Балканский кризис конца XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа исторической литературы и новейших научных публикаций раскрыть процесс распада СФРЮ и СРЮ, а также влияние на международные отношения в конце XX – начале XXI века.
В работе автор стремился решить следующие задачи:
Представить процесс формирования взглядов и теорий на проблемы государственного суверенитета и территориальной целостности, прав национальных меньшинств, места и роли в урегулировании конфликтов международных организаций и т.п., претендующих в настоящее время на статус международно-правовых норм и оказавших решающее влияние на истоки и развитие Балканского кризиса.
Рассмотреть причины и распад Социалистической Федеративной Республики Югославия, его взаимосвязь с глобальными изменениями, происходившими в международных отношениях в конце 80-х – начале 90-х гг.

Оглавление

Введение
Глава 1. Балканский кризис как катализатор структурных преобразований в системе международных отношений
Глава 2. Истоки современного балканского кризиса
Глава 3. Распад Югославии
Глава 4. Конфликт в Косово
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Балканский кризис.docx

— 54.62 Кб (Скачать)

Распад Югославии в  отличие от СССР, происходил по самому зловещему сценарию. Нарождавшимся  здесь демократическим силам (прежде всего Сербии) не удалось упредить трагедию, что и привело к тяжелым  последствиям. Как и в СССР национальные меньшинства, почувствовав уменьшение давления со стороны югославских  властей (все чаще шедших на различного рода уступки), тут же запросили независимости  и, получив отказ со стороны Белграда, взялись за оружие, дальнейшие события  и привели к полному распаду  Югославии4.

И. Тито, хорват по национальности, создавая федерацию югославских  народов, стремился уберечь ее от сербского национализма. Босния и  Герцеговина, долго служившая предметом  споров между сербами и хорватами, получила компромиссный статус государства  сначала двух, а затем трех народов  – сербов, хорватов и этнических мусульман. В рамках федеративного  устройства Югославии македонцы  и черногорцы получили собственные  национальные государства. Конституция 1974 года предусмотрела создание на территории Сербии двух автономных краев  – Косово и Воеводины. Благодаря  этому вопрос статуса национальных меньшинств (албанцы – в Косово, венгры и свыше 20 этнических групп  – в Воеводине) на территории Сербии был урегулирован. Хотя сербы, проживающие  на территории Хорватии, не получили автономии, но согласно Конституции они имели статус государствообразующей нации в Хорватии. Тито боялся, что созданная им система государства после его смерти рухнет и не ошибся. Серб С. Милошевич благодаря своей разрушительной политике, козырной картой которой была игра на национальных чувствах сербов, разрушил созданное «стариком Тито» государство.5

Не надо забывать, что  первый вызов политическому балансу  Югославии бросили албанцы в  автономном крае Косово на юге Сербии. Население края к тому времени  практически на 90% состояло из албанцев и на 10% из сербов, черногорцев и  других. В апреле 1981 года большинство  албанцев приняло участие в демонстрациях, митингах, требуя статуса республики для края. В ответ Белград направил в Косово войска, введя там чрезвычайное положение. Усугубил положение и  белградский «план реколонизации», который гарантировал сербам, переселяющимся в край, работу и жилье. Белград  стремился искусственным путем  увеличить число сербов в крае, чтобы аннулировать автономное образование. В ответ албанцы стали выходить из компартии и учинять репрессии  против сербов и черногорцев. К осени 1989 года демонстрации и беспорядки в Косово были безжалостно подавлены  сербскими военными властями. К весне 1990 г. сербское национальное собрание объявило о роспуске правительства  и народного собрания Косово и  ввело цензуру. Проблема Косово имела  отчетливый геополитический аспект для Сербии, озабоченной планами  Тираны создать «Великую Албанию», а это подразумевало включение  таких территорий, населенных этническими  албанцами, как Косово и части  Македонии и Черногории. Действия Сербии в Косово создали ей очень  дурную репутацию в глазах мирового сообщества, но парадоксально, что то же самое сообщество ничего не сказало, когда в августе 1990 г. подобный же инцидент произошел в Хорватии. Сербское меньшинство в городе Книне в  Сербской Крайне решило провести референдум по вопросу о культурной автономии. Как и в Косово, это обернулось беспорядками, подавленными хорватским руководством, которое отвергло референдум как неконституционный.

