Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 22:40, реферат
Царствование Екатерины II стало новой эпохой в истории России. Молодая императрица приняла государство, полностью расстроенное дворцовыми переворотами системой управления. В первые пять лет правления Екатерина II выработала практические приемы своей деятельности, подобрала желаемый круг соратников.
Появление различных типов мануфактур, формирование всероссийского товарного рынка, частичное использование вольнонаемного труда и увеличение роли товарно-денежных отношений — все это свидетельствовало о кризисе системы подневольного труда, внеэкономических методов хозяйственного развития, складывания новых социально-производственных отношений и конкурирующей многоукладной экономической модели.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
Начавшееся с Петра I ускоренное развитие культуры и приближение ее к европейскому уровню и стандарту продолжилось и во второй половине века. Но если в начале столетия она несла на себе явные черты подражательства Европе, то во второй его половине в России уже сформировалась вполне самобытная национальная культура европейского типа.
Российская империя вступила в период расцвета, она стала державой мирового уровня — и это торжество роста, мощи, национальной гордости находило свое воплощение в культуре. Свой отпечаток на русскую культуру второй половины XVIII века наложили идеи Просвещения, активным проводником которых в русскую действительность была сама императрица. Всем просветительским начинаниям Екатерины II в развитии культуры, образования сопутствовал несомненный успех.
Для просвещения народа в правление Екатерины была создана система воспитательных и образовательных учреждений (под руководством И. И. Бецкого). Строились они на принципах Руссо: изолировать детей от испорченного общества и дать возможность природе воспитать их честными, свободными и нравственно чистыми. С этой целью создавались закрытые сословные училища: училище при Академии художеств, Общество двухсот благородных девиц в Петербурге (Смольный институт), отделение для мещанских девиц при Смольном институте, Воспитательные дома сирот и незаконнорожденных в Москве и Петербурге, коммерческое училище (в столице), реформировались шляхетские корпуса (военные училища). Но массовость образование приобрело только с созданием системы двухклассных училищ в уездах и четырехклассных — в губернских городах. Эти училища были формально бессословными, народными, в них вводилась единая методика и организация учебного процесса — классно-урочная система, они снабжались пособиями для учителей, инструкциями, учебниками. Для своего времени это была прогрессивная система.
Во главе научных изысканий стояла Академия наук (президент — Е. Р. Дашкова), уделявшая основное внимание в этот период изучению природных богатств страны. В 60—80-е годы были организованы академические экспедиции И. И. Лепехина, П. С. Палласа, В. Ф. Зуева, которые собрали огромный материал по географии, геологии, ботанике, зоологии, астрономии, этнографии. Гуманитарным исследованиям Академия наук уделяла меньше внимания, но тем не менее под руководством Лепехина началась работа по составлению первого толкового словаря русского языка.
Вольное экономическое общество в своей деятельности и изданиях уделяло большое внимание совершенствованию агротехники, обработки сырья, развитию сельскохозяйственных промыслов. Основателем русской агрономии и почвоведения стал А. Т. Болотов, предложивший замену трехполья выгонной системой с травосеянием, указавший методы борьбы с сорняками, составлявший методику разведения лесов и т. д.
Дворянская аристократия и Академия наук поощряли деятельность механиков-самоучек И. И. Ползунова, построившего на Алтае первую в России паровую машину, И. П. Кулибина, не только удивлявшего двор своими часами «яичной фигуры», но и создавшего проект арочного моста через Неву, изобретшего оптический телеграф и прожектор.
Крупные исторические сочинения в этот период создали князь М.М. Щербатов и И.Н. Болтин, 20 томов исторических документов опубликовал в своей «Древней Российской Вивли-офике» Н. И. Новиков (финансировала издание императрица). Всего Новиковым в его типографии было издано более 500 книг разного содержания, в том числе много масонской литературы Развитию библиотечного дела весьма способствовала Екатерина II: она купила библиотеки Вольтера, Дидро, Д'Аламбера, князя Щербатова, коллекцию рукописей историка Г. Ф. Миллера, положившие начало Архиву древних актов и Публичной библиотеке (1795).
Правление Екатерины ознаменовано высокой степенью свободы слова, проявившейся в журнальной полемике. Новиков издавал журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», имевшие сатирическую направленность, издательницей «Всякой всячины» была императрица. Как правило, журналы существовали недолго и быстро теряли читателей.
Русская литература 50—80-х годов XVIII века характеризовалась развитием классицизма (поэты В. К. Тредиаковский, Г. Р. Державин; драматурги А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Я. Б. Княжин, В. В. Капнист), а затем — сентиментализма (Н. М. Карамзин). Екатерина II сама писала пьесы и сказки для детей (для внука Александра). В литературе все большее место завоевывала проза.
Время Екатерины II — время широко распространившегося в дворянской среде увлечения театром и театрализованными празднествами. В 1776 г. была создана специальная Театральная дирекция (во главе с И.П. Елагиным), утверждены штаты русского театра, размеры окладов актерам — тем самым театр признан делом государственным.
