Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:55, реферат
На протяжении всей первой половины XIX в. – в то время, когда страны Западной Европы переживали буржуазные революции, - В России произошел только один всплеск осознанной борьбы за модернизацию – восстание декабристов в 1825г. Не буржуазия, а дворянская интеллигенция поставила цель ликвидировать крепостное право, установить конституционную монархию или республику, поощрять предпринимательство и торговлю.
ВВЕДЕНИЕ
1. Российское общество накануне реформ. Необходимость преобразований. Борьба либерализма и консерватизма.
2. Отмена крепостного права (1861).
3. Земская, городская, судебная, военная реформы, реформы просвещения.
4. Значение буржуазных реформ 60-70 гг. XIX в. для российского общества.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
Кафедра: ___________________________
Дисциплина: История отечества
РЕФЕРАТ
на тему: Буржуазные реформы второй половины XIX в. (Тема 3.)
Выполнила: студентка первого курса заочного
отделения, группы 12 ЭМЗ, 4/040
Фастова Надежда Александровна
Волгоград 2004г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.
Российское общество накануне
реформ. Необходимость преобразований.
2.
Отмена крепостного права (
3. Земская, городская, судебная, военная реформы, реформы просвещения.
4. Значение буржуазных реформ 60-70 гг. XIX в. для российского общества.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей
первой половины XIX в. – в то время,
когда страны Западной Европы переживали
буржуазные революции, - В России произошел
только один всплеск осознанной борьбы
за модернизацию – восстание декабристов
в 1825г. Не буржуазия, а дворянская интеллигенция
поставила цель ликвидировать крепостное
право, установить конституционную
монархию или республику, поощрять
предпринимательство и
Уже в эту эпоху среди участников общественного движения появились острые идейные разногласия по поводу того, какие именно преобразования нужны в России и как их следует осуществлять. Вопрос о самобытности России разделил нашу интеллектуальную элиту на два лагеря – славянофилов и западников. Спор их последователей не утихает и в наши дни.
Интерес к национальным
историческим традициям, попытки определить,
в чем состоит уникальность России,
что сближает ее с другими цивилизациями
и что отличает от них, - все это
было проявлением очень важного
процесса: роста национально-
Идеи славянофилов
были очень сильны: они оказали
влияние на революционных демократов,
в том числе и на западника
А.И. Герцена, который после 1848 г. разочаровался
в демократизме буржуазного общества
и стал рассматривать русскую
общину как главную основу будущего
справедливого строя. При этом Герцен
отстаивал мысль о том, что
капитализм – совершенно необязательный
этап в развитии России и требовалось
вводить буржуазные реформы. Начиная
с 1870-х гг. преемниками славянофилов
и Герцена в этом отношении
стали народники, организовавшие знаменитые
хождения в народ с целью подготовить
крестьян к революции. Делая ставку
на патриархальную общину, критикуя отрицательные
стороны западноевропейского
К концу 1870- х гг., когда хождение в народ потерпело крах, движение оказалось в ситуации глубокого кризиса и распалось на разные группировки. «Народная воля» встала на бесплодный путь политического террора; организация «Черный передел» продолжала вести малоуспешную пропаганду среди крестьян; лишь часть народников, оценив роль политики малых дел, стала активно работать в земствах и сблизилась с либералами.
Защитников буржуазного строя и связанного с ним процесса модернизации в план которых входили буржуазные реформы, в России было очень мало. И, в общем, это неудивительно: борьбу за преобразования и споры о том, какой должна быть новая Россия, вела в основном интеллигенция. Буржуазия, которая в Западной Европе играла роль главной ударной силы, в нашей стране безмолвствовала; до 1905 г. она не имела даже свой партии.
Как же относилась к
модернизации центральная власть, которая
в России часто играла роль катализатора
цивилизационных процессов? В целом
позицию государства можно
Либеральный царь Александр I (годы правления: 1801-1825) ограничился лишь небольшим кругом демократических преобразований, так и не решив главных вопросов – об отмене крепостного права и о конституции. Указ о вольных хлебопашцах был очень робким шагом в сторону ликвидации основного зла России, которое прогрессивное дворянство не без оснований именовало рабством.