Таким образом, в Югославии  к концу 80-х - началу 90х годов создались  все предпосылки для вступления национальных меньшинств в борьбу за свою независимость. Ни югославское  руководство, ни мировое сообщество не могли воспрепятствовать этому  кроме как вооруженным путем. Поэтому неудивительно, что события  в Югославии развернулись с такой  стремительностью.

Первой на официальный  шаг разрыва отношений с Белградом  и определение своей самостоятельности  решилась Словения. Напряженность между  «сербским» и «славянско-хорватским»  блоками в рядах Союза коммунистов  Югославии достигла своей кульминации  в феврале 1990 года на XIV съезде, когда  словенская делегация покинула заседание. На тот момент существовало три плана  государственного переустройства страны: конфедеративное переустройство, выдвинутое Президиумами Словении и Хорватии; федеративное переустройство – союзного Президиума; «Платформа о будущем  югославского государства» - Македонии  и Боснии и Герцеговины. Но встречи  республиканских лидеров показали, что основной целью многопартийных выборов и референдума была не демократическая трансформация  югославского сообщества, а узаконение программ будущего переустройства страны, выдвинутых лидерами республик.

Словенское общественное мнение с 1990 года стало искать решение  в выходе Словении из Югославии. Избранный  на многопартийной основе парламент 2 июля 1990 года принял Декларацию о суверенитете республики, а 25 июня 1991 года Словения провозгласила свою независимость. Сербия уже в 1991 году согласилась  с выходом Словении из Югославии. Однако Словения стремилась стать правопреемником  единого государства в результате «разъединения», а не выхода из состава  Югославии.

Во второй половине 1991 года эта республика предпринимала решительные  шаги к достижению независимости, определяя  тем самым в значительной степени  темпы развития югославского кризиса  и характер поведения других республик. В первую очередь Хорватии, которая  опасалась, что с выходом Словении из Югославии баланс сил в стране будет нарушен ей в ущерб. Неудачное  окончание межреспубликанских переговоров, нараставшее взаимное недоверие  между национальными лидерами, а  также между югославскими народами, вооружение населения на национальной основе, создание первых военизированных  формирований – все это способствовало созданию взрывоопасной обстановки, приведшей к вооруженным конфликтам.

Кульминация политического  кризиса наступила в мае –  июне в результате провозглашения независимости  Словении и Хорватии 25 июня 1991 года. Словения сопроводила этот акт захватом контрольных пограничных пунктов, где были установлены знаки государственного отличия республики. Правительство  СФРЮ во главе с А. Марковичем признало это незаконным и Югославская  народная армия (ЮНА) взяла под охрану внешние границы Словении. В результате с 27 июня по 2 июля здесь происходили бои с хорошо организованными отрядами республиканской территориальной обороны Словении. Шестидневная война в Словении была для ЮНА короткой и бесславной. Армия не достигла ни одной своей цели, потеряв сорок солдат и офицеров. Немного по сравнению с будущими тысячами жертв, но доказательство того, что никто не отдаст свою независимость просто так, даже если она еще не признана.

В Хорватии же война приобрела  характер столкновения между желавшим остаться в составе Югославии  сербским населением, на стороне которого были солдаты ЮНА, и хорватскими  вооруженными частями, стремившимся воспрепятствовать  отделению части территории республики.

На выборах в парламент  Хорватии в 1990 г. победило Хорватское демократическое  сообщество. В августе – сентябре 1990 г. здесь начались вооруженные  столкновения местных сербов с хорватской полицией и гвардией в Клинской Крайне. В декабре того же года Собор Хорватии принял новую Конституцию, объявив  республику «унитарной и неделимой».

Смириться с этим союзное  руководство не могло, поскольку  Белград имел свои планы о будущем  и сербских анклавов в Хорватии, в которых проживало крупная  община сербских экспатриантов. На новую  Конституцию местные сербы ответили созданием в феврале 1991 г. Сербской автономной области.

