Борьба с космополитизмом м еврейское общество в СССР (1948 – 1953)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Значительную роль в формировании послевоенного внутриполитического курса сыграли внешние обстоятельства. Противостояние двух систем, вылившееся в «холодную войну», заставило И. В. Сталина перейти в наступление на идеологическом фронте. На этот раз «врагом» в первую очередь виделась либерально настроенная интеллигенция, которая могла иметь симпатии к «буржуазному Западу», что сознательно ставило под удар советскую интеллигенцию в целом. Под подозрением и, следовательно, под контролем оказались представители всех ее основных групп. В

Оглавление

Введение
1 Позиция власти
образ врага в послевоенные годы
развитие антисемитских настроений

2 Территориальное определение еврейского народа
создание гос-ва израиль
Вопрос о еврейской автономной республике в составе ссср
Вопрос о депортации

еврейский антифашистский комитет
история
деятельность
преследования
реабилитация

4 Культурное противостояние
Трагедия газеты "Эйникайт"

5 «Подпольная» оппозиция
заключение
список литературы

Файлы: 1 файл

chernovik2.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО 
 
 

ИСТОРИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кудисов Антон Сергеевич 

БОРЬБА  С КОСМОПОЛИТИЗМОМ И ЕВРЕЙСКОЕ  ОБЩЕСТВО В

  СССР.

(1948 –  1953) 

Курсовая  работа

студента 3 курса д/о, группы 332 
 
 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель:

Гинзбург  Б.Л. 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород

2010

Оглавление 
 

Введение 

1 Позиция  власти

    1. образ врага в послевоенные годы
    2. развитие антисемитских настроений
 

2 Территориальное определение еврейского народа

    1. создание гос-ва израиль
    2. Вопрос о еврейской автономной республике в составе ссср
    3. Вопрос о депортации
 
  1. еврейский антифашистский комитет
    1. история
    2. деятельность
    3. преследования
    4. реабилитация
 

4 Культурное  противостояние

    1. Трагедия газеты "Эйникайт"
 

5 «Подпольная»  оппозиция 

заключение

список  литературы 
 
 
 

Введение 

     Значительную  роль в формировании послевоенного  внутриполитического курса сыграли  внешние обстоятельства. Противостояние двух систем, вылившееся в «холодную  войну», заставило И. В. Сталина перейти в наступление на идеологическом фронте. На этот раз «врагом» в первую очередь виделась либерально настроенная интеллигенция, которая могла иметь симпатии к «буржуазному Западу», что сознательно ставило под удар советскую интеллигенцию в целом. Под подозрением и, следовательно, под контролем оказались представители всех ее основных групп. В середине 1940-х – начале 1950-х гг. последовала непрерывная череда идеологических кампаний, сменявших друг друга. Особое место среди них занимает кампания по борьбе с космополитизмом (1949–1953 гг.), рассчитанная на массовый эффект. Наиболее продолжительная по времени, важнейшая по значению, она соединила многие устремления руководства страны. Космополитизм (от греч. kosmopolitēs – космополит, гражданин мира) трактуется как идеология мирового гражданства. В нашей стране долгие годы термин носил крайне негативный оттенок, что имело свои истоки в сталинском периоде. Космополитизм выступал как «реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет», и противопоставлялся пролетарскому интернационализму.

     Из  идейного наполнения термина в сталинский период вытекают задачи, поставленные партийно-государственными идеологами перед кампанией. Особую «злободневность» ей в условиях «холодной войны» придавал «израильский фактор». Созданное в 1948 г. Государство Израиль не оправдало надежд советского руководства, предпочтя проамериканскую ориентацию, и дополнило тем самым список внешних врагов Советского Союза. В результате начавшаяся в 1949 г. борьба с космополитизмом поставила под особый контроль еврейскую интеллигенцию. «Космополиты» и «буржуазные националисты» стали порождением сталинской идеологии.

     Борьба  с космополитизмом, не ограничивавшаяся идейным давлением на интеллигенцию, повлекла за собой контроль за кадрами  учреждений и предприятий с точки  зрения их «политической благонадежности», кадровую «чистку», репрессии. Завершение кампании после смерти И. В. Сталина освободило отечественную интеллигенцию от духовного гнета и страха возможных преследований, повлекло за собой реабилитацию несправедливо осужденных.

     Таким образом, изучение кампании поднимает  целый пласт проблем социально-политического  характера. Оно содержит «выходы» к темам идеологической и национальной политики сталинского режима, взаимоотношений власти и интеллигенции, государства и религии, сталинских репрессий. Неизбежно возникает и тема нравственного выбора представителей интеллигенции в условиях борьбы с космополитизмом. Все названные проблемы, безусловно, актуальны при исследовании процессов, протекавших в СССР в 1949–1953 гг.

