Борьба с космополитизмом м еврейское общество в СССР (1948 – 1953)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Значительную роль в формировании послевоенного внутриполитического курса сыграли внешние обстоятельства. Противостояние двух систем, вылившееся в «холодную войну», заставило И. В. Сталина перейти в наступление на идеологическом фронте. На этот раз «врагом» в первую очередь виделась либерально настроенная интеллигенция, которая могла иметь симпатии к «буржуазному Западу», что сознательно ставило под удар советскую интеллигенцию в целом. Под подозрением и, следовательно, под контролем оказались представители всех ее основных групп. В

Оглавление

Введение
1 Позиция власти
образ врага в послевоенные годы
развитие антисемитских настроений

2 Территориальное определение еврейского народа
создание гос-ва израиль
Вопрос о еврейской автономной республике в составе ссср
Вопрос о депортации

еврейский антифашистский комитет
история
деятельность
преследования
реабилитация

4 Культурное противостояние
Трагедия газеты "Эйникайт"

5 «Подпольная» оппозиция
заключение
список литературы

Файлы: 1 файл

chernovik2.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Глава 5. «Подпольная» оппозиция 

       Группа  представителей еврейской молодежи обратилась к И. Эренбургу с предложением выступить в печати с призывом к советским евреям участвовать в Войне за Независимость. Действовали различные молодежные сионистские группы, ставившие целью выезд в Израиль. Группа «Эйникайт» была создана в городе Жмеринка  сразу после освобождения его от немецкой оккупации (1944 г.). Руководителями группы были М. Спивак (родился в 1929 г.), В. Керчман (1929–64), М. Гельфонд (1930–85) и А. Ходорковский (родился в 1930 г.). М. Гельфонд (в Израиле с 1971 г.) стал впоследствии видным борцом за алию.20 Члены группы занимались еврейским самообразованием; в 1945 г. они распространили в синагоге листовки, в которых говорилось среди прочего, что «наш дом — в Палестине»; в начале 1946 г. они распространяли листовки в Киеве и Виннице. Впоследствии члены группы разъехались по разным городам для продолжения учебы. В конце 1948 г. начались аресты членов группы в Жмеринке, Киеве, Ленинграде и других городах. Аресты продолжались до марта 1949 г. Арестовано было двенадцать человек, из них лишь девять были настоящими членами группы «Эйникайт». После следствия, продолжавшегося более 5 месяцев, члены группы были приговорены Особым совещанием к длительным срокам заключения (8–25 лет). Находясь в лагерях, члены группы установили связь с сионистами старшего поколения; М. Гельфонд брал уроки иврита у Ц. Прейгерзона. После смерти Сталина члены группы были освобождены (осень 1954 г.).

       В Москве действовала группа студентов  под руководством М. Маргулиса  и  В. Свечинского. Деятельность группы была направлена на распространение сионистских  идей среди студентов-евреев и подготовку к нелегальному выезду в Израиль. Арестованные в 1950 г. члены группы были приговорены к 10 годам заключения (освобождены в 1955 г.). Аналогичные группы действовали в Ленинграде (группа Л. Тарасюка ); в Харькове (группа Х. Спиваковского), в Брянске (группа В. Левитина  и А. Фарберова ) и в других городах. Члены этих групп были арестованы в 1949–51 гг., приговорены к длительным срокам заключения и освобождены в 1955–56 гг.

       Так же одной из наиболее известных организаций  занимающихся переправкой евреев в Эрец-Исраэль, была организацмя Бриха. Организованный выезд евреев из Советского Союза начался с первой половины 1945 г. Советский Союз покидали и те евреи, на которых не распространялось соглашение о репатриации между правительствами Советского Союза и Польши. Бриха способствовала в основном выезду евреев из прибалтийских стран и с бывших румынских территорий (Бессарабия и Буковина), а также евреев — граждан Советского Союза, которые, используя представившуюся возможность, пытались выехать в Эрец-Исраэль. Центрами деятельности Брихи были Вильнюс и Львов, причем выезду евреев из Литвы помогали евреи — бывшие солдаты литовской дивизии.21

         В первой половине 1946 г. несколько групп активистов Брихи были задержаны на советско-польской границе и приговорены к длительным срокам заключения. Среди них были руководивший операцией Шмуэль Иоффе, которого советские власти приговорили к 25 годам заключения, и Давид Померанц, получивший 10 лет заключения. Оба они погибли в лагерях. Другие, и среди них активные члены Брихи, приговоренные к 25-летнему заключению, выжили и, отбыв многие годы в тюрьмах и лагерях, репатриировались в Израиль.22 Несколько групп активных членов Брихи были задержаны и в районе границы с Румынией. Организованная деятельность Брихи в Советском Союзе прекратилась уже в первой половине 1946 г. За время своего существования Бриха помогла нескольким тысячам евреев покинуть пределы Советского Союза.

