Догматика Альбигойских ересей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:54, реферат

Краткое описание

Целью работы является всестороннее и полное раскрытие объекта и предмета исследования.
В своей работе автор использует, главным образом, фундаментальный труд Н.Осокина «История альбигойцев и их времени», помещенный в сборник «История ересей». В своей работе автор не высказывает оценочных суждений, а беспристрастно описывает события и идеологию ереси. Единственный недостаток работы – ее возраст, она издана около 150 лет назад.

Оглавление

Введение
Догматика Альбигойских ересей:
1. Катары
2. Вальденсы
Распространение ересей и борьба с ними официальной церкви
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Альбигойское движение Word 2003.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Догматика Альбигойских ересей:

  1. Катары
  2. Вальденсы

Распространение ересей и борьба с ними официальной  церкви

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На тему ересей написано достаточно много хороших  работ, в которых они в целом разобраны полно. В своем реферате я постараюсь систематизировать и обобщить всю найденную мной информацию и затем доступным языком изложить ее аудитории. Объектом моего исследования является альбигойское движение и способы борьбы с ним католической церкви.

Предметом изучения является: догматика альбигойских дуалистов  и вальденсов, их обрядность, иерархия, нравы и отношения друг с другом и церковью; а также положение  на Юге Франции, в котором появилась  и распространилась эта ересь  и способы борьбы с ней официальной церкви («мирные» и не очень).

Хронологические рамки охватывают период с Х1 века, когда на юге Франции стали  появляться первые ростки дуализма и  до 1229года, когда была окончена «активная» фаза борьбы с ересью и подписан Парижский трактат.

Территориальные рамки исследования, главным образом, охватывают территорию юга Франции, но также я буду приводить примеры  и из других областей Европы.

Целью работы является всестороннее и полное раскрытие  объекта и предмета исследования.

В своей работе я использую, главным образом, фундаментальный труд Н.Осокина «История альбигойцев и их времени», помещенный в сборник «История ересей». В своей работе автор не высказывает оценочных суждений, а беспристрастно описывает события и идеологию ереси. Единственный недостаток работы – ее возраст, она издана около 150 лет назад. Но этот недостаток не так уж велик, так как в работе Григулевича И.Р. «Инквизиция», изданной в конце 70-х годов все положения соответствуют выводам Н.Осокина, отличием является лишь усиление акцентов на классовой борьбе. Основной книгой для описания альбигойского крестового похода является труд А.Люшера «Инокентий 1У и альбигойский крестовый поход», где автор пытается «обелить» Папу и показать его непричастность к резне на юге Франции и очень подробно рассматривает весь период его папства (1198-1216 г.г.). Существенным дополнением к работе Н.Осокина в описании догматики и истории альбигойского движения является труд Ч.Г.Ли «История инквизиции» отрывок из которой помещен в том же сборнике «История ересей» (полная версия его книги издана в 1994 году написана дореволюционным шрифтом первого издания 1912 года и читать ее довольно сложно, поэтому я использовал текст содержащийся в сборнике.) Также я использовал две работы Ж.Дюби специально не посвященные теме моего исследования, но охватывающие территории и тот же период времени, которые меня интересуют.

В подготовке к  докладу я не использовал источников, а те которые буду приводить в  пример взял из книги вышеупомянутых авторов. Причиной этому явилось то, что до нас не дошло ни одного сочинения написанного французским авторами (не считая переведенного Нового Завета и стишков и песенок, созданных для популяризации учения), о которых судят на основе обличения еретиков написанных инквизиторами, хроник альбигойских войн и решений Соборов; они очень редки и в Самаре их нет. Подобная же ситуация по изучению вальденсов, хотя собственно сочинения ересиархов и сохранились, но они очень редки и их нет в Самаре.

