Буржуазные реформы второй половины XIX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:55, реферат

Краткое описание

На протяжении всей первой половины XIX в. – в то время, когда страны Западной Европы переживали буржуазные революции, - В России произошел только один всплеск осознанной борьбы за модернизацию – восстание декабристов в 1825г. Не буржуазия, а дворянская интеллигенция поставила цель ликвидировать крепостное право, установить конституционную монархию или республику, поощрять предпринимательство и торговлю.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. Российское общество накануне реформ. Необходимость преобразований. Борьба либерализма и консерватизма.

2. Отмена крепостного права (1861).

3. Земская, городская, судебная, военная реформы, реформы просвещения.

4. Значение буржуазных реформ 60-70 гг. XIX в. для российского общества.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Крепостное право в России и его отмена. Эпоха либеральных 60-70-х гг. XIX в. Реформы и реформаторы..docx

— 36.41 Кб (Скачать)

популярность Александра II среди крестьянства.

Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые  стеснительные меры в отношении  учебных заведений, принятых императором  Николаем I. Преподование в университетах  получил больше свободы, они стали  доступными для вольнослушателей, как  мужчин, так иженщин. Однако новизна  положения привела в 1862 году к  некоторым беспорядкам, после чего свободу  университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 г. был  издан устав, согласно которому профессорская  корпорация получила самоуправление. Студенты же не получила права влиять каким-либо образом на порядок в  университете. Что являлось поводом  для частых «студенческих беспорядков». Под влиянием таких настроений граф Д.А. толстой решил осуществить  реформу средней школы. В начале царствования императора (при министре А.В. Головине) доступ в был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с  изучением древних языков и реальные, соответственно без них, но с преоблоданием  естествознания. Граф Толстой, поддержиевамый М.Н. Катковым в 1871г. составил новый  устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана  единственным типом общеобразовательной  и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления  в университет. Реальные гимназии заменили «реальными училищами»; цель их была в  том, чтобы давать образование людям  всех сословий, но приспособленное  к практическим потребностям и к  преобретению практических познаний. Этой реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф толстой упустил из вида несколько  моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества е 

Реформы 60-70гг. XIX в. –  крупное явление в истории  России. Устранив ряд пережитков, создав современные органы самоуправления и суда, они способствовали росту  производительных сил страны, гражданского самосознания народа, распространению  просвещения, улучшению жизни. Но это  было только начало большого дела. Оставались нетронутыми многие дворянские привилегии, особенно в местном управлении. Реформы  не коснулись и верхних этажей власти.

4.

Россия вошла в XIX в. абсолютной монархией. началась подготовка неотложных реформ. С этой целью  был создан Негласный комитет, в  состав которого вошли друзья императора, представители молодого поколения  родовитой знати.

В подготовке реформ политической системы особое место  занимал проект М.М. Сперанского, который  по поручению Александра I разработал план буржуазных преобразований в стране.

Но, единственное предложение  Сперанского, которое было принято  Александром I - это создание Государственного совета В 1802 г. возник кабинет министров, но его функции не были точно определены, и постоянно действующим органом  он по сути дела в рассматриваемое  время не стал. Созданный еще Петром I Сенат превратился в высшую судебную инстанцию со значительно урезанными правами. Вся полнота власти на местах в первой четверти XIX в. принадлежала губернаторам, которые назначались  царем. Но реформы, осуществленные в  начале царствования Александра, не изменили существа самодержавного строя. После  подавления восстания декабристов  на смену курсу реформ пришло усиление крепостничества. Николай I взял курс на укрепление абсолютизма. Были проведены  реформы в области цензуры, создано  Третье отделение «Собственной его  императорскою величества канцелярии политического сыска» и другие учреждения.

Смерть Николая I обнажила кризис системы самодержавно-крепостнической  власти, породила надежды на политические реформы.  1856 г. современники охарактеризовали как время оттепели.  Гласность  стала важнейшим стимулом подготовки реформ.  Были сняты введенные  в университетах запреты, разрешена  свободная выдача заграничных паспортов. К коронации Александра II в августе 1856 г. была объявлена амнистия политическим заключенным — оставшимся в живых  декабристам,   петрашевцам,   участникам   польского   восстания 1831 г.   9 тыс.   человек  освобождались   от   административно-полицейского надзора.

19 февраля 1861 г.  было отменено крепостное право,  что повлекло за собой целый  ряд перемен в управлении страной.  Это  касается,  в частности,  и таких реформ как земская,  городская, судебная, военная и  реформ просвещения. Убийство  Александра II, вызвавало контрреформы 1882—1883 гг. Они практически закрыли  путь демократическим преобразованиям.  Объясняется это, прежде всего  консерватизмом дворянства и         правящей элиты, слабостью либерального  движения, боязнью натиска крайне  революционных сил, неуверенностью  российской интеллигенции в своих  силах. 

Характерной же особенностью российского политического процесса конца ХIХ в. было чередование  реформ и контрреформ. Разрабатывал Витте и меры по укреплению позиций  капитализма в сельском хозяйстве. Развивая идеи своих предшественников на постах министра финансов и председателя правительства, он начал готовить аграрную реформу на базе принципов, проводимых впоследствии в жизнь П.А. Столыпиным: ликвидация общины, развитие товарно-капиталистического крестьянского хозяйства.

Противоборство реформ и контрреформ на рубеже двух веков  закончилось не в пользу Витте.

