Борьба с космополитизмом м еврейское общество в СССР (1948 – 1953)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Значительную роль в формировании послевоенного внутриполитического курса сыграли внешние обстоятельства. Противостояние двух систем, вылившееся в «холодную войну», заставило И. В. Сталина перейти в наступление на идеологическом фронте. На этот раз «врагом» в первую очередь виделась либерально настроенная интеллигенция, которая могла иметь симпатии к «буржуазному Западу», что сознательно ставило под удар советскую интеллигенцию в целом. Под подозрением и, следовательно, под контролем оказались представители всех ее основных групп. В

Оглавление

Введение
1 Позиция власти
образ врага в послевоенные годы
развитие антисемитских настроений

2 Территориальное определение еврейского народа
создание гос-ва израиль
Вопрос о еврейской автономной республике в составе ссср
Вопрос о депортации

еврейский антифашистский комитет
история
деятельность
преследования
реабилитация

4 Культурное противостояние
Трагедия газеты "Эйникайт"

5 «Подпольная» оппозиция
заключение
список литературы

Файлы: 1 файл

chernovik2.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

       Официальная газета ЕАК «Эйникайт» («Единство» на идише) распространялась по всему  миру. Газета сообщала информацию о  жизни советских евреев и о ходе боевых действий на фронтах.

       В 1943 году Михоэлс и Ицик Фефер в  качестве официальных представителей советских евреев посетили и предприняли  семимесячное турне по США, Мексике, Канаде и Великобритании.

       Для советских вооруженных сил ЕАК  собрал 16 миллионов долларов в США, 15 миллионов в Англии и Канаде, 1 миллион в Мексике, 750 тысяч в британской Палестине, а также внес другую помощь: машины, медицинское оборудование, санитарные машины, одежда. 16 июля 1943 «Правда» сообщила: «Соломон Михоэлс и Ицик Фефер получили сообщение из Чикаго, что специальная конференция Джойнта начала кампанию, чтобы финансировать тысячу санитарных машин для потребностей Красной Армии». Деятельность ЕАК способствовала открытию Второго фронта.12

       В конце войны руководством комитета активно обсуждались планы организации Еврейской советской республики в Крыму. 

       3.3. Преследования 

       К концу войны, а также и после  нее, ЕАК был вовлечён в документирование событий холокоста. Это шло вопреки  официальной советской политике представления холокоста как злодеяния против всех советских граждан и непризнания геноцида евреев.

       Некоторые из членов комитета были сторонниками Государства Израиль, созданного в 1948 году, которое Сталин поддерживал  очень недолго. Международные контакты, особенно с США в начале холодной войны, в конечном счете сделали членов комитета уязвимыми для обвинений.

       Контакты  с американскими еврейскими организациями  привели к изданию «Чёрной  книги» Ильи Эренбурга и Василия  Гроссмана — первого документального  произведения о преступлениях немецких оккупантов в СССР против еврейского населения в ходе Холокоста. Чёрная Книга была издана в Нью-Йорке в 1946 году, но русский выпуск не появился. Набор был рассыпан в 1948 году. Идеологическая установка требовала не выделять ни одну национальность в рамках всего пострадавшего в ходе войны населения СССР.

       В обстановке растущего государственного антисемитизма в 1946 г. Михоэлсу и  Феферу сообщили, что в ЦК ВКП(б) «есть  мнение закрыть Еврейский антифашистский комитет», тогда же МГБ забрало архив комитета. Комиссия, вновь проверявшая работу Совинформбюро в сентябре 1946 г., в отчете утверждала, что Еврейский антифашистский комитет «сползает на позиции еврейского национализма и сионизма», став их «идейным пленником», и делала вывод, что сотрудники Еврейского антифашистского комитета "включились в общий оркестр сионистов всего мира"13. Комиссия предложила распустить Еврейский антифашистский комитет, а газету «Эйникайт» закрыть. 12 октября 1946 г. МГБ представило в ЦК записку «О националистических проявлениях некоторых работников Еврейского антифашистского комитета». М. Суслов, глава отдела внешней политики ЦК, написал письмо Сталину с предложением закрыть Еврейский антифашистский комитет. В декабре 1946 г. Феферу и Михоэлсу было предложено подготовить проект обращения к зарубежным еврейским организациям по поводу закрытия Еврейского антифашистского комитета.