Специфическим русским явлением был крепостной театр, I который стал модным в дворянской среде. К концу XVIII века насчитывалось уже 170 театров, принадлежавших аристократии, в которых играли такие выдающиеся актрисы, как П. И. Ковалева-Жемчугова, Ф. Аникеева, балерина Т. В. Шлыкова.
Большой известностью пользовалась придворная капелла, директором которой стал Д.С. Бортнянский, выступали частная итальянская и французская комическая оперы. Полонез М. Козловского на слова Г. Р. Державина «Гром победы раздавайся» звучал как фактический гимн Российской империи.
Русская аристократия с увлечением коллекционировала произведения искусства. Начало этому положила сама Екатерина: результатом собирательской мании императрицы было рождение Эрмитажа. В Европе императрицей было куплено 1383 картины, в том числе полотна Рембрандта, Ван-Дейка, Мурильо, Тинторетто; собрание гравюр насчитывало 80 тысяч листов, рисунков — 7 тысяч. Особенно неравнодушна была Екатерина к своему собранию камей. Создававшиеся это время знаменитые усадьбы Шереметевых — Останкино и Кусково, Юсуповых — Архангельское, Демидовых — Петровское-Алабино наполнились уникальными художественными коллекциями.
В царствование Екатерины осуществлялась грандиозная градостроительная программа: строились Одесса, Севастополь, Николаев, Херсон, Екатеринослав, Мариуполь. Во второй половине века на смену архитектурному стилю барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность и величие, оказавшиеся созвучными мощи и силе расцветшей империи. Санкт-Петербург принимал свой «строгий, стройный вид», «в гранит оделася Нева». Были построены такие архитектурные шедевры как Ассигнационный банк, Академия наук, Смольный институт (Дж. Кваренги), Мраморный дворец (А. Ринальди), Старый Эрмитаж (Ю. М. Фельтен), Таврический дворец (И. Е. Старое), создавался архитектурно-парковый ансамбль Павловска (Ч. Камерон). В Москве строили гораздо меньше; хотя у В. И. Баженова и был грандиозный проект перестройки Кремля, осуществить ему удалось лишь немногое (дом Пашкова). Формирование архитектурного облика Москвы в значительной мере связано с деятельностью М. Ф. Казакова, построившего старое здание Московского университета, здание Сената в Кремле, Благородного собрания (ныне Дом Союзов).
В живописи появились разные жанры: исторический (А.П. Лосенко), пейзажный (Ф. Я. Алексеев, С. Ф. Щедрин), бытовой (М. Шибанов, И. Ерменев). Но главным было становление во второй половине XVIII века русской портретной школы, представленной целой плеядой замечательных художников: А. П. Антроповым, И. П. Аргуновым, Ф. С. Рокотовым, Д. Г. Левицким, В. Л. Боровиковским. И камерные, и парадные портреты отличало стремление художников передать внутренний мир человека, раскрыть его характер. В это время начале проводиться первые художественные выставки, аукционы картин, появились первые искусствоведческие работы.
Русская скульптура этого периода, представленная творчеством Ф. И. Шубина (скульптурные портреты М. В. Ломоносова и Павла I), глубоко реалистична и проникнута психологизмом. Монументально-аллегорическую статую Самсона (символ победы России в Северной войне) для Петергофского каскада фонтанов и статую А. В. Суворова в виде бога войны Марса изваял М. И. Козловский. Одним из символов Санкт-Петербурга стал «Медный всадник» работы Э.-М. Фальконе.
Успехи русской культуры второй половины XVIII века отражали поступательное развитие государства и общества в целом, глубоко прогрессивный процесс складывания русской нации. Во многом они были обусловлены тем, что никогда на русском престоле — ни до, ни после — не оказывался человек столь широких духовных запросов и интересов, как Екатерина II. Сформировавшаяся в это время атмосфера особой дворянской духовности подготовила взлет русской национальной культуры в XIX веке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский "История современной России 1682–1861 гг." – экспериментальное учебное пособие для вузов, 1996 г.;
2. Т.М. Тимошина "Экономическая история России" под редакцией профессора Чепурина – учебное пособие, Москва, 2002 г.;
3. Под редакцией профессора Ш.М. Мунчаева "История российского государства", Москва 2000 г.;
4. П.П. Черкасов, Д.В. Чернышевский "История императорской России от Петра Великого до Николая II", Москва, 1994 г.;
5. "История России с начала XVIII до конца XIX века" (ответственный редактор член-корр. РАН А.Н. Сахаров), Москва, 1998 г.;
6. С.Г. Пушкарёв "Обзор русской истории", Ставрополь "Кавказский край", 1993 г.;
7. В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков "История Отечества с древнейших времен до наших дней", Москва, 2003 г.;
8. Под редакцией М.Н. Зуева "История России с древности до наших дней", Москва "Высшая школа", 1995 г.;
9. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко "Основы курса истории России", Москва "Простор", 1997 г.;
10. Под редакцией М.М. Шумилова, С.П. Рябикина "История России IX–XX в.", Санкт-Петербург Издательский дом "Нева", 1997 г.;
11. С.Ф. Платонов "Лекции по русской истории", Санкт-Петербург "Кристалл", 1997 г.