Догматика Альбигойских ересей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:54, реферат

Краткое описание

Целью работы является всестороннее и полное раскрытие объекта и предмета исследования.
В своей работе автор использует, главным образом, фундаментальный труд Н.Осокина «История альбигойцев и их времени», помещенный в сборник «История ересей». В своей работе автор не высказывает оценочных суждений, а беспристрастно описывает события и идеологию ереси. Единственный недостаток работы – ее возраст, она издана около 150 лет назад.

Оглавление

Введение
Догматика Альбигойских ересей:
1. Катары
2. Вальденсы
Распространение ересей и борьба с ними официальной церкви
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Альбигойское движение Word 2003.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Так же типичным методом борьбы с ересью была посылка  из Рима легата, который своим авторитетом  должен был наводить порядок. Так  например было в 1178 году, когда в тулузу прибыл папский легат вместе с пышной свитой и небольшим числом рыцарей. В Тулузе ему представили список еретиков во главе которого стоял Петр Моран – знатный торговец, легату удалось уличить его в ереси и Петр Моран согласился отречься. Он публично покаялся в церкви, просил пощады и прощения у легата и выдержав бичевание был осужден на трехлетнее паломничество в Святую Землю для искупления грехов и конфискацию части имущества, после этого многие тулузцы вернулись в лоно церкви. Но стоило последнему из свиты легата пройти через городские ворота как все вернулись к прежнему и даже Петр Моран вернувшись из Палестины затем несколько раз занимал высокие посты в городском управлении.37

Теперь стоит  сказать несколько слов о распространении учения Петра Вальдо и его предшественников. Первым известным проповедником-ересиархом рационалистического учения был Петр де Брюи, он начал свою проповедническую деятельность в самом начале ХП века. Он принадлежал к духовному сословию и им руководило искренне убеждение в необходимости церковной реформы. На него обрушились жестокие гонения и в 1125 году в Сен-Жилле, он был схвачен и сожжен. Он заложил основы будущего учения вальденсов, его последователей называли петробрусианцами. Его последователем и учеником был Генрих Лозанский, он придал стройность и привлекательность идеям Петра де Брюи. С Генрихом обошлись снисходительней чем с его учителем (однажды он был схвачен легатом, его учение осуждено, но сам он отпущен), наконец в 1148 году его схватили и осудили на пожизненное заключение, где он вскоре умер. Непосредственным основателем учения вальденсов считают Петра Вальдо. Это был богатый торговец, который отказался от своих богатств и занялся проповедью Евангелия (около 1175 года). Он активно путешествовал по всей Франции, проповедуя свое учение, его объявили еретиком и предали анафеме, наконец в конце ХП – начале ХШ века Петр Вальдо и его ученики осели в долинах Пьемонта и Прованса, где просуществовали до начала ХХ века.38

