Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 22:15, курсовая работа
Актуальность исследования связана с потребностью дальнейшего совершенствования системы органов местного самоуправления, а именно, выявления механизмов и принципов управления, обеспечивающих эффективную деятельность органов представительной власти на местном уровне; с созданием слаженного механизма взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления; с совершенствованием системы самоуправления как неотъемлемого института народовластия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….......…3
ГЛАВА 1. ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ..........................9
ПОДГОТОВКА ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА............9
ГЛАВА 2. ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА 1870 ГОДА. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ…………….....23
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ГОРОДСКОЙ РЕФОРМЫ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГОРОДСКОЙ РЕФОРМЫ 1870 ГОДА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………….....…...36
Широкое распространение в земствах получила организация мелкого поземельного кредита для содействия сельским общинам в покупке и аренде земли. Многие земства организовывали ссудосберегательные товарищества, кустарные артели, выдавали продовольственные и денежные пособия голодающим крестьянам, ходатайствовали о понижении платимых крестьянами выкупных платежей, о замене подушной подати всесословным подоходным налогом, о содействии переселению крестьян. Но все эти меры не в состоянии были коренным образом облегчить положение деревни. Определенную роль здесь, конечно, сыграла нехватка земских средств (источники поступления которых, как указывалось выше, были ограничены), но главное все же заключалось не в этом. За редким исключением даже самые либерально настроенные земские деятели были помещиками, которым претила сама мысль о переделе земель.
Деятельность земских учреждений в России не ограничивалась только культурно-хозяйственными вопросами. Они стремились играть роль и в политической жизни страны. 1
История земского либерализма – это составная часть истории российского либерализма. Стоит сосредоточить внимание на первом выступлении земства на политической арене, которое относится к концу 1870-х годов. Именно в этот период наметились основные пункты политической программы земского либерализма: расширение сферы деятельности земства посредством передачи ему административно-политических функций на местах и распространения принципов самоуправления на верхние этажи государственного устройства России, а также обеспечение элементарных гражданских свобод – личности, слова, печати, собраний и т.д.
Таким образом, земства, хотя и ограниченные в правах, показали свою жизнеспособность, приспособленность к местным условиям и требованиям жизни. Вопреки законодательным запретам земства превратились в очаги общественной деятельности либерального дворянства. Возникновение в 70–80-х годах 19 века земского либерально – оппозиционного движения, с которым было вынуждено считаться правительство, стало важным фактором общественно-политической жизни страны.
ГЛАВА 2. ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА 1870 ГОДА. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
2.1 ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ГОРОДСКОЙ РЕФОРМЫ
Весной 1862 года началась работа по разработке проекта городской реформы. В губернских и уездных городах создались 509 комиссий, основной задачей которых было составление предложений по реорганизации городского управления. Естественно, что большинство комиссий высказалось в пользу того, чтобы избирательные права были доступны всем слоям городского населения. Однако так называемый принцип «всесословности» не устраивал правительство, что существенно затягивало процесс рассмотрения проекта городового положения.
Министерство внутренних дел под руководством П.А. Валуева составило сводку материалов собранных комиссиями, и на ее основании в 1864 году выработало «Городовое положение». В марте 1866 года этот проект был вынесен на обсуждение Государственного совета, где благополучно пролежал «без движения» еще 2 года. Подготовка городской реформы проходила в условиях усиления реакционного курса самодержавия. Когда затягивать и откладывать проведение реформы стало более не возможным, решено было таки принять принцип «всесословности», и Александр II 16 июня 1870 года утвердил измененный проект «Городового положения», которое стало законом. Это стало началом второй значимой реформы местного самоуправления.1
Компетенция городского управления была тесно ограничена рамками хозяйственных вопросов, что было оговорено в статье 2 «Городового положения». А именно было определено, что к предметам городского управления принадлежат:
Согласно статье 15 «Городового положения» под учреждениями городского самоуправления подразумевалось:
Городское избирательное собрание было малофункциональным. Единственной его задачей было, согласно статье 16, собрание для избрания гласных в городскую думу один раз в 4 года.
Городская дума избиралась раз на 4 года, и стать ее членом мог каждый, кто имел право голоса, исключение было указано в статье 35, согласно которой число «нехристиан» не должно было превышать третью часть от общего числа гласных. Возглавлял городскую думу городской голова, который избирался тоже на 4 года из числа гласных и не мог быть еврейской национальности.
Основными функциями городской думы являлись:
Расходы на содержание и функционирование думы включали в себя расходы на управление, на общественные здание и помещения, на городские займы, на учебные и благотворительные заведения, на содержание воинских частей, полиции, тюрем.
Заседания городской думы назначались в 3-х случаях: по желанию городского головы, по желанию губернатора или же по требованию не менее пятой части гласных. Порядок вынесения предложения на всеобщее обсуждение с целью принятия его во многом схож с процессом вынесения предложения в нынешних местных городских советах. Точно так же как и сейчас, в то время гласный, который намеревался вынести на заседание городской думы предложение, должен был сообщить городскому голове о сути оного предложения за 3 дня. В случае нарушения данной процедуры, обсуждения по предложению могли состояться, но решение по нему откладывалось до следующего заседания.