25 июня 1991 г. Хорватия провозгласила  свою независимость. Как и в  случае со Словенией, правительство  СФРЮ признало это решение  незаконным, заявив о претензиях  на часть Хорватии, а именно  на Сербскую Краину. На этой  почве между сербами и хорватами  произошли ожесточенные вооруженные  столкновения с участием подразделений  ЮНА. В хорватской войне уже  были не мелкие стычки, как  в Словении, а настоящие бои  с применением различного вида  оружия. И потери в этих боях  с обеих сторон были огромны:  около 10 тысяч убитыми, в том  числе несколько тысяч гражданского  населения, более 700 тысяч беженцев  перешли в соседние страны.6

В конце 1991 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию о направлении  в Югославию миротворческих сил, а Совет Министров ЕС ввел санкции  против Сербии и Черногории. В феврале-марте 1992 года на основании резолюции в  Хорватию прибыл контингент сил ООН  по поддержанию мира. В его составе  находился и российский батальон. С помощью международных сил военные действия удавалось каким-то образом сдерживать, но чрезмерная жестокость воюющих сторон, особенно по отношению к мирному населению, толкала их к взаимному мщению, что приводило к новым столкновениям.

По инициативе России 4 мая 1995 г. на срочно созванном совещании  СБ ООН было осуждено вторжение хорватских войск в зону разъединения. Одновременно СБ осудил сербские обстрелы Загреба  и других центров сосредоточения гражданского населения. В августе 1995 после карательных операций хорватских войск около 500 тысяч краинских  сербов вынуждены были бежать со своих  земель, а точное число жертв этой операции неизвестно до сих пор. Так  Загреб решил проблему национального  меньшинства на своей территории, Запад же закрыл глаза на действия Хорватии, ограничившись призывами  к прекращению кровопролития.

Центр сербско-хорватского  конфликта был перенесен на спорную  с самого начала территорию – в  Боснию и Герцеговину. Здесь сербы  и хорваты стали требовать  разделения территории Боснии и Герцеговины  либо ее переустройства на конфедеративной  основе путем создания этнических кантонов. С таким требованием не согласилась  Партия демократической акции мусульман  во главе с А. Изетбеговичем, выступавшая  за унитарную гражданскую республику Боснию и Герцеговину. В свою очередь  это вызвало подозрение сербской стороны, считавшей, что речь идет о  создании «исламской фундаменталистической  республики», 40% населения которой  являлись мусульманами.

Все попытки мирного урегулирования по разным причинам не привели к  должному результату. В октябре 1991 г. мусульманские и хорватские депутаты Скупщины приняли меморандум о суверенитете республики. Сербы же сочли неприемлемым для себя оставаться со статусом меньшинства  за пределами Югославии, в государстве, где преобладает мусульмано-хорватская коалиция.

В январе 1992 г. республика обратилась к Европейскому сообществу о признании  ее независимости, депутаты-сербы покинули парламент, бойкотировали его дальнейшую работу и отказались от участия в  референдуме, на котором большинство  населения высказалось за создание суверенного государства. В ответ  местные сербы создали свою Скупщину, а когда независимость Боснии и Герцеговины признали страны ЕС, США, Россия, сербская община объявила о создании Сербской республики в  Боснии. Противостояние переросло в  вооруженный конфликт, с участием различных вооруженных формирований, начиная от мелких вооруженных групп и заканчивая ЮНА. Босния и Герцеговина на своей территории имела огромное количество техники, вооружения и боеприпасов, которые находились там на хранении или были оставлены покинувшей республику ЮНА. Все это стало прекрасным горючим для разгоревшегося вооруженного конфликта.