Принципиально новым этапом в борьбе ереси и католической церкви стал 1179 год. В этом году состоялся Ш Латеранский Собор, направленный главном образом против ересей Юга. Последний канон этого собора гласит: «Хотя Церковь, как повелел ей св. Лев, довольствуется судом священников и не практикует казней с пролитием крови, однако, она вынуждена обращаться к мирским законом и просит помощи у государей, дабы страх перед светской казнью побуждал людей прибегать к средствам духовного исцеления. Итак, поскольку еретики, каковых одни именую катарами, другие – патаренами, а третьи – публиканами, весьма преуспели в Гаскони, Альбижуа, в Тулузкой области и в прочих, поскольку здесь они публично учат своим заблуждениям и стараются развратить простецов, мы объявляем им анафему в купе с их покровителями укрывателями. Мы воспрещаем всем как-либо общаться с ними. Ежели они умрут в своем грехе, пусть не делают за них никаких приношений и не хоронят их среди христиан»39 Этим постановлением еретики приравнялись к разбойникам и всяким бродягам, порядочный христианин мог без раздумий поднять на них руку. Хотя идея крестового похода еще не проводилась открыто, но до нее был один шаг, простое не осуждение убийства могло легко превратиться в обязанность каждого верного христианина, фактически этот догмат начинал новую «активную» борьбу католичества с ересью. И уже в 1180 году вооруженный отряд во главе с папским легатом Генрихом Клервосским вошел в земли Лангедока. Таким образом впервые христианские земли грабились и разорялись баронами из далеких областей с целью поправить свое материальное положение или искупить очень большое количество грехов, под эгидой борьбы с ересью, начало было положено. Из достижений похода стоит упомянуть вязтие замка Лавор и разграбление округи возле него, в этом замке ряд рыцарей отрекся от ереси, но как и в случае с Петром Павийским, стоило легату только уйти они все вернулись к строй вере. Что касается графа Тулузского, номинального хозяина области, то правящий в это время Раймунд У как-то пытался противостоять ереси (это было очень сложно в условиях ее господства и принадлежности к ней большинства вассалов Раймунда У, которые и так ему не подчинялись), уже его сын Раймунд У1 занял нейтральную позицию, а вскоре и встал на сторону еретиков, как и его сын. В 80-х годах ХП века также началась война Тулузы и Арагона и всех их васслов «друг с другом и против всех», это привело к плохим последствиям для Юга. Вот что пишет французский аббат о нем, современник событий: «…я был свидетелем сцен, ужасных более самой смерти. Я видел сожженные и почти разрешенные церкви; места, которые некогда служили обиталищем людей, сделались убежищем для зверей».40 Эти события снизили активность еретиков, а взятие Саладином Иерусалима в 1187 году отвлекло, несколько, внимание католической церкви от Юга. Рим вновь вернулся к практике посылки легатов.

Порочность  и развращенность духовенства, из-за которых в основном и проходил переход католиков в ересь, заставили  церковь принять несколько важных решений. Главных из них были учреждение нищенских монашеских орденов францисканцев и доминиканцев (основали соответственно Франциск Ассизский и Доминик де Гусман). Главным принципом доминиканцев стала совершенная нищета, книги и слово Божье, стали их единственным оружием, они представляли из себя замену катарским «совершенным» и вальденским «барбам» и должны были «отбивать» у них верующих. Члены ордена были хорошо образованы и могли вступать в дискуссии даже с самыми известными ересиархами, не краснея за свои моральные качества. Орден францисканцев так же был принят католической церковью, хотя по многим своим положениям был сходен с еретиками. В этом ордене поначалу состояли люди не имеющими хорошего образования и их проповеди были поначалу наивными предлагали примеры, а не аргументы основанные на логике. Их устав был сходен с доминиканским и они также должны были в первую очередь противостоять еретическим проповедникам и вели простые проповеди среди народа, правда не вступая в жаркие диспуты с еретиками. Новым  для обоих этих орденов был их моральный вид, нравы и поведение их последователей стремившихся словом переманить людей в лоно католической церкви, правда их скоро, как и многие другие ордена ждала моральная деградация, но на тот период, начало ХШ века они оказали серьезную помощь католической церкви в борьбе с еретиками.41 Также создавались небольшие ордена из перешедших на сторону католической церкви еретических проповедников, которые пользовались особым покровительством Иннокентия Ш. Они могли эффективней бороться против ереси. Так как знали ее устройство изнутри.