     Нельзя  упустить и такой значимый аспект, как последствия кампании по борьбе с космополитизмом. Ее уроки следует осмыслить с точки зрения проводившейся в СССР в последующее время национальной политики, ограничений по «пятому пункту» и существовавшего в обществе латентного антисемитизма. Российская Федерация по-прежнему остается многонациональным государством. Его политическая устойчивость и будущее, добрососедство народов непосредственно зависят от приоритетов национальной политики. Для сегодняшнего дня характерно отдельное внимание к национальным проблемам, в том числе посредством научных изысканий. В современных условиях, когда только начинается процесс становления гражданского общества, необходимо комплексное изучение борьбы с космополитизмом как одной из сталинских идеологических кампаний, чтобы не допустить рецидивов прошлого. 

Глава 1.  Позиция власти 
 

     Политической реальностью XX в. явился сталинский режим, который вошел в историю как одна из самых жестоких диктатур. Одной из опор режима, обусловивших устойчивость системы, стала партийно-государственная идеология. Если в середине – второй половине 1930-х гг. пропагандистская шумиха сопровождала московские показательные политические суды и поиск «врагов народа» на местах, то идеологические кампании первых послевоенных лет имели принципиально иное назначение. Пережив суровую войну, сталинский режим вышел из нее окрепшим, утвердившим свои позиции на мировой арене. Но одновременно власти пришлось столкнуться с новыми настроениями в обществе, проявившимися ожиданиями перемен. Ответом власти стало постепенное «закручивание гаек», ужесточение режима, пришедшее на смену временной либерализации системы военных лет. 
 

1.1. образ врага в  послевоенные годы 
 

       Годы  Великой Отечественной войны  породили в СССР надежды на либерализацию  общественной жизни, ослабление жесткого партийно-государственного контроля в  области литературы и искусства, расширение свободы творчества. Личные впечатления более 12 миллионов советских людей, побывавших в зарубежных европейских и азиатских странах, ослабляли пропагандистские стереотипы об «ужасах капитализма». Союзнические отношения со странами Запада в военные годы позволяли надеяться на расширение культурных связей и контактов после войны.

       Начавшаяся  «холодная война» перечеркнула подобные надежды. Противоборство с капиталистическим  миром заставило вспомнить об уже наработанных в 1930-е гг. приемах и методах утверждения «классового подхода» в идеологическом воспитании масс. С первыми признаками похолодания в отношениях с Западом руководство СССР принялось «завинчивать гайки» в отношении интеллигенции, которые ослабли в военные годы. Основной целью советской идеологии в новых условиях являлась, как и прежде, апологетика советского строя, идеалов советского общества и беспощадное осуждение всего, что этому не соответствовало. Уже через несколько месяцев после известной фултонской речи У. Черчилля (5 марта 1946 г.) идеологические службы СССР приступили к осуществлению мероприятий, нацеленных на укрепление идеологической стойкости советских людей, их готовности решительно отстаивать ценности советского образа жизни не только в идеологическом, но и в возможном открытом военном противоборстве с капиталистическим Западом. 1

       "По  сути дела господин Черчилль  стоит теперь на позиции поджигателей  войны. И господин Черчилль  здесь не одинок, - у него имеются  друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки. Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей. Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Господин Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира.2 " - Такой была реакция Сталина на фултонскую речь.

       Основой долговременной пропагандистской кампании по воспитанию народов СССР в духе советского патриотизма стало выступление  И. В. Сталина на приеме в Кремле в  честь командующих войсками Красной  Армии 24 мая 1945 г. В тосте «за здоровье русского народа» в сущности признавалось, что победа достигнута не только за счет преимуществ социалистического строя, но прежде всего за счет патриотизма русского народа. В выступлении провозглашалось, что этот народ «является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза», что он заслужил в войне «общее признание как руководящей силы» Союза. Отмечены были не только его «ясный ум», но и такие качества, как стойкий характер и терпение, доверие правительству в моменты отчаянного положения, готовность идти на жертвы. Политика и патриотическое воспитание народов СССР с опорой на эти качества таили определенную опасность окрашивания их в цвета русского национализма и великодержавия. До некоторой степени это и происходило в рассматриваемые годы.

