Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:54, реферат
Греческая мифология существовала в далеких тысячелетиях до нашей эры и закончила свое развитие вместе с концом общинно-родового общества. Однако да нас дошло множество произведений античной письменной литературы, из которой можно извлечь и образы, и сюжеты, и факты, свидетельствующие о том, что мифологическая традиция была устойчива, закреплялась в памяти поколений, передавалась от предков к потомкам и с развитием письменной литературы стала фиксироваться и систематизироваться. Мифология - это слепок, отражения человеком освоенной территории в фактических образах. В разделе «Мифологическое сознание» мы рассмотрим как выражается результат бессознательного освоения единства окружающего мира и начала его осознания.
тема: Древнегреческая мифология
Введение
Греческая мифология
существовала в далеких тысячелетиях
до нашей эры и закончила свое
развитие вместе с концом общинно-родового
общества. Однако да нас дошло множество
произведений античной письменной литературы,
из которой можно извлечь и
образы, и сюжеты, и факты, свидетельствующие
о том, что мифологическая традиция
была устойчива, закреплялась в памяти
поколений, передавалась от предков
к потомкам и с развитием письменной
литературы стала фиксироваться
и систематизироваться. Мифология -
это слепок, отражения человеком
освоенной территории в фактических
образах. В разделе «Мифологическое
сознание» мы рассмотрим как выражается
результат бессознательного освоения
единства окружающего мира и начала
его осознания. В разделе «Поэтика
мифа» мы рассмотрим, что поэтика
мифологизирования не только организует
повествование, но служит средством
метафорического описания ситуации
в современном обществе (отчуждение,
чувство неполноценности и
Поэтому и древнегреческие
мифы можно назвать «словом» о
богах и героях. «Миф» выражает
обобщенно смысловую
1. Мифологическое сознание
Слово «миф», древнегреческого происхождения, было многозначным: слово, беседа, слухи, рассказ, повествование, сказание, предание, сказка, басня. Но постепенно оно приобрело значение аналитического подхода, рационализированного, осознанного понятия и даже закона, в то время как миф отсылало к более расплывчатому полю смыслов.
Выделение профессионального искусства из мифологии и фольклора в Древней Греции происходило постепенно - начиная от VIII века и вплоть до V века до н.э. Так Гомер уже не первобытная мифология, но Софокл - еще не вполне авторская литература.
Заслугой мифологической
школы в фольклористике является
разработка методологических принципов
сравнительно-исторического
Двадцатое столетие характеризуется огромным интересом к мифу в связи с ростом его влияния на общественное сознание.
В этнографии распространено представление о мифологии как о языческой религии, народных верованиях.
Миф проходит в своем развитии нескольких этапов, характеризующихся различной степенью осознания и рационализации своего содержания субъектов мифотворчества.
В результате освоения мира формируется опыт. Итогом практического освоения становится практический опыт удовлетворения материальных потребностей. Участие вымысла не осознается и определяется в значительной степени опытом освоения мира, его зрелостью. Чем этот опыт меньше, тем больше вымысла может быть внесено в картину мира, но, с другой стороны, - менее свободно воображение, более просто и примитивно домысливание.
Но в рамках мифологии вызревают потребности более точного, адекватного познания и объяснения мира. Появление этнологических мифов - начало науки, появление счета, календаря.
Мифологическое сознание как процесс, оно сводится на первом этапе к сознанию имен или происхождению вещей.
В мифологическом сознании особенное значение имеют топографическое и хронографическое значения.
Представляет интерес догадка Марра об изначальной мифологической функции звуковой речи. Звуковой речью человек ночью отпугивал врагов, успокаивал себя через самовнушения, а позднее - через молитву к тотему и богу.
Особенностью мифологического мышления является то, что эмоциональные обобщения, осознаются в конкретной предметно - символической форме. Таким общим символом социальной общности является тотем.
Основным элементом мифологического сознания многие мифологи считают символ. В отличии от символа художественный образ как способ обобщения ценностных впечатлений имеет конкретную форму, насыщенную эмоционально - ценностным смыслом, чем отличается и от художественного образа, и от понятия.
Символ есть знак, выражающий в обобщенной форме абстракцию ценностной идеи.
Символизация - это установление ассоциативной связи между предметами или явлениями, осознание и переживание этой связи.
Специфические средства и формы освоения мира - это: пространство, время, число, имя, оценка, изображение, ритуал.
Важная особенность
мифологического освоения мира - масштаб
мифологического пространства. Эту
особенность заметил П.А.