       В январе 1948 года Михоэлс был убит на даче главы МГБ Белоруссии Л.Ф. Цанавы под Минском с инсценированной  после убийства автомобильной катастрофой. По мнению исследователя Шмарьяху Качергинского в ноябре 1948 года советские власти начали кампанию, чтобы ликвидировать то, что осталось от еврейской культуры. 20 ноября 1948 года Еврейский антифашистский комитет был формально распущен решением Бюро Совета Министров СССР и закрыт «как центр антисоветской пропаганды». В конце 1948 помещения его были опечатаны, документы вывезены на Лубянку, закрыта газета и издательство. В декабре 1948 года были арестованы председатель ЕАК Ицик Фефер и директор Еврейского театра в Москве Вениамин Зускин. В январе 1949 был арестован Лозовский, в феврале — ещё ряд видных членов ЕАК. Весь 1949 шли интенсивные их допросы.14 Они были обвинены в нелояльности, буржуазном национализме, космополитизме, планировании создать еврейскую республику в Крыму, чтобы служить американским интересам.

       В январе 1949 года, советские средства массовой информации начали пропагандистскую кампанию против «космополитов», явно нацеленную против евреев СССР. Маркиш написал: «Гитлер хотел разрушить нас физически, Сталин хочет сделать это духовно». 12 августа 1952 года тринадцать подсудимых, среди которых было несколько крупнейших еврейских литераторов (Л. Квитко, П. Маркиш, Д. Бергельсон, Д. Гофштейн), были казнены, и эта казнь известна также как «Ночь казнённых поэтов». Один из обвиняемых не дожил до суда и умер в больнице.

       Всего по делу Еврейского антифашистского  комитета было репрессировано 110 человек. 

       3.4. Реабилитация 
 

       22 ноября 1955 года Военная коллегия  Верховного Суда СССР отменила  приговор в отношении членов Еврейского антифашистского комитета из-за отсутствия в их действиях состава преступления.

       29 декабря 1988 года Комиссия Политбюро  ЦК КПСС рассмотрела материалы,  связанные с реабилитацией в  судебном и партийном порядке  лиц, проходивших по так называемому «делу Еврейского антифашистского комитета». Комиссия отметила, что проверкой данного дела в 1955 году установлено, что дело по обвинению С. А. Лозовского, И. С. Фефера и других является сфабрикованным, а признания обвиняемых на следствии получены незаконным путем, следственные работники, производившие расследование данного уголовного дела осуждены в 1952-1954 годах за фальсификацию следственных материалов.15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4.  Культурное противостояние 
 
 

      Несмотря  на все ограничения еврейской  культурной жизни, в некоторых городах  функционировали еврейские театры, действовали еврейские издательства (в 1946 г. вышло в свет 18 наименований книг на идиш, в 1947 г. — 40, в 1948 г. — 41, в том числе произведения П. Маркиша, Л. Квитко, И. Фефера, Ш. Галкина). В Киеве в 1947–48 гг. было издано семь номеров альманаха «Штерн», в Москве — семь номеров альманаха «Хеймланд», в Биробиджане в 1946–48 гг. — три номера альманаха «Биробиджан». Из функционировавших перед войной научно-исследовательских учреждений возобновил работу только Кабинет еврейской культуры АН УССР. В феврале 1946 г. при Еврейском антифашистском комитете была создана историческая комиссия, за что комитет немедленно был обвинен в национализме. В Вильнюсе бывшим еврейским партизанам с большим трудом удалось добиться открытия Еврейского музея, основу которого составили фонды существовавшего до войны Еврейского этнографического музея имени С. Ан-ского (значительная часть музея была спасена еврейскими подпольщиками). В Тбилиси продолжал функционировать Историко-этнографический музей грузинского еврейства.

      После войны власти не разрешали еврейским  учебным заведениям возобновлять свою деятельность, за исключением двух начальных (четыре года) школ в Вильнюсе и Каунасе. В программу двух школ в Еврейской автономной области были включены идиш и еврейская литература. Но все попытки руководства области (за что позже оно было наказано) получить разрешение центральных властей на расширение еврейского образования, на создание в Биробиджане государственного еврейского университета и широкой сети политехнических учебных заведений на идиш были отвергнуты. В 1948–51 гг. все еврейские культурные учреждения, издания, альманахи были ликвидированы по всей стране.

