Четвертый крестовый поход

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является характеристика событий, произошедших за всё время похода и приведших к захвату христианских городов.
Задачами курсовой работы являются:
Показать степень изученности темы в литературе и охарактеризовать основные источники
Показать предысторию четвёртого крестового похода
Описать начало крестового похода
Обозначить тенденции развития похода
Обозначить причины и описать процесс взятия Константинополя

Оглавление

Введение 3
1. Источники и историография 5
2. Предыстория Четвёртого крестового похода. 9
3. Начало Четвёртого крестового похода. 13
3.1. Взятие Задара (Зары) 16
3.2. “Выгодная” сделка царевича Алексея. 19
4. Второе взятие Константинополя. Создание Латинской Империи. 26
Заключение 36
Список литературы и источников 37

Файлы: 1 файл

Четвёртый Крестовый поход[Курсовая работа].doc

— 278.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

                Данная курсовая работа посвящена одной из самых противоречивых папских компаний – Четвёртому крестовому походу. Направленный против Византии и завершившийся завоеванием Константинополя и разделением империи, этот поход является выражением долго скрываемой вражды и удовлетворением того настроения, которое воспитали в западноевропейцах первые крестовые походы. Больше всех в этом походе выиграли романские народы. Историческая роль Франции на Востоке начинается именно с 1204 г. Нет ничего удивительного, что в западноевропейской литературе событиям Четвертого крестового похода отводится много места и что по специальной обработке, в общем, и в частностях он занимает исключительное положение.

                Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

                Целью данной курсовой работы является характеристика событий, произошедших за всё время похода и приведших к захвату христианских городов.

                Задачами курсовой работы являются:

      • Показать степень изученности темы в литературе и охарактеризовать основные источники
      • Показать предысторию четвёртого крестового похода
      • Описать начало крестового похода
      • Обозначить тенденции развития похода
      • Обозначить причины и описать процесс взятия Константинополя

                 Объектом исследования выступает период эпохи крестовых походов. Предметом исследования выступает Четвёртый крестовый поход, его итоги и дальнейшие события, а именно – Создание Латинской Империи и открывшаяся исламу дорога в Европу.

                 Не случайно внимание историков разных стран несколько столетий приковано к перипетиям похода и его последствий. 800-летняя годовщина похода, сопровождавшаяся публичными извинениями Католической церкви перед церковью Православной за действия крестоносцев в 1204 г., в очередной раз активизировала научные дискуссии вокруг событий далекого прошлого.

                 Фундамент научного анализа истории крестоносного движения был заложен историками Франции, Германии и Англии (вторая половина XIX века -1914 г.). С новой силой, с подключением уже и российских специалистов, исследование истории крестовых походов продолжилось после окончания Второй мировой войны.

                К настоящему времени созрела необходимость проанализировать процесс приращения научных знаний по истории крестоносной экспансии на Восток в целом, по истории событий 1198 - 1204 гг., в частности. Это даст возможность сориентироваться в многообразии научной литературы, уяснить какие вопросы, в рамках интересующей темы, были поставлены отечественными и зарубежными авторами и решены, какие поставлены, но не решены и какие не ставились вовсе. В конечном итоге это позволит сформулировать приоритеты и наметить перспективы дальнейших научных поисков.                        

                  Четвертый крестовый поход относится к событиям, перевернувшим историю не только Европы, но и всего мира. Падение Константинополя не уничтожило Византийской империи, возродившейся в виде империи Никейской, но серьезно нарушило баланс сил на Ближнем Востоке. С этого момента между католиками и православными в Азии окончательно пробежала черная кошка, и о каком-то союзе для борьбы за Палестину не могло быть уже и речи. Этот поход завершил героическую эру борьбы за Святую Землю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

1. Источники  и историография

                  Количество отечественных и зарубежных исторических исследований XIX - XX вв., рассматривающих различные аспекты, оказавшие влияние на течение и исход крестоносной экспедиции 1198 - 1204 гг., достаточно велико, однако каких-либо обобщающих историографических работ на эту тему не было создано.

                   Проблема отечественной историографии Четвертого крестового похода никогда не становилась предметом специального и комплексного исследования, хотя отдельные ее аспекты затрагивались в целом ряде работ отечественных и зарубежных историков. Основная часть интересующей нас информации обнаруживается в трудах по историографии крестоносного движения, истории средних веков и Византии.    