Новый этап борьбы с ересью начался с приходом на Папство Джованни-Лотаря Конти - Иннокентия Ш (1198-1216 г.г.) Он принял ряд мер против еретиков: «Еретики и их пособники подлежат изгнанию и заключению в тюрьму; их имущество должно быть конфисковано и продано, дома снесены, а они сами – лишены гражданских прав. Они не могут избирать и быть избранными на муниципальные должности. Если они выполняют официальные функции, их акты объявляются не действительными. Они не вправе выступать свидетелями на суде, завещать и наследовать имущество. На суверенов, а также на городские магистраты накладывается строгая обязанность преследовать и изгонять еретиков. Если власти не выполняют этого закона, пусть их к этому принудит отлучение. Еретик не только лишается прав при жизни – ему нет упокоения и после смерти»42 Он продолжил посылать на Юг миссии легатов (Петр де Кастельно, Арнольд Амальрик и другие) и настойчиво просил вмешаться французского короля Филиппа П Августа, но тот игнорировал призывы папы, либо ссылался на более важные и неотложные дела. Из важных событий необходимо отметить что «в 1204 году он (Иннокентий Ш – А.К.) отобрал у епископов обычную юрисдикцию по делам ереси, передав ее легата, - это стало началом процесса, приведшего к созданию инквизиции».43 Легат Петр де Кастельно несколько раз отлучал от церкви Раймунда У1 за пособничество ереси, но тот постоянно приносил клятвы верности церкви и его прощали. Наконец 15 января 1208 года один служащий графа Тулузского убил Петра де Кастельно, это стало поводом для альбигойского крестового похода, хотя вина Раймунда У1 ни тогда, ни в последствии не была доказана, но механизм был запущен. На призыв откликнулись много народа с севера Франции, но король продолжал держаться в стороне, армия насчитывала «двадцать тысяч рыцарей в полном вооружении и крестьян, не считая клириков и бюргеров»44 первым под руку крестоносцев попал город Безье в котором было вырезано все население около 60 тысяч человек, а город разграблен. По мере продвижения крестоносцев разграблялась округа, затем был взят Каркассон, его жителей пощадили, но сам город разграбили. После этого в крестоносном движении начался раскол из-за дележа добычи и кроме того кончились сорок дней отведенных на поход и большая часть рыцарей уехала домой. На Юге осталась горстка рыцарей во главе с Симоном де Монфором, не богатым феодалом из Англии, который хотел за счет земель юга расширить свои земли, он продолжил захватывать мелкие и средние города и замки, в этом ему помогали постоянно прибывающие мелкие партии крестоносцев. Раймунд У1 перед вторжением крестоносцев вымалил прощенье у папы и присоединился к походу, но вел себя пассивно и за это, а также за противодействие Монфору, который грабил земли графа, его вновь отлучили и он заперся в Тулузе. Вскоре у Монфора начались трения и с церковью, которая не хотела сильного усиления Монфора, а также сама хотела урвать кусок от награбленного, расширить зону своего прямого влияния, также против него выступало и местное население. Наконец в дела на юге вмешался король Арагона Педро П недовольный активностью Монфора и разграблением Тулузского графства (буферной зоны между ним и французским королем). Верный католик, герой битвы у Лас-Навос-де-Толоса 1212 года, здесь не получив поддержки папы, он выступил и против него и против всего крестоносного движения и 12 сентября 1213 года он, Раймунд У1 и примкнувшие к ним другие недовольные феодалы потерпели поражение у города Мюре, а сам Педро П погиб.45 Наконец в 1215 году для урегулирования ситуации на Юге (в дела наконец вмешался и король) был созван 1У Латеранский Собор, который вынес ряд постановлений против еретиков еще больше расширяя права для борьбы с ними. Но главное, он не вернул земли Лангедока Раймунду и борьба на Юге продолжалась, его поддерживал простой народ и он снова засел в Тулузе.

«В 1218 году при осаде этого города Монфор был убит, а его брат и старший сын серьезно ранены. Война продолжалась с переменным успехом еще несколько лет. В 1222 году умер Раймунд У1. Церковники отказались его хоронить. Теперь войну продолжали Раймунд УП и сын Монфора – Амори. В 1227 году Амори призвал на помощь войска французского короля Людовика 1Х, обещав ему отдать свои владения. Соответствующее соглашение было подписано в том же году в городе Мо. Вмешательство Людовика 1Х вынудило Раймунда УП капитулировать. Мир был куплен дорогой ценой. По Парижскому трактату 1229 года дочь Раймунда УП, провозглашенная наследницей владений, была выдана замуж за брата короля Людовика 1Х».46