      Ликвидация  учреждений еврейской культуры, аресты еврейских писателей, работников культуры проходили по всей стране. В Киеве  были арестованы ответственный секретарь  альманаха «Дер штерн» З. Аксельрод, директор кабинета еврейской культуры Э. Спивак, писатель М. Талалаевский. Были закрыты: еврейский музей в Вильнюсе, краеведческий музей в Биробиджане, историко-этнографический музей грузинского еврейства в Тбилиси, директором которого был А. Крихели (1906–74 гг., с 1973 гг. в Израиле). В середине февраля 1949 г. были прекращены передачи Московского международного радио на идиш; началась ликвидация еврейских театров. Комиссия ЦК партии в справке о ГОСЕТе утверждала: «Репертуар театра крайне неудовлетворителен по идейно-художественному качеству и ограничен узкими рамками национальной тематики». В марте 1949 г. был закрыт Белорусский государственный еврейский театр, в феврале 1949 г. было закрыто Московское государственное еврейское театральное училище имени Ш. Михоэлса, в сентябре 1949 г. — театр имени Шалом Алейхема в Черновцах, в октябре — Биробиджанский государственный еврейский театр имени Л. Кагановича, 1 декабря был закрыт ГОСЕТ. В СССР не осталось еврейских театров.

       Лозунг  «разгромить буржуазных космополитов в киноискусстве» дал начало кампании против крупнейших режиссеров и сценаристов. Несколько лет были отстранены от работы в кино Л. Трауберг, Г. Козинцев, Е. Габрилович (1899–1993). Особенно жестоко велась кампания против евреев — литературных и театральных критиков. Наряду со статьями в газетах, громящими космополитов, возрастал поток доносов, зачисляющих в космополиты всех творческих работников-евреев и многих русских. Так, главный редактор газеты «Советское искусство» В. Вдовиченко направил в Политбюро донос, в котором зачислил в сионисты 83 театральных критиков-евреев, а их покровителем объявил К. Симонова.16 Некоторые партийные деятели, например, редактор газеты «Правда» П. Поспелов, настаивали на прекращении кампании в газетах, так как она приобретает все более антисемитский характер и от этого может пострадать международный престиж СССР. Ожесточенным нападкам подвергались некоторые писатели, которым покровительствовал И. Сталин; так, перестали печатать И. Эренбурга, а высокопоставленный работник аппарата ЦК Ф. Головенченко заявил в конце марта, что «враг № 1» И. Эренбург разоблачен и арестован. С апреля 1949 г. публичная газетная кампания была смягчена, а наиболее усердствующие авторы антисемитских статей и выступлений, как В. Вдовиченко и Ф. Головенченко, были сняты со своих постов. Но тотальная чистка евреев усилилась.  

4.1. Трагедия газеты "Эйникайт" 

       В 1938 г. в СССР закрылась центральная  единственная еврейская газета на языке  идиш « Дер Эмес » («Правда»), которая  выходила с 1918 года. Главный редактор газеты Мойше Литваков был расстрелян. И только в годы войны начала выходить еще одна газета «Эйникайт» (Единство)- центральная последняя газета на идиш, которая печаталась в Советском Союзе. Она издавалась с 7 июня 1942 года до февраля 1945 года по три раза в месяц. С февраля 1945 года до 20 ноября 1948 года газета выходила по три раза в неделю. 21 ноября был закрыт Еврейский антифашистский Комитет (ЕАК) и в его помещении проведен обыск, а также был прекращен выпуск газеты «Эйникайт». 25 ноября было закрыто центральное издательство на идиш «Дер Эмес».