                  Среди имеющихся хроник четвертого крестового похода самыми, пожалуй, полными и выдающимися являются работы Жоффруа де Виллардуэна и Роббера де Клари как непосредственных участников похода. Их одноименные работы «Завоевание Константинополя» дополняют друг друга и хороши тем, что написаны от лиц разного социального статуса. Ж. де Виллардуэн являлся маршалом Шампани и принадлежал к знатному семейству Виллардуэн, играл большую роль в четвертом крестовом походе, выполняя роль дипломата и участника всех советов крестоносцев. С другой стороны Р. де Клари выступал в роли мелкого пикардийского рыцаря, участвующего наряду со всеми в сражениях и владеющего отрывочными сведениями о решениях на советах. Его хроника полна восхищений увиденным в походе[1,2].

                  К ним стоит добавить и труд византийского хрониста Никиты Хониата. Его «История» — подробное описание периода царствования, начиная с  Иоанна Комнина и заканчивая падением Византии. Это один из лучших памятников средневековой прозы, где сделана попытка психологической мотивации событий, а образы сложны и противоречивы. Никита в своём труде критикует власть Алексия III, его халатность в проведении обороны города, коррумпированность чиновников, бремя непомерных налогов, которые легли на народ. В тоже время Хониат восхищается смелостью крестоносцев, которые предпринимали всё для захвата Константинополя[3].            

 

                   Среди первых отечественных исследователей  дореволюционной эпохи следует  выделить А.А. Фёдорова-Давыдова[4]. В своей исторической хронике автор пытается представить события с точки зрения их участников. 

                 Большинство работ по данной тематике рассматриваются в 60-е годы XX века. Здесь внимание стоит уделить трудам М.А. Заборова[5]. В причинах походов он видит не борьбу за “гроб Господен”, а обычные грабительские потребности феодалов Западной Европы. Он весьма резко критикует хроники де Клари и Виллардуэна. Первого хрониста он критикует за неосведомленность, а второго - за небеспристрастность. Поскольку на исследования Заборова большое влияние оказала марксистско-ленинская идеология, его позиция по этому вопросу недостаточно объективна.  Заборов также является автором сборника документов и материалов на тему крестовых походов, в которых частично опирается на источники Виллардуэна и Клари[6,7,8,9].

                  Достаточно литературы посвящено деталям похода. Из отечественных источников стоит выделить А.А. Васильева[10] – он рассматривает Четвёртый крестовый поход и как духовный порыв крестоносцев, и как погоню за наживой. Автор очень красочно описывает крестовый поход, но в то же время весьма скрупулезно отражает факты и события.; С.П. Карпова[11] – в свой работе неплохо рассмотревшего причины упадка Византии и взятия Константинополя.; Ф. И. Успенского [12] – его работы отличаются научностью и объективностью. В своих исследованиях он пытается выявить истинные причины завоевания Константинополя. Множество авторов также описывает и анализирует сложный ход кампании, приведшей к взятию столицы Византии[13,14,15,16].

                  Из современных отечественных работ наиболее интересен труд Е. Монусовой[17] – автор в довольно вольном стиле описывает события,  заостряя внимания на конкретных моментах похода. Множество авторов также описывает и анализирует сложный ход кампании, приведшей к взятию столицы Византии.

                  Из западноевропейской литературы  деталям похода посвящено более  чем достаточно. Жизнь средневековой Европы и крестовые походы описаны в работе  Г. Кенигсбергера[18]. Автор анализирует события, происходившие в странах как Западной, так и Восточной Европы, тесно увязывая их с теми процессами в социальной и культурной жизни, которые развивались в Византии.

                  Четвёртый крестовый поход, как  и любое подобное военное мероприятие,  занятие хлопотное, вынуждавшее  рыцарей оставлять свои территории и идти во благо “дел господних”. Жизнь крестовых рыцарей показана в работах  В. Манфреда, С. Морисона, Р. Перну, П.П. Рида. [19,24,26,29].

                   Следующие работы авторов посвящены повседневной жизни крестоносцев и организационным мероприятиям, связанных с походом: Б. Куглер[20] – автор уделяет много внимания фактам произошедших событий, а также религиозным идеалам и воинскому духу крестоносцев. Дж. Райли-Смит[21] - автор уделяет серьезное внимание  юридическим, финансовым, организационным вопросам, которые приходилось решать вдохновителям походов. Не очень много информации о четвёртом крестовом походe у Ж. Тата[22]. Автор уделяет внимание первым трём крестовым походам и даёт краткую информацию о четвёртом.

                   Следует выделить ещё двух авторов: П.Виймара, который в своём труде подробно анализирует столкновение воинов христовых с византийцами[23] и Ж.-Ф. Мишо. В работе “История крестовых походов” автор уделяет внимание описанию предшествующих событий, произошедших в Византии, которые позволяют понять, почему империя оказалась столь бессильна перед нападением крестоносцев[25].