 

 

 

 

 

ДОГМАТИКА АЛЬБИГОЙСКИХ ЕРЕСЕЙ

 

В описании событий происходящих на юге Франции нельзя отдавать предпочтение какой-либо одной ереси, да и ересями только, там было столкновение интересов многих общественных сил духовных и мирских тесно переплетенных между собой. В подобной же ситуации даже сама католическая церковь плохо различала разные религиозные течения юга Франции, часто смешивая или ища различия между одинаковыми. Под горячую руку часто попадали даже правоверные католики, а по отношению к еретикам папские легаты руководствовались принципом «Манихей – еретик, следовательно, всякий еретик манихей»1 Так же необходимо сначала уяснить смысл термина – ересь (от греческого hairesis – особое вероучение), в христианстве – течения отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа.

I Дуалисты (катары)

Самым крупным  и наиболее опасным религиозным  течением на юге Франции были катары. Они впитали в себя большинство  идей манихейства и поэтому их часто называли неоманихеями, так  же на их идеологию оказали большое  влияние учения как предшествующие религии Мани – неоплатонисты, гностики, так и развившиеся из него – присцилиан, павликан, богомилов и патаренов. Из последних учений Н.А.Осокин и выводит альбигойских катар, с некоторыми оговорками с ним можно согласиться, на территории Лангедока несомненно уже существовали подобные манихейской секты, а учение богомилов стало катализатором их развития. Так учение богомилов согласно Н.А.Осокина, появилось и распространилось в конце Х века в Болгарии, затем посредством итальянских торговцев оно проникло в Италию и получило там название – патаренов, а уже оттуда проникло на юг Франции, с этим и связана схожесть в догматике и нравах всех трех учений.2

Термин катар  происходит от греческого kataros – чистый и происходит от той чистоты жизни которую они проповедовали. В основе учения катар лежит принцип дуализма – двойственности мира и борьбы двух начал доброго и злого. Добрый был совершенен и безукоризненен, но в мире существует много зла творение которого они приписывают злому богу – Сатане. Согласно катарскому учению Сатана создал весь видимый мир и в том числе человека, отсюда отрицательное отношение ко всему существующему – материальному, а Бог творец мира невидимого – духовного (эмпирического)3. Из этого заключения альбигойцы и выводили свой жесткий аскетизм: отказ от мяса, сыра, яиц, запрет на брак, не почитание мощей, крестов, икон. Но оставался вопрос всегда ли существовал Сатана и исходя из ответа на этот вопрос можно разделить альбигойских катар на две группы: 1) крайние – ответ да; 2) умеренные – выводили появление Сатаны от Бога, старались окрасить темные черты крайне – «классического» дуализма, являлись порождением первой системы или точнее уклонением от нее. Поэтому первая должна быть рассмотрена прежде всего.

Крайние альбигойские дуалисты признавали изначальное существование Бога и Сатаны их равенство и постоянное противоборство. Сатана издатель всего видимого и отсюда творец и человека, но душу в человека вложил Бог. Параллельно земному существует небесный мир, мир вечного блага и счастья, где живут небожители и туда может попасть душа любого человека прошедшего очищение. Душа человека порабощена грешным телом и не может из него выбраться пока не начнет вести праведную жизнь и исповедовать «истинную веру». Догмат о существовании бога зла доказывали текстами из Ветхого Завета и считали эту книгу посвященной ему, а посему отвергали. Ветхозаветный Бог «устроил потоп, разрушил Содом и Гоморру, дал законы возмездия и обрезания, истребил так беспощадно врагов своих, не может быть добрым Богом», а Моисей его посланник.4 «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы» (Первое Послание Иоанна, 1:5). Злому Ветхозаветному Богу противопоставлялся Бог Новозаветный, который не творил зла и посланник его Иисус, который принял мученическую смерть и показал путь к спасению не творя насилия и поэтому Новый Завет альбигойцы признавали (и даже на диспутах с католическими клириками требовали ссылок только на него, а не на книгу Злого Бога). Организация Троицы у катар была подобна арианской, главным был Бог Отец и от него по нисходящей Бог Сын и Бог Святой Дух. Часть Святого Духа есть в каждом человеке, но она дремлет и может пробудиться только после вступления в «истинную» веру.5 Исходя из догмата о создании всего материального Сатаной отрицали христианский догмат о воплощении, считали Христа обладателем эфирного тела, так как божество не могло принять на себя гнусного тела, чтобы силы зла его не нашли притворялся человеком (пил, ел и т.д.), чудеса которые он творил были духовные, как и обряды, не привязанные к материальному миру. Исходя из этого Иисус не умирал распятый на кресте, дух отделился и тут же улетел, а следовательно и не было воскрешения (чему воскрешаться, он же эфир!), своим примером Иисус показал путь к спасению – для катар, отрешение от тела. Иоанна Крестителя считали слугой Сатаны, так как он произвел крещение водой – телом физическим и, следовательно, усилил связь с материей – злом. «Дева Мария, так тесно связанная с понятием о Божестве, была одним из ангелов, одним из духов небесных».6 Да и не мог по представлениям катар Спаситель родиться из физического материального объекта.