       По  замыслу властей СССР целью издания  газеты, как и создания Еврейского антифашистского Комитета (ЕАК), было обеспечение моральной и финансовой поддержки Советского Союза и  его политики в годы войны со стороны  евреев мира . Также кремлевские власти стремились привлечь общественное мнение в США и западных странах для более активной роли в открытии второго фронта в борьбе против фашистской Германии и ее союзников. Поэтому в комитет были введены наиболее уважаемые представители еврейской интеллигенции. Что касается газеты «Эйникайт», то ее первым редактором стал Шахно Эпштейн, общественный деятель, публицист и литературовед, а после его смерти (от болезни) в 1945 году его заменил журналист Гершон Жиц (8.10.1954 года он умер в лазарете тюрьмы Бутырки). В газете печатались практически все еврейские писатели, поэты и журналисты от наиболее известных, таких как Давид Гофштейн, Давид Бергельсон, Дер Нистор до таких, которые только осваивали литературное творчество. Тематика газеты была направлена против фашизма, и газета сыграла важную роль в годы войны. Аспект национальной пропаганды на еврейской основе был позволен только в этой газете и ее руководящем органе ЕАК. В передовой статье первого номера газеты от 7 июня 1942 было опубликовано обращение "цу ди идн ин дер горер велт" (к евреям во всем мире) о необходимости пожертвований и нужно отметить, что международное еврейство щедро отозвалось на этот призыв . Всего за годы войны евреи США, Англии, Канады, Латинской Америки собрали 45 миллионов долларов, на которые было приобретено 1000 самолетов, 500 танков, также были отправлены в СССР двумя пароходами продукты питания, лекарства, одежда.17 От первого номера газеты и до самого последнего номера, воздавалась хвала « дем тайерн хавер Сталин» (дорогому другу Сталину).

       В материалах газеты подробно освещались темы геноцида еврейского народа в  годы войны и зверств нацистов; еврейское сопротивление; героизм  евреев на фронтах и в партизанских отрядах, самоотверженный труд в  тылу; дружба народов СССР и взаимодействие с мировым еврейством. Будучи органом еврейского антифашистского комитета, газета сообщала о его деятельности и решениях. Национальная тематика была неприемлемой для советских властей и лично для Сталина, но ради получения помощи и поддержки (в условиях страшных поражений в войне и, особенно, в 1941-1942 годах), они вынуждены были смириться и даже поощряли наличие такой национальной по духу газеты, как «Эйникайт».18 Газета служила связующим звеном между евреями Советского Союза и Запада, она распространялась за границей. Из, примерного тиража в 10000 экземпляров в годы войны несколько тысяч экземпляров регулярно отправлялись в страны антигитлеровской коалиции (в США, Англию, Канаду, Латинскую Америку). Материалы из газеты «Эйникайт» печатались в американском коммунистическом журнале на идиш «Эйникайт», занимающим дружественную позицию по отношению к СССР, редактором этого журнала являлся председатель американского Еврейского антифашистского комитета, зять Шолом-Алейхема, известный еврейский публицист Б. Гольдберг . С помощью газеты «Эйникайт» среди советских евреев было собрано 3294823 рубля, которые были использованы на постройку авиаэскадрильи и танковой колонны.19 В апреле 1943 года по этому поводу в адрес ЕАК поступила благодарственная телеграмма Сталина.

       14 декабря 1946 года в газете "Эйникайт" появилась, скорей по указанию  властей, статья, критикующая еврейскую  литературу времен войны за  чрезмерное акцентирование трагедии  еврейского геноцида. Власти стремились  игнорировать, как тему уничтожения  еврейского народа в годы войны, так и тему героизма и массового участия евреев на фронтах войны и в партизанских отрядах. После этого в 1947-1948 годах вышли только две книги на идиш об участии евреев в войне, затем эта тема перестала вообще освещаться в советской печати на многие годы.

       Когда после войны необходимость в  газете, как и в ЕАК, отпала, против сотрудников газеты и членов ЕАК  были выдвинуты надуманные обвинения  в шпионаже и пропаганде буржуазного  национализма среди еврейского населения  СССР «по заданию еврейских реакционных кругов Америки». В течение 1948-1949 годов были арестованы все ведущие деятели еврейской культуры. Большая часть из них была уничтожена или скончалась в тюрьмах и лагерях. Готовилась еще одна большая волна арестов тех, кто хоть как-то был связан с деятельностью ЕАК или с газетой «Эйникайт». Но, это не удалось осуществить из-за смерти Сталина.  
 

Информация о работе Борьба с космополитизмом м еврейское общество в СССР (1948 – 1953)