                     Не очень много фактов в труде Э. Лависса - “ Эпоха крестовых походов”[30]. Четвёртому крестовому походу уделено мало внимания. В книге дается только краткое описание событий.

                   Среди этих работ наиболее полным и тщательно проработанным по теме четвёртого крестового похода является труд Д. Филлипса. В своей работе автор исследует не только историю, но и предысторию Четвертого крестового похода, показывает, какое влияние традиции крестовых походов оказывали на средневековое общество, как они отражались в психологии европейцев того времени[31]. Жизнь тогдашней Византийской Империи и причины её упадка показаны в работе Н. Галланда[32].

                   Как видно из вышесказанного, имеется достаточное количество трудов историков, посвященных изучению Четвёртого крестового похода. Так же хорошо освещены основные моменты похода, включая захват христианских городов. Непосредственные участники похода Ж.де Виллардуэн, Р.де Клари, Н. Хониат очень хорошо и подробно описывают события, в которых принимали участие. Однако не очень много трудов, в которых показаны причины упадка Византии. В большей степени работы историков неплохо освещают весь крестовый поход в целом, акцентируя внимание на ходе военных действий.

 

 

          

2. Предыстория  Четвёртого крестового похода.

            Начало четвёртого крестового похода связано с тронной речью папы Иннокентия III в 1198 году. В своём послании понтифик обещал всем рыцарям, которые будут участвовать в войне за Святую землю, освобождение от налоговой повинности, списание всех долгов, сохранность и неприкосновенность имущества[5, c. 136]. Папа развязал бурную деятельность, посылая своих прелатов проповедовать мир между государями и увещевать их к соединению против врагов Божьих, просить не скупится и пожертвовать средства для “великой цели”[31, c. 70]. Понтифик требовал, чтобы духовенство первым показало пример жертвенности, и сам передал свою золотую и серебряную посуду в подготовительный фонд[5, c. 139].

           Однако все эти меры оказались недостаточны и имели малый успех. Неистребимые усобицы феодалов прекратить одними увещеваниями не было возможности. Ричард Львиное Сердце продолжал воевать с Филиппом Августом. В Германии шли непрекращающиеся междоусобные войны между Штауфенами и Вельфами[23, c. 65]. Да и к тому же новоявленный “святой отец” зачастую раздражал европейских монархов своими амбициями, претензиями, и особенно – заносчивостью[6, c. 154].

         Видя не решаемость своего плана увещеваниями, Иннокентий доверил пропагандировать в народе крестовый поход во Франции простому приходскому священнику Фульку из городка Нельи под Парижем[1, c. 6]. Красноречивый фанатик собирал толпы народа и этим привлёк внимание папы. Благодаря Фульку приняли крест более 200 тысяч человек[29, c. 60]. В полной мере свой талант он продемонстрировал на большом рыцарском турнире, проходившем 28 ноября 1199 года в Экри на реке Эне[6, c. 155]. Граф Тибо Шампанский со своим кузеном графом Людовиком де Блуа собрали элиту рыцарства Северной Франции на грандиозный фестиваль, дабы прославить доблесть оружия, дать шанс на продвижении в табеле о рангах и просто повеселится[31, c. 80]. Прибывший сюда же Фульк попросил разрешения выступить перед блестящим обществом и имел огромный успех[1, c. 83]. Тибо Шампанский и Людовик де Блуа приняли крест из рук проповедника. Их примеру последовали другие рыцари Северной Франции – Симон де Монфор и Рено де Монмирайль, знатные бароны[31, c. 82]. 23 февраля 1200 года к крестоносцам присоединился граф Балдуин Фландрский, а с ним и большинство его вассалов. Другая группа волонтёров возникла в районе Иль-де-Франс близ Парижа. Её возглавил епископ Нивель Суассонский. Благодаря усиленной работе проповедников в других частях Европы, у правящих кругов Германской Империи также стал появляться интерес к походу. К крестоносцам присоединяется Кондрад, епископ Альберштадский, а вместе с ним и изрядное количество  воинов[31, c. 83]. С этого момента встал вопрос о том, кто возглавит новый поход. Решено было поручить эту должность Тибо Шампанскому, который первым в Северной Франции принял крест. Однако не было известно общее количество бойцов, которые пожелали бы принять участие в крестовом походе. Сбор весной 1200 г в Суассоне ответ на этот вопрос не дал. Пришлось собираться через два месяца в Компеньене, где и было начато серьёзное планирование[17, c. 114]. В первую очередь обсуждался материальный вклад каждого из участвующих в походе, думали и над тем, кого ещё можно было привлечь в качестве союзников.

Информация о работе Четвертый крестовый поход