщения, осознаются в конкретной предметно - символической форме. Таким  общим символом социальной общности является тотем.

Основным элементом  мифологического сознания многие мифологи считают символ. В отличии от символа  художественный образ как способ обобщения ценностных впечатлений  имеет конкретную форму, насыщенную эмоционально - ценностным смыслом, чем  отличается и от художественного  образа, и от понятия.

Символ есть знак, выражающий в обобщенной форме абстракцию ценностной идеи.

Символизация - это  установление ассоциативной связи  между предметами или явлениями, осознание и переживание этой связи.

Специфические средства и формы освоения мира - это: пространство, время, число, имя, оценка, изображение, ритуал.

Важная особенность  мифологического освоения мира - масштаб  мифологического пространства. Эту  особенность заметил П.А.Флоренский, назвав ее «обратной перспективой», имея в виду ее выражение в иконописи.

При изображении  событий на первый план выносились наиболее значимые предметы и фигуры, изображавшиеся крупные менее значимые рисовались как более мелкие, независимо от расположения на изображении.

Понятие числа формировалось  различными путями. В мифологии многих народов число «семь» считается  магическим, священным.

Отношение ко времени  у древнего человека было достаточно сложным, т.е. отсутствие исторического  времени. Мифологическое время является субъективным, т.е. отражением времени  в мифологическом сознании.

Мифологическое имя - это знак, который фиксирует  эмоциональный и целостный образ  явления, моделирующий освоение мир  и идеально тождественный ему.

Поэтому процесс  именования, присвоения имени приобретал особое, сакральное значение.

Имя и слово в  мифологическом сознании - два этапа, характеризующие процесс перехода от эмоциональной рефлексии к  понятийной. Слово выражает духовную жизнь народа, его ценностный потенциал.

Опыт мифологического  освоения мира продолжает жить в нашем  сознании и подсознании. На нем базируется способность к творческому перевоплощению.

2. Поэтика мифа

Мифотворчество содержит лишь бессознательно - поэтическое  начало, и поэтому применительно  к мифу нельзя говорить о собственно художественных приемах, средствах  выразительности, стиле и тому подобных объектах поэтики. Однако мифам свойственно  претворение общих представлений  в чувственно - конкретной форме, т.е. та самая образность, специфична для  искусства и которую последнее  в известной мере унаследовало от мифологии.

Литература на протяжении своего развития длительное время прямо  использовала традиционные мифы в художественных целях.

В литературном мифологизме  на первый план выступает идея вечной циклической повторяемости первичных  мифологических прототипов под разными  «масками», своеобразной замещаемости литературных мифологических героев, делаются попытки мифологизации  житейской прозы писателями и  выявления скрытых мифологических основ реализма литературными критиками.

Итальянский ученый Вико, автор «Новой науки», создал первую серьезную философию мифа. Не случайно философия мифа как часть философии  истории возникла в эпоху когда  начиналось время буржуазной «прозы».

Вико убежден, что  древнейшая мифологическая поэзия была в аристотелевском смысле «подражанием природе» но сквозь призму первобытного мифологического воображения. Он высказывает  мысль, что можно было бы использовать миф как своего рода исторический источник, с тем чтобы понять, как определенным историческим лицом  приписывались по законам мифа родовые  качества и деяния, как формировалась  на реальной основе мифическая география  и космография.

Переходная ступень  от просветительского взгляда на миф к романтическому представлена знаменитым немецким просветителем  Гердером. Мифы привлекают его своей  естественностью, эмоциональностью, поэтичностью и национальным своеобразием.

В общем и целом  можно сказать, что если позитивистская этнология второй половины XIX в. видела в мифах лишь «пережитки» и  наивный способ объяснения непознанных  сил природы, то этнология XX в. доказала, что, во - первых, мифы в примитивных  обществах тесно связаны с  магией и образом и функционируют  как средство поддержания природного, социального порядка и контроля, что во - первых, мифологическое мышление обладает известным логическим и  психологическим своеобразием, что, в-третьих, мифотворчество является древнейшей формой, своего рода символическим  «языком», в терминах человек моделировал, классифицировал и интерпретировал  мир, общество и самого себя, но что, в-четвертых, своеобразные черты мифологического  мышления имеют известные аналогии в продуктах фантазии человека не только глубокой древности, но и других исторических эпох.

Прежде всего, мифологическая мысль сконцентрирована на таких  проблемах, как тайна рождения и  смерти, судьба и т.д.

Превращение хаоса  в космос составляет основной смысл  мифологии, причем космос с самого начала включает ценностный, этический аспект.