К началу XX в. в России завершилось складывание системы  крупнокапиталистического производства. Вместе с развитыми странами Запада ее экономика вступает в стадию монополистического капитализма, хотя сохраняется отставание по темпам, объемам производимой продукции  и техническое. С конца XIX в. в России активно развивается   государственно-монополистический   капитализм.     Как закономерное отражение набирающей силу мощи российский промышленности и торгово-промышленного  предпринимательства расцветает научно-культурное меценатство российской буржуазии. Конечно, первоначальный ее капитал  закладывался зачастую не всегда цивилизованным способом, но, достигнув степени  зрелости, начинал оказывать активное воздействие на культуру, общественную жизнь.

С 1905 г. важным элементом  торгово-промышленной политики царского правительства становится усиление внимания к аграрному сектору  экономики. Этот период российской истории  связан с новой попыткой осуществления  экономических реформ, главным идеологом  которых был Петр Аркадьевич Столыпин.

Деятельность Столыпина  началась в качественно новых  для России политических условиях, созданных революцией 1905 г. Впервые  в своей истории самодержавие вынуждено было сосуществовать с  представительной Государственной  Думой, которая к тому же оказалась  радикальной. Так депутаты I Думы от крестьян, составившие внушительную фракцию трудовиков (97 мест из 509), выдвинули  для обсуждения аграрный проект, в  основе которого было требование конфискации  помещичьих земель и национализации всей земли, что подорвало бы основы российского самодержавия.

Основным положением реформы Столыпина стало разрушение общины. Для этого была сделана  ставка на развитие в деревне личной Крестьянской собственности путем  наделения крестьян правом выхода из общины и создания хутора, отруба. Важный момент реформы: община разрушалась, а  помещичья собственность на землю  сохранялась в неприкосновенности. Разрушить общину должна была и другая мера, предложенная Столыпиным: переселение  крестьян. Смысл этой акции был  двоякий. Социально-экономическая цель — это получение земельного фонда, и, прежде всего в центральных  районах России, где малоземелье  у крестьян затрудняло создание хуторских  хозяйств и отрубов. Кроме того, это  давало возможность освоения новых  территорий, то есть дальнейшего развития капитализма, хотя и ориентировало  его на экстенсивный путь. Политическая цель состояла в намерении разрядить  социальную напряженность в центре страны. Основные районы переселения  — это Сибирь, Средняя Азия, Северный Кавказ, Казахстан. Правительство выделяло переселенцам средства на проезд, обустройство на новом месте, но практика показала, что их явно не хватало.

Но это означает, что не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый слой крестьян-собственников. Таким образом, реформа не удалась  ни в экономической, ни в политической части. Правда, сегодня некоторые  публицисты говорят, что она имела  обнадеживающие перспективы, и ссылаются  при этом на имевший место прирост  товарного хлеба, некоторое улучшение  положения в русской деревне  в годы проведения реформы. Однако не были решены проблемы малоземелья и  безземелья, аграрного перенаселения, то есть причины социальной напряженности  в деревне сохранялись.

Аграрная реформа  П.А. Столыпина, а также намечаемые им другие социальные реформы были последней из ряда попыток социальной модернизации России перед революциями 1917 г. Как и прежде, капиталистическая направленность реформы ограничивалась, делалось все возможное для сохранения помещичьего землевладения. Это все больше противоречило не только стремлению крестьян к демократическому решению аграрного вопроса путем ликвидации помещичьей собственности на землю, но и интересам уже экономически правившего страной и начавшего оформляться в политические партии класса российских капиталистов.

Буржуазия все острее осознает необходимость получения  политической власти для обеспечения  развития предпринимательства. Свобода  предпринимательства — это важнейшее  условие развития капитализма. Среди  лидеров буржуазии крепнет убеждение, что самодержавный режим с  его феодальным основанием, которое  он всеми средствами пытается сохранить, не может обеспечить оптимальных  условий экономической эволюции страны по пути капитализма. Это один из исходных моментов растущей оппозиции  российских буржуазных партий и участия  их в февральской революции 1917 г.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

К началу XXв. Россия подошла с массой нерешенных проблем, в первую очередь в социально-экономической  сфере. Эти проблемы порождались, прежде всего, непоследовательным характером крестьянской реформы 1861 г. Отмена крепостного  права открывала пути к становлению  новых буржуазных отношений, которые  в конце XIX – начале XX в. с особой яркостью проявили себя в области  промышленного производства. Именно в этой сфере Россия быстро модернизировалась, постепенно приближаясь к уровню передовых западноевропейских стран. Но в то же время реформа во многом сохранила и законсервировала  старые. Крепостнические отношения; в несколько измененной форме  они продолжали господствовать в  русской деревне и в пореформенную  эпоху. Таким образом, Россия оказалась  обреченной на постоянную ожесточенную борьбу между старым и новым: непоследовательная, незавершенная модернизация неизбежно  приводила как к осложнениям  в экономике, так и к острым социальным и политическим конфликтам.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                История России, XX  – начало XXI века: Учеб. Для 11 кл. общеобразоват.  учреждений / А.А. Левандовский, Ю.А.  Щетинов. – 8-е изд., перераб.  и доп. – М.: Просвещение, 2003. –  383с. 

2.                Конец XVII – XIX век: Учеб. для  10 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.  Буганов, П.Н. Зырянов; Под. ред.  А.Н. Сахарова. – 8-е изд., перераб.  и доп. – М.: Просвещение, 2002. –  304с. 

3.                В.М. Хачатурян В.М. История  мировых цивилизаций с древнейших  времен до начала XX века: Учеб. для  10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений  / Под. ред. В.И. Уколовой. –   М.: Дрофа, 1996. – 400с. 

4.                Отечественная история: Учебник  для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М.  Устинов, Ю.П. Кожаев, Под. Ред.  Проф. Ш.М. Мунчаева – М.: Культура  и спорт, ЮНИТИ, 1999. – 412с.

Информация о работе Буржуазные реформы второй половины XIX в