Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:55, реферат
На протяжении всей первой половины XIX в. – в то время, когда страны Западной Европы переживали буржуазные революции, - В России произошел только один всплеск осознанной борьбы за модернизацию – восстание декабристов в 1825г. Не буржуазия, а дворянская интеллигенция поставила цель ликвидировать крепостное право, установить конституционную монархию или республику, поощрять предпринимательство и торговлю.
ВВЕДЕНИЕ
1. Российское общество накануне реформ. Необходимость преобразований. Борьба либерализма и консерватизма.
2. Отмена крепостного права (1861).
3. Земская, городская, судебная, военная реформы, реформы просвещения.
4. Значение буржуазных реформ 60-70 гг. XIX в. для российского общества.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таким образом,
первые шаги на пути к
В начале 1857 г. был образован Негласный (секретный) комитет для обсуждения министерской программы. Но его деятельность принесла мало пользы. Назначенные в комитет поседелые соратники Николая I толкли воду в ступе да искали способы, как бы загнать дело в тупик, так как виленские помещики просили освободить крестьян без земли, а министерский проект предполагал освобождение с наделом.
В это время умер Ростовцев. Председателем редакционных комиссий был назначен министр юстиции граф В.Н. Панин, известный консерватор. Главные разработчики реформы Милютин и Самарин поняли, что она не может быть одинакова для всей страны, что нужно учитывать местные особенности. В черноземных губерниях главную ценность представляет земля, в нечерноземных – крестьянский труд, овеществленный в оброке. Они поняли также, что нельзя без подготовки отдавать помещичье и крестьянское хозяйства во власть рыночных отношений. Необходим переходный период. Они утвердились в мысли, что крестьяне должны быть освобождены с землей, а помещики должны получить гарантированный правительством выкуп. Эти идеи легли в основу законов о крестьянской реформе. 19 февраля 1861 г., в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал все законоположения о реформе и Манифест об отмене крепостного права. Из-за опасений народных волнений публикация документов была отложена на две недели – для принятия предупредительных мер. 5 марта 1861 г. Манифест был прочитан в церквах после обедни. В Михайловском манеже Александр сам прочитал его гвардии. Так пало крепостное право.
Основные положения реформы 19 февраля 1861 г.:
1) С момента публикации
законов 19 февраля 1861 г. помещичьи
крестьяне перестали
Крестьяне каждого помещичьего имения объединились в сельское общество. Свои общие хозяйственные вопросы они решали на сельском сходе. Исполнять решения сходов должен был сельский староста, избираемый на три года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость. В волостном сходе участвовали сельские старосты и выборные от сельских обществ. На этом сходе избирался волостной старшина. Он исполнял полицейские и административные обязанности.
Деятельность сельского и волостного управления, а также взаимоотношения крестьян и помещиков контролировались мировыми посредниками. Они назначались Сенатом из числа местных помещиков. Мировые посредники имели широкие полномочия и не подчинялись ни губернатору, ни министру. Они должны были руководствоваться только велениями закона. В первом составе мировых посредников было немало гуманно настроенных помещиков (декабрист А.Е. Розен, Л.н. толстой и другие).
2) Введение временнообязанных
отношений. Вся земля в имении
признавалась собственностью
Размеры крестьянского надела по каждому имению следовало раз и навсегда определить по соглашению крестьян с помещиком и зафиксировать в уставной грамоте. Введение этих грамот было основным занятием мировых посредников.
Допустимые рамки
соглашений между крестьянами и
помещиками были обозначены в законе.