В фактических образах  мифологии широко отражены реальные черты окружающего мира. Все природные  и социальные реалии должны быть укоренены  в мифе, найти в нем свои истоки, объяснение, они все должны иметь  свой миф.

Мифы творения - это  мифы о порождении всех тех объектов, из которых состоит миф.

Ситуация мифического  творения включает три основные «роли» - объект, источник и субъект.

Важнейшая особенность  греческой мифологии - относительно меньший удельный вес культовых  и космотеогонических мифов. Отрыв  от культа способствует развитию сказочных  мотивов и стиранию грани между  способами обрисовки богов и  героев. Поэтому греческую мифологию  втянуты многочисленные исторические предания и сказки, судьбы богов. Греческой  мифологии свойствен антропоцентризм: главное внимание приковано к  человеческим судьбам. Боги в греческих  мифах предельно отдалены от природных  явлений, и ассоциируются, и рядом  с прямыми олицетворениями сил  природы (ночи, солнца, мрака, зари и  т.п.), и с играющими самостоятельные  роли, здесь фигурируют боги, для  которых моделирование конкретных природных явлений составляет лишь одни из многочисленных аспектов образа.  

3. Греческая мифология

Мифология была для  древних греков содержанием и  формой их мировоззрения, их мировосприятия,она  была неотделима от жизни этого общества. Греческая мифология -это не только и не столько мир религиозных  представлений,это мир греков вообще, это сложное и обширное целое,куда входят наряду с мифами также и  исторические легенды, предания, сказочные  сюжеты, литературные новеллы, свободные  вариации на мифологические темы.

Мыслительно-чувственное  обобщение действительности, которая  именуется мифологическим, характерно для очень древнего периода социально-исторической жизни, а точнее говоря, локализуется в общинно-родовой, или первобытно-общинной, формации, которая для Греции ограничивалась первой третью первого тысячелетия  до н.э., но истоки, которой уходили  в бездны тысячелетий. Видя, как бушует море, как разливаются или высыхают реки, несутся водопады, пробиваются  родники, бегут ручьи, древний человек  обобщает все проявления водной стихии в одном слове - Посейдон, то есть владыка вод или супруг Земли, объемлющий ее водным простором. И так  один за другим рождаются слова - мифы, разрастающиеся в рассказы о высших существах, таких же, как и человек, только мощных и бессмертных, живущих  одной семьей и управляющих над  миром. Древняя мифология - предмет  неоспоримой реальности и веры в  ее непреложность. Она возникла и  развивается еще до религии, которая  нуждается в теоретических обоснованиях. Среди главных источников для  изучения всех периодов мифологического  развития Греции в первую очередь  назовем героические поэмы Гомера «Илиаду» и «Одиссею». Трагики V в. до н.э. Эсхил, Софокл, Еврипид использовали в своих сюжетах мифологию  героизма во всей ее сложности и  гибельной безысходности. У Гомера красота есть божественная субстанция и главные художники - боги, создающие  мир по законам искусства. Недаром  красота мира создается богами в  страшной борьбе, когда олимпийцы  уничтожают архаических чудовищ. Однако эта красота гибельна. Сирены привлекают моряков прекрасными голосами и  умерщвляют их. Эти страшные полуптицы - полуженщины прекрасны своим  искусством пения, но ужасны своей дикостью. Гомеровская мифология - это красота  героических подвигов. В мире этой красоты мрачные силы заключены  в Тартар или побеждены героями. Чудовища оказываются смертельными. Гибнут Медуза Горгона, Пифеи, Ехидна, Химера. Прекрасные олимпийские боги жестоко расправляются со всеми  кто покушается нарушить гармонию установленной  ими власти. Однако побежденные древние  боги вмешиваются в эту новую  жизнь. Да и сам героический мир  становится настолько дерзким, что  нуждается в обуздании. И боги посылают в этот мир красоту, воплощая ее в облике женщины, несущей с  собой соблазны, смерти и самоуничтожение  великих героев. Так появляется созданная  богами прекрасная Пандора, в которую  боги вкладывают лживую душу. Так рождается  от Зевса и Немесиды, богини мести, Елена, из-за красоты которой убивают  друг друга ахейские троянские герои. Прекрасные женщины - Даная, Селена или  Алкмена,- соблазняют, как Каронида или Кассандра. Но еще важнее та внутренняя красота, которая наделяют олимпийские  боги певцов и музыкантов. Это красота  поэтического мудрого вдохновения.

Информация о работе Древнегреческая мифология