Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 18:35, реферат
Белое движение (также применялись названия «Белая гвардия», «Белое дело», «Белая армия») — собирательное наименование политических движений, организаций и воинских формирований, противостоявших красным в годы Гражданской войны в России 1917—1923 годов. Происхождение термина «Белая армия» связано с традиционной символикой белого цвета как цвета сторонников законного правопорядка. Обозначим сразу, что «Белой гвардией» их стали называть большевики, чтобы связать этот термин в сознании народных масс с прежней монархистской Россией, — сами сторонники белого движения называли себя иначе (добровольцами, Русской армией, Белым движением), поэтому на протяжении всего исследования мы будем оперировать именно этими терминами.
Уже позже, после окончания гражданской войны, видный русский философ и общественный деятель И.А.Ильин в статье «Белая идея» писал: «...неправда... будто белое дело «сословное» и «классовое», дело «реставрации» и «реакции». Мы знаем, что есть «сословия» и «классы», особенно сильно пострадавшие от революции. Но ряды белых борцов всегда пополнялись... совершенно независимо от личного и сословного ущерба, от имущественного и социального убытка. И в наши ряды с самого начала становились и те, кто все потерял, и те, кто ничего не потерял и все мог спасти. И в наших рядах с самого начала были... люди самых различных сословий и классов, положений и состояний; и притом потому, что белый дух определяется не этими вторичными свойствами человека, а первичным и основным — преданностью родине. Белые никогда не защищали... ни сословного, ни классового, ни партийного дела: их дело — дело России, Родины, дело русского государства». Символ веры белых армий — «Спасение Великой России».
Кроме национального, было еще сильно развитое религиозное чувство. Это есть идея борьбы за дело Божие на земле; идея борьбы с сатанинским началом в его личной и в его общественной форме... Поэтому если белые берутся за оружие, то не ради личного или частного дела и не во имя свое: они обороняют дело духа на земле и считают себя в этом правыми перед лицом Божиим».
Таким образом, вся борьба белых с большевиками велась как бы исходя из двух начал: веры и государственности. Россия была для них не просто союзниками в первой мировой войне по Антанте, территорией, где они родились и выросли, а являлась, говоря словами Ильина, «национальным сосудом Духа Божия». Борясь за родину, белые сражались за силу и свободу русского духа. Белые не верили в справедливость насильственного уравнения и имущественного передела, а тем самым, в правоту социализма и коммунизма.
Они полагали, что дело не в бедности или богатстве, а в том, как «справляется дух человека со своей судьбой». Справедливость, по их мнению, это когда каждый человек может трудиться и не опасаться за результаты своего труда. Как следует из обращения Верховного главнокомандующего белыми армиями адмирала А.В.Колчака к войскам, объявленного в приказе №128 от 20 апреля 1919 г., перед ними ставилась задача добиться восстановления в стране «твердого законного государственного порядка, чтобы личность каждого и его имущество были неприкосновенны, чтобы каждый мог спокойно работать и пользоваться плодами своего труда».
Таким образом, идеология белого движения выражала интересы широких национальных кругов российского общества по созданию в России государства на основе уважения к правам и свободам человека в союзе с наиболее передовыми странами мира и исходя из приоритета национальных интересов. Что касается отношения к большевистской партии, то ее деятельность признавалась преступной и антигосударственной, сеющей рознь и смуту среди народов России.
В белое движение
ворота были открыты для всех, кто
признавал необходимым с
2.
Формирование Добровольческой
В разгар 1917 года русская армия была захвачена национальной катастрофой. Митинговали полки, армия разрушалась, отдельные личности, к примеру, генерал-майор Антон Васильевич Туркул, стали формировать ударные батальоны.
Тем временем комитетчики всячески оскорбляли солдат, не желавших присоединиться к «товарищам», бранили, что "ряжку в денщиках нажрал", доходило и до истязаний. У молодых людей отбирали все обмундирование, сапоги, казенные подштанники, даже портянки, а выдавали самую ветошь. Хотя именно эта военная молодежь воевала на Карпатах в Первую Мировую войну (1914-1918), верная присяге и долгу, спящая теперь вповалку в братских могилах.