Была проведена грань между
3) Выкупные сделки
и выкупные платежи. Рано или
поздно, полагало правительство,
«временнообязанные» отношения
закончатся, и крестьяне с помещиками
заключат выкупную сделку –
по каждому имению. По закону
крестьяне должны были
В принципе сумма
выкупа должна была бы зависеть от доходности
выкупаемых земель. В черноземных
губерниях примерно так и было
сделано. Но помещики нечерноземных
губерний считали такой принцип
для себя разорительным. Они давно
уже жили в основном не за счет доходов
от своих земель, а за счет оброка,
который платили крестьяне из
своих сторонних заработков. Поэтому
в нечерноземных губерниях
Опасаясь, что крестьяне не захотят платить большие деньги за плохие наделы и разбегаться, правительство ввело ряд жестких ограничений. Пока производились выкупные платежи, крестьянин не мог отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода. А сход неохотно давал такое согласие, потому что ежегодные платежи спускались на все общество, невзирая на отсутствующих, больных и немощных. Это называлось круговой порукой. Конечно, крестьяне ожидали не такую реформу, поэтому почти во всех губерниях Европейской России приходили донесения о крестьянских бунтах. На их подавление высылались войска.
Историческое значение освобождения крестьян. Реформа, построенная на тяжелых компромиссах, учитывала интересы помещиков гораздо больше, чем крестьян. Ее положительного заряда хватило всего лишь на двадцать лет. Затем должна была встать необходимость новых реформ в том же направлении.
И все же крестьянская реформа 1861г. имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Страна уверенно вступила в путь капиталистического развития. Началась новая эпоха в ее истории.
Велико было нравственное значение реформы, покончившей с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью на пути к правому государству – такому государству, которым управляют граждане в соответствии с законом и в котором каждый гражданин находит надежную защиту.
Земская и городская реформы. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным хозяйством. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование находилось в зачаточном состоянии. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился, между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное (земское, как тогда говорили) хозяйство. Поэтому было решено пойти на встречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления.
1 января 1864 г. был
утвержден закон о земском
самоуправлении. Оно учреждалось
для руководства
Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными – уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.
Выборы в земство проводились раз в три года. Землевладельцы, городские собственники и крестьяне голосовали отдельно – по разным избирательным съездам. Это было сделано из опасения. Что крестьяне, ввиду своей многочисленности, забаллотируют всех помещиков и горожан. За каждым съездом было закреплено определенное число уездных земских гласных (депутатов). Распределение гласных между избирательными съездами было сделано так, что в земских собраниях преобладали дворяне. Уездные земские собрания избирали управу и гласных губернского земства.
Земства сыграли большую положительную роль в поднятии местного хозяйства, в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Через несколько лет после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.
На аналогичных
основаниях в 1870 г. была проведена реформа
городского самоуправления. Попечительству
городских дум и управ
Судебная реформа. Одновременно с земской реформой в 1864 г. правительство провело судебную реформу. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Судебные заседания стали открытыми для публики.
Центральным звеном нового судебного устройства был окружной суд с присяжными заседателями. Обвинение в суде поддерживал прокурор. Ему возражал защитник. Присяжные заседатели, 12 человек, назначались по жребию из представителей всех сословий. Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт («виновен», «невиновен», или «виновен, но заслуживает снисхождения»). На основании вердикта суд выносил приговор, т.е. определял меру наказания или прекращал дело.
Разбором мелких уголовных и гражданских дел занимался мировой суд, состоявший из одного человека. Мировой судья избирался земским собранием или городской думой на три года. Правительство не могло своей властью отстранить его от должности (как и судей окружного суда). Принцип несменяемости судей обеспечивает независимость суда от администрации и является одним из основных начал правильного судебного устройства.
Судебная реформа была одним из наиболее последовательных и радикальных преобразований 60 – 70 гг. XIX в.
Но судебная реформа осталась незавершенной. Не был реформирован Сенат – высшая судебная инстанция. Для разбора мелких уголовных дел и конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд. Последнее отчасти объяснялось тем, что крестьянские правовые понятия сильно отличались от общегражданских.
Военные реформы. В 1861 г. военным министром был назначен генерал Д.А. Милютин (1816-1912), который провел ряд важных реформ. Они имели целью создание крупных обученных резервов при ограниченной армии мирного времени. На завершающем этапе этих реформ следовало перейти от рекрутчины к всеобщей воинской повинности.
1 января 1874г. был
принят закон, отменивший
Информация о работе Буржуазные реформы второй половины XIX в