Говоря об избранности  своей секты и необходимости  спасения всех людей, дуализм вступал  в противоречие, что будет с  теми кто еще не стал катаром или  с теми кто умер до создания их учения? Для решения этого вопроса еще Мани заимствовал многое из буддизма. А именно концепцию о переселдении души (метемпсихозе) и традиционизм. Метемпсихоз – подобно буддийской сансаре говорит о переселении душ в зависимости от их деяний (карма) и самые отъявленные грешники могли переходить даже в тела животных, кроме гадов. Традиционизм – воплощение родителей в тела детей и т.д. до обретения спасения. Исходы из положения, что в каждом животном может быть душа, кроме гадов, катары не убивали и не употребляли их в пищу. Исходя из своих взглядов на природу добра и зла и на творение мира катары отрицали существование Страшного Суда, Чистилища, загробную жизнь по христианским понятиям, ад (так как ад – творение Сатаны это весь окружающий мир).

Существовало отрицание молитв и добрых дел святых, так как любая душа изначально хочет на небо и молитвы бесполезны, а делами других нельзя заслужить спасения и они так же бесполезны.7 Примерно так выглядят догматы крайних альбигойцев.

Учение умеренных катар  в целом соответствует им, но имеет расхождения в области космогонии и поэтому ряд различий. Умеренное течение возникло из-за суровости первого, для популяризации учения. Создателем новой концепции является итальянец Иоанн де Луджино, он смягчил и сделал доступнее некоторые положения дуализма.

Главным отличием является то, что материя, по представлениям умеренных дуалистов, не была никем  создана, а существовал изначально вместе с добром и злом. Сатана не творец всего материального, он лишь ремесленник – демиург. Так же Сатана ниже Бога «по статусу», он поднял против того восстание, но был повержен и изгнан на землю где и создал весь окружающий нас мир из уже существовавшей – нейтральной материи. Человека создал Сатана, но душу для него дал Бог, разрешив двум ангелам сойти на землю (на время), но Сатана обманом заточил их в тела первых людей, а для того чтобы их утешить Сатана создал рай (решился таким образом вопрос о дереве познания – искушение). Также Сатана вступил в плотскую любовь с Евой до Адама и от этой связи родился Каин, «Адам познал Ему, жену свою; и она зачала, и родила Каина и сказала: приобрела я человека от Господа…»8

Из этих положений умеренного дуализма проистекают следующие его отличия от крайнего. Во-первых, признание существования первых людей и возможности появления из двух душ третьей. Во-вторых, появляется возможность заслужить спасение. В-третьих, признавали существование у Христа физического тела, Деву Марию считали настоящей женщиной, а Иоанна Крестителя посланником Бога, а не Сатаны. В-четвертых, неизбежность торжества добра над злом, общее примирение (в том числе и Сатаны с Богом).