       Прослеживаемая  с первых послевоенных дней логика борьбы против низкопоклонства и  национального нигилизма уже  вскоре начала обнаруживать явную неумеренность. Она получила выражение в утверждении  безапелляционного положения о  необходимости «твердо помнить», что «русская культура всегда играла огромную, а теперь играет ведущую роль в развитии мировой культуры». По этой причине утверждалось, что «нелепо и политически вредно» изображать корифеев русской философской и научной мысли учениками западноевропейских мыслителей и ученых . 3

       В набиравшей силу антизападнической  кампании пропагандировалась концепция  исторического приоритета нашей  страны во всех важнейших областях науки, техники, культуры, порой дохадившая до абсурда. 
 

       
    1. наростание антисемитских настроений в послевоенные годы
 
 

       К концу 1948 года вступил в завершающую фазу процесс создания блока НАТО. Одновременно рухнули попытки сделать Израиль советским сателлитом на Ближнем Востоке: еврейское государство установило дипломатические отношения с США и пыталось лавировать между обеими сверхдержавами. Такие условия, по мнению А. Фатеева, диктовали советскому руководству потребность в дальнейшей изоляции советского народа от влияний Запада и насаждении «образа врага». Евреи вообще, и еврейская интеллигенция в особенности, вызывали подозрение приписываемыми им прозападной ориентацией и патриотическим энтузиазмом, проявленным в связи с созданием Израиля и его победой в войне с арабами — это было воспринято как нелояльность «советской родине». В конце осени 1948 года начинаются антиеврейские репрессии: 20 ноября выходит постановление «О Еврейском Антифашистском Комитете», и происходят аресты его членов, обвинённых в работе на американскую разведку. Антисемитизм проявлялся во внутренних документах ВКП(б), но при этом маскировался указаниями на «буржуазность» «космополитов» что, не позволяло напрямую выдвигать обвинений в национализме. В результате, антисемитизм и «борьба с низкопоклонством» объединились в мощной кампании по «борьбе с космополитизмом» 4

       открытие  советскими властями в послевоенные годы неожиданного и неприятного  факта возросших прозападных  симпатий среди части граждан  еврейского происхождения, которые  расширяли возможности их использования  в интересах американской стратегии, обусловило политику, направленную на дальнейшее сокращение доли евреев в советской номенклатуре, что вполне согласовывалось с постулатами государственной национальной политики о коренизации кадров и выравнивании уровней развития национальностей в стране. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Территориальное  определение еврейского народа 

       Крушение  надежд советских евреев на то, что  победа над фашизмом улучшит их положение, привело, с одной стороны, к резкому  увеличению числа желающих покинуть СССР и репатриироваться в Палестину, а с другой — желающих создать еврейское государственное образование (на Дальнем Востоке или в Крыму). Тысячи советских евреев, в основном из Латвии, Литвы, Бессарабии и Украины, вырвались в 1945–46 гг. из СССР с помощью организации Бриха и прибыли затем в Эрец-Исраэль. Центры Брихи во Львове, Вильнюсе, Риге отправляли по фиктивным польским документам евреев группами за границу на грузовиках (иногда прибегая к помощи контрабандистов), содействовали отысканию и отправке еврейских детей, спасшихся во время войны в монастырях и в христианских семьях. В 1946 г., после ареста многих активистов, деятельность Брихи была прекращена. Так, в апреле 1947 г. так называемым Особым совещанием при МГБ СССР к длительным срокам заключения (7–25 лет) были приговорены активисты Брихи Ш. Иоффе, Я. Яннай (Янкелович), Э. Зайдин, Э. Кроль (родился в 1920 г., в Израиле с 1959 г.). 5

       В начале 1946 г. в Самарканде на тайном собрании руководителей Хабада было принято решение воздержаться от выезда в надежде, что после войны  власти не будут преследовать религиозных евреев. Но возобновившиеся преследования заставили хасидов изменить принятое решение. Созданному во Львове нелегальному комитету удалось организовать в 1946 г. выезд по фиктивным польским документам тысячи хасидов Хабада из СССР в Польшу, а затем в Эрец-Исраэль. Десятки тысяч евреев, бывших до 1939 г. польскими гражданами, уехали в 1944–49 гг. в Польшу в рамках соглашения о репатриации между Польшей и СССР. Сотни евреев, служивших в Советской армии, бежали из советской зоны оккупации Германии в западные зоны. Большинство из них выехало в Эрец-Исраэль. В эти годы СССР активно поддерживал евреев Эрец-Исраэль в их борьбе за независимость и оказывал значительную помощь (подробнее см. ниже), что в немалой степени сказалось на росте числа советских евреев, выразивших желание переселиться в Эрец-Исраэль.  
 

Информация о работе Борьба с космополитизмом м еврейское общество в СССР (1948 – 1953)