На Тулуэском соборе того же года были приняты следующие меры для борьбы с еретиками. «Епископам вменялось в обязанности в каждом приходе назначать одного или нескольких священников с инквизиторскими функциями – разыскивать и арестовывать еретиков, хотя право суда над ними оставалось за епископами. Добровольно раскаявшиеся еретики подлежали высылке в другие области. Для опознавания им повелевалось носить на одежде (на спине и на груди) отличительный знак – крест из цветной материи; раскаявшиеся из-за боязни смертной казни подлежали тюремному заключения “вплоть до искупления греха”. Приходским священникам приказывалось выставлять на видном месте списки всех прихожан. Прихожане – мужчины с 14-летнего  возраста и женщины с 12-летнего возраста – должны были публично предать анафеме ересь, поклясться преследовать еретиков и присягнуть на верность католической вере. Присяга возобновлялась каждые два года; отказавшиеся присягать навлекали на себя обвинение в ереси.  Верующим приказывалось исповедоваться трижды в год – на Рождество, Пасху и Троицын день. За выдачу еретика церковь обещала платить доносчику 2 серебряных марки в год в течение двух лет. За помощь еретикам виновник лишался имущества и передавался в распоряжение сеньора, который мог сделать с ним “что пожелает”. Дом еретика сжигался, собственность его конфисковывалась. Примиренный с церковью еретик терял гражданские права, еретикам-врачам запрещалось заниматься лечебной практикой. Местные власти под страхом отлучения и конфискации имущества обязывались следить за исполнением этих решений Тулузского собора. Наконец, следует отметить еще одно важное нововведение: верующими запрещалось иметь Библию и читать ее даже на латинском языке, что становилось прерогативой исключительно духовенства. Этот запрет церковь не замедлила распространить на верующих и других стран».47

После этого  борьба с ересью приобрела «мирный» характер, горели только костры инквизиции, а не скитались в поисках добычи шайким крестоносцев. По экономике Юга был нанесен серьезный удар, так же как и самим еретикам, той войны они не смогли пережить, большинство «совершенных» и «барб» были уничтожены, а местное население, боясь новых грабежей и резни отошло от еретиков. Сила возымела эффект и на долгие годы стала главным оружием церкви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение хотелось бы подвести некоторые итоги.

Дуализм распространившийся на юге Франции имел мало общего с католическим учением и фактически создавал новую, альтернативную церковь, которая и вызывала панику в Риме. Учение вальденсов так же противостояло церковной организации, но в своей догматике продолжало оставаться очень близкой к католичеству. Обе секты часто смешивали из-за неумения да и не желания их различать, так как они обе выступали против официальной церковной организации, перед этим догматика отходила на второй план (так был создан орден францисканцев-миноритов, который по своей идеологии был очень близок к еретикам, но в отличии от них лоялен к церкви).

Распространению ереси способствовало моральное  разложение духовенства, его погоня за прибылью и наживой вызывали отвращение народа и отток его к еретикам, которые на свою моральную чистоту делали основную ставку, кроме того распространители новых учений – ересиархи были очень хорошо образованы и могли убеждать. Распространению ереси так же способствовало специфическое положение на юге Франции (и на севере Италии). Активность еретиков вызвала реакцию со стороны официальной церкви которая вылилась в учреждение инквизиции, создание орденов доминиканцев и францисканцев и наконец, в альбигойский крестовый поход, лишь эти меры смогли сломить сопротивление ереси и, если совсем не покончить с ней, то загнать ее в глубокое подполье. Но во время этих походов преследовались не только религиозные интересы, они были оправданием и прикрытием для беспредела за счет, которого разные силы хотели поправить свое положение.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Григулевич И.Р. Инквизиция. – 3-е изд. – М.: Политиздат,1985г.
  2. Дюби Ж. Время соборов: Искусство и общество 980-1420 годов. / Пер. с фр. М.Ю. Рожновой, О.Е. Ивановой; коммент. Д.Э. Харитоновича. – М.6 Ладомир, 2002г.
  3. Дюби Ж. История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д’Арк. 987-1460. / Пер. с фр. Г.А. Абрамсова, В.А. Павлова. – М.: Междунар. Отношения, 2000г.
  4. Ли Ч.Г. Инквизиция и катары. // История ересей. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007г.
  5. Люшер А. Иннокентий III и альбигойский крестовый поход. / Пер. с фр. Некрасова М.Ю. – СПб.: Евразия, 2003г.
  6. Осокин Н.А. Еретические верования. // История ересей. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007г.