В своей статье бывший премьер-министр  Великобритании М. Тэтчер писала: «В Боснии происходят страшные вещи, и, похоже, будет  еще страшней. Сараево подвергается непрерывному обстрелу. Горажде осаждено и вот-вот будет занято сербами. Там, вероятно, начнется массовая резня… Такова сербская политика «этнической  чистки» то есть изгнания из Боснии несербского населения…

С самого начала якобы независимые  сербские военные формирования в  Боснии действуют в тесном контакте с главным командованием сербской армии в Белграде, которое фактически содержит их и снабжает всем необходимым  для ведения войны. Западу следует  предъявить правительству Сербии ультиматум, потребовав, в частности, прекратить экономическую поддержку Боснии, подписать соглашение о демилитаризации  Боснии, способствовать беспрепятственному возвращению в Боснию беженцев и  др.»7

Прошедшая в августе 1992 г. в Лондоне международная конференция  привела к тому, что лидер боснийских сербов Р. Караджич обещал вывести войска с оккупированной территории, передать под контроль ООН тяжелое вооружение, закрыть лагеря, в которых содержались  мусульмане и хорваты. С. Милошевич  согласился допустить международных  наблюдателей в подразделения ЮНА, находившихся в Боснии, обязался признать независимость Боснии и Герцеговины, уважать ее границы. Стороны свои обещания выполнили, хотя миротворцам  еще не раз приходилось призывать  враждующие стороны к прекращению  столкновений и перемирию.

Очевидно, что международное  сообщество должно было потребовать  от Словении, Хорватии и затем Боснии и Герцеговины дать определенные гарантии национальным меньшинствам, проживающим на их территории. В  декабре 1991 г., когда война шла  в Хорватии, ЕС приняло критерии признания новых государств в  Восточной Европе и в бывшем Советском  Союзе, в частности, «гарантий прав этнических и национальных групп  и меньшинств в соответствии с  обязательствами, принятыми в рамках СБСЕ; уважение нерушимости всех границ, которые не могут быть изменены иначе  как мирными средствами с общего согласия»8. Этот критерий не очень строго соблюдался, когда речь шла о сербских меньшинствах.

Интересно, что Запад и  Россия на этом этапе могли предотвратить  насилие в Югославии, сформулировав  четкие принципы для самоопределения  и выдвинув предварительные условия  признания новых государств. Юридическая  база имела бы огромное значение, поскольку  оказывает решающее влияние на такие  серьезные вопросы, как территориальная  целостность, самоопределение, право  на самоопределение, права национальных меньшинств. Россия, безусловно, должна была быть заинтересована в выработке  таких принципов, поскольку она  сталкивалась и до сих пор сталкивается с подобными проблемами на пространстве бывшего СССР.

 

Заключение

Агрессия против Югославии  замышлялась как краткосрочная  военная кампания, своего рода телевизионное  кибернетическое шоу "точечных бомбардировок" без участия наземных войск с  тем, чтобы, быстро поставив противника на колени, под звуки победных фанфар провести юбилейные торжества по случаю 50-летия НАТО и принять  новую концепцию блока, закрепляющую его господствующее положение в  мире. Однако стойкость и выдержка сербского народа, сплотившего свои ряда против иностранной агрессии, скомкали планы США. Последующие  дни породили чудовищный термин - "гуманитарные бомбардировки". Западная пропаганда трубила о гуманитарной катастрофе на территории Косова. На деле такой  катастрофы до развязывания натовской  агрессии там не было. Она возникла только после начала агрессии под  влиянием ряда факторов. Во-первых, действий албанских террористов, подстрекавших  местное албанское население  и запугивавших его утверждениями  о предстоящих "сербских зверствах". Во-вторых, действительным продвижением югославских сил безопасности и  армии и вытеснением ими албанских  террористов с территории Косова, где их дальнейшие действия в условиях внешней агрессии становились недопустимыми. И, в-третьих, самими "гуманитарными  бомбардировками" НАТО, от которых страдало и мирное население. В результате десятки, а затем и сотни тысяч албанских беженцев устремились за пределы Косова, главным образом на территорию Албании и в Македонию, что было дополнительно использовано западной пропагандой против Югославии и в оправдание действий НАТО. О бедственном положении сербского народа, выдерживавшего массированные бомбардировки мощнейшего военного блока в условиях жесточайшей экономической блокады и несшего серьезные потери среди мирного населения, никто не думал.

Информация о работе Балканский кризис конца XX века