Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:19, реферат
Прежде всего, это совокупность методов и способов осуществления внешней политики государств. В более узком смысле – умение добиваться своих внешнеполитических целей путем ведения межгосударственных переговоров. Таким образом, дипломатия – это целое искусство, и искусство, нужно сказать, очень сложное. Например, в средние века неопытный дипломат мог свести на нет все результаты многолетней и победоносной войн
Введение
Международные отношения Киевской Руси IX — X веков.
Международные отношения Киевской Руси в XI—XIII веках.
Посольская служба.
Порядок заключения договоров.
Русско-татарские отношения в XIII—XV веках.
Заключение
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого»
Архитектурно-дизайнерское отделение
Кафедра архитектурного проектирования
Реферат
по Отечественной истории на тему:
«Дипломатия Киевской Руси»
Выполнил:
студент гр. 0981
Сидоров Л. С.
Проверил:
Штрейс М. В.
Великий Новгород
2010
Содержание:
Введение
Международные отношения Киевской Руси IX — X веков.
Международные отношения Киевской Руси в XI—XIII веках.
Посольская служба.
Порядок заключения договоров.
Русско-татарские отношения в XIII—XV веках.
Заключение
Введение
Что можно подразумевать под словом «дипломатия»?
Прежде всего, это совокупность методов и способов осуществления внешней политики государств. В более узком смысле – умение добиваться своих внешнеполитических целей путем ведения межгосударственных переговоров. Таким образом, дипломатия – это целое искусство, и искусство, нужно сказать, очень сложное. Например, в средние века неопытный дипломат мог свести на нет все результаты многолетней и победоносной войны, а опытный в случае поражения – свести к минимуму территориальные потери (или вообще избежать их), поправить пошатнувшееся положение государства, заключить мир на приемлемых условиях и т.д. Корни дипломатии уходят в глубокую древность, ее зачатки появились еще в родовом обществе. С тех пор она прошла огромный путь, постоянно совершенствуя свои методы и приемы, выходя на более продвинутый уровень. И то государство, которое умело использовало свои дипломатические возможности, несомненно, всегда добивалось успеха на внешнеполитической арене.
А когда же зарождалась дипломатия Киевской Руси? Как происходило ее совершенствование?
В данном реферате я хочу осветить проблему становления как дипломатии Киевской Руси, так и становления киевского государства.
Международные отношения Киевской Руси IX — X веков.
В IX веке в Приднепровье и примыкающих областях сложилось могущественное славянское государство Русь, которое с IX—X веков именуется Киевским государством, или «державой Рюриковичей».
Самое географическое его положение на великих речных путях, соединявших Балтийское море Днепром с Черным морем и Волгой с Каспийским морем, определило связи Киевской Руси: на юге с Византией, на востоке с Хазарским каганатом, на севере со Скандинавией. С последней киевских князей связывали давнишние династические отношения. Оттуда черпали они наемные военные силы, оттуда шел «непрерывный приток варяжских искателей приключений, жадных до славы и грабежа». Через Хазарию шла торговая дорога в страны Средней Азии, куда руссы сплавляли пушнину и рабов. Одно время хазарские каганы пытались даже оспаривать у киевских князей сбор дани с населения Приднепровья.
Но уже на первых шагах судьба уготовила ей новое, нелегкое испытание. В 898 году над столицей Руси нависла смертельная опасность – кочевники венгры, продвигаясь на запад, подошли к Киеву и взяли его в осаду. В результате переговоров венгры «исполнили просьбу князя руссов и заключили с ним мир», пишет венгерский хронист. Но недешево обошлось снятие осады с Киева – руссам пришлось ежегодно платить дань в размере 10 тысяч марок (европейское название славянских гривен). Так еще один ранний дипломатический договор отложился в истории нашего народа, и снова это был типичный для того времени договор «мира и любви», венчавший военные действия, но на этот раз Русь выступила проигравшей стороной. Следует напомнить, что договор «мира и любви» был межгосударственным договором Руси и Византии, означавшим политическое, дипломатическое признание складывающегося Древнерусского государства великой империей. Договор «мира и любви» – типичный для византийцев в то время договор с «варварскими» государствами. Соседство с Византией и оказало самое сильное и глубокое влияние на историю восточного славянства.
Следующий дипломатический договор, возможно, имеет право носить имя «договор века» и являться главным событием в истории русской дипломатии X века. Таковым является русско-византийский договор 907 года, заключенный князем Олегом и византийскими императорами Львом VI и Александром.
Для Киевской Руси Византия служила рынком, куда князья и их дружинники сбывали меха и рабов, и откуда они получали тканные золотом материи и другие предметы роскоши. В Царьграде «языческая Русь» знакомилась с великолепием христианской культуры.
