Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 22:40, реферат
Царствование Екатерины II стало новой эпохой в истории России. Молодая императрица приняла государство, полностью расстроенное дворцовыми переворотами системой управления. В первые пять лет правления Екатерина II выработала практические приемы своей деятельности, подобрала желаемый круг соратников.
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ ПАВЛЕ 1
Правление Павла Петровича
длилось всего пять лет, но за этот небольшой
срок наметились весьма серьезные изменения
во внешней и внутренней политике России,
в аппарате управления, в социальной сфере.
Причины весьма противоречивых и незавершенных
преобразований 1796—1801 гг. порой сводят
к стремлению императора всё делать наперекор
матери, но вряд ли так можно объяснить
реформирование армии, отмену привилегий
дворян и горожан, установление нового
порядка престолонаследия, неоднозначные
перемены во внешнеполитических ориентациях
и т.д.
Царствование Павла, на первый взгляд,
выбивалось из общего течения русской
истории XVIII столетия; обозначился разрыв
с предшествующей традицией — разрыв,
во многом объяснимый новыми условиями,
новыми вызовами времени, и внешними, и
внутренними. Существует, однако, вполне
очевидная преемственная связь между
деятельностью Павла и Петра Великого.
Многие историки — вслед за Ключевским
— говорят и о другой линии преемственности,
протянутой из павловского времени в XIX
столетие.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I
Приход Павла к власти в ноябре 1796 г. сопровождался милитаризацией жизни дворца Петербурга в целом. Новый император сразу же попытался как бы зачеркнуть все сделанное за 34 года царствования Екатерины II, и это стало одним из важнейших мотивов его политики. В целом в его внутренней политике можно выделить несколько взаимосвязанных направлений – преобразования в государственном управлении, сословная политики и военная реформа. По первому из них Павел значительно усилил значение генерал-прокурора Сената, придав ему фактически функции главы правительства, соединив их с функциями министров внутренних дел, юстиции и частично финансов. Был восстановлен ряд ранее ликвидированных коллегий. Одновременно император стремился заменить коллегиальный принцип организации управления единоличным. В 1797 г. было создано министерство уделов, ведавшее земельными владениями царской семьи, а в 1800 – министерство коммерции. Ещё более решительно Павел расправился с созданной Екатериной системой местных учреждений: частично было упразднено городской самоуправление, социальное обеспечение, некоторые низшие судебные инстанции и др. Важным законодательным актом Павла явился изданный в 1797 г. закон о порядке престолонаследия, действовавший в России вплоть до 1917 г.
В области сословной политики Павел предпринял ряд шагов по наступлению на "дворянские вольности". В 1797 г. был объявлен смотр всем числящимся в полках офицерам, а не явившиеся были уволены в отставку. Были также серьезно ограничены привилегии для неслужащих дворян, а в 1800 г. велено большинство из них определить в военные. С 1799 г. вводился порядок перехода с военной службы на гражданскую лишь с разрешения Сената. Не служившим государству дворянам было запрещено участвовать в дворянских выборах и занимать выборные должности; вопреки законодательству Екатерины II в отношении дворян применялись телесные наказания. В то же время Павел старался ограничить приток в ряды дворянства недворян. Его основной целью было превратить русское дворянство в дисциплинированное, поголовно служащее сословие. Столь же противоречивой была и политика Павла по отношению к крестьянству. За четыре года царствования он раздарил около 600 тыс. крепостных, искренне полагая, что за помещиком им будет жить лучше. В 1796 г. произошло закрепощение крестьян в области войска Донского и в Новороссии, в 1798 г. отменен введенный Петром III запрет на покупку крестьян владельцами не из дворян. Вместе с тем в 1797 г. была запрещена продажа дворовых и безземельных крестьян с молотка, а в 1798 г. – украинских крестьян без земли. В 1797 г. Павел издает Манифест о трехдневной барщине, вводивший ограничения на эксплуатацию помещиками крестьянского труда и ограничивавший их владельческие права.
