Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:55, реферат
На протяжении всей первой половины XIX в. – в то время, когда страны Западной Европы переживали буржуазные революции, - В России произошел только один всплеск осознанной борьбы за модернизацию – восстание декабристов в 1825г. Не буржуазия, а дворянская интеллигенция поставила цель ликвидировать крепостное право, установить конституционную монархию или республику, поощрять предпринимательство и торговлю.
ВВЕДЕНИЕ
1. Российское общество накануне реформ. Необходимость преобразований. Борьба либерализма и консерватизма.
2. Отмена крепостного права (1861).
3. Земская, городская, судебная, военная реформы, реформы просвещения.
4. Значение буржуазных реформ 60-70 гг. XIX в. для российского общества.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
популярность Александра II среди крестьянства.
Еще в начале своего
царствования Александр II отменил некоторые
стеснительные меры в отношении
учебных заведений, принятых императором
Николаем I. Преподование в университетах
получил больше свободы, они стали
доступными для вольнослушателей, как
мужчин, так иженщин. Однако новизна
положения привела в 1862 году к
некоторым беспорядкам, после чего
свободу университетов пришлось
несколько ограничить. В 1863 г. был
издан устав, согласно которому профессорская
корпорация получила самоуправление.
Студенты же не получила права влиять
каким-либо образом на порядок в
университете. Что являлось поводом
для частых «студенческих беспорядков».
Под влиянием таких настроений граф
Д.А. толстой решил осуществить
реформу средней школы. В начале
царствования императора (при министре
А.В. Головине) доступ в был открыт
для детей всех сословий. Гимназии
же были двух типов: классические, с
изучением древних языков и реальные,
соответственно без них, но с преоблоданием
естествознания. Граф Толстой, поддержиевамый
М.Н. Катковым в 1871г. составил новый
устав гимназии, одобренный государем.
Классическая гимназия была сделана
единственным типом общеобразовательной
и всесословной средней школы, выпускники
которой имели право
Реформы 60-70гг. XIX в. – крупное явление в истории России. Устранив ряд пережитков, создав современные органы самоуправления и суда, они способствовали росту производительных сил страны, гражданского самосознания народа, распространению просвещения, улучшению жизни. Но это было только начало большого дела. Оставались нетронутыми многие дворянские привилегии, особенно в местном управлении. Реформы не коснулись и верхних этажей власти.
4.
Россия вошла в XIX в. абсолютной монархией. началась подготовка неотложных реформ. С этой целью был создан Негласный комитет, в состав которого вошли друзья императора, представители молодого поколения родовитой знати.
В подготовке реформ политической системы особое место занимал проект М.М. Сперанского, который по поручению Александра I разработал план буржуазных преобразований в стране.
Но, единственное предложение
Сперанского, которое было принято
Александром I - это создание Государственного
совета В 1802 г. возник кабинет министров,
но его функции не были точно определены,
и постоянно действующим
Смерть Николая I
обнажила кризис системы самодержавно-
19 февраля 1861 г.
было отменено крепостное
Характерной же особенностью
российского политического
Противоборство реформ и контрреформ на рубеже двух веков закончилось не в пользу Витте.
К началу XX в. в России
завершилось складывание
С 1905 г. важным элементом торгово-промышленной политики царского правительства становится усиление внимания к аграрному сектору экономики. Этот период российской истории связан с новой попыткой осуществления экономических реформ, главным идеологом которых был Петр Аркадьевич Столыпин.
Деятельность Столыпина началась в качественно новых для России политических условиях, созданных революцией 1905 г. Впервые в своей истории самодержавие вынуждено было сосуществовать с представительной Государственной Думой, которая к тому же оказалась радикальной. Так депутаты I Думы от крестьян, составившие внушительную фракцию трудовиков (97 мест из 509), выдвинули для обсуждения аграрный проект, в основе которого было требование конфискации помещичьих земель и национализации всей земли, что подорвало бы основы российского самодержавия.
Основным положением
реформы Столыпина стало
Но это означает, что не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый слой крестьян-собственников. Таким образом, реформа не удалась ни в экономической, ни в политической части. Правда, сегодня некоторые публицисты говорят, что она имела обнадеживающие перспективы, и ссылаются при этом на имевший место прирост товарного хлеба, некоторое улучшение положения в русской деревне в годы проведения реформы. Однако не были решены проблемы малоземелья и безземелья, аграрного перенаселения, то есть причины социальной напряженности в деревне сохранялись.
Аграрная реформа П.А. Столыпина, а также намечаемые им другие социальные реформы были последней из ряда попыток социальной модернизации России перед революциями 1917 г. Как и прежде, капиталистическая направленность реформы ограничивалась, делалось все возможное для сохранения помещичьего землевладения. Это все больше противоречило не только стремлению крестьян к демократическому решению аграрного вопроса путем ликвидации помещичьей собственности на землю, но и интересам уже экономически правившего страной и начавшего оформляться в политические партии класса российских капиталистов.
Буржуазия все острее
осознает необходимость получения
политической власти для обеспечения
развития предпринимательства. Свобода
предпринимательства — это
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К началу XXв. Россия
подошла с массой нерешенных проблем,
в первую очередь в социально-
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. История России, XX – начало XXI века: Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2003. – 383с.
2.
Конец XVII – XIX век: Учеб. для
10 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.
Буганов, П.Н. Зырянов; Под.
3.
В.М. Хачатурян В.М. История
мировых цивилизаций с
4.
Отечественная история:
Информация о работе Буржуазные реформы второй половины XIX в