Что касается нравственной стороны учения катар, то она была очень сурова. Запрещались даже дурные помыслы, нанесение телесных ран, убийство (а как следствие война и  даже своя активная защита), обладание земными благами, поощрялось нищенство, преследовались отступничество (но не всегда, в экстремальных ситуациях оно дозволялось) отрицались божба и клятва, запрещалось есть мясо, сыр, яйца, молоко (поедая мясо можно  было помешать исповеди другой души, а также мясо творение и орудие Сатаны), разрешалось есть растительную пищу и рыбу (так как ее рождение, по представлениям средневекового человека, чуждо плотского акта), брак либо не приветствовался, либо запрещался (так как это первородный грех, но нужны тела для неуспевших раскаяться душ). Эти предписания старались соблюдать все верующие и даже католические иерархи были вынуждены признать их превосходство над католиками. «Если вы спросите еретиков, - пишет св. Бернар, - то окажется, что они самые лучшие христиане, в речах их вы не найдете ничего предосудительного, а дела их не расходятся со словами. Согласно своему нравственному учению, они никого не обманывают, никого не притесняют, никого не ударяют; щеки их бледны от постоянных постов, они не сидят сложа руки и трудами снискивают себе хлеб».9 Это высказывание из уст врага ереси лучше всего характеризует нравственную сторону последователей секты.

Принятие в  веру совершалось обрядом «утешения» (сonsolamentum)  - крещение духом (инквизиция его называла hereticatum), крещение водой отвергали (см. выше). Обряд утешения заменял крещение и отчасти причастие, он совершался тайно, так как «совершенные» являлись главными врагами церкви и инквизиции и за ними велась постоянная охота. Обряду предшествовал длительный пост и молитвы, сам же обряд заключался в следующем. Посвящавшийся стоял в кругу посвященных напротив священника, давал клятвы и ответы на вопросы которые задавал священник (служить Богу и Евангелию, никогда не обманывать, не клясться, не прикасаться к женщине, не спать раздетым, ничего не делать без молитвы; не путешествовать, не спасть, не есть без спутников, не отрекаться от веры), священник и все присутствовавшие возлагали руки на вновь принятого, а в конце посвящения принятый целовал рядом стоящего, а тот следующего и так по кругу, после этого у посвященного начинался новый сорокадневный пост хлебом и водой. Если обряд проводился над женщиной, то физических контактов не было. 10 Прошедший обряд становился «совершенным» (perfectus) – элитой катарской ереси, главными ее защитниками и проповедниками. «Совершенные» отришались от мира и общества, а имущество отдавали церкви, отрекались от семейных и родственных уз, давали обет нищеты и целомудрия; 3 раза в год совершали сорокадневные посты и 3 дня в неделю не ели ничего кроме хлеба и воды. Черная одежда, кожаная сумка через плечо с романским переводом Нового Завета их главные предметы, они имели особые жесты, символы, знаки. Женщин тоже принимали в «совершенные», но они не имели права проповеди, а жили уединенно или в монастырях, где ухаживали за больными и занимались рукоделием. «Совершенные» совершали обряд благословения (melioramentum). Разрешалось самоубийство мученическое или исповедальное (удушение или голодная смерть), но эта крайняя мера, так как душа из-за самоубийства может не успеть покаяться. «Совершенные» отличались кротким духом, чуждым насилия и гонений, нравственной чистотой в противовес развращенному католическому духовенству. Число «совершенных», даже в лучшие для катар годы, не превышало четырех тысяч. Остальная масса сторонников катар делилась на «верующих» (credentes) и «слушающих» (auditors), многие лишь на смертном одре принимали обряд «утешения» (обязательный для желающих вернуться к Богу) опасаясь гонений или боялись, что не смогут исполнять строгие обязанности посвященных. Иногда обряд «утешения» проводили и над умирающими в бессознательном состоянии, если при жизни человек выразил на это согласие, пройдя обряд «la covenansa» 11. Большинство были «верующие», они могли жениться, носить оружие, им прощалось многое ради одного исповедания учения и перед смертью они принимали «утешение».

Информация о работе Догматика Альбигойских ересей