В армии Павел, отвергая достижения русской военной мысли предшествующих десятилетий, стремился ввести прусские военные порядки. Обучение солдат сводилось в основном к шагистике. Император считал, что армия – это машина и главное в ней механическая слаженность войск и исполнительность. Инициатива же и самостоятельность вредны и недопустимы. Стремление Павла к мелочной регламентации сказалось и на его вмешательстве в повседневную жизнь подданных. Так, специальными указами были запрещены определенные фасоны одежды, причесок, танцы, в которых император видел проявление свободомыслия. Была введена жесткая цензура, запрещен ввоз книг из-за границы.
КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС И МЕРЫ ПО ЕГО РЕШЕНИЮ ПРИ ПАВЛЕ I
Как отмечают многие историки, царствование Екатерины II было временем наибольшего расцвета крепостничества. Начав с теоретического протеста против крепостного права в черновиках "Наказа", Екатерина кончила заявлением, что "лучше судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной".
В бытность свою цесаревичем Павел не раз говорил о бедственном положении русского крестьянства и необходимости улучшения его жизни. По мысли Павла, в целях устранения причин народного недовольства следовало бы "снять с народа излишние налоги и пресечь наряды с земли".
И действительно, в первые же дни Павловского царствования была облегчена рекрутская повинность. Указом от 10 ноября 1796 г. был отменен набор, объявленный Екатериной (подобная отмена произошла и в 1800 г.) Армия с 500 тыс. сократилась до 350 тыс. человек. 12 ноября 1796 г. на Совете Его Императорского Величества был принят указ о замене хлебного сбора 1794 года "по причине неудобств в приеме" умеренной денежной податью, "считая по 15 коп. за четверик" и начиная сбор со следующего 1797 года. Вслед за этим была понижена цена на соль; прощение недоимок подушной подати на огромную сумму в 7 млн. руб., что составляло 1/10 часть годового бюджета. Целая серия указов была направлена на устройство хлебных магазинов для голодных годов. Однако, крестьяне, принужденные нести в эти склады часть собранного хлеба, не были уверены, что в случае голода найдут там зерно.
Поэтому отдавали его неохотно, часто утаивая. В результате, когда в 1800 г. в Архангельской губернии случился страшный голод, магазины оказались практически пустыми. Кроме узаконивания и мер, направленных по отношению ко всему крестьянскому населению, следует отметить некоторые мероприятия, связанные с главными группами крестьянства: удельными, казенными, фабрично-заводскими, помещичьими.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I
По вступлении на престол Павел, дабы подчеркнуть контраст с матерью, декларировал миролюбие и невмешательство в европейские дела. Однако, когда в 1798 г. возникла угроза воссоздания Наполеоном самостоятельного Польского государства, Россия приняла активное участие в организации антифранцузской коалиции. В том же году Павел принял на себя обязанности магистра Мальтийского ордена, бросив таким образом вызов французскому императору, захватившему Мальту. В 1798–1800 г. русские войска успешно сражались в Италии, а русский флот – на Средиземном море, что вызывало беспокойство со стороны Австрии и Англии. Отношения с этими странами окончательно испортились весной 1800 г. В это же время началось сближение с Францией, и даже обсуждался план совместного похода на Индию. Не дожидаясь подписания соответствующего соглашения, Павел приказал выступить в поход донским казакам, которые были остановлены уже Александром I
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАВЛА I
Экономическую деятельность Павла нельзя оценить однозначно.
Безусловно на лицо многие полезные преобразования, благотворно влиявшие на развитие и укрепление отечественной экономики. Сюда, прежде всего, следует отнести разрешение крестьянского вопроса; меры по расширению промышленности: создание новых заводов и фабрик, внедрение новых видов производства. Заслуживают внимания и административные мероприятия, направленные на централизацию управления основными отраслями хозяйства страны.