       Польские  власти положили конец неофициальному соглашению с Брихой в начале 1947 г., и организация была вынуждена перейти на нелегальное положение. Ряд членов Брихи были задержаны на западных границах Польши, но переправка евреев из других стран в Италию и Францию продолжалась.

         В начале 1948 г. Эфраима Декела на посту руководителя Брихи в Европе сменил Меир Сапир. Масштабы движения все сокращались, и оно окончательно прекратилось в 1949 г.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Кампания  по борьбе с космополитизмом, развернувшаяся в СССР в 1949–1953 гг., представляла собой  тщательно спланированную и подготовленную идеологическую кампанию, направленную на укрепление сталинского режима в условиях «холодной войны» путем консолидации советского общества под знаменами советского патриотизма и одновременного устранения из общественной жизни всех возможных «неблагонадежных элементов».

     Начало  борьбы с космополитизмом обусловлено  сочетанием ряда внешне- и внутриполитических факторов. Раскол мира на два политических лагеря – капиталистический и  социалистический – повлек за собой  открытое идейное противостояние, породил обстановку «холодной войны». Поэтому не случайно борьба с космополитизмом, как и другие идеологические кампании в СССР первых послевоенных лет, «завязана» на идейно-политическом противостоянии «буржуазному Западу». Ставшая средством воздействия в первую очередь на советскую интеллигенцию, она была призвана покончить с настроениями ожидания перемен, чреватыми, как представлялось власти, инакомыслием. Интеллигенция, морально окрепшая за годы войны, виделась власти возможным оплотом несогласия с политикой сталинского режима и поддержки Запада. Поэтому пути для кадровой «чистки» и сопровождавших ее репрессий оказались открытыми. Сталинский выбор также не случайно пал на еврейскую интеллигенцию. Сложившиеся советско-израильские взаимоотношения предопределили отношение власти к советскому еврейству, рассматривавшемуся как «пятая колонна» Запада. Хотя наступление на еврейскую интеллигенцию не стало официально объявленной государственной политикой, его негласные установки доминировали на протяжении 1949–1953 гг. и способствовали в итоге «всплеску» антисемитизма, направлявшемуся и контролировавшемуся «сверху».

     Кампания  по борьбе с космополитизмом, имевшая  доминирующий идеологический, а не репрессивный фон, могла утратить свою доминанту в 1953 г. Развитие «борьбы  за бдительность» по нарастающей несло угрозу широкомасштабных репрессий. Многолетняя идеологическая обработка населения способствовала формированию в его сознании образа очередного «врага», готовила граждан к возможным новым политическим преследованиям, способствовала поддержке кампании населением и тем самым – разобщению общества. В ходе «дела врачей» большая ставка делалась на вовлечение масс в поиск «неблагонадежных» лиц. Запущенные «сверху» идеолого-пропагандистская и репрессивная машины не смогли остановиться одномоментно, сразу же после известных событий марта и апреля 1953 г. Это дает основания для заключения о проявлениях кампании по борьбе с космополитизмом еще некоторое время спустя после реабилитации «врачей-вредителей» в апреле 1953 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

     Литература:

  1. А.В. Фатеев Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг. Ин-т рос. истории РАН, 1999, БМ, СЦ
  2. «Еврейский антифашистский комитет» КЕЭ, том 1+Доп.3, кол. 156–159+159–165.
  3. Медведев Ж.А. Сталин и еврейская проблема: Новый анализ. — М.: «Права человека», 2003
  4. Вишневецкий А.Н. "Еврейский Камертон"  май 2007 г. газета "Новости Недели"
  5. «Советский Союз. Евреи в Советском Союзе в 1945–53 гг.» КЕЭ, том 8, кол. 236–256
  6. Государственный антисемитизм в СССР. От начала до кульминации. 1938—1953. Серия: Россия. XX век. Документы. — М: Материк, 2005 г
  7. Земсков В. Н. К вопросу о репатриации советских граждан. 1944—1951 годы // История СССР. 1990.
  8. «Бриха»  КЕЭ, том 1, кол. 537–543
  9. Мадиевский С.А. "1953 год: Предстояла ли советским евреям депортация?" Лехаим. январь 2001г.
  10. Вдовин А.В. «Низкопоклонники» и «космополиты» 1945–1949: история и современность — М. 2006 г.
 
 
 
 
 
 
 
 

    Источники: 

  1. Постановление политбюро ЦК ВКП(б) "о работе совинформбюро" от 09.10.1946
  1. Интервью  И.В. Сталина газете "Правда" о речи Черчилля в Фултоне (14 марта 1946 года)
  1. Саймон  Монтефиоре: "Сталин. Двор Красного монарха" Олма-Пресс, 2006 г.
  2. СолженицынА.И. «200 лет вместе» ч.2, гл.22.

Информация о работе Борьба с космополитизмом м еврейское общество в СССР (1948 – 1953)