 

1 Осокин Н.А. Еретические верования. // История ересей. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007г. С. 399

2 Осокин Н.А. Еретические верования. // История ересей. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007г. С. 294-320.

3 Ли Ч.Г. Инквизиция и катары. // История ересей. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007г. С. 421-422.

4 Осокин Н.А. Еретические верования. // История ересей. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007г. С. 342.

5 Там же, с.345.

6 Там же, с.347.

7 Осокин Н.А. Еретические верования. // История ересей. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007г. С. 350-351.

8 Осокин Н.А. Еретические верования. // История ересей. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007г. С. 351-354.

9 Ли Ч.Г. Инквизиция и катары. // История ересей. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007г. С. 432.

10 Осокин Н.А. Еретические верования. // История ересей. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007г. С. 366-367.

11 Там же, с.358-362 и Ли Ч.Г. Инквизиция и катары. // История ересей. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007г. С. 424-429

12 Григулевич И.Р. Инквизиция. – 3-е изд. – М.: Политиздат,1985г. С. 76

13 Ли Ч.Г. Инквизиция и катары. // История ересей. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007г. С. 422-423

14 Там же, с.433-434

15 Осокин Н.А. Еретические верования. // История ересей. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007г. С. 362-366

16 См. данную работу с. 10

17 Там же, с.368-374

18 О подделках святых см. данную работу с. 12 

19 Осокин Н.А. Еретические верования. // История ересей. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007г. С. 375-382

20 Осокин Н.А. Еретические верования. // История ересей. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007г. С. 382

21 Осокин Н.А. Еретические верования. // История ересей. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007г. С. 392-398

22 Люшер А. Иннокентий III и альбигойский крестовый поход. / Пер. с фр. Некрасова М.Ю. – СПб.: Евразия, 2003г. С. 22-23

23 Дюби Ж. История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д’Арк. 987-1460. / Пер. с фр. Г.А. Абрамсова, В.А. Павлова. – М.: Междунар. Отношения, 2000г. С. 295

24 Там же, с.295-297

25 Люшер А. Иннокентий III и альбигойский крестовый поход. / Пер. с фр. Некрасова М.Ю. – СПб.: Евразия, 2003г. С. 15

26 Дюби Ж. История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д’Арк. 987-1460. / Пер. с фр. Г.А. Абрамсова, В.А. Павлова. – М.: Междунар. Отношения, 2000г. С. 298

27 Люшер А. Иннокентий III и альбигойский крестовый поход. / Пер. с фр. Некрасова М.Ю. – СПб.: Евразия, 2003г. С. 33

28 Григулевич И.Р. Инквизиция. – 3-е изд. – М.: Политиздат,1985г. С. 77

29Дюби Ж. Время соборов: Искусство и общество 980-1420 годов. / Пер. с фр. М.Ю. Рожновой, О.Е. Ивановой; коммент. Д.Э. Харитоновича. – М.: Ладомир, 2002г. С. 156-157

30 Осокин Н.А. Еретические верования. // История ересей. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007г. С. 320

31 Там же, с.320-333

32 Там же, с.324

33 Ли Ч.Г. Инквизиция и катары. // История ересей. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007г. С. 448-449

Информация о работе Догматика Альбигойских ересей