После крещения международные связи Киева значительно расширились и окрепли. Киевское государство вступило в сношения не только с Византией, но и с католическими странами Средней Европы как равный и полноправный член христианского общества. Владимир Святославич, по словам летописи, «жил с князьями окольными в мире — с Болеславом польским и со Стефаном венгерским и с Андрихом (Удальрихом) чешским, и были между ними мир и любовь». Этими словами довольно точно определяется ближайшее политическое окружение Киева. К перечисленным окольным странам следует прибавить Скандинавию, связь с которой не порывалась и в XI веке.
Политические отношения скреплялись брачными союзами.
Международные отношения Киевского государства находили свое выражение в договорах, которые заключались киевскими князьями с соседними государствами. Сохранились три договора с греками князей Олега (911), Игоря (945) и Святослава (971), но в источниках сохранились сведения и о других договорах с Византией и с волжскими болгарами.
Здесь следует понять проблему: зачем потребовалось Олегу заключать еще один договор через четыре года после заключения последнего договора «мира и любви», ведь на этот раз никаких выполнений обязательств со стороны Византии нарушено не было? Все дело в том, что прежний «варварский» мир 907 года был дополнен императорской привилегией – хрисовулом. Через несколько лет в Киеве поняли всю неравноправность выданного им хрисовула, в котором, несмотря на победу русского оружия, греки оказали Руси милость и выдали ей привилегию согласно своим представлениям о непререкаемом мировом авторитете великой империи. Руссам навязали это снисхождение в Константинополе и объяснили, что только в такой форме византийцы и могут выполнить те условия, на которых настаивала Русь. И вот через четыре года киевский князь решил исправить это неловкое для Руси положение.
Послы явились в столицу империи не просто за подтверждением прежнего договора новым письменным – они пришли возвысить внешнеполитический престиж победившей Руси и перечеркнуть императорский хрисовул. Следует отметить, что русским дипломатам это блестяще удалось выполнить.
Договор 911 года состоял из двух частей – «мира» и «ряда». «Мир» – это подтверждение мирных, добрососедских отношений между странами, открытый договором 907 года, а «ряд» – это тринадцать конкретных статей, которые и составили сердцевину, основную часть договора 911 года. Первая статья «ряда» говорила о способах рассмотрения различных злодеяний и мерах наказания за них. Вторая – об ответственности за убийство. Третья – об ответственности за умышленные побои. Четвертая – об ответственности за воровство и о соответствующих за это наказаниях. Пятая – об ответственности за грабежи. Шестая – о порядке помощи купцам обеих стран во время их плавания с товарами. Седьмая – о порядке выкупа пленных. Восьмая – о союзной помощи грекам со стороны Руси и о порядке службы руссов в императорской армии. Девятая – о практике выкупа любых других пленников. Десятая – о порядке возвращения бежавшей или похищенной челяди. Одиннадцатая – о практике наследования имущества умерших в Византии руссов. Двенадцатая – о порядке русской торговли в Византии. Тринадцатая – об ответственности за взятый долг и о наказании за неуплату долга. Таким образом, «ряд» регулировал взаимные отношения между греками и руссами и носил нормативно-правовой характер.
Договоры с греками отражают очень ярко характер «несообразной, неуклюжей и скороспелой» державы Рюриковичей, представлявшей в то время еще далеко не прочно спаянное в своих частях целое. Заключались они от имени не только «князя великого русского», но и «всех светлых и великих князей», которые были «под рукой его», т. Е. вассалов, сидевших в отдельных городах, подвластных киевскому князю.
Договоры имели целью прекращение неприятельских действий и установление «взаимной любви», т. Е. союза между обоими государствами, «пока сияет солнце и весь мир стоит». По договору 911 г. Империя оговаривала право принимать на службу русских дружинников. Договор 945 г. определял еще более точно обоюдные военные обязательства.
Договор 945 г. с особой подробностью ограждает крымские владения Империи от нападений и притеснений со стороны Руси. Кроме того, в нем, как, впрочем, и в договоре 911 г., на Русь возлагаются известные обязательства в отношении помощи греческим ладьям во время кораблекрушений.
В связи с прекращением военных действий введены статьи о пленниках, устанавливающие размеры и условия их выкупа. Это был очень важный пункт договоров 911 и 945 гг., так как одной из целей походов Руси на Византию был захват рабов для продажи.