При изображении событий на первый план выносились наиболее значимые предметы и фигуры, изображавшиеся крупные менее значимые рисовались как более мелкие, независимо от расположения на изображении.
Понятие числа формировалось различными путями. В мифологии многих народов число «семь» считается магическим, священным.
Отношение ко времени у древнего человека было достаточно сложным, т.е. отсутствие исторического времени. Мифологическое время является субъективным, т.е. отражением времени в мифологическом сознании.
Мифологическое имя
- это знак, который фиксирует
эмоциональный и целостный
Поэтому процесс именования, присвоения имени приобретал особое, сакральное значение.
Имя и слово в
мифологическом сознании - два этапа,
характеризующие процесс
Опыт мифологического
освоения мира продолжает жить в нашем
сознании и подсознании. На нем базируется
способность к творческому
2. Поэтика мифа
Мифотворчество содержит
лишь бессознательно - поэтическое
начало, и поэтому применительно
к мифу нельзя говорить о собственно
художественных приемах, средствах
выразительности, стиле и тому подобных
объектах поэтики. Однако мифам свойственно
претворение общих
Литература на протяжении своего развития длительное время прямо использовала традиционные мифы в художественных целях.
В литературном мифологизме
на первый план выступает идея вечной
циклической повторяемости
Итальянский ученый Вико, автор «Новой науки», создал первую серьезную философию мифа. Не случайно философия мифа как часть философии истории возникла в эпоху когда начиналось время буржуазной «прозы».
Вико убежден, что древнейшая мифологическая поэзия была в аристотелевском смысле «подражанием природе» но сквозь призму первобытного мифологического воображения. Он высказывает мысль, что можно было бы использовать миф как своего рода исторический источник, с тем чтобы понять, как определенным историческим лицом приписывались по законам мифа родовые качества и деяния, как формировалась на реальной основе мифическая география и космография.
Переходная ступень от просветительского взгляда на миф к романтическому представлена знаменитым немецким просветителем Гердером. Мифы привлекают его своей естественностью, эмоциональностью, поэтичностью и национальным своеобразием.
В общем и целом
можно сказать, что если позитивистская
этнология второй половины XIX в. видела
в мифах лишь «пережитки» и
наивный способ объяснения непознанных
сил природы, то этнология XX в. доказала,
что, во - первых, мифы в примитивных
обществах тесно связаны с
магией и образом и функционируют
как средство поддержания природного,
социального порядка и
Прежде всего, мифологическая мысль сконцентрирована на таких проблемах, как тайна рождения и смерти, судьба и т.д.
Превращение хаоса в космос составляет основной смысл мифологии, причем космос с самого начала включает ценностный, этический аспект.
В фактических образах мифологии широко отражены реальные черты окружающего мира. Все природные и социальные реалии должны быть укоренены в мифе, найти в нем свои истоки, объяснение, они все должны иметь свой миф.
Мифы творения - это мифы о порождении всех тех объектов, из которых состоит миф.
Ситуация мифического творения включает три основные «роли» - объект, источник и субъект.
Важнейшая особенность
греческой мифологии - относительно
меньший удельный вес культовых
и космотеогонических мифов. Отрыв
от культа способствует развитию сказочных
мотивов и стиранию грани между
способами обрисовки богов и
героев. Поэтому греческую мифологию
втянуты многочисленные исторические
предания и сказки, судьбы богов. Греческой
мифологии свойствен
3. Греческая мифология
Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия,она была неотделима от жизни этого общества. Греческая мифология -это не только и не столько мир религиозных представлений,это мир греков вообще, это сложное и обширное целое,куда входят наряду с мифами также и исторические легенды, предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы.
Мыслительно-чувственное
обобщение действительности, которая
именуется мифологическим, характерно
для очень древнего периода социально-исторической
жизни, а точнее говоря, локализуется
в общинно-родовой, или первобытно-общинной,
формации, которая для Греции ограничивалась
первой третью первого тысячелетия
до н.э., но истоки, которой уходили
в бездны тысячелетий. Видя, как бушует
море, как разливаются или высыхают
реки, несутся водопады, пробиваются
родники, бегут ручьи, древний человек
обобщает все проявления водной стихии
в одном слове - Посейдон, то есть
владыка вод или супруг Земли,
объемлющий ее водным простором. И так
один за другим рождаются слова - мифы,
разрастающиеся в рассказы о высших
существах, таких же, как и человек,
только мощных и бессмертных, живущих
одной семьей и управляющих над
миром. Древняя мифология - предмет
неоспоримой реальности и веры в
ее непреложность. Она возникла и
развивается еще до религии, которая
нуждается в теоретических