С другой стороны большим минусом Павловского правления являются финансовая и торговая политики.
После правления Павла в экономическом мировом положении России особых изменений не произошло. Несмотря на все попытки правительства поправить плачевное состояние экономики, страна по-прежнему была экономически отсталой, а в некоторых областях наметились даже ухудшения по сравнению с предыдущим правлением. Стране необходимы были коренные изменения в экономической политике. Павла нельзя обвинить в отсутствии стремления к реформам.
Однако, ему не доставало четко выработанной цели того, что он хочет достигнуть. Петр знал, что он хотел сделать со страной. У Павла, кроме армейской реформы, ничего конкретного не было. В такой ситуации он решил приняться сразу за все, тогда как опыт многих государств показывает, что благосостояние достигается постепенно.
В результате что-то получилось, что-то наполовину, а что-то (как, например, финансы) развалилось совсем. Надо сказать, что вокруг Пала практически не было единомышленников. Все его указы воспринимались как сумасшедший бред у большинства населения. Однако, даже, несмотря на это внешнее противодействие, Павлу удались ряд реформ, среди которых главное место занимает манифест о трехдневной барщине, положивший начало освобождению крестьян от крепостного права.
Нельзя не обратить внимания и на маленькую продолжительность правления. Кто знает, может быть, сегодня мы не судили о Павле лишь по анекдотам, часто не соответствующим правде, если бы правление его длилось многим более того, что было. Впрочем, история не любит слова "если".
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ в XVIII в.
По степени развития социально-экономических отношений Россия отставала от западноевропейских стран. На фоне кризиса феодальных порядков и складывания буржуазных отношений царское правительство предпринимало усилия для закрепления крепостнического строя.
В XVIII в. существенно увеличилась территория России в южном и юго-западном направлениях (были присоединены Правобережная Украина, Северное Причерноморье, Приазовье, Крым). Наблюдался рост населения: если в середине XVIII в. оно составляло 18 млн. человек, то к концу века — 36 млн. человек, большая часть жила в сельской местности, около половины жителей страны составляли частновладельческие крепостные крестьяне. Население делилось по сословному принципу. Каждый класс, социальная группа имели только ей присущие права, привилегии, обязанности и повинности.
Господствующим сословием оставалось дворянство, составлявшее около 1 % населения. Крупными привилегиями пользовалось духовенство; однако в процессе секуляризации оно лишилось права владения землей и крестьянами. Но одновременно с этим был осуществлен ряд мероприятий, усиливающий замкнутость сословия, препятствующий доступу в него лиц из других сословий. Духовенство освобождалось от подушной подати, рекрутской повинности, телесных наказаний. Полупривилегированными сословиями были казаки, купечество, горожане. Они также освобождались от подушной подати и рекрутской повинности, но казаки несли обязательную военную службу на особых условиях. 90 % населения составляли крестьяне, делившиеся на несколько категорий: государственные крестьяне — их насчитывалось около 5 млн. душ. К ним относились также народы Севера, Поволжья и Сибири, так называемые ясашные крестьяне (ясак — подать). В 1764 г., после проведения секуляризации церковных и монастырских земель, почти 2 млн. крестьян перешли в категорию «экономических», а позднее — «государственных».
Большую часть составляли помещичьи крестьяне — крепостные. Это была наиболее бесправная категория населения. Существовали также дворцовые крестьяне, являвшиеся собственностью царского двора.
Ведущей отраслью экономики России являлось сельское хозяйство, которое сохраняло экстенсивный характер за счет освоения новых земель. Результатом этого было значительное увеличение производства хлеба, черноземная зона превратилась в главную житницу страны. Сеяли главным образом рожь, ячмень, овес, посевы пшеницы преобладали над другими злаками лишь в некоторых местах на юге. Показателем увеличения производства зерна может служить объем экспорта: если в 50-х годах он составлял менее 2 тыс. рублей, то в 80-е годы — уже 2,5 млн. рублей. Появились и новые культуры — табак и картофель. Но этот процесс не сопровождался изменениями в орудиях сельскохозяйственного труда. Только к концу столетия в отдельных помещичьих хозяйствах соха была вытеснена плугом (лишь некоторые представители передового дворянства шли по пути рационализации производства, применяли новые технические устройства, вводили многопольный севооборот). Господствующей системой земледелия оставалось трехполье.