Политика Николая I (годы правления: 1825-1855) был явным отходом от умеренного либерального курса его предшественника. Кроме того, при Николае I мало внимания уделялось экономическому развитию страны. Правительство практически не субсидировало тяжелую промышленность, к 1851 г. была выстроена только одна железная дорога – Николаевская, соединявшая Москву и Петербург. Между тем необходимость преобразований ощущалась все острее. Слабость России в сравнении с мощными модернизированными западноевропейскими державами с трагической наглядностью проявилась в Крымской войне (1853-1856).
1861 год стал переломным
в истории России: крепостное
право было отменено Александр
II (годы правления: 1855-1881), открывший
новую эпоху либеральных
В 1856 – 1857 гг. в ряде южных губерний произошли крестьянские волнения. Они еще раз напомнили, что помещики сидят на вулкане. Крепостное хозяйство таило в себе и другую угрозу. Оно не обнаруживало явных признаков скорого своего краха и развала. Оно могло просуществовать
еще неопределенно
долгое время. Но свободный
труд производительнее
Нельзя забывать и третью причину. Крепостное право, слишком похожее на рабство, было безнравственно.
Сознавая необходимость преобразований, Александр II не знал, как преступить к делу. Не имели плана реформ и его министры. Но Александр, уловив общественные настроения, сделал правильный шаг – шаг на пути к гласности.
Между тем в России продолжалась «Оттепель» (именно тогда возникло это выражение). В 1856 – 1857 гг. вернулись из ссылки декабристы и петрашевцы. Бывшие ссыльные разъехались по провинции и в дальнейшем приняли деятельное участие в подготовке и проведении крестьянской реформы.
Но реформа 1861 г. обрекла
русскую деревню на мучительно долгий
путь развития капитализма, сохранив полуфеодальные
формы зависимости крестьян. Проникновению
буржуазных отношений в сельское
хозяйство по прежнему мешала община,
которая не только была сохранена, но
даже усилена властями: ведь она
представляла собой низшую ячейку в
государственной системе
Демокритизация политической жизни также реализовалась в усеченной форме. В 1864 г. были созданы органы местного самоуправления в уездах и губерниях – земства. Но возможности этих выборных представительственных органов были невелики, а главное – земства не влияли на политику центральной власти. Лишь в конце царствования Александр II дал согласие на учреждение Земского собора – всероссийского представительного органа. Но расправа над царем, учиненная в
1881 г. народовольцами
положила конец эпохе
И все-таки Россию рубежа
XX в. нельзя назвать в истинном смысле
модернизированной страной. Демократизация
так и не была осуществлена. Промышленный
переворот почти не затронул сельское
хозяйство; 50% крестьян по-прежнему обрабатывали
землю сохой, а не плугом. Крестьянство
страдало от малоземелья, так как
из-за роста населения наделы сокращались.
Крупные фермы
В истории общественно-
Русская буржуазия
в эти годы не участвовала активно
в общественном движении, потому что
была поглощена накоплением
В условиях реакции
и репрессий против революционной
идеологии широкое развитие получает
либеральная мысль. В размышлениях
об исторических судьбах России, настоящем
и будущем родились два важнейших
идейных лечения 40-х гг. XIX в. —
западничество и
Славянофилов иногда относят к политической реакции в силу того, что основы их учения содержали три принципа официальной народности». Но не следует забывать, что славянофилы старшего поколения в их содержание вкладывали другой смысл. Под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам «внутренней правды». Однако справедливости ради отметим, что славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности.
Западники в отличие от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. Они считали, что длительное время Россия находилась как бы вне исторического развития, только Петр I ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения страны во всемирную историю. Западники считали, что Россия, как и Западная Европа, идет тем же историческим путем, именно поэтому она должна заимствовать у нее опыт. По их мнению, важнейшая задача состояла в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающее эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство».
<Информация о работе Буржуазные реформы второй половины XIX в