Третьим органом городского управления была городская управа, которая также избиралась на 4 года, но половина ее состава должна была обновляться каждые 2 года. В статье 72 «Городового положения» описаны функции управы:
Городская управа могла признать указание (определение) городской думы незаконным большинством голосов, и не приводить данное указание в действие, о чем должна была известить городскую думу. В таких случаях для решения данного вопроса необходимо было вмешательство губернатора.
Таким образом, выходит, что как и земства, органы городского самоуправления зависели от государственных бюрократических и полицейских учреждений. И все же, создание новых органов самоуправления способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, и существенно помогло развитию торговли и промышленности в российских городах.
2.2 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ,
ОСОБЕННОСТИ И ИСТОРИЧЕСКОЕ
Согласно «Городовому положению» в России в 509 городах вводились новые формально бессословные органы городского самоуправления - городские думы, которые избирались раз на 4 года. Право избирать и быть избранным получили лишь обладавшие определенным имущественным цензом плательщики городских налогов. По размерам уплачиваемого ими городу налога они разделялись на три избирательных собрания: в первом участвовали наиболее крупные плательщики, уплачивающие треть общей суммы городских налогов; во втором - средние налогоплательщики, уплачивающие также треть налогов; в третьем - мелкие налогоплательщики, которые выплачивали оставшуюся треть налогов.
В выборах в органы городского самоуправления принимал участие довольно широкий круг избирателей. Предъявленные требования сводились к следующему (статья 17 «Городового положения»):
Не допускались к выборам лица, которые ранее были судимы, снятые с должности, подследственные и лица лишенные духовного сана.
Все городские избиратели в соответствии с имущественным цензом. Согласно статье 24 все лица, которые имели право участвовать в выборах, заносились в избирательные списки по мере убывания суммы сборов с них и делятся на три группы (курии) по одной трети всех собранных сборов. Каждая группа выбирала треть от общего числа гласных таким образом, на первые две трети всех избирателей, по имущественному положению, приходилось максимальный процент избранных гласных. Это и определило доминирующую позицию крупной и средней буржуазии в городской думе, которая теперь очень легко могла защищать интересы своего капитала и была заимствована у Пруссии.
Таким образом, данная реформа отдавала городское управление в руки купечества, которое своим богатством значительно возвышалась над остальными сословиями. Юридическая всесословность фактически привела к преобладанию одного сословия.
Выборы и деятельность городских дум находились под неусыпным контролем государственных чиновников. Так городской голова избирался из числа гласных губернатором, или, в крупных городах, министром иностранных дел.1
Процесс же внедрения городского самоуправления в различных регионах проходил по-разному и имел разные последствия.
Поскольку московское городское управление, которое при всем своем не высоком уровне организации в тот период, все-таки являлась образцом для других городов России. Распорядительную думу заменила Городская дума, которая была наделена более широкими правами общественного управления. Результатом внедрения городской реформы было: практически неконтролируемое и неуправляемое разрастание города под давлением интересов фабрикантов, землевладельцев, купечества. В застройке города стали появляться и множиться новые типы зданий - доходные жилые многоквартирные дома для наиболее обеспеченных слоев населения, казармы для рабочих, крупные магазины, здания банков, железнодорожные вокзалы. Проявлением зачатков капитализма было появление доходных домов - построенных не для обслуживания владельцев, а с целью получения дохода от сдачи его в аренду. Потребность как в жилых, так и в торговых площадях была очень высокой, стоимость строительных участков в центре все время возрастала. Следствием было увеличение высоты зданий. Уже в 1874 году был построен пятиэтажный дом на Ильинке.
Особенности Петербургской Городской думы заключались в том, что любой городской обыватель при желании мог узнать, чем занимаются его представители и о чем они говорят, что обсуждают, какие группы и партии они образуют. В думе появилась оппозиция - так называемая интеллигентная партия. Она не была достаточно организованной, но ее представляли незаурядные личности, оставившие значимый след в истории. Результатами работы городской думы было строительство водопровода, появление конных маршрутов коих стало 26 общей продолжительностью 84 версты. Благодаря думе за 3 года в городе открылось 72 новые школы. Стало развиваться здравоохранение особенно после эпидемии тифа в 1877 году. В 1881 году была открыта Военно-Медицинская академия. В 1880 году в Петербурге прошел успешное испытание первый трамвай.
Городовая реформа 1870 года сразу же даровала Городовое положение многие городам Украины, готовность которых к новому самоуправлению была неоспорима . Реформа очень способствовала развитию Харькова, который стал не только административным и культурным, но промышленным, финансовым и транспортным центром. Всесословный характер реформированных органов городского самоуправления позволил привлечь в муниципальной деятельности наиболее образованную и подготовленную часть населения, в первую очередь интеллигенцию. Перед городским самоуправлением возникли новые, более сложные задачи по организации и управлению городским хозяйством. Количество жителей города существенно возросло, и управление вынуждено было решать актуальнейшие проблемы, такие как водоснабжение, канализация, благоустройство улиц и площадей, порядок на рынках и базарах, поддержание санитарно-эпидемиологической обстановки.