Русские солдаты, послушные во всем, даже в самой смерти, верящие офицеру и верные ему всей душой, создали героическую молодежь, для которой солдат всегда был младшим братом, - героическую молодежь, три года отбивавшую от советского рабства Россию. Они бились за русский народ, за его веру, свободу и душу, чтобы он, обманутый, не стал советским рабом.
Сибиряки, крепкий народ, - ходили в атаку с иконами поверх шинелей, а иконы большие, почерневшие, дедовские. Сибирский стрелок бьет редко, да метко. Он всегда норовит стрелять по прицелу. Про сибиряков недаром говорят, что они белке в глаз метят, чтобы шкурки не испортить. Губительную меткость их огня и боевую выдержку отмечают, как известно, многие военные писатели, и среди них генерал Людендорф.
«Между ними не было политических разнотолков. Все одинаково понимали, что большевики - не политика, а беспощадное истребление самих основ России, истребление в России Бога, человека и его свободы»
Генерал-майор Антон Васильевич Туркул – «Дроздовцы в огне»
К зиме, среди тяжелого развала, тягостного бессмысленного гама митингов и кишащих солдат оставаться было невозможно. Тогда генерал-майор Туркул и еще девять офицеров решили пробраться на Дон, о котором доносились глухие слухи. Капитан Кавтарадзе, грузин, расстрелянный позже грузинами же, предложил ехать в отряд полковника Дроздовского, формируемый в Яссах, чтобы идти на Дон к генералу Корнилову.
Михаил Гордеевич Дроздовский окончил Военную академию, участвовал в японской войне добровольцем в 34-м Сибирском полку, был ранен, на большой войне командовал 60-м Замостским пехотным полком, а когда был начальником штаба 64-й пехотной дивизии, сам повел в Карпатах в атаку два полка и снова был ранен.
Дроздовский был выразителем всеобщего вдохновения, сосредоточием мыслей, сошедшихся в одну мысль о воскресении России, волей борьбы за Россию и русские победы.
Тогда о Дроздовском ни Туркул, ни девять других офицеров совершенно ничего не знали. Поручик Турбин съездил и доложил, что отряд Дроздовского действительно есть. Тогда все решили ехать к Дроздовскому, чтобы пробиваться к Корнилову отрядом, а не одиночками, что было куда тяжелее.
Позже генерал-майор Туркул запишет в своих мемуарах следующий диалог с матерью:
- Я ухожу с Дроздовским. В поход.
- Какой поход? Войны больше нет. Все развалилось, все кончено...
- Это хуже войны. Дело идет о существовании России.
Появился выбор: или Россия и человеческая жизнь в России будут взяты белыми с боя, или Россия и вся жизнь в ней будут замучены большевиками. Тогда было много русских войск в Румынии, но сверху никто не отдавал приказа о создании добровольческих отрядов. Больше того, русское командование растерялось. Бригады добровольцев формировались в Кишиневе, в Яссах и под Яссами, на станции Скинтея. Третья бригада полковника Дроздовского стояла на этой станции.
В феврале румыны начали
вести переговоры о сепаратном мире.
Тогда-то растерявшимся русским
командованием был отдан
- А мы все-таки пойдем...
Ни одного мнения не было подано против. Как и Корнилов, дроздовцы восстали против революции. Они не только не подчинились приказу, но спешно выступили со станции Скинтея в Яссы. Сосредоточились у Ясс на вокзале Сокола. Там к ним подошла одна офицерская рота из бригады, расформированной в Яссах. Рота тоже не подчинилась приказу. Они стали военными бунтовщиками. Белыми.
Было решено не допускать разоружения. 26 февраля 1918 года бригада русских добровольцев полковника Михаила Гордеевича Дроздовского начала свой поход; Туркул шел фельдфебелем 2-й офицерской роты. В Кишинев они пришли эшелонами. Там подождали, пока подойдут последние эшелоны, и вот - поход начался.