Во второй половине XVIII в. окончательно сложились два больших региона с использованием различных форм эксплуатации. На плодородных землях черноземной полосы — барщина, а в районах с неплодородной почвой—денежный оброк, показатель разложения системы внеэкономического принуждения. Об этом же свидетельствует и появление промыслов, особенно в нечерноземной полосе. Кожевенные промыслы получили распространение в Тверской губернии, металлообработка — в Нижегородской, ткачество —во Владимирской, Костромской губерниях. Ремесленное производство постепенно перерастало в мануфактурное.
Во второй половине XVIII в. происходил дальнейший рост мануфактур. Если в первой четверти столетия насчитывалось около 200 подобных предприятий, в середине века их число выросло до 600), то к концу века — более 3000. Менялись организационные формы и виды мануфактур, все большее число действующих государственных предприятий передавалось в руки купцов и дворянкой знати, занимающихся промышленным предпринимательством.
Вотчинная мануфактура получила развитие в винокурении, полотняной и суконной промышленности. Там работали крепостные крестьяне, и для них это было своеобразной барщиной. К концу столетия удельный вес крепостных крестьян среди работников мануфактур сократился. В промышленности Урала преобладала мануфактура, использовавшая труд приписных крестьян.
Во второй четверти XVIII в. возросло число купеческих предприятий, в основном в легкой промышленности (шёлкоткацкие, суконные и др.). За небольшим исключением эта отрасль была основана на наемном труде. Поставщиком рабочих явилось разоряющееся крестьянство. Создателями крестьянских мануфактур были владельцы небольших мастерских—«светелок», где трудились рабочие. Как правило, они были оброчными крепостными и лишь с течением времени с огромным трудом откупались на волю, вступали в купеческие гильдии и даже получали дворянские звания.
В 60—80-х годах число вольнонаемных рабочих выросло почти в 2 раза, постепенно формировался рынок рабочей силы. В 1762 г. было запрещено покупать крепостных крестьян для заводов. В том же году правительство прекратило приписку крестьян к предприятиям. Мануфактуры, основанные после 1762 г. дворянами, работали исключительно на вольнонаемном труде.
Вторая половина XVIII в. — это время дальнейшего развития и формирования всероссийского рынка. Оно проявилось прежде всего в увеличении числа ярмарок (к концу века — до 1600), изменении их характера от центра транзитной торговли до экономического центра региона. Крупнейшими ярмарками стали Макарьевская ярмарка на Волге. Коренная — под Курском, Ирбитская — в Сибири, Нежинская — на Украине и др. Развитию всероссийского товарного рынка способствовал Указ 1754 г. об отмене внутренних таможенных пошлин. Через порты Прибалтики и Причерноморья Россия вела активную внешнюю торговлю с Западом, экспортируя металл, пеньку, льняные ткани, парусное полотно, лес, кожи. С конца XVIII в. начали вывозить хлеб. На Восток экспортировались в основном товары русских мануфактур. Из-за границы ввозили сахар, шелк, красильные вещества, кофе, чай, изделия из драгоценных металлов, предметы роскоши. При этом русский экспорт значительно превосходил импортные поставки.
С развитием рынка большое значение приобретают пути сообщения. Главенствующую роль по-прежнему играли реки (Волга, Кама, Ока, Северная и Западная Двина). Но потребовалось и создание целой сети каналов (Ладожский, Вышневолоцкий), а также оборудование новых портов и пристаней.