Договоры отражают еще очень ранние стадии международных отношений, когда подданные различных государств глядели друг на друга, как на естественных врагов, когда человек, попадавший в чужую страну, чувствовал себя во вражеском стане. Пребывание, даже временное, в этой враждебной среде требовало поэтому регламентации всех деталей, чтобы, с одной стороны, оградить чужеземца от обид, с другой — обезвредить его. Самый приезд иноземцев был обставлен всевозможными стеснительными условиями. Послы и гости (купцы) должны были предъявлять доказательства своего официального положения — в виде золотых печатей для послов и серебряных — для гостей. Только при этом условии византийское правительство брало на себя ответственность за их жизнь. Несмотря на эту предосторожность, и на послов и на гостей одинаково смотрели в Константинополе, как на врагов, способных нанести вред Византийской империи. По договору 945 г. устанавливалось, что князь русский, посылая своих людей в Константинополь, должен снабдить их особыми грамотами, в которых указывается, «что послал кораблей столько», чтобы греки знали, что они приходят «с миром». Людей, приезжавших с Руси без грамоты, византийское правительство должно задерживать и писать о них великому князю; в случае сопротивления с их стороны оно не несет ответственности и за их убийство. Послам и всем вообще «приходящим» из Руси воспрещается творить бесчинства на пути в столицу. По приезде в Константинополь они должны зарегистрироваться и жить в определенном месте, на подворье монастыря св. Мамонта, в предместье Константинополя. В город люди из Руси впускаются с военными предосторожностями: они должны входить через одни ворота партиями в 50 человек, без оружия, в сопровождении приставленного к ним «царева мужа» (императорского чиновника). Этот «царев муж» являлся как бы посредником между Русью и подданными византийских императоров и следил за торговыми сделками присланных.
Покупки приехавших подлежали контролю: каждый из них имел право вывезти ценных парчевых материй, производством которых гордились императорские мастерские, не более как на 50 золотых. Наконец, людям из Руси запрещалось задерживаться в Константинополе на зиму.
Положение приезжих руссов в Константинополе требовало определения порядка разрешения взаимных обид и исков между ними и греками. Этому вопросу посвящена большая часть статей в договорах 911 и 945 гг. Следует отметить, что приезжие судились не по греческим законам, а по «закону русскому», т. Е. по народно-правовым нормам, господствовавшим в Русской земле.
Указанная особенность взаимных отношений между договаривавшимися сторонами, которые не доверяли друг другу, требовала точного определения прав русских послов, а также приравниваемых к ним гостей (купцов). И те и другие пользовались во время своего пребывания в Константинополе (но не более шести месяцев) полным содержанием от византийского правительства. Послы получали «слебное», а гости «месячину» (хлеб, вино, рыбу, мясо, фрукты). Есть указание, что они имели право пользоваться бесплатно правительственными банями. На обратный путь они могли требовать продовольствие и судовые снасти — якори, канаты, паруса и все нужное. Послы и купцы приходили не только от великого князя, но и от подручных князей. Возникала необходимость установить известную иерархию между ними. Первое место предоставлялось Киеву, за ним — Чернигову и Переяславлю и т. д.
Договоры скреплялись клятвой. Руссы-язычники клялись оружием своим. Эта клятва сопровождалась всевозможными магическими обрядами. Представители Византии по христианскому обычаю «целовали крест». Это был также своего рода магический обряд, так как предполагалось, что нарушение крестного целования должно повлечь самые ужасные кары, по крайней мере, на том свете. Среди послов Игоря было несколько христиан; они тоже присягали на кресте.
Международные отношения Киевской Руси в XI—XIII веках.
Князь Ярослав утвердился на киевском престоле в 1019 году. С его именем связан расцвет Русского государства. Ярослав проводил глубокую внешнюю политику, укрепляя позиции Руси перед лицом Европейских держав. Именно при нем она достигла наибольшего могущества, превратившись во влиятельную силу как на Западе, так и на Востоке.
Достаточно убедительно доказывают это династические связи, которые были установлены Ярославом со многими европейскими дворами. Династические браки в то время были неотъемлемой частью дипломатии, в них каждая из сторон искала политическую выгоду. Престиж династических связей оказывался в прямой зависимости от могущества государства. Сам Ярослав взял в жены Ингигерду – дочь шведского короля Олафа; сыновья Ярослава были женаты: Изяслав – на дочери польского князя Мешко II, Святослав – на дочери немецкого графа Леопольда фон Штаде, Всеволод – на дочери византийского императора Константина Мономаха. Дочери же Ярослава стали королевами Венгрии (Анастасия), Франции (Анна), Норвегии и Дании (Елизавета). Все эти браки могут говорить лишь об одном – Русь расширяет свои внешнеполитические связи и увеличивает свое влияние в Европе. В частности, происходит дальнейшее сближение Руси с Германией.