Было около тысячи бойцов. Никто не знал, что впереди. Знали одно: идут к Корнилову. Впереди - сотни верст похода, реки, бескрайние степи, половодье, весенняя грязь и враги со всех сторон, свои же, русские враги. Впереди - потемневшая от смуты, клокочущая страна, а кругом растерянность, трусость, шкурничество и слухи о разгуле красных, о падении Дона, о поголовном истреблении на Дону Добровольческой армии. Дроздовцы были совершенно одни, и все-таки шли. Между ними не было политических разнотолков. Все одинаково понимали, что большевики - не политика, а беспощадное истребление самих основ России, истребление в России Бога, человека и его свободы.
Свой известный дневник Дроздовский начал в походе, и записи его дневника - заветы Дроздовского - сегодня живы так же, как и в те дни, когда полк по степям шел на Дон:
Обрекающий и обреченный. Он таким и был. Он как будто бы переступил незримую черту, отделяющую жизнь от смерти. За эту черту повел он и нас, и, если мы пошли за ним, никакие страдания, никакие жертвы не могли нас остановить. Именно в этом путь Дроздовского: "через гибель большевизма к возрождению России, единственный путь, наш символ веры".
Белая идея не раскрыта до конца и теперь. Белая идея есть само дело, действие, самая борьба с неминуемыми жертвами и подвигами. Белая идея есть преображение, выковка сильных людей в самой борьбе, утверждение России и ее жизни в борьбе, в неутихаемом порыве воль, в непрекращаемом действии.
В страстную субботу, 22 апреля 1918 года, вечером, началась атака Ростова. Белые заняли вокзал и привокзальные улицы. На вокзале, где от взрывов гремело железо, лопались стекла и ржали лошади, был убит пулей на перроне начальник генерального штаба полковник Войналович. Он первый со 2-м конным полком атаковал вокзал. За ним подошла 2-я офицерская рота. Большевики толпами потекли на Батайск и Нахичевань. Со стороны Батайска стреляет бронепоезд красных. На самом рассвете большевики подтянули подкрепления из Новочеркасска. В те мгновения боя, когда белые несли тяжелые потери, к Дроздовскому прискакали немецкие кавалеристы. Это были офицеры германского уланского полка, на рассвете подошедшего к Ростову. Германцы предложили свою помощь. Дроздовский поблагодарил их, но помощь принять отказался.
Красные наступали. На наступающих двинулась кавалерия, бронеавтомобиль и конно-горная батарея. Их не ждали ни донцы, ни красные. Атака обратила красных в отчаянное бегство.
На третий день Пасхи, 25 апреля 1918 года, Новочеркасск был освобожден.
Белые вошли в Новочеркасск по приказу донского походного атамана Попова, когда восставшие казаки еще отбивались от красных на горевшей от артиллерийского огня Хотунке. Красных вместе с ними со стороны города атаковало несколько лихих казачьих сотен, а со стороны Александро-Грушевска подоспел на призыв Попова донской отряд полковника Семилетова.
С офицерская рота колесила по улицам. Это была военная хитрость донского командования. Белых было мало, но они должны были проходить так, чтобы их появление в разных местах города могло создать впечатление, будто бы их много.
Через неделю после освобождения города донским атаманом избрали генерала Петра Николаевича Краснова. На площади, у Кадетской рощи, был большой парад. Дроздовский отряд построился на правом фланге. К концу стоянки донское командование просило их остаться в составе Донской армии. Дроздовцам предложили быть Донской пешей гвардией. Полковник Дроздовский поблагодарил за предложение, но приказал отряду готовиться к походу на соединение с Добровольческой армией, стоявшей тогда под станицей Мечетинской.
«Создание единой, действительно независимой от Советов сильной национальной власти, которая могла бы возродить армию и спасти страну от грядущего ей холода и голода, - вот требование, единогласно выдвинутое все страной» - Кадетская «Речь»
Новый пост Верховного
главнокомандующего давал Корнилову
возможность реализовать
Выдвинутые Корниловым меры по наведению порядка в армии были обнародованы в его телеграмме в Ставку 16